Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы. Этапы становления психологии как науки. Отрасли психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы. Этапы становления психологии как науки. Отрасли психологии.



Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Место психологии в системе философских, естественнонаучных и общественных наук и её роль в гуманизации и научно-техническом прогрессе общества. Донаучная психология (от античности до XVII века), философская психология (XVII-XIX), научная психология XIX век и до наших дней. Методика и методология в психологии. Основные методы в психологии: наблюдение, эксперимент. Вспомогательные методы: обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Мозг и психика.

Тема 2. Отечественные и зарубежные психологические школы и направления.

Причины и характер кризиса в психологии начала XX века, возникновение новых школ и направлений психологии на рубеже веков. Психоанализ. Жизненный путь З.Фрейда и его путь к понятию «бессознательное». Методы исследования бессознательного (метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, ошибок, оговорок, забываний, анализ творчества). Структура психики по Фрейду (Я, Оно, Сверх-Я). Движущие силы развития личности и защитные механизмы. Неофрейдизм. Значение психоаналитических идей для психологической теории и практики. Бихевиоризм. «Манифест бихевиоризма» Дж. Уотсона. Понятие «поведение» и его понимание в классическом бихевиоризме. Схема «стимул-реакция». Экспериментальные исследования в бихевиоризме. Необихевиоризм («промежуточные переменные»). «Оперантный бихевиоризм» Б. Скиннера, проблема научения и «программированное обучение». Практическое использование идей бихевиоризма. Гештальтпсихология. Сущность понятия «гештальт». Исследования «феноменального» движения М. Вертгеймера. Вклад в развитие гештальтпсихологии В. Келлера, К. Коффки, К. Левина. Влияние идей гештальтпсихологии на дальнейшее развитие психологии. Возникновение гуманистической психологии как альтернативы психоанализу и бихевиоризму (середина XX века). «Пирамида мотивов» и понятие «самоактуализация» по А. Маслоу. «Я-концепция» и безоценочное принятие по К. Роджерсу.

Становление российской психологии в России на рубеже XIX-XX вв.: естественно-научная (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В. М. Бехтерев), эмпирическая (Г.И. Челпанов), философская линия (А.Н. Введенский, Г.Г. Шпет). Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского. Высшие психические функции (ВПФ) и их свойства. Деятельностный подход в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Соотношение понятий «деятельность», «действие», «операция», «потребность», «мотив», «задача». Структура деятельности. «Внешняя» и «внутренняя» деятельность. Интериоризация. Принцип единства сознания и деятельности.

Тема 3. Психология личности. Мотивация человеческого поведения и деятельности

Психологические теории личности. Основные факторы и механизмы развития личности. Теории мотивации. Структура мотивационно-потребностной сферы: потребности, мотивы, второстепенные мотивационные образования. Основные характеристики мотивационно-потребностной сферы. Мотивация и личность. Мотивация в деятельности.

Тема 4. Эмоционально-волевая сфера человека

Бессознательная и сознательная регуляция поведения и деятельности человека. Понятие об эмоциях, их виды и функции. Воля как сознательная регуляция поведения и деятельности. Структура волевого действия. Волевые качества личности и развитие саморегуляции.

Тема 5. Деятельность и общение как категории психологии

Сущность принципа единства сознания и деятельности. Индивидуальные и общественно-исторические аспекты деятельности. Структура деятельности (содержательные, операционные и мотивационные компоненты). Характеристика основных видов деятельности (труд, учение, игра). Общение как категория психологии и как вид деятельности.

Тема 6. Познавательная сфера человека

Общая характеристика познавательной сферы личности. Чувственная ступень познания: ощущение, восприятие. Рациональная ступень познания: мышление, воображение. Виды, функции, свойства, природа воображения. Роль мышления в познавательной деятельности человека. Виды мышления. Процессы мышления. Мышление и речь. Формы мышления. Место памяти в познавательной деятельности. Память, ее процессы, виды и свойства. Приемы запоминания. Развитие памяти. Место внимания в познавательной деятельности. Свойства и виды внимания.

Тема 7. Индивидуально-психологические особенности

Теории темперамента (гуморальные, конституциональные). Основные свойства темперамента. Характеристика типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Понятие о характере, его природных и социальных предпосылках. Структура характера. Акцентуации характера. Понятие о способностях и задатках. Качественная и количественная характеристика способностей. Интеллект как структура познавательных способностей. Формирование способностей.

 

Тема 8. Основы возрастной психологии

Понятие возраста и возрастных особенностей. Проблемы возрастной периодизации психического развития в трудах отечественных психологов: Выготский Л.С., Леонтьев А.Н, Эльконин Д.Б. Восемь стадий психосоциального развития по Эрику Эриксону.

IV.Литература

Основная литература

 

Фельсер Г. Психология потребителей и реклама. – М.: Гуманитарный центр, 2009.

 

Дополнительная литература

 

Лебедев-Любимов А.Н. Психология в маркетинге. – СПб.: Питер, 2008.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2005.

Психология в 3-х т. – М.: Владос, 2008.

Слотина Т. Психология общения. – СПб.: Питер, 2010.

 

Интернет-ресурсы

 

http://www.psychology.ru/ – один из самых популярных ресурсов по психологии. Ценен своей виртуальной библиотекой, в которой нашли отражение как классика психологии, так и современные исследования (книги, тексты, словари, анонсы, обзоры). Новости психологии, календарь, события, конференции.

www.flogiston.ru - новости об актуальных событиях в мире психологии, авторские публикации по психологии и психотерапии, обзоры новых психологических книг, анонсы интересных психологических сайтов в Интернет.

www.psychology-online.net - научная и популярная психология: история, теория, практика. Психологическая библиотека содержит тексты по общей, педагогической и социальной психологии, методические разработки для студентов и преподавателей психологии, аннотации журналов по психологии. Научная и популярная психология (статьи, обзоры). Справочные материалы по психологии. Широкий выбор книг по психологии в книжном интернет-магазине.

www.psychological.ru – сайт психология он-лайн

www.bibl.tikva.ru – библиотека электронных изданий по психологии

www.voppsy.ru –сайт научного журнала «Вопросы психологии» Научный журнал с основополагающими статьями. http://www.vopps.ru/tr.htm/ Доступно содержание номеров с 1993 по 2002 гг. и публикации журнала за 1995-1999 гг. Имеется тематическая подборка статей.

www.koob.ru электронная библиотека

www.mospsy.ru - Московский психологический журнал - проект сетевого издания. Актуальные статьи по всем направлениям психологической науки.

www.psycheya.ru - интерес представляет библиотека текстов: от основоположников научных школ и теорий до актуальных статей современных авторов. Ценная подборка ссылок на психологические ресурсы.

http://www.ipd.ru/ - институт развития личности - информация о программах института развития личности, научные и популярные статьи по психологии и личностному развитию, обзоры интересных книг и др.

http://psi.webzone.ru/index.htm - Психологический словарь. Электронная интернет-версия изданного на CD психологического справочника «Психология – идея, ученые, труды» в серии «Мультимедийная энциклопедия знаний» Центрального регионального отделения РАО. Психологический словарь содержит более 1500 статей из области психологии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.135.210 (0.1 с.)