Образцы программ для воскресных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образцы программ для воскресных



ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

ОБРАЗЦЫ ПРОГРАММ ДЛЯ ВОСКРЕСНЫХ

ШКОЛ


Настоящее издание осуществляется совместно Отделом по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата и Круглым столом по религиозному образованию и диаконии в Русской Православной Церкви и представляет собой сборник программ воскресных школ, подготовленных в Православной Гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского (Академгородок, Новосибирск), в приходе храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках (г. Москва), в приходе Троицкого собора г. Подольска и являющихся результатом многолетней работы преподавателей упомянутых школ. В данный сборник также вошли рекомендаций по порядку изложения материала в ходе преподавания Закона Божия д-ра К. Тарасар (США).


Настоящий сборник вероучительных программ содержит разработки авторов, утверждающих концепцию многолетнего воспитания и обучения в приходской воскресной школе (ПВШ). Действительно, в условиях, сегодняшней расцерковленности всего российского общества к сознательной к прочной вере можно прийти лишь путем духовного труда и самопонуждения. А для детей этот путь выражается в систематическом обучении в ПВШ и регулярном участии в богослужениях и таинствах при неослабном внимании и благочестивой ревности родителей. Именно на такое заинтересованное отношение к жизни в Церкви и в приходской воскресной школе ориентированы предлагаемые программы и тематические планы. Труды, программы, систематические нагрузки... А выдержит ли их ребенок, учащийся в общеобразовательной школе 5-6 дней в неделю? В том и особенность жизни хорошей приходской воскресной школы, что пребывание в ней для детей - праздник.

Программа ПВЩ при храме Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Новосибирском Академгородке достроена так, что главное в ней - Пасхальная радость. И не только на Пасху, а в течение всего года, потому что памятование о Спасении нашем благодатью Воскресшего Господа Иисуса Христа проходит красной нитью через все темы всех пяти лет занятий. А там где радость, всякая усталость преодолевается. Достигается же радость занятий через включение преподаваемых религиозно-церковных знаний и умений в живую ткань богослужебной и приходской жизни, через особую подготовку и участие в праздниках. Настоятель храма и вдохновитель программы, магистр богословия протоиерей Борис Пивоваров является одним из безусловных лидеров в сегодняшнем православном образовании. Учебно-методические пособия, разработанные его прихожанами - педагогами, им самим или при его участии, "Родная история", "Евангелие в нашей жизни" хорошо известны своими достоинствами и широко используются во многих епархиях. К публикуемым в настоящем сборнике программам предполагается выпустить в недалеком будущем учебные пособия. Помолимся об успехе этого дела.

Другая включенная в сборник программа для пяти лет обучения представлена руководителем детской воскресной школы московского храма успения Пресвятой Богородицы в Печатниках М. А. Белотеловой. Программу отличает большое разнообразие предусмотренных занятий, в особенности с детьми младшего возраста, внимание к раскрытию индивидуальных творческих способностей каждого ребенка, высокий уровень методической оснащенности (используется богатый иллюстративный материал, продуманно чередуются виды деятельности на уроке и т. д.). В программе чувствуется забота автора о том, чтобы найти путь к сердцу каждого ребенка, помочь ему прийти к Богу, воцерковиться. Особое внимание уделяется научению ребенка молитве личной и соборной, взращиванию в нем потребности молиться, сознательному и радостному включению в богослужение.

В обеих программах чувствуется упование авторов на благодатную Божию помощь, без которой никакие усилия педагога не дадут благого плода, радость совместного с детьми приближения к Богу.

Последние две публикации дают примеры умелой организации учебного процесса в воскресной школе, педагогически грамотного распределения материала для преподавания детям разных возрастных групп. Это тематические планы, которые могут быть весьма полезными на стадии формирования приходской воскресной школы.

Ведущий референт Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата

диакон Игорь Киреев


ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ

Программы по Закону Божию для детей младшего и среднего школьного возраста на пять лет обучения,

подготовленные в Православной Гимназии имя преподобного Сергия

Радонежского Академгородка Новосибирска по благословению Преосвященнейшего Сергия, Епископа Новосибирского и Бердского

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

"ЗАКОН БОЖИЙ" — это традиционное для Русской Православной Церкви наименование цикла учебных предметов, составляющих основу церковного образования и воспитания в России.

Если слово "Закон" относить только к Ветхозаветным временам "Закон дан через Моисея" (Ин. 1, 17), а мы, христиане, живем, по явлении Благодати], то наименование "Закон Божий" может показаться устаревшим или неточным. Тогда более подходящим может стать наименование "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ". Если же вспомнить святые псалмы/ "Но в Законе Господни воля его и в Законе Его поучится день и нощь" (Пс. 1, 2); "Светильник ногама моима Закон Твой, и свет стезям моим" (Пс. 118, 105)], которые не потеряли своей актуальности, то наименование "Закон Божий" не покажется случайным или неудачным. Лучше согласиться, что оба названия говорят об одном — о начальном образовании в духе православной церковности.

В дореволюционной школе курс "Закона Божия" включал в себя следующие учебные дисциплины: "Обучение молитвам", "Священная история Ветхого и Нового Завета", "Учение о Богослужении Православной Церкви", "Катехизис" и "Церковная история". Иногда в качестве самостоятельных дисциплин изучались церковно-славянский язык и церковное пение. Насколько подробно и тщательно были разработаны все эти дисциплины показывают материалы библиографического справочника "Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения наследия" (Новосибирск, 1996).

В настоящее время преподавание Закона Божия только возрождается. Всего около десяти лет прошло с тех пор, как в России вновь открылись первые воскресные школы, а православным гимназиям и того меньше лет. И сразу же встал вопрос об учебно-методическом обеспечении этих школ. Параллельно возник вопрос о программах для факультативного преподавания Закона Божия или Основ Православия в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

С 1990 года работа над программами и учебно-методическими пособиями для воскресных школ, православных гимназий и факультативов по


Закону Божию ведется в приходе церкви Всех Святых в земле Российской просиявших Академгородка Новосибирска. Учрежденная приходом Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, разрабатывая программу непрерывного религиозного образования, уже подготовила ряд программ и учебно-методических пособий, которые проходят апробацию в разных городах и школах. В настоящем выпуске предлагается программа по Основам Православия (Закону Божию) для детей младшего и среднего школьного возраста, рассчитанная на пять лет (или пять циклов) обучения.

* * *

Преподавание Закона Божия в православной традиции всегда преследовало религиозно-познавательные и духовно-нравственные цели. Но если в дореволюционной школе через преподавание Закона Божия оформлялись и закреплялись церковные знания и навыки, полученные в семье и храме, то в современной воскресной школе, православной гимназии и на факультативах по Закону Божию закладываются только основы церковных знаний, и прививаются лишь первоначальные навыки церковной жизни.

Учитывая это обстоятельство и то, что на преподавание Закона Божия в Синодальный период (до 1917 года) наложил значительный отпечаток схоластический метод преподавания церковных дисциплин, присущий духовным академиям и семинариям того времени, составители настоящих программ с самого начала своей церковно-педагогической работы стали искать новые подходы к преподаванию Закона Божия. Эти поиски постепенно привели к тому, что был найден стержень, на котором теперь строится весь новый курс Закона Божия.

Таким стержнем стало Пасхальное Благовестие. Весь библейский, литургический, святоотеческий и церковно-исторический богословский материал свидетельствует о ВЕРЕ ЦЕРКВИ в то, что наше спасение — наша Пасха — пострадавший за нас и Воскресший в третий день Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. "Пасха наша — Христос заклан за нас" (1 Кор. 5, 7).

Мы желаем спастись! И потому принимаем Святое Крещение во образ смерти и Воскресения Христова, за каждой Литургией прославляем Воскресшего Христа Бога нашего, причащаемся Святых Христовых Тайн, принимая их как залог нашего воскресения, стараемся жить по заповедям Христовым, ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века с Воскресшим Христом. Поэтому, каких бы вопросов бы мы ни касались при изучении Закона Божия — наше спасение благодатию Воскресшего Спасителя нашего остается главной темой и основой всей учебно-воспитательной методики.

Настоящая программа рассчитана на пять лет и построена по концентрическому принципу, суть которого в том, что основная идея, или


тема, являющаяся стержнем всего пятилетнего курса, раскрывается каждый год в новом аспекте. Эта тема — спасение человечества и каждого из нас через искупительную жертву и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Каждый год имеет свою тематику, но она обязательно связана с этой заглавной темой.

пятилетний курс закона Божия:

Й год. Церковная история.

Итак, общая тема всего курса Закона Божия — наше спасение по благодати Воскресшего Христа (Пасхальное Благовестие).

Задача современной православной духовной школы — приблизить своих воспитанников к литургической жизни Церкви и ее благодатному святоотеческому наследию. Эту же задачу в начальной стадии ставит и настоящий курс Закона Божия.

Наилучшее содействие такому обучению оказывает непосредственное участие детей в церковных службах. Каждая новая церковная служба — это тоже урок, священный урок, который освящает и запечатлевает в душе ребенка знания, полученные на занятиях по Закону Божию. Церковная молитва и причащение Святых Христовых Таин благодатно влияют на душу ребенка и помогают правильному духовному росту маленького человека.

На Божественной Литургии детям следует поручать спеть или прочитать отдельные молитвы, выполнить отдельные поручения (следить за свечами, помогать раздавать причастникам теплоту, старшим поручать смотреть за младшими и подводить их ко причащению).

Особенное внимание должно уделяться подготовке к церковным праздникам: Пасхе, Рождеству Христову, престольному празднику прихода, Дню славянской письменности и культуры (память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия).

Для старших детей очень важно организовывать паломнические поездки, хотя бы в соседний приход. Занятия в летнем лагере помогут закрепить то, что было изучено в течение года.

Перед Пасхой дети могут заниматься раскрашиванием пасхальных яиц, подготовкой альбомов, открыток и т. д. К Рождеству Христову можно подготовить праздничный концерт с церковными песнопениями, колядками, стихами и сценическими действиями. Ко Дню славянской письменнос-


ти и культуры можно также подготовить концерт с чтением гимнов в честь славянских первоучителей, чтением азбучных молитв, сценами из жизни святых братьев. К престольному празднику прихода можно подготовить праздничный стенд или стенную газету.

Начинать и заканчивать учебный год в воскресной школе следует молебном. Перед началом учения служится молебен, специально предназначенный для этого, а по окончании учебного года — благодарственный. Хорошо провести чаепитие и с участием родителей сделать эти дни особенно радостными для детей.

В течение учебного года следует провести несколько уроков-повторений или опросов. Опросы можно проводить в виде викторин, кроссвордов, соревнований. Детям, показавшим усердие и хорошие познания, можно вручать иконы, церковные книги и другие подарки.

Молитвы должны повторяться на каждом уроке.

Желательно, чтобы на каждом уроке звучало Евангельское слово (притча, заповедь, отдельный стих или изречение Иисуса Христа).

Очень важно на каждом уроке привести хотя бы один яркий назидательный пример из жизни Святых или запоминающееся изречение Святых людей и подвижников благочестия.

Очень большое значение в деле церковного обучения имеет церковное пение. Если нет возможности устраивать отдельные уроки но церковному пению, то тем более надо заботиться о том, чтобы молитвенному пению уделять часть времени от каждого урока.

Для младших детей можно организовывать уроки рисования и раскрашивания картин с церковными сюжетами. Можно использовать книжки-раскраски. (Есть, например, такая книжка с названием "Литургия").

Показ на занятиях священных книг, икон, церковное пение и рисование, просмотр слайдов и видеофильмов на церковные темы, прослушивание церковных записей — все это также содействует усвоению Закона Божия.

Тема каждого урока раскрывается через отдельные элементы, которые могут быть использованы для проведения любого занятия.

систематический перечень элементов урока:

ПРОГРАММЫ

Й год обучения.

Тема года: "ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ".

(Ознакомительный курс).

первые две темы — вводные.

тема 1: "ТВОЕ СВЯТОЕ ИМЯ".

Урок знакомства. Можешь ли ты назвать свое имя полностью — так, как оно приводится в церковном календаре? Знаешь ли ты, в честь какого Святого (какой Святой) ты получил (получила) имя во Святом Крещении? День тезоименитства (в обиходе — День Ангела).

Кто, когда и как нарекает имя человеку (младенцу)? Пример наречения имени из Евангелия: Лк. 1 глава. (Чтение и пересказ).

Что означают наши христианские имена? Перевод имен из православного греческого месяцеслова: Александр, Николай. Ирина, Зоя, Анастасия. Перевод других имен из церковного календаря.

Почему человека, получившего святое христианское имя (при крещении или перед крещением; молитва на наречение имени может быть прочитана священником на 8-й день) не следует называть, употребляя прозвища и клички.

[Для младших школьников можно ввести игровой элемент, когда все дети спрашивают друг друга: "КАК ТВОЕ СВЯТОЕ ИМЯ?" В ответ каждый называет правильно свое имя. Это помогает детям сразу познакомиться и создать в группе атмосферу христианской любви и доброжелательности ].

Как называть свое имя, подходя к исповеди и Святому Причащению.

Церковное звучание имен наших родных, друзей. Перевод этих имен (если имеют перевод).


тема 2: "ПРИВЫЧНЫЕ СЛОВА И ПРЕДМЕТЫ'.

Что в окружающем нас мире, в окружающей жизни говорит нам о Христианстве, о Церкви, о церковных традициях и обычаях?

О чем постоянно напоминают нам наши календари? (Год указывает на Рождество Христово, от которого прошло почти 2 тыс. лет; Воскресение Христово вспоминается каждую неделю).

Названия церковных праздников: Пасха, Троица, Крещение и т. д.

Радоница, пасхальное шествие к могилам наших усопших родных.

Названия городов: Благовещенск, Архангельск, Петропавловск, Ставрополь (Город Креста), Петербург и др.

Фамилии: Вознесенский, Успенский, Преображенский, Никольский, Мироносицкий, Архангельский и др.

О чем гласит красный крест на автомобиле "Скорой помощи"?

Слова "спасибо" и "прощай".

Христианские истоки нашей родной истории и культуры. Церковные сюжеты в русской литературе и искусстве (пример: стихотворение А. С. Пушкина на слова молитвы Преподобного Ефрема Сирина "Отцы пустынники... ").

Церковь и церковная жизнь в истории Отечества. (Пример: Куликовская битва).

тема 3: "НАШ ХРАМ"

Где находится наш приходской храм? В честь кого он носит имя? В какие дни мы чаще всего приходим в храм? (Воскресенье).

Повесть временных лет о послах князя Владимира в Софии Константинопольской. ("Такой красоты нигде не видели!")

Что мы видим в нашем храме? Что слышим? Что мы делаем в храме?

Колокольный звон. Крест. Иконы. Алтарь. Свечи.

Исповедь и Причащение Святых Христовых Тайн.

Другие храмы нашего города. Какие мы знаем храмы в Киеве, Москве, Петербурге, других городах? Храмы Московского Кремля. Кто бывал в этих храмах? (Слайды, фото, альбомы).

тема 4: "КРЕЩЕНИЕ РУСИ"

Выражение "Святая Русь!" Молитва: "Русь Святая! Храни веру Православную, в нейже тебе утверждение". (Из стихиры Всем Святым, в земле Российской просиявшим). Мф. 28, 19-20.

Многочтимые Святые Русской Православной Церкви.

Празднование в 1988 г. 1000-летия Крещения Руси.

"Повесть временных лет" Преподобного Нестора Летописца о Крещении Руси. Икона В. М. Васнецова "Крещение Руси". Стихотворение А. Толстого, посвященное Крещению Руси.


Крещение Руси и наше крещение. Крещение Руси как начало церковной жизни в нашем Отечестве. Наше крещение как начало нашей церковной жизни.

Наши крестные родители. Молитва за своих крестных родителей. Почему нам всегда следует помнить о своем крещении.

Тема 5: НАШИ МОЛИТВЫ

Молитва — наше общение с Богом. "Молитва — царица добродетелей" (Святитель Иоанн Златоуст).

Какую молитву мы чаще всего слышим в храме? ("Господи, помилуй!" Потому что всегда и во всем нуждаемся в милости и помощи Божией).

Краткие молитвы: "Господи, благослови!" "Господи, помоги!" "Господи, прости!" "Пресвятая Богородице, спаси нас!" "Святый Ангеле Хранителю, моли Бога о мне!"

Молитва "Отче наш". Откуда и как мы научились этой молитве?

Молитва "Богородице Дево, радуйся!". Из каких евангельских слов составлена эта молитва?

Как в молитвах своих мы славословим Бога, благодарим Его, просим прощения за свои грехи и молимся о своих нуждах. Пример спасительного действия молитвы. (Из житий Святых).

Молитва домашняя утром и вечером. Молитва перед принятием пищи и после трапезы. Молитва перед учением. Молитва за родителей, за родных и друзей.

Необходимость молитвы за всех умерших христиан, за усопших близких и родных.

Удивительная заповедь из послания Святого Апостола Павла: "Непрестанно молитесь!" (2 Сол. 5, 17). Иисусова Молитва.

тема 6: "КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ"

Крест Христов. Евангелие о распятии Иисуса Христа, крестной смерти и славном Воскресении.

Чем мы обычно сопровождаем свою молитву? (Крестным знамением). Правильное перстосложение, его значение. В какие моменты церковной службы и домашней молитвы мы знаменуем себя крестом? (При троическом славословии, при чтении Трисвятого, "Приидите поклонимся", на каждом прошении ектений, при начале или окончании молитвы).

Смысл и значение крестного знамения. (Священнодействие, через которое мы желаем привлечь себе спасительную силу Божию - Божественную Благодать, которая заступает, сохраняет и милует нас).

Молитва "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим".

 


Молитва "Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста... "

Благословение Крестом в храме. Крестообразное благословение архиерея, священника, родителей.

Крест на куполах храмов, на священных одеждах, сосудах и т. д. Крест над могилой православного христианина.

Крест — великая церковная святыня, которая всегда с нами.

тема 7: "ВОСКРЕСЕНЬЕ - ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ"

Какой день недели (седмицы) всегда напоминает нам о Воскресении Иисуса Христа? Пасха — Светлое Христово Воскресение. Пасха — радость о Воскресении Христовом.

Воскресный день в жизни православного христианина. Как мы должны стараться проводить Воскресный день. Святость Воскресного дня.

Каждый Воскресный день Церковь через Богослужение и особенно через причащение Святых Христовых Тайн обновляет в нас пасхальную радость.

О чем говорит нам Воскресная церковная служба? Пасхальные признаки этой службы. (Молитва "Воскресение Христово видевше", другие пасхальные элементы службы).

Икона Воскресения Христова: "Сошествие Христа во ад".

тема 8: "БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ"

Литургия как пасхальная служба. Тайная (Таинственная) Вечеря и установление Таинства Святого Причащения. Евангелие о Тайной Вечери. Заповедь Иисуса Христа: "Сие творите в Мое воспоминание!" Молитва: "Вечери Твоея... ".

Литургия как Жертва. Христос — Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира и искупивший нас, принеся Себя в Жертву за наши грехи. Наше участие в Литургии. Проскомидия, просфора.

Литургия как Евхаристия (Благодарение). За что мы всегда должны благодарить Господа? Чем мы можем лучше всего выразить свою благодарность Богу? (Участие в Евхаристии).

Икона "Тайная Вечеря".

тема 9: "ЕВАНГЕЛИЕ"

Евангелие — благая, радостная Весть о Воскресшем Спасителе нашем, о Его Рождестве, учении, чудесах и о том, что совершил Иисус Христос ради нашего спасения.

Значение слова "евангелие" в дохристианские времена.

Слово "Евангелие" у Христа и Апостолов.

Имена Святых Евангелистов.


Где в храме находится Святое Евангелие? Когда оно читается? Как мы относимся к этой Святой Книге?

Благословение детей (Мк. 10 глава).

Что мы знаем из Евангелия? (События из земной жизни Иисуса Христа, притчи, чудеса, заповеди).

Древнерусские миниатюры в Евангелии.

тема 10: "ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ"

Пасха Христова — праздников Праздник. Время каких великих церковных праздников зависит от времени Пасхи, и каких не зависит?

Как Церковь готовит нас к великим праздникам? (Многодневные посты, говение). Спасительный смысл церковных праздников и постов.

Воскресный день как празднование в честь Воскресшего Христа Бога нашего.

Праздники в честь Святых Угодников Божиих и многочтимых икон.

Престольный (храмовой) праздник.

Праздник в честь Святого, имя которого дано мне при Святом Крещении.

Заповедь Божия о почитании праздничного (Святого) дня.

Божественная Литургия как средоточие и вершина церковного праздника. Наставление Преподобного Серафима о том, что именно Причащением Святых Христовых Тайн мы наилучшим образом можем почтить церковный праздник.

Как проводить праздничный день? (Литургия. Домашняя молитва. Чтение Священного Писания и душеполезных книг. Служение ближним).

тема 11: "ЗАПОВЕДИ БОЖИИ"

Что такое ЗАПОВЕДЬ? Какие заповеди Бога людям чрез пророка Моисея? Заповеди Господа нашего Иисуса Христа (из Евангелия, в частности, из Нагорной проповеди).

Заповедь о почитании родителей. Значение слов "почитать", "чтить".

Грехи против этой заповеди и обещание Божие за хранение этой заповеди. Пример Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Молитва за родителей. Родительское слово. Родительское благословение.

Заповедь о том, чтобы не говорить пустых, худых и скверных слов.

Тяжесть греха сквернословия.

Заповедь о милостивом отношении к людям, о милостыне. Тяжесть греха воровства.

Другие заповеди Христовы. Заповедь о прощении ближнего. Прощеное Воскресенье.

Первая и большая заповедь (двуединая заповедь о любви к Богу и ближнему). Примеры из Евангелия и жизнеописаний Святых.


Заповеди и наше спасение.

заключительная тема 12: "ДЛЯ ЧЕГО МЫ ИЗУЧАЕМ ЗАКОН БОЖИЙ?"

Занятие-беседа по пройденным темам.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Дополнительным материалом к курсу "Первые шаги в церковной жизни" могут стать уроки, посвященные великим церковным праздникам, которые празднуются в течение учебного года: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим и Пасха, Вознесение Господне и День Святой Троицы.

Церковный календарь, как камертон, задает тональность всей церковной жизни. Поэтому уроки, посвященные этим праздникам могут входить в программу ознакомительного курса.

Примерный план урока:

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Крещение Иисуса Христа и начало Его проповеди о Царстве Небесном.

 


Евангельское повествование о Крещении Иисуса Христа. Святой Иоанн Креститель. (Евангелие от Матфея, гл. 3, стих 13—17).

Почему Крещение Господне называют также Богоявлением? Как совершилось явление Святой Троицы во время Крещения Иисуса Христа во Иордане (голос Бога Отца, Бог Сын и Святой Дух в виде голубя). Как рассказывает тропарь праздника об этом явлении.

Икона "Крещение Господне". Рассказ о Крещении Господа Иисуса Христа в реке Иордан (по иконе). Река Иордан (паломничество на Иордан сегодня).

Крещенский сочельник. Великое водоосвящение. Рассказ о том, как под открытым небом освящается вода, как хранят и принимают православные христиане святую воду. Окропление домов и квартир святой водой.

Крещение Господне и наше крещение. Таинство святого Крещения — дверь в Церковь Христову и начало пути ко спасению.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Ожидание пришествия в мир Христа Спасителя в Ветхом Завете. Важнейшие пророчества и прообразы.

Церковное предание о Праведном Симеоне Богоприимце (его участие в переводе Священных книг Ветхого Завета и обещание, данное ему через Ангела). Почему Церковь наименовала его Богоприимцем. Песнь Праведного Симеона.

Евангельское повествование о Сретении Богомладенца Христа в Иерусалимском храме (Евангелие от Луки., глава 2).

Значение слова "Сретение".

Икона праздника Сретение Господне. Тропарь праздника.

Когда в храме читается или поется молитва "Ныне отпущаеши... "?

2-й год обучения. Тема года: "ЕВАНГЕЛИЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ"

предисловие к программе

В программе первого года обучения Основам Православия ("Первые шаги в церковной жизни") имеется тема "ЕВАНГЕЛИЕ". На занятиях по этой теме преподаются первоначальные сведения об Евангелии: Евангелие — это Благая, радостная весть о Воскресшем Спасителе нашем, значение слова "Евангелие", благоговейное отношение к этой Книге.

Второй год обучения Основам Православия специально посвящается изучению Евангелия Христова, причем, главная цель занятий — способствовать лучшему восприятию Евангелия, когда оно читается за Богослужением и показать какое место эта Книга должна занимать в нашей жизни. Через Евангелие же происходит первоначальное ознакомление с важнейшими событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета.

 


Последовательное и подробное ознакомление с Евангелием и в целом со Священной историей рекомендуется для последующих самостоятельных занятий (для самостоятельного чтения).

тема 1: "ЕВАНГЕЛИЕ - КНИГА РАДОСТИ И СПАСЕНИЯ".

Евангелие — это Благая, Добрая, Радостная Весть о Христе Спасителе нашем, о Его Воскресении и о нашем спасении. "Радуйтеся!" — призыв Воскресшего Христа мироносицам (Мф. 28, 9). Радость Апостолов, увидевших Воскресшего Иисуса Христа (Ин. 20, 20).

Устная проповедь Евангелия и запись Евангельской проповеди четырьмя Апостолами-Евангелистами (Четвероевангелие). (Проповедали о Воскресшем Христе Спасителе все Апостолы, запись этой Радостной Вести оставили Церкви Христовой четыре Благовестника).

Употребление слова "Евангелие" у древних греков в дохристианские времена. ("То евангелион" — подарок за радостную весть, позднее — сама радостная весть о внезапно дарованном спасении, избавлении, искуплении от погибели, порабощения, разрушения и смерти).

Евангелие Иисуса Христа (Евангелие Христово) — Радостная Весть Иисуса Христа людям о их спасении: "Приблизилось Царствие Божие: покайтесь я веруйте в Евангелие" (Мк. 1, 15). Заповедь Иисуса Христа Апостолам проповедовать Евангелие по всему миру, всей твари, всем народам (Мк. 16, 15; Мф. 28, 19). Что значит "веровать в Евангелие", "проповедовать Евангелие"? (Свидетельство не только словом, но и всей жизнью).

Объяснение наименований: "Евангелие Господа нашего Иисуса Христа", "Святое Благовествование от Матфея". На Богослужении: "От Матфея Святаго Евангелия чтение", (греч — по Матфею"). Церковь Христова хранит Евангелие (Благую, радостную и спасительную Весть) Иисуса Христа. Эту Весть Церковь приняла через устную проповедь и запись (Четвероевангелие) Апостолов-Евангелистов (Благовестников).

Родственные слова: "Ангел" (Вестник Божий); "Евангелие" (Благая Весть) ("ев" — греч. — благо); "Благовещение" (праздник церковный), "Благовест" (радостная весть — призыв церковного колокола), "Благовест" (имя у болгар).

Показ различных изданий Евангелия: на разных языках (греческий, церковно-славянский, русский и др.), различных форматов, с древнерусскими миниатюрами. Если имеется возможность, то показать факсимильное издание Остромирова Евангелия (изд. "Аврора", Л., 1988), 7-й том "Русской Библии" (М., 1992). Если занятие проводит священник, то следует показать Богослужебное Евангелие.

Благоговейное отношение к Евангелию.

 

 


тема 2: "ЕВАНГЕЛИЕ И ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ"

Где мы чаще всего слышим Евангелие? (В храме во время церковного Богослужения). Где в православном храме постоянно находится эта святая Книга? (На самом святом месте — на Престоле в алтаре). Как и когда износится Евангелие для чтения? Значение малого входа на Литургии, изнесение Евангелия на амвон, на средину храма.

Молитвы перед чтением Евангелия в храме ("И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим")- Славословие перед чтением Евангелия и после чтения ("Слава Тебе, Господи, слава Тебе!"). Почему мы наклоняем голову, слушая Евангелие? (Ради особенного внимания и благоговения).

Смысл преднесения светильника (свечи, свечей) перед Евангелием (Свет Христова учения); каждение святым фимиамом перед Евангелием; торжественное шествие с Евангелием на крестном ходе, крестообразное осенение молящихся Евангелием, целование Евангелия (выражение нашей любви ко Христу и Его Благовестию). Целование Евангелия после исповедания грехов (выражение нашей любви к заповедям Христа, твердое обещание жить по этим заповедям).

О чем мы чаще всего слышим в церковном Евангельском чтении? (О Воскресении Христовом на Воскресной Утрени). Икона Воскресения Христова на Богослужебных Евангелиях. Пасхальная песнь после чтения Евангелия (Радостной вести) о Воскресении Иисуса Христа: "Воскресение Христово видевше... "

тема 3: ''ЕВАНГЕЛИЕ - СПУТНИК ХРИСТИАНИНА".

Преподобный Серафим Саровский как пример любви к чтению Святого Евангелия. (Он прочитывал еженедельно Новый Завет, в понедельник — Евангелие от Матфея, во вторник — от Марка и т. д. Постоянно питал свою душу этой прекраснейшей духовной пищей). Евангелие и пасхальная радость Преподобного.

Пример древнего подвижника, который кроме Евангелия ничего не имел, носил всегда эту Книгу с собою и называл ее своим сокровищем. Вернувшись однажды без Евангелия, на недоумение ученика ("Где твое сокровище?") ответил, что продал Евангелие. "Кто тебя этому научил?" спросил ученик и услышал в ответ "Сама книга". (Старец не имел денег и не мог дать денег на лекарство женщине, которая просила за умирающего сына. Старец продал Евангелие и деньги отдал матери). Евангелие Книга Спасения помогла старцу спасти человека. Святой жил Евангелием и сердце его научилось от постоянного чтения этой Книги Жизни величайшей (христоподражательной) добродетели — милосердию.

Вывод: мы должны не только благоговейно слушать Евангелие на Богослужении, по и во всякое другое время стремиться читать эту Книгу

 


Жизни. Тогда вся наша жизнь будет спасительным для нас служением Богу и ближнему.

евангелие

Пусть эта Книга Священная Спутница вам неизменная

Будет везде и всегда. Пусть эта книга спасения Вам подает утешение

В годы борьбы и труда Эти глаголы чудесные, Как отголоски небесные

В грустной юдоли земной, Пусть в ваше сердце вливаются, И небеса сочетаются

С чистою вашей душой.

К. Р.

Какое место сейчас Евангелие занимает среди других моих книг? (В домашней библиотечке, в круге чтения). Что более всего запомнилось мне из Евангелия? Какие Евангельские слова я помню наизусть?

тема 4: "МОЛИТВЫ ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ91

Церковные молитвы и песнопения, текст которых находится в Евангелии: Рождественское славословие Ангелов, Молитва Господня, песнь Праведного Симеона Богоприимца, песнь Богородицы, Заповеди Блаженства, молитва благоразумного разбойника (обычно предшествует чтению или пению Блаженств), молитва мытаря (ею удобно начинать всякую молитву).

Составные молитвы из Евангелия: "Богородице Дево, радуйся!" (Составлена из благовещенских приветствий Архангела Гавриила и Праведной Елизаветы). "Господи, помилуй!" Молитва Иисусова.

Чтение молитв наизусть, чтение по тексту Евангелия этих десяти молитв (семь простых и три составных); краткие комментарии: у какого Евангелиста (для детей среднего школьного возраста — из какой главы) записаны эти молитвы; когда, на каких службах читаются и поются эти Евангельские молитвы. Какие из них мы знаем наизусть? Какие можем сами найти в Евангельском тексте?

тема 5: "СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ'

Евангелие — Новый Завет — Библия. (Евангелие — часть Священного Писания Нового Завета; Священные книги Нового Завета — часть

 

 


Библии). Показ изданий Библии, Нового Завета, Четвероевангелия, отдельных изданий Евангелистов.

Значение слов: "Библия", "Завет", "Ветхий Завет", "Новый Завет", "Писание". Что означает слово "Писания" в Символе веры: "воскресшаго в третий день по Писанием"?

Издание Библии и отдельных книг Священного Писания в 20 веке (интересные сведения из предисловия к "Толковой Библии").

Из каких книг состоит Библия? Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Священные писатели: Пророки и Апостолы.

Какие книги содержит Новый Завет? Евангелие, Деяния Святых
Апостолов (первоначальная история Церкви), Послания (письма) Апостолов и Откровение (таинственное свидетельство о грядущих судьбах Церкви и мира)..

Четвероевангелие. Символы. Евангелистов в иконографической традиции, их значение для понимания Евангелия как Книги Спасения.

Состав Четвероевангелия. Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Сходство первых трех между собой (события в Галилее, притчи) и особенность содержания Евангелия от Иоанна (события в Иерусалиме, беседы с учениками и народом).

Содержание Четвероевангелия. Свидетельства Евангелия:

- о рождестве и земной жизни Господа Иисуса Христа;

- о учении Иисуса Христа (притчи, заповеди, обетования);

- о чудесах Христовых;

- о страданиях, крестной смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа.

тема 6: «ПОРЯДОК ЦЕРКОВНЫХ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.162.26 (0.203 с.)