Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 16. Развитие общества и его исторические типы ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Развитие общества. Потребности и их возвышение как источник, деятельность как средство, социальные противоречия как механизм развития. Виды противоречий (между старым и новым, интересами социальных групп, ценностями и идеалами и т.д.). Способы разрешения противоречий: войны, революции, реформы. Возможность сознательного управления противоречиями. Идея и критерии общественного прогресса. Прогресс в отдельных областях и обществе в целом. История как действительность общественной жизни. Типологический анализ истории как элемент социально-философского познания. Проблема типологии исторического процесса в истории социально-философской мысли: поиск основания. Формационный подход к типологии истории. Учение К. Маркса об общественных формациях, о прогрессивных эпохах экономической общественной формации. Цивилизованный подход к типологии общества. Современные представления о цивилизации и ее типах. Концепция локальных цивилизаций (А.А. Тойнби). Социокультурный подход к типологии истории. Понятие культуры. Учения о культурно-исторических типах, или цивилизациях (Н.Я. Данилевский), об обособленных культурах (О. Шпенглер), о социокультурных суперсистемах (П. Сорокин. Технократический подход к типологии истории (У. Ростоу и др.). Проблема единства истории.
Тема 17. Духовная жизнь общества. Общественное сознание
Соотношение категорий «духовная жизнь общества» и «общественное сознание». Структура и формы общественного сознания. Уровни его: эмпирические знания и общественная психология, идеология и наука. Функции идеологии, ее роль в современном мире. Обыденное и теоретическое сознание. Концепции деидеологизации (Д.Белл и Р.Арон) и реидеологизации (Э. Винер, О. Ломберг и др.). Соотношение общественного и индивидуального сознания. Проблема относительной самостоятельности и закономерностей развития общественного сознания. Особенности и тенденции развития общественного сознания в современном российском обществе.
Тема 18. Глобальные проблемы современности. Глобализм и глобализация
Понятие «глобальная проблема», его критерии. Будущее человечества. Современный научно-технический прогресс и его последствия в различных сферах общества. Возникновение глобальных проблем: технологические и социальные причины. Содержание глобальных проблем – предотвращение ядерной войны, экологической, демографической, энергетической, продовольственной, ресурсной, терроризма и др. Проблема человекоопасных технологий. Механизмы совместных действий человечества по разрешению проблем глобального масштаба.
Гуманистический потенциал научно-технического прогресса, необходимость и возможность его реализации. Гуманизация общественных отношений и международной политики, отказ от силовых методов решения как веление времени. Принцип приоритета общечеловеческих интересов над национальными и региональными. Причины терроризма. Поиск адекватных средств его преодоления. Процессы регионализации и интеграции человечества как тенденции. Проблема всемирности истории. Многообразие и единство истории. Глобализм и глобализация. Философия и современный мир.
IV.Литература Основная литература
Марков Б.В. Философия. СПб: Питер, 2012.
Дополнительная литература
Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2006. Глущенко В.В. Философия: энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2006.
Интернет-ресурсы
Адрес электронной библиотеки: www.weblib.ru
http://www.philosophy.ru/ Сайт института философии Российской Академии наук. На нем представлены электронная библиотека и другие философские ресурсы. http://www.philosophy.nsc.ru/ Сайт Сибирского отделения института философии РАН. На нем представлена электронная библиотека, материалы различных семинаров, конференций и др. http://www.philosophy.ru/library/vopros/00.html Страница журнала «Вопросы философии». На нем представлено содержание журнала с 1947г. http://books.myweb.ru На сайте представлено большое количество монографий и статей по философии. http://antology.rchgi.spb.ru/ На сайте представлена библиотека по философии Средневековья. http://www.sol.ru/Culture/Filosofy/index.html http://bgpi.ufanet.ru/prepstud/slava/filos.htm На сайте представлены материалы по социальной философии и учебные пособия по общему курсу философии. http://www.homestead.com/duluman Курс лекций по философии и обширные материалы по темам религиеведения проф. Дулумана Евграфа - доктора философских наук, кандидата богословия.
http://www.ugatu.ac.ru/first/first.html Сервер Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета. На нём присутствует сайт факультета философии. http://ccpc4.jinr.ru/ilja/phylosophy/l.html Лекции по истории натурофилософии (всего 28 лекций) Автор: И.В.Лупандин, ст. преп. МФТИ V. Перечень вопросов и типовых заданий для промежуточной аттестации Вопросы
1. Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение. 2. Основные аспекты философского знания и их взаимосвязь. 3. Основные направления в философии. Причины и основания материалистического и идеалистического мировоззрения. 4. Основные функции философии и ее роль в жизни общества. 5. Философские учения древней Индии и Китая: общая характеристика и виднейшие представители. 6. Материалистическая философия Древней Греции. 7. Этический идеализм Сократа. 8. Объективный идеализм Платона. 9. Дуализм в философии Аристотеля. 10. Философия средних веков: характеристика и виднейшие представители. 11. Философские учения эпохи Возрождения. 12. Эмпирическая философия Нового Времени. 13. Рационалистическая философия Нового Времени. 14. Немецкая классическая философия ХУШ-Х1Х вв., общая характеристика. 15. Трансцендентальная философия И. Канта. 16. Объективный идеализм Гегеля. Противоречия между методом и системой. 17. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 18. Философские воззрения К. Маркса. 19. Достоинства и недостатки марксистской философии. 20. Русская философия Х1Х-ХХ вв. Предпосылки, идейные источники течения и виднейшие представители. 21. Философские воззрения В.С. Соловьева. 22. Философские воззрения Н.А. Бердяева и П.А. Флоренского. 23. Рационалистическая философия ХХ века, ее основные особенности и виднейшие представители. 24. Современный философский иррационализм и его основные разновидности. 25. Антропологическая философия как разновидность неклассической философии ХХ века. Ее основные особенности и виднейшие представители. 26. Бытие, материя и дух. Основные атрибуты материи и их взаимосвязь. 27. Современные естественнонаучные представления о соотношении движения, пространства и времени. 28. Религиозная, научная, философская и обыденная картины мира и их взаимосвязь. 29. Религиозная, идеалистическая и материалистическая концепции сознания. Сознание и самосознание. 30. Сознание и бессознательное. Сознание и мозг. Сознание и язык. 31. Проблема человека в истории философии. Научная, религиозная и философская антропологии. 32. Основные архетипы человека. Проблема сущности (природы) человека. 33. Соотношение биологического, социального и духовного в человеке. 34. Проблема цели и смысла человеческого существования. 35. Познание как предмет философского исследования. Научное и философское познание. Познание и вера. 36. Чувственное познание и его формы. 37. Рациональное познание и его формы. 38. Проблема истины в науке религии и философии. 39. Общество как предмет философии. Формационный и цивилизационный подходы к обществу. 40. Экономическая, политическая и духовная жизнь общества и их соотношение. 41. Духовная жизнь общества и духовные ценности. 42. Философия о политике и власти в правовом государстве и гражданском обществе. 43. Личность и общество. Проблема свободы и ответственности. 44. Наука и ее роль в жизни общества. Современная философия о гуманизации научно-технического знания. 45. Культура и цивилизация как проявление деятельности людей. 46. Проблема единства и многообразия культур в философии. 47. Техногенная цивилизация и традиционное общество. 48. Сходство и различие культур России и Востока, России и Запада. 49. Эстетическое сознание и эстетические ценности, их значение в жизни человека и общества. 50. Нравственность и мораль. Значение нравственности в жизни человека и общества. 51. Религия, как ценностное отношение человека к миру. 52. Глобальные проблемы современности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.011 с.) |