Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Необходимость и случайность. Фатализм и волюнтаризм. Взаимосвязь необходимости и случайности. Случайность и причинность.
Возможность и действительность, их взаимосвязь. Возможность и вероятность. Виды возможности: абстрактная, формальная, реальная. Качество и количество. Свойство. Состояние. Мера. Переход в новое качество. Скачки, их виды. Эволюция и революция. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно как закон в гегелевско-марксистской диалектике. Противоречия и гармония, их роль в развитии. Тождество, различие, противоположность, противоречие. Специфика социальных противоречий. Противоречия и конфликты. Формы разрешения противоречий и конфликтов, возможность управления ими. Единство и «борьба» противоположностей как закон в гегелевско-марксистской диалектике. Идея Гегеля о примирении противоположностей и ее актуальность в современных условиях. Отрицание как закономерный момент развития. Метафизическое (недиалектическое) понимание отрицания. Диалектическое отрицание, его основные черты. Отрицание отрицания, многообразие его проявлений. Отрицание отрицания как закон в гегелевско-марксистской диалектике. Специфика действия этого закона в обществе. Диалектический и недиалектический методы мышления. Мировоззренческая и методологическая функции диалектики. Взаимосвязь законов диалектики. Навыки творческого диалога, согласия, компромисса. Раздел 3. Гносеология Тема 11. Философская проблема человека
Специфика философского подхода к изучению человека. Человек как универсальное и уникальное существо. Многообразие современных концепций о человеке. Основные типы философских антропологий (натуралистическая антропология, экзистенциальный антропоцентризм, религиозная антропология, социальная антропология). Понятие «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Типология личностей. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Деятельность как универсальный способ бытия человека. Антропосоциогенез: труд как его важнейший фактор. Роль языка в формировании предметно-практической деятельности и сознания. Биологическое и социальное в человеке.
Диалектика сущности и существования человека. Детерминация и свобода в его поведении. Понятие судьбы, выбора и ответственности. Свобода, волюнтаризм и фатализм. Самоценность человеческой жизни и ее смысл. Развитие богатства человеческой природы как самоцель. Проблема жизни, здоровья, смерти и бессмертия.
Тема 12. Сознание. Духовный мир человека
Психическое и телесное (физиологическое). Психика и мозг. Психика животных и человека. Сознание и бессознательное. Идеальность сознания, условность и безусловность его противопоставления материальному. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Структура духовного мира человека: ценностная, познавательно-информативная, целеполагающая и побудительно-волевая сферы. Сознание как выражение, отражение, воображение и творчество. Регулирование и программирование деятельности человека. Основные свойства и структура бессознательного. Его важнейшие типы. Групповое бессознательное (социальное бессознательное). Социальное и индивидуальное в сознании. Сознание и самосознание. Проблема искусственного интеллекта. Понятие ценности. Уровни и типология ценностных ориентаций. Жизнь, счастье, любовь, идеалы в системе личностных ценностей.
Тема 13. Познание
Познание как философская проблема. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Агностицизм, скептицизм, «познавательный оптимизм». Субъект и объект познания. Понятие символа, знака, образа. Знаковые системы. Проблема адекватности и образа. Активность познания. Сущность и явление, их взаимосвязь. Видимость и явление. Чувственное познание, его формы. Рациональное познание. Формы мышления. Вера как способ познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Абсолютизация рациональности или чувственности: «сенсуализм» и «рационализм» в истории философии. Философские основания целей, средств и пределов НТП. Проявления «технократизма». Проявление абсолютизированной чувственности в потребительском стиле жизни, «сексуальной революции» и «воле к власти». Единство чувственного и рационального в познании.
Творчество и интуиция. Объяснение и понимание. Проблема истины и заблуждения в философии и науке. Объективность истины, абсолютное и относительное в ней. Ее конкретность. Критерии истины: практика как основной критерий истины. Проблема истины. Истина и ценность. Влияние ценностных ориентаций на познавательный процесс. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Научное познание и его специфические признаки (специализированный язык науки, особые средства деятельности с объектом, системность и обоснованность научных знаний, ориентация на объективную истину как высшую ценность науки и пр.). Отличие научного познания от художественного воспроизведения действительности. Гуманитарное знание как ценностно-смысловое освоение бытия.
Раздел 4. Общество Тема 14. Общество как система и его строение
Понимание общества в социальной философии. Общество как система взаимосвязанных видов коллективной деятельности. Общество как целостность ограниченного типа. Общество как система общественных отношений. Общественные отношения и общественное бытие. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Общественное сознание как надындивидуальное духовное образование. Взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания. Специфика общественных закономерностей, их единство и отличие от законов природы. Историческая необходимость и сознательная, свободная деятельность человека. Структурный, функциональный и динамический подходы при анализе общества. Строение (структура) общества: деятельностный, структурно-групповой и культурно-исторический подходы. Общественное разделение труда как источник существования взаимосвязанных сфер общественной жизни. Материальная жизнь общества как сфера производства вещественно-энергетической основы жизни общества. Способ производства как единство технологического содержания и экономической формы. Духовная жизнь общества как сфера производства и воспроизводства непосредственного бытия индивида. Семейно-бытовая сфера. Организационно-управленческая сфера как средство консолидации деятельности людей в направлении достижения стоящих пред людьми целей. Социальные группы и классы в обществе: основания их существования. Исторический характер возникновения и существования конкретных социальных структур. Теория стратификации и социальной мобильности. Основные исторические типы общности людей: род, племя, народность, нация. Формирование наднациональных образований.
Тема 15. Природа и общество. Экологические и демографические проблемы современности
Взаимодействие общества и природы как проблема социальной философии. Узкое и широкое понимание природы. Природные предпосылки социального. Производство материальных благ – основа существования общества. Производительные силы и производственные отношения. Основные этапы взаимодействия системы «природа – общество». Особенности современного этапа развития системы «человек – природа». Социально-философские аспекты социальной экологии. Перспективы цивилизации и динамика сочетания в ней искусственного и естественного. Народонаселение как природная предпосылка существования общества. Диалектика динамики народонаселения и развития общества. Геополитика как средство решения демографических и социальных проблем. Влияние социальных форм жизни общества на динамику народонаселения. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.97.37 (0.062 с.) |