Составитель: канд.экон.наук Д.В. Домащенко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составитель: канд.экон.наук Д.В. Домащенко



Кафедра «Банковское дело»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Денежно-кредитная политика центральных банков»

 

Автор программы: к.э.н., доцент Домащенко Денис Викторович

Москва, 2010 г.

 

Составитель: канд.экон.наук Д.В. Домащенко

Рецензент: д.э.н., проф. Ю.В. Мишин

 

Дисциплина “Денежно-кредитная политика центральных банков” посвящена изучению основных теоретических и практических аспектов осуществления центральными банками денежно-кредитной политики в условиях современной глобальной экономики.

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Банковское дело», протокол № 3 от 20 октября 2010 г.

 

Заведующий кафедрой

д.э.н., профессор Е.А.Звонова

 

 

Одобрено советом финансового факультета, протокол № от

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Содержание программы

3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

Тематика курсовых работ

Вопросы к экзамену

4. Тематический план изучения дисциплины

5. Форма итогового контроля

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор программы: Д.В. Домащенко (канд.экон.наук).

 

Требования к студентам. К началу изучения курса студенты должны знать основы знаний по экономической теории, банковскому делу, математике и экономической статистике. В рамках изучения дисциплины рассматриваются вопросы как общего, так и достаточно специализированного характера, что позволяет органично связать данный курс с такими дисциплинами, как “Финансы”, “Банковское дело”, “Валютные операции” и другими дисциплинами финансовой и банковской специализаций.

Аннотация

Цель дисциплины - получение знаний по методам осуществления центральными банками денежно-кредитной политики в различных экономических условиях.

Учебная задача дисциплины – сформировать комплексное представление о роли денежно-кредитной политики в экономике, структуре прямых и косвенных инструментов денежно-кредитной политики, трансмиссионных механизмах денежно-кредитной политики различных типов, усвоить практические навыки в области анализа деятельности центральных банков в порядке регулирования ими денежного обращения и кредита.

В результате изучения курса «Денежно-кредитная политика центральных банков» студенты должны:

Ø знать денежные системы и их характерные особенности на современном этапе глобализации экономики;

Ø представлять механизмы современного денежно-кредитного регулирования;

Ø уметь анализировать инфляционные процессы;

Ø владеть информацией о движении валютных курсов и методами валютного регулирования со стороны Центрального банка.

 

Методы преподавания дисциплины:

Ø лекции;

Ø семинары;

Ø обсуждение подготовленных студентами эссе;

Ø деловые игры;

Ø самостоятельна работа.

На лекциях рассматриваются наиболее важные и сложные проблемы курса.

Работа на семинарских занятиях включает:

Ø обсуждение теоретических проблем курса;

Ø обсуждение эссе студентов на актуальные темы курса;

Ø анализ статистических данных, рейтингов, индикаторов состояния глобальной экономики, денежного обращения, финансовых рынков, деятельности центральных банков;

Ø деловые игры;

Ø проверочные работы.

В самостоятельную работу студентов входят:

Ø чтение рекомендованной основной и дополнительной литературы;

Ø работа со справочными системами и Internet;

Ø подготовка письменных заданий;

Ø подготовка эссе и рефератов.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Тема 1

Понятие денежно-кредитной политики

Определение понятия денежно-кредитная политика. Объект регулирования денежно-кредитной политики. Основы правил денежно-кредитной политики. Правила Фридмана и Тейлора. Индексы денежно-кредитного давления. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. Каналы трансмиссионного механизма. Открытость и транспарентность денежно-кредитной политики. Общие типы денежно-кредитной политики. Антициклический и проциклический характеры денежно-кредитной политики.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем преимущества и недостатки проведения современной денежно-кредитной политики?

2. Какова роль денежно-кредитной политики в экономической политике государства?

3. Каковы наиболее эффективные каналы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики?

4. В чем отличия правил Фридмана и Тейлора?

5. Объясните преимущества транспарентной денежно-кредитной политики над закрытой политикой.

Темы и задания для самостоятельной работы:

1. Правила и модели денежно-кредитной политики.

2. Первичные и промежуточные цели денежно-кредитной политики.

3. Режимы денежно-кредитной политики в развитых и развивающихся странах.

Темы эссе, рефератов или докладов по теме:

1. Оценка эффективности трансмиссионных механизмов денежно-кредитной политики.

2. Противоречивость целей денежно-кредитной политики.

3. Критерии выбора основных и промежуточных целей денежно-кредитной политики.

4. Влияние денежно-кредитной политики на экономические циклы.

 

Тема 2

Институциональные основы осуществления денежно-кредитной политики

Независимость Центрального банка. Оценка независимости Центрального банка. Индексы Цукермана и GMT-индекс. Координация денежно-кредитной и общеэкономической политики. Механизмы принятия решений по денежно-кредитной политике.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем необходимость независимости Центрального банка в проведении денежно-кредитной политики?

2. В чем преимущества и недостатки различных степеней независимости Центрального банка?

3. В чем сходства и отличия индексов независимости Центрального банка?

4. Каковы цели оценки независимости денежно-кредитной политики?

5. Каковы цели координации денежно-кредитной политики с прочими сегментами экономической политики государства?

Темы и задания для самостоятельной работы:

1. Критерии независимости действий Центрального банка.

2. Методология принятия решений по денежно-кредитной политике в различных странах мира.

3. Уровни координации денежно-кредитной политики.

Темы эссе, рефератов или докладов по теме:

1. Противоречия и проблемы независимости действий Центрального банка.

2. Банк России как независимый проводник денежно-кредитной политики.

3. От закрытой к открытой денежно-кредитной политике. Россия и западный опыт.

Тема 3

РАЗДЕЛ II

КОСВЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Тема 4

Резервные требования

Резервные требования, их механизм и воздействие на денежный мультипликатор. Практика резервных требований в различных экономиках. Теоретическая концепция полного резервирования. Нормы обязательного резервирования, механизмы их исполнения в России. Корректировка норм резервирования в условиях финансовых кризисов в России 2004 и 2008 гг.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем необходимость использования резервных требований?

2. Каковы особенности формирования ФОР в России?

3. В чем вы видите преимущества и недостатки применения ФОР как инструмента текущего регулирования?

4. Какие трансформации в применении резервных требований произошли в современной России?

5. В чем вы видите причины дифференциации норм обязательного резервирования в зависимости от видов банковских обязательств?

Темы и задания для самостоятельной работы:

1. Изменения практики формирования обязательных резервов в современной России.

2. Резервные требования в западной практике.

3. Функции резервных требований.

Темы эссе, рефератов или докладов по теме:

1. Проблемы оценки адекватности уровня банковских резервов.

2. Практика резервных требований в развивающихся и переходных экономиках.

3. Эффективные варианты формирования резервных требований.

Тема 5

Тема 6

РАЗДЕЛ III

ПРЯМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Тема 7

Количественные ограничения

Контроль над движением капитала. Мобильность и барьеры перемещения капитала. Моделирование финансовых репрессивных механизмов. Прямое администрирование финансовыми ресурсами через систему подконтрольных банков. Количественные ограничения как метод антикризисного управления банковской системой.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы цели контроля над движением капитала?

2. Как можно оценить степень жесткости контроля над движением капитала?

3. В чем вы видите смысл прямых количественных ограничений?

Темы и задания для самостоятельной работы:

1. Практика применения инструментов финансовой репрессии.

2. Администрирование управления финансовыми ресурсами через систему госбанков

Темы эссе, рефератов или докладов по теме:

1. Преимущества и недостатки использования прямых количественных ограничений.

2. Взаимосвязь различных инструментов финансовой репрессии.

3. Нормирование финансовых портфелей.

Тема 8

Тема 9

Валютное замещение

Модели валютного замещения. Официальная долларизация. Анализ валютного замещения в РФ. Влияние режима валютного курса на долларизацию. Формирование международных валютных зон. Еврозона. Восточно-Карибская зона. Африканские валютные зоны. Перспективные валютные зоны (постсоветское экономическое пространство (ЕврАзЭС), латиноамериканский и азиатско-тихоокеанский регионы).

Вопросы для самопроверки:

1. Что означает понятие «официальная долларизация»?

2. Каковы причины и последствия долларизации мировой экономики?

3. Что такое валютная зона?

4. Каковы причины образования валютных зон?

5. Перечислите наиболее существенные противоречия при создании валютных зон.

Темы и задания для самостоятельной работы:

1. Источники долларизации финансовой системы

2. Таргетирование валютного курса, теория и практика

3. Практические аспекты формирования зоны «евро»

Темы эссе, рефератов или докладов по теме:

1. Перспективы укрепления зоны «евро» в мировой финансовой системе.

2. Валютные зоны как перспективная форма развития системы плавающих курсов.

3. Плавающие и фиксированные курсы, их преимущества и недостатки.

Литература к 3 разделу:

1. Вестник банка Росси (нормативные акты и оперативная информация ЦБ РФ).

2. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика, М. Экономист, 2005.

3. Буторина О.В., Барко Ю.А. Европейский союз на пороге ХХI века, М., 2001.

4. Дубинин С.К. Теория и практика денежной политики Банка России в условиях валютных колебаний. (Лекции в высшей школе экономики) М. Изд-во ВШЭ 1998г.

5. Дж. Сорос Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опас­ности. Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1999.

6. Домащенко Д.В., Кувшинова Ю.А. Денежно-кредитная политика Центрального банка. Учебно-методическое пособие. МТИ, 2005.

7. Дробышевский С., Козловская А., Левченко Д., Пономаренко С., Трунин П., Четвериков С. Сравнительный анализ денежно-кредитной политики в переходных экономиках. // Научные Труды № 58 - Москва, 2003

8. С.Дробышевский, Г. Трофимов, П.Кадочников, С.Синельников, А.Золоторева, И.Трунин, Р.Энтов, Е.Ершова, С.Приходько Некоторые проблемы денежно-кредитной политики в переходной экономике (Научные труды № 28) от 25.02.2001

9. Четвериков С., Карасев Г. Структурные модели обменного курса рубля. М. ИЭПП, 2005.

РАЗДЕЛ IV

Тема 10

Тема 11

Тема 12

IV. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Наименование тем Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекц. Сем.
1. Понятие денежно-кредитной политики     -  
2. Институциональные основы осуществления денежно-кредитной политики        
3. Развитие концепций денежно-кредитной политики        
4. Резервные требования        
5. Инструменты регулирования и стерилизации денежной массы        
6. Процентная политика Центрального банка        
7. Количественные ограничения        
8. Валютная политика Центрального банка        
9. Валютное замещение     -  
10. Таргетирование инфляции как метод денежно-кредитной политики        
11. Особенности российской денежно-кредитной политики        
12. Особенности современной денежно-кредитной политики за рубежом        
Итого:        

 

 

V.ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Формой итогового контроля является зачет.

 

 

Кафедра «Банковское дело»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Денежно-кредитная политика центральных банков»

 

Автор программы: к.э.н., доцент Домащенко Денис Викторович

Москва, 2010 г.

 

Составитель: канд.экон.наук Д.В. Домащенко

Рецензент: д.э.н., проф. Ю.В. Мишин

 

Дисциплина “Денежно-кредитная политика центральных банков” посвящена изучению основных теоретических и практических аспектов осуществления центральными банками денежно-кредитной политики в условиях современной глобальной экономики.

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Банковское дело», протокол № 3 от 20 октября 2010 г.

 

Заведующий кафедрой

д.э.н., профессор Е.А.Звонова

 

 

Одобрено советом финансового факультета, протокол № от

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Содержание программы

3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

Тематика курсовых работ

Вопросы к экзамену

4. Тематический план изучения дисциплины

5. Форма итогового контроля

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор программы: Д.В. Домащенко (канд.экон.наук).

 

Требования к студентам. К началу изучения курса студенты должны знать основы знаний по экономической теории, банковскому делу, математике и экономической статистике. В рамках изучения дисциплины рассматриваются вопросы как общего, так и достаточно специализированного характера, что позволяет органично связать данный курс с такими дисциплинами, как “Финансы”, “Банковское дело”, “Валютные операции” и другими дисциплинами финансовой и банковской специализаций.

Аннотация

Цель дисциплины - получение знаний по методам осуществления центральными банками денежно-кредитной политики в различных экономических условиях.

Учебная задача дисциплины – сформировать комплексное представление о роли денежно-кредитной политики в экономике, структуре прямых и косвенных инструментов денежно-кредитной политики, трансмиссионных механизмах денежно-кредитной политики различных типов, усвоить практические навыки в области анализа деятельности центральных банков в порядке регулирования ими денежного обращения и кредита.

В результате изучения курса «Денежно-кредитная политика центральных банков» студенты должны:

Ø знать денежные системы и их характерные особенности на современном этапе глобализации экономики;

Ø представлять механизмы современного денежно-кредитного регулирования;

Ø уметь анализировать инфляционные процессы;

Ø владеть информацией о движении валютных курсов и методами валютного регулирования со стороны Центрального банка.

 

Методы преподавания дисциплины:

Ø лекции;

Ø семинары;

Ø обсуждение подготовленных студентами эссе;

Ø деловые игры;

Ø самостоятельна работа.

На лекциях рассматриваются наиболее важные и сложные проблемы курса.

Работа на семинарских занятиях включает:

Ø обсуждение теоретических проблем курса;

Ø обсуждение эссе студентов на актуальные темы курса;

Ø анализ статистических данных, рейтингов, индикаторов состояния глобальной экономики, денежного обращения, финансовых рынков, деятельности центральных банков;

Ø деловые игры;

Ø проверочные работы.

В самостоятельную работу студентов входят:

Ø чтение рекомендованной основной и дополнительной литературы;

Ø работа со справочными системами и Internet;

Ø подготовка письменных заданий;

Ø подготовка эссе и рефератов.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.252.14 (0.077 с.)