А. В. Бакушинский – один из основоположников науки о народном искусстве. Значение работ по возрождению искусства палеха, мстеры, хохломы, городца, дымки (20-30-е годы). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. В. Бакушинский – один из основоположников науки о народном искусстве. Значение работ по возрождению искусства палеха, мстеры, хохломы, городца, дымки (20-30-е годы).



Роль А.В.Бакушинского в исследовании народного творчества 20-30-х годов ХХ в. Руководство А.В.Бакушинским возрождением промыслов хохломской и городецкой росписи по дереву, дымковской игрушки, становлением в новых исторических условиях промыслов лаковой миниатюры – Палеха, Холуя, Мстеры. А.В.Бакушинский о роли творчества народного мастера как движущей силе промысла и о коллективном характере народного творчества. Осмысление категории коллективности как принципа народного искусства.

Статьи А.В.Бакушинского «Русские художественные лаки», «Вятская игрушка», «Росписи Городца и Хохломы», «Новый стиль Палеха» и их вклад в науку о народном искусстве.

28.Проблемы народного декоративно-прикладного творчества в трудах крупнейших исследователей народного искусства. Активизация процесса формирования науки о народном искусстве и методах его исследования в 20-30-е годы ХХ в. и его связь с возрождением народных художественных промыслов. Роль В.С.Воронова, А.И.Некрасова, А.В.Бакушинского в этом процессе.

Акцентирование внимания на прикладном характере народного искусства в 50-60-е годы ХХ в. Значение трудов А.Б.Салтыкова в изучении русской керамики

Проблемы своеобразия и эстетической ценности народного искусства, необходимости сохранения его специфики и самобытности, возрождения его традиций в трудах исследователей народного искусства периода 70-80-х годах ХХ в. Роль исследований В.М.Василенко, Г.К.Вагнера, М.А.Некрасовой, С.Б.Рождественской в осознании обществом этих проблем.

29.Народное искусство как особый тип художественного творчества. Сущность народного искусства как особого типа художественного творчества. Законы развития народного искусства; природность – выражение близости ручного народного творчества к природному материалу: коллективность – источник нравственной силы народного искусства: идеалистичность образов результат поэтического отношения народа к природе: традиционность – живая нить времени в сиcтеме ”прошлое – настоящее, будущее”; основа сохранения и развития культурной и исторической памяти народа; вариативность – импровизация мастером наследуемых художественных традиций в процессе их бытования.

30.Народный мастер – носитель народных традиций и коллективного опыта. Народный мастер – особая творческая личность, духовно связанная с народом, культурой, природой края.

Народный мастер – носитель художественной системы определенной школы мастерства, основанной на культурной преемственности традиций.

Школа мастерства по определению М.А. Некрасовой художественная система, формируемая традицией.

Освоение мастерства с учетом главных принципов народного искусства – повтор, вариация и импровизация.

31.Основные центры художественной обработки ткани. Виды художественной обработки ткани, являющиеся традиционными для русского декоративно-прикладного искусства: ткачество, вышивка, кружевоплетение, ковроделие, набойка.

Исторически сложившиеся центры узорного ткачества и краткая характеристика изделий этих центров. Основные виды узорного ткачества. Развитие традиций узорного ткачества в деятельности современных текстильных мастерских и фабрик.

Основные виды швов и региональные особенности традиционной художественной вышивки. Наиболее известные промыслы русской народной вышивки: крестецкая строчка, нижегородский гипюр, ивановская строчка, мстерская гладь. Исторически сложившиеся центры золотной вышивки.

Промыслы кружевоплетения: михайловский, елецкий, вологодский, вятский. Отличительные особенности изделий данных промыслов.

Основные центры художественного ковроделия (Курская, Воронежская, Тюменская, Курганская области) и краткая характеристика изделий этих центров.

Основные центры набойки в России: Павловский Посад, Иваново. Характерные черты набивных изделий данных центов.

32.Основные центры художественной обработки дерева в России. Художественная обработка дерева как повсеместно развитое домашнее ремесло. Основные виды художественной обработки дерева: резьба, роспись, обработка бересты.

Основные способы резьбы по дереву. Резные деревянные изделия в русском быту. Промыслы резьбы по дереву: абрамцево-кудринский, богородский. Художественные особенности изделий данных промыслов.

Исторически сложившиеся центры и промыслы росписи по дереву: росписи Русского Севера, хохломской, городецкий, полхов-майданский. Художественные особенности изделий данных центров и промыслов.

Основные способы художественной обработки бересты: резьба и роспись. Основные центры художественной обработки бересты: шемогодский, уфтюгский, чусовский, тагильский. Отличительные черты изделий этих центров.

33.Центры художественной обработки камня и кости. Древние традиции художественной обработки кости на Руси. Материалы и технология их обработки. Основные центры художественной обработки кости: Холмогоры, Тобольск, Хотьково.

Возникновение и развитие холмогорского промысла художественной обработки кости. Отличительные черты изделий данного промысла. Возникновение и развитие тобольского косторезного промысла. Художественные особенности изделий тобольских мастеров. Возникновение и развитие хотьковского промысла резьбы по кости. Характерные черты изделий данного промысла. Традиции художественной обработки камня на Руси. Основные области применения резного камня в Древней Руси: архитектурный декор, мелкая каменная пластика. Освоение каменных месторождений Урала и его значение в развитии традиций художественной обработки камня в России. Возникновение и развитие основных промыслов художественной обработки камня: колывановского, красноясыльского, кунгурского, екатеринбкргского, борнуковского. Художественные особенности изделий данных промыслов.

34.Центры художественной обработки металла. Многообразие древнерусских традиций, воплощенных в современных промыслах по художественной обработке металла: литье (Касли, Новгород, Владимир, Суздаль); художественная ковка(ограды, светцы, подсвечники, дверные петли и др. изделия мастеров Москвы, Великого Устюга); искусство просечного металла (дымники, подзоры, врата, шкатулки, сундучки и др. изделия мастеров Новгорода, Вологды, Ярославля и др.), чеканка по серебру и золоту, басма (оклады икон, кресты, чаши, кубки, детали конской упряжи и др. изделия мастеров Мстеры, Красного-на-Оке, Павлова-на-Оке, Новгорода, Петербурга, Чернигова, Смоленска, мастеров Урала и Кавказа); филигрань(скань) мастеров Костромы, Вологды, Мстеры, Казакова, Красного-на-Оке и др., ажурная филигрань как способ создания вещи-орнамента; ростовская эмаль (финифть) – ювелирные изделия, табакерки, шкатулки, предметы церковного ритуала. Возникновение промысла и развитие его традиции. Художественные особенности изделий из металла. Чернение серебра (Великого Устюга). История промысла, его истоки и традиции. Развитие лучших черт гравировки с чернью; выразительность силуэта изображения, декоративность рисунка, тонкость и изящество линий. Кубачи – ювелирный центр Дагестана. Художественные изделия с чернью со знаменитыми кубачинскими узорами.

35.Народные художественные промыслы России по плетению и инкрустации из природных материалов. Плетение – древнейший способ изготовления изделий из лозы, соломы, корней растений, бересты (корзины, сани, мебель, изгороди и др.). Художественные и технологические качества плетеных изделий.

Традиционные игрушки из соломы. Инкрустация из соломы. Художественные и технологические свойства бересты, их использование в плетеных и пластовых изделиях. Приемы плетения из бересты, соединения пластовых деталей, декора изделий. Прорезная устюжская и шемогодская береста. Крестьянское искусство украшения бересты и изготовление бытовых изделий 19-20вв. Берестяные изделия Нижегородской обл. (тонкинский, воскресенский, краснобаковский р-ны), Великого Устюга, г. Вятки. Расписные берестяные изделия Русского Севера (уфтюгские, северо-двинские, мезенские). Особенности росписи геометрического и растительного орнамента и разнообразных сцен жизни – чаепитие, посиделки, охота и т.д.

36.Традиционное узорное ткачество различных регионов России. Узорное ткачество – один из древних видов художественных ремесел. Техники узорного ткачества (браное, пестрядь, выборное, закладное, ажурное, многоремизное) Центры ручного узорного ткачества (Череповец, Рязань, Воронеж, Нижний Новгород, Иваново. Традиционные мотивы, орнаменты и колорит узорного ткачества Севера и Юга России. Традиционные изделия, выполненные в технике узорного ткачества. Приспособления для ручного узорного ткачества: станок, ткацкая рама, бердышко, дощечки, вилка, сволочок, игла и др., особенности приемов работы.

37.Вышивка как традиционный способ декора изделий в народном художественном творчестве. Вышивка как традиционный способ орнаментации ткани. Общее представление о значении и месте народной вышивки среди других областей народного искусства. Образы древней славянской мифологии по мотивам русской народной вышивки: «Древо жизни», «Богиня Земли», «Птица солнца», «Конь-символ солнца». Условность изображения мотивов в народной вышивке. Мотивы традиционной вышивки (растительные, зооморфные, антропоморфные, солярные и др.). Колорит вышивок различных регионов России. Варианты композиций вышивки на вещи (народный костюм, предметы интерьера и др.). Виды вышивки: счетная (верхошовы – набор, роспись, счетная гладь, полукрест, крест и др.- Архангельск, Вологда, Кострома, Рязань и др., сквозная (ажурная) – мережка, строчка крестецкая, нижегородская, ивановская, вологодское стекло; цветная перевить смоленская, калужская, рязанская и др.), свободная (белая гладь холуйская, мстерская, архангельская. Вологодская и др., владимирская цветная гладь, тамбур северных и центральных областей), золотное шитье Торжка, Арзамаса, Городца); орловский спис.

38.Традиционные и современные виды лоскутного шитья. История зарождения и развития лоскутного шитья в России. Особенности традиционного и современного лоскутного шитья. Виды традиционных и современных лоскутных изделий(плоскостные, рельефные, объемные). Лоскутное шитье в народном костюме. Символика традиционного лоскутного орнамента, его мотивы. Средства художественной выразительности в лоскутном шитье (цвет, силуэт, ритм, симметрия и др.) Базовые формы традиционного и современного лоскутного шитья. Варианты композиции лоскутных орнаментов. Технология изготовления лоскутных изделий.

39.Ручная набойка в традиционном и современном художественном творчестве. Ручная набойка – один из видов искусства художественного оформления тканей. Особенности печатания узора на хлопчатобумажную ткань и их орнаментальные мотивы. Набивные платки и шали 19 века. Искусство росписи тканей народов Индонезии, Индии, Китая и Японии. Декорирование шелковых, тканей горячим воском, свободной росписью, холодным способом. История развития набойки в России. Традиционные центры ручной набойки. Мотивы орнамента традиционных Ивановских набоек («огурцы», «розы», «дороги», геометрический орнамент. Варианты композиций набивного орнамента на ткани, платках, шалях (Иваново, Павловский Посад), скатертях и др. изделиях. Колорит традиционной набойки. Набойные доски, их разновидности (манеры, цветки), приемы выполнения. Технология традиционной ручной набойки.

40.Традиционное и современное искусство росписи ткани. Батик как древняя техника росписи тканей у народов Индонезии, Юго-восточной Азии, Индии и Африки; батик как многоцветная ткань. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения росписи. Старинная технология батика; колорит и композиция росписи; традиционные изделия, декорированные в технике батика Разновидности современной технологии батика: холодная и горячая. Особенности композиции и колорита современного батика.

Свободная роспись по шелку тушью и водяными красками у народов Египта, Китая, Японии как способ создания монументальной живописной композиции. Материалы, инструменты, технология росписи.

41.Традиционная игрушка как феномен народной художественной культуры. Глубина, многозначность и общечеловеческая ценность идейно-образного содержания, творческое раскрытие возможностей материалов, гармоничность колористики, орнаментики и силуэта, целесообразность формы, размера и конструкции, полифункциональность - проявления прекрасного в русской народной игрушке. Обусловленность идейно – образного содержания народной игрушки ее функциями: магической, эстетической и воспитательной.

Традиционная игрушка из природных материалов (дерева, соломы, глины и др.), лоскутная (текстильная) игрушка.

42.Традиционное и современное искусство керамики. История возникновения и развития керамик (гончарное искусство, глиняная игрушка, изразцы). Виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор. Центры искусства керамики. Фигурная керамика Скопина, Опошни. Фарфор и майолика Гжели. Народная керамика Меленков, Нижнего Новгорода, Ярославля, Иванова. Традиционные балхарские сосуды. Способы изготовления керамических изделий (вручную, на гончарном круге, с помощью литья). Способы отделки керамических изделий: роспись, покрытие глазурями и эмалями, черное лощение, задымление, нанесение рельефного и контррельефного узора. Искусство русского изразца. Красные, муравленные, ценинные и расписные изразцы в интерьере и экстерьере зданий. Первые производства керамики 14-15вв. Возникновение и развитие фарфорового производства в России. Д.И. Виноградов – изобретатель русского фарфора (1747). Простота и изящество сосудов, сервизов, табакерок и т.д. Тонкость лепного декора, характер орнамента. Расцвет русского фарфора в последней трети 18-го столетия. Фаянс Гжели и его характерные особенности в 18-м веке. Ассортимент изделий. Город Скопин – Рязанской обл. – один из известных гончарных промыслов России. Вторая половина 19-го века – расцвет скопинской керамики. Характерные особенности скульптурных изображений зверей, птиц, людей на сосудах Скопина. Декоративная фигурная посуда современных мастеров и цветовая палитра глазурей.

43.Лаковая миниатюра России. Лаковая миниатюра как традиционный вид русского декоративно-прикладного искусства. Основные центры лакового промысла: Палех, Холуй, Федоскино, Мстера. Школа миниатюрного письма маслом по лаку, перламутру, сусальному золоту и серебру в с. Федоскино(бытовые сценки, натюрморты, портреты, сказочный жанр, пейзаж). Иконописные истоки возникновения лакового промысла в Палехе и Холуе. Тематика произведений палехских и холуйских мастеров: история, фольклор, сказка, песня. Декоративно - орнаментальное начало, тонкая узорность стиля, условность пространственных отношений; символичность, иносказательность, повествовательный характер образов палехской и холуйской лаковой миниатюры. Особенности мстерской миниатюры: современная тематика сюжетов, пейзаж и натюрморт, бытующие наряду с исторической и сказочной тематикой; красочный фон, цельность общего тона (серебристо-голубоватый или охристый), звучность цвета, сочетание объемной трактовки формы с орнаментальным строем миниатюры.

44.Эстетическая природа народного костюма, его основные функции. Русский народный костюм как синтетический вид народного творчества, развивающийся по законам народного искусства (традиционность, коллективность, вариативность). Эстетичность (силуэт, колорит, конструкция), удобство, экономичность и целесообразность народного костюма. Глубина идейно-образного содержания костюма (воплощение народного идеала красоты, обращение к родовому чувству и т.д.). Ансамблевость народного костюма. Будничный и праздничный костюм. Костюм как модель Вселенной.

Народный костюм – рукотворный предмет утилитарного назначения, выражающий эстетические чувства человека, и одновременно – художественный образ, содержательная ценность которого связана с его функциями (магически-обереговая, познавательно – эвристическая, этическая, эстетическая).

45.Русский народный костюм: традиционные комплексы и региональные особенности. Принцип классификации народного костюма: по региональным, этнолокальным, половозрастным, социальным признакам, по социально бытовым функциям.

Структурный анализ южнорусского и северорусского костюмных комплексов.

Принцип южнорусского поневного комплекса – симметрия, овальный силуэт, горизонтальность расположения декора, яркость колорита.

Особенности северорусского сарафанного комплекса – косоклинный сарафан, декорирование верхней части костюма и головного убора.

46. Народное зодчество в русской художественной культуре. Ансамблевый характер народного зодчества. Художественно-образная система крестьянского жилища.Символика оформления деревянных построек. Народность русского деревянного зодчества. Единство утилитарно-практических и архитектурно-художественных функций.

Древние формы и эволюция крестьянского жилища. Региональные типы русского жилища: северный и северо-восточный, жилище центральных районов и Поволжья, западнорусский, южнорусский, жилища Сибири. Типы связи дома с двором. Виды и эволюция хозяйственных построек: овин, рига, гумно, мельница, баня. Конструктивные и архитектурно-художественные особенности хозяйственных построек. Внутренняя планировка и меблировка избы. Типы внутренней планировки: северно-среднерусский, юж­норусский восточный, южнорусский западный, запад­норусский. Пространственные зоны жилища (красный угол, куть, подпорожье). Образно-семантическая сис­тема крестьянского жилища.

47.Традиционное культовое и оборонное зодчество. Истоки культового деревянного зодчества. Основы объемно-пространственной композиции культовых по­строек (понятия «четверик», «восьмерик», «шестерик», «прируб»). Подходы к классификации памятников (работы А.В.Ополовникова, В.П.Орфинского). Часовни. Клетские и ярусные церкви. Шатровые, многогла­вые и кубоватые церкви. Отдельно стоящие колокольни. Региональные особен­ности русского деревянного культового зодчества. Образно-семантическая система деревянного хра­ма.

Архитектура укреплений в Древней Руси. Крепост­ные башни XVII века (Бельский, Братский, Якутский, Илимские остроги) как памятники шатрового зодчест­ва. Конструктивные и архитектурно-художественные особенности крепостных сооружений.

48.Общая характеристика народных художественных ремесел и промыслов Ивановской области. Природные и социально-экономические факторы развития ремесел в Ивановской области. Приоритетное развитие в Ивановском крае художественного текстиля (узорное ткачество, вышивка, набойка). Традиционные тканые и плетеные изделия ивановских мастериц (дорожки, половики, пояса, полотенца и др.). Мотивы орнамента и колорит ивановских тканых изделий. Техники узорного ткачества: пестрядь, браное, закладное, ажурное, многоремизное. Ткачество на дощечках, вилке. Ивановская строчевая вышивка, белая гладь (с.Холуй), их художественные особенности (мотивы, колорит, богатство декоративных разделок). Традиционные изделия, украшенные вышивкой. Иконопись и лаковая миниатюра (Шуйский уезд, с.Палех, с.Холуй).

49.Традиционные и современные художественные промыслы Севера России. Многообразие и разновидности традиционных художественных промыслов Русского Севера (иконопись, вышивка, узорное ткачество, народный костюм, игрушка, обрядовое печево, резьба по дереву и кости, изготовление изделий с графической и живописной росписями, плетение из бересты и др.) Северный сарафанный комплекс как синтез традиционных северных ремесел: ткачества, набойки, вышивки.

Народная северная счетная и свободная вышивка на предметах крестьянского быта (полотенца, скатерти, элементы костюма, церковная утварь) – Архангельск, Новгород, Вологда и др. Специфика традиционной игрушки Севера России: мифологическая основа образов, материалы и технология. Поэзия северного узорного ткачества (мотивы, колорит). Архангельские тетерки как вид традиционного творчества. Традиционные и современные берестяные изделия, особенности конструкции и декора (прорезная, шемогодская, устюжская, береста, тиснение по бересте). Северные резные и расписные прялки, короба, туеса (мезенские, пермогорские, борецкие, вологодские и др).

50.Общая характеристика традиционных и современных художественных промыслов южных регионов России. Традиционные ремесла и промыслы по художественной обработке металла: чеканка по серебру и золоту, басма Чернигова, Смоленска; ковка, гравировка, чернение, филигрань кубачинских мастеров (Дагестан) – оружие, ювелирные изделия, декоративные тарелки, чаши, кумганы с виртуозным орнаментом и др. Традиционная и современная керамика Юга России: Традиционные образы филимоновской игрушки, своеобразие пропорций, обобщенность, выразительность и пластичность формы игрушек, определяемая как художественным традициями промысла, так и пластическими свойствами местной глины. Древние мотивы и образы филимоновской росписи, ее колорит и композиция. Вышивка южных регионов: счетная (рязанская, калужская, смоленская цветная перевить, ее колорит, мотивы), свободная тамбурная вышивка (орловская, липецкая и др.); орловский спис как синтез свободной и счетной вышивок. Кружевоплетение: цветное михайловское мерное кружево с веерообразными мотивами и контрастным сочетанием цветов. Узорное ткачество. Насыщенность, звучность цвета и плотность узора южных тканей. Закладное и браное многоремизное ткачество Рязани, Воронежа, Белгорода, Курска и др. Ковроделие: традиционные русские безворсовые ковры, паласы и килимы с цветочным и геометрическим орнаментом (г. Курск, Орел, Белгород и др.), их колорит, варианты композиционного решения. Ворсовые ковры Дагестана: медальонное построение центрального поля, мелкоузорчатая орнаментация. Дагестанские сумахи с древним традиционным орнаментом.

 

Вопросы к государственному экзамену

«Теория и история народной художественной культуры»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.212 (0.03 с.)