Политическая система общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая система общества.



 

1. Понятие и структура политической системы общества.

2. Государство и политические партии в политической системе.

3. Функции политической системы.

4. Взаимодействие политической и правовой систем.

5. Основные политические системы современности.

 

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ.

 

1. Личность, общество, государство.

2. Понятие и структура правового статуса личности.

3. Соотношение прав личности и ее обязанностей.

4. Виды правового статуса.

 

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.

 

1. Понятие и виды правового регулирования.

2. Предмет и пределы правового регулирования.

3. Методы правового регулирования.

4. Механизм и уровни правового регулирования.

 

 

ПРАВОСОЗНАНИЕ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА.

 

1. Понятие, структура правосознания.

2. Правовая культура: понятие, виды.

3. Функции правосознания и правовой культуры.

4. Общетеоретические проблемы правового воспитания.

 

 

Методические рекомендации к подготовке доклада на семинарском занятии

 

Доклад студентов на семинарских занятиях представляет собой устное выступление с использованием конспекта, плана доклада, схем, рисунков, иллюстраций и т.д. Целью доклада для студента должны выступать достаточно глубокое изучение какой-либо из проблем теории государства и права, проведение сравнительного анализа (синхронного и диахронного) в рамках рассматриваемого вопроса, демонстрация способностей свободного рассуждения на исследуемую тематику, организации дискуссии, готовность ответа на поставленные вопросы. Не рассматривается в качестве доклада и не может быть оценено неотрывное чтение заранее подготовленного конспекта.

При подготовке к докладу студент должен уяснить цели и задачи исследования, предварительно ознакомиться с рекомендуемой литературой и иными источниками, в том числе и из глобальных информационных систем (INTERNET и др.). Необходимо сопоставить позиции отдельных авторов, провести по возможности их критический анализ, а при необходимости - сформировать аргументы для обоснования своей точки зрения.

Письменную часть работы рекомендуется проводить прежде всего не в целях полного конспектирования всего материала, а для формирования плана выступления, с обозначением ключевых вопросов темы, схем, графиков и т.д. В выступлении оцениваются, в первую очередь, способности студентов к изложению изученного материала, свободное им владение.

 

 

НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТОВ

Примерные темы рефератов

 

  1. Догма права, социология права и философия права: основные подходы к пониманию и соотношение.
  2. Эволюция отечественных и зарубежных методологических концепций на рубеже XX-XXIвв.
  3. Социологические концепции правопонимания и их реализация в романо-германской правовой семье.
  4. Солидаристские концепции государства и права и их отражение в современной российской действительности.
  5. Государство и иные формы организации общества (родоплеменные отношения, коммунизм, анархизм): понятие и соотношение.
  6. Нетипичные формы правления XXIв. (понятие, особенности, виды и перспективы развития).
  7. Достоинства и недостатки тоталитарного государственно-правового режима.
  8. Личность как фактор эволюции формы государства.
  9. Причины развития политического отчуждения в современном российском обществе.
  10. Правовое регулирование и государственный контроль деятельности общественных объединений в процессе построения гражданского общества.
  11. Законные интересы как элемент правового статуса личности.
  12. Научно-технический прогресс и его влияние на трансформацию правового статуса личности.
  13. Права и свободы личности и проблема их морально-нравственной интерпретации.
  14. Функции муниципальных образований в политической системе общества.
  15. Методы осуществления государственной власти и их влияние на развитие политической системы общества.
  16. Правовая политика в современной России.
  17. Социалистическое государство: особенности и уроки.
  18. Эволюция функций государства в процессе становления и развития правового государства.
  19. Институциональные субъекты политической системы общества в процессе развития правового государства в современной России.
  20. Критерии определения пределов индивидуально-правового регулирования.
  21. Особенности нормативно-правового регулирования в англосаксонской правовой семье.
  22. Правоприменение и индивидуально-правовое регулирование: понятие и соотношение.
  23. Место правовых систем стран Латинской Америки на правовой карте мира.
  24. Правотворчество и правообразование в Англии и в США (сравнительно-правовой анализ).
  25. Особенности понимания источников права в различных правовых семьях современности.
  26. Юридический механизм реализации правовых норм и его специфика в правовых системах Дальнего Востока.
  27. Правовые презумпции и правовые фикции в правоприменении.
  28. Юридическая техника в современной России.
  29. Частноправовые и публично правовые отношения: особенности и соотношение.
  30. Общерегулятивные правоотношения и проблема их выделения в современной российской правовой науке.
  31. Злоупотребление правом в России и странах континентальной Европы: сравнительно-правовой анализ.
  32. Виды правомерного поведения и позитивная юридическая ответственность: основные признаки и соотношение.
  33. Правовые стимулы и их роль в правореализационных процессах.
  34. Правовой идеализм в России и за рубежом: понятие и соотношение.
  35. Особенности правовой культуры личности в англосаксонской правовой семье.
  36. Понятие и свойства правовых установок личности.
  37. Парламентские процедуры в системе предупреждения и разрешения юридических конфликтов.
  38. Функции современных юридических конфликтов.
  39. Эволюция факторов законности на постсоветском пространстве.
  40. Правопорядок и его влияние на развитие российской правовой системы.

Методические рекомендации по написанию реферата

Предлагаемые темы рефератов носят примерный характер. Студент может предложить свой вариант темы, либо по согласованию с преподавателем скорректировать одну из предложенных тем. Окончательное утверждение темы осуществляет преподаватель. Поэтому самовольное изменение темы не допускается.

Реферат представляет собой обзор исследуемого материала в рамках поставленной темы. Основной целью реферата является выявление основных положений по рассматриваемой проблеме, задачами – обобщение и консолидация различных позиций и предложение выводов на основе их изучения.

Реферат исполняется на компьютере или рукописно, допускается цитирование материала, которое должно сопровождаться сносками, оформленными в соответствии со стандартами. В качестве приложения используется список правовых и литературных источников, также оформленных по стандарту.

Объем реферата должен составлять примерно 15 страниц машинописного текста (шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал). Титульный лист содержит указание на дисциплину, тему, фамилию и инициалы студента, номер группы, год исполнения.

Защита реферата не предусмотрена, в случае обнаружения несоответствий или недостатков, а также небрежности оформления реферат возвращается автору с указанием на допущенные недостатки и способы их устранения.

 

ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Методические рекомендации по выполнению тестовых заданий

Тесты представляют собой форму контроля и оценки текущих знаний студентов и уровень освоения ими учебного материала. Тесты представлены по всем темам, изучаемым в рамках программы. Тестовое задание состоит из вопроса и четырех вариантов ответов, из которых верным является только один. Задачей теста является набор максимально возможного количества баллов текущей успеваемости.

При выполнении тестовых заданий необходимо внимательно прочитать вопрос, определить область знаний, наличие которых призвано проверить данное задание. После этого следует внимательно ознакомиться с предложенными вариантами ответов.

Для упрощения решения тестовых заданий и их проверки студентам предоставляется т.н. «решетка», где по вертикали указывается номер задания, по горизонтали – литера ответа. Необходимо проставить знак в клетке, соответствующей правильному ответу.

Решетка состоит из двух полей – черновика и беловика. Прежде чем выполнить задание на беловике, следует отметить соответствующее поле на черновике, а перед переносом на беловик еще раз проверить, верно ли выбран вариант ответа. В случае затруднения в поиске правильного ответа, необходимо перейти к следующему ответу. Нормативное время для выполнения одного тестового задания – две минуты. Тест, состоящий из 20 задний рассчитан на 40 минут (1 акад. час).

ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Предметом теории государства и права являются:

А) государство и право;

Б) общество, государство, право;

В) экономика, политика, право;

Г) личность, право, государство;

Д) закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

Е) политические и правовые учения.

 

2. Структура теории государства и права определяется:

А) сущностью и содержанием государства и права;

Б) предметом теории государства и права;

В) методами познания государства и права;

Г) формами государства и права;

Д) интересами ученых-юристов;

Е) политическим и правовым сознанием.

 

3. Теория государства и права отличается от истории государства и права:

А) объектом познания;

Б) временем возникновения;

В) определенностью знаний;

Г) методами научного исследования;

Д) политизированностью;

Е) обоснованностью выводов.

 

4. Системное познание государства и права обусловлено их:

А) необходимостью для людей;

Б) тесной связью с интересами граждан;

В) значимостью в развитии цивилизации;

Г) связью с духовной культурой;

Д) политизированностью;

Е) сложностью, системностью.

 

5. Какая из названных концепций происхождения государства является наиболее распространенной в современной теории государства и права:

А) договорная;

Б) психологическая;

В) марксистская;

Г) теологическая;

Д) патриархальная;

Е) насильственная.

 

6. Относительная самостоятельность государства по отношению к обществу проявляется:

А) в независимости государства на международной арене;

Б) в разделении властей;

В) в верховенстве государственной власти внутри страны;

Г) в обособлении государственной деятельности от другой общественной деятельности;

Д) в территориальной организации государственной власти;

Е) в способности государства издавать правовые нормы.

 

7. Государство отличается от общества:

А) динамизмом;

Б) размерами;

В) территорией;

Г) структурой;

Д) открытостью;

Е) сложностью.

 

8. Социальным предназначением права является:

А) охрана интересов частных собственников;

Б) воспитание граждан;

В) сбор информации;

Г) закрепление политики государства;

Д) защита слабых;

Е) регулирование общественных отношений.

 

9. Назовите основу правового статуса личности:

А) правосубъектность;

Б) правовые нормы;

В) законные интересы;

Г) основные права и обязанности;

Д) правопорядок;

Е) юридическая ответственность.

 

10. Гражданин от личности отличается:

А) возрастом;

Б) социальностью;

В) принадлежностью к семье;

Г) духовностью;

Д) принадлежностью к коллективу;

Е) принадлежностью к государству.

 

11. Субъективное право отличается от субъективной обязанности:

А) гарантированностью;

Б) индивидуализированностью;

В) возможностью;

Г) обязательностью;

Д) публичностью;

Е) открытостью.

 

12. Взаимодействие государства и права является:

А) универсальным;

Б) уникальным;

В) прогрессивным;

Г) регрессивным;

Д) функциональным;

Е) линейным.

 

13. Правовой формой осуществления государственных функций является:

А) уяснение вновь изданных законов;

Б) формирование общественного мнения;

В) ознакомление с письмами и заявлениями граждан;

Г) применение норм права;

Д) проведение спортивно-оздоровительной работы;

Е) сбор и изучение различной информации.

 

14. В каком обществе обеспечивается оптимальное взаимодействие государства и права:

А) авторитарном;

Б) феодальном;

В) тоталитарном;

Г) гражданском

Д) переходном;

Е) первобытном.

 

15. Функции государства подразделяются на:

А) статические и динамические;

Б) региональные и локальные;

В) постоянные и временные;

Г) укрепления оборонной мощи и охраны государственных границ;

Д) личные и общественные;

Е) эволюционные и революционные.

 

16.Выделите признак гражданского общества:

А) приоритет государственной формы собственности;

Б) политический монополизм;

В) безусловное признание и защита естественных прав человека;

Г) наличие официальной государственной идеологии;

Д) политическое отчуждение;

Е) вмешательство государства в частную жизнь граждан.

 

17.Выделите признак правового государства:

А) территориальная организация государственной власти;

Б) разделение властей;

В) суверенитет;

Г) налоги, сборы;

Д) наличие государственных служащих;

Е) право.

 

 

18. К типу государства относится:

А) сословно-представительное;

Б) рабовладельческое;

В) унитарное;

Г) федеративное;

Д) аграрное;

Е) индустриальное.

 

19. Основоположником и представителем нормативизма как концепции правопонимания является:

А) Ф.К. фон Савиньи

Б) Е. Эрлих

В) Р. Паунд

Г) Ф. Аквинский

Д) Л. Петражицкий

Е) Г. Кельзен.

 

20. Идея о том, что «дух народа» обнаруживает себя в праве этого народа наиболее характерна для:

А) социологических концепций правопонимания

Б) исторической школы права

В) юридического позитивизма

Г) психологических концепций правопонимания

Д) нормативизма

Е) теорий естественного права.

 

21. Автономный метод правового регулирования наиболее характерен для:

А) финансового права

Б) уголовного права

В) семейного права

Г) предпринимательского права

Д) конституционного права

Е) муниципального права.

 

22. Какое из нижеприведенных понятий является самым широким с точки зрения его объема:

А) реализация права

Б) нормативное правовое регулирование

В) индивидуальное правовое регулирование

Г) правовое воздействие

Д) действие права

Е) применение права.

 

23. В казуальной гипотезе (элемент нормы права):

А) всегда содержится общая ссылка на судебное решение или судебную практику

Б) исчерпывающим образом перечисляются те ситуации, при которых срабатывает диспозиция нормы права

В) подробно рассматриваются несколько условий реализации диспозиции, но при этом перечень этих условий остается открытым

Г) четко описываются условия реализации штрафных санкций

Д) содержится подробное правило поведения, заменяющее в данной норме диспозицию

Е) дается правовая оценка реализации диспозиции со стороны государства.

 

24. К скандинавским правовым системам относится правовая система:

А) Ирландии

Б) Шотландии

В) Латвии

Г) Исландии

Д) Канады

Е) Германии.

 

25. Какое из ниже приведенных явлений относится к динамическому блоку правовой системы общества:

А) система права

Б) правосознание

В) правовая доктрина

Г) правотворчество

Д) правовые статусы

Е) юридические учреждения.

 

26. Синонимом термина «источник права в формально-юридическом смысле» является

А) внешняя форма права

Б) нормативно-правовой акт

В) правовой обычай

Г) внутренняя форма права

Д) судебная практика

Е) правовая доктрина.

 

27. Обратная сила закона в публичных отраслях российского права возможна только если закон:

А) устанавливает новый состав правонарушения

Б) усиливает юридическую ответственность

В) устраняет состав правонарушения или смягчает юридическую ответственность

Г) принят на референдуме

Д) прошел правовую экспертизу в Конституционном суде РФ

Е) реализуется продолжительное время на практике.

 

28. Актом применения права является:

А) договор

Б) соглашение

В) решение

Г) правовой обычай

Д) закон

Е) правовая доктрина.

 

29. В основе выделения охранительных правоотношений лежит такой критерий как:

А) особенности правосознания участников правоотношений

Б) общеправовые принципы

В) собственно-юридические функции права

Г) структура правовой системы общества

Д) особенности гипотезы как элемента правовой нормы

Е) судебный прецедент.

 

30. К основным принципам юридической ответственности не относится принцип

А) законности

Б) соразмерности правонарушения и ответственности

В) своевременности

Г) целесообразности

Д) гуманизма

Е) профессионализма.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.102.228 (0.199 с.)