Формы представления результатов по педагогической практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы представления результатов по педагогической практики



ЗАДАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ

Сроки проведения практики: 4 курс, 8 семестр

 

Цель педагогической практики: способствовать становлению профессиональной психолого-педагогической компетентности специалиста через приобретение, осмысление и структурирование опыта практической педагогической деятельности в образовательном учреждении.

 

Задачи:

1) приобрести навыки психологического изучения школьника и школьного коллектива;

2) овладеть умениями проектировать, организовывать и проводить диагностику специфики ученического коллектива, а также диагностику индивидуально-психологических особенностей личности с учетом возраста, на основе полученных данных составлять психологические характеристики учеников;

3) сформировать умения по составлению рекомендаций для коррекции трудностей учащегося в обучении, общении, межличностных отношениях.

Содержание и характер деятельности студентов

Весь период производственной практики можно условно разделить на три этапа.

Первый этап — ориентационный, он связан с ознакомлением студентов с программой производственной практики по психологии, погружением в образовательную среду и адаптацией практикантов к профессиональному взаимодействию с детьми, педагогами, администрацией. (Первая неделя практики)

Второй этап — решения профессионально-психологических задач — связан с психологическим анализом коллектива по предложенной схеме; с изучением личности школьника и составлением его психолого-педагогической характеристики на основе комплексной диагностики с применением современных методов. (Вторая – шестая недели практики)

Третий этап — аналитический направлен на подведение студентом итогов производственной практики, самоаттестацию, разработку рекомендаций для коррекции трудностей учащегося в обучении, общении, межличностных отношениях и своевременное представления отчетной документации по практике. (Седьмая неделя практики)

 

Методы: беседа, наблюдение, тестирование, изучение продуктов деятельности, интервьюирование (с учителем, с родителями, с учащимися).

 

Задание по психологии:

Каждому студенту нужно изучить психологические особенности 2-х учеников и составить психологические характеристики этих учащихся. Для этого необходимо:

1. Провести социометрическое исследование класса для выявления социометрического статуса ученика (положение учащегося в системе межличностных отношений, отражающее степень его признания членами группы, меру приязни, личного предпочтения). (Приложение 1)

2. Изучить психологические особенности двух учеников с разным социометрическим статусом (Приложение 2)

3. Составить психологическую характеристику учащихся с низким и высоким статусом (Приложение 3)

4. Разработать рекомендации (ученику, учителю, родителям) для коррекции трудностей учащегося в обучении, общении, межличностных отношениях. (Приложение 4)

Формы представления результатов по педагогической практики

По окончании педагогической практики преподавателю психологии сдаются следующие материалы:

1. Результаты социометрического исследования (анкеты детей, социоматрица, социограмма класса с указанием социометрических индексов, выводы по социометрическому исследованию).

2. Психологические характеристики 2-х учеников с разными статусами.

3. Рекомендации для коррекции трудностей учащихся в обучении, общении, межличностных отношениях.

Описание критериев и уровней усвоения компетенций.

Работа студентов педагогической практики оценивается дифференцированно. Критерии оценок следующие:

– уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности (ее целей, задач, содержания, методов);

– степень сформированности профессионально-педагогических умений;

– уровень профессиональной направленности будущих учителей, их социальной активности (интерес к педагогической профессии, любовь к детям, активность, ответственное отношение к работе и т.д.)

Оценка «отлично» ставится студенту, который выполнил на высоком уровне весь объем работы, требуемый программой практик, обнаружил умение правильно определять и эффективно осуществлять основную учебно-воспитательную задачу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру и представил в срок все указанные документы.

Оценка «хорошо» ставится студенту, который полностью выполнил намеченную на период практики работу, показал умение определять основные учебно-воспитательные задачи и способы их решения; проявил инициативу в работе, но при этом не проявил творческого подхода к работе.

Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, который выполнил программу работы, но не проявил глубоких знаний психолого-педагогической теории и умения применять ее на практике; допускал ошибки в планировании и проведении учебно-воспитательной работы; не учитывал, в достаточной степени, возрастные и индивидуальные особенности детей.

Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, который не выполнил намеченную учебную и внеучебную воспитательную работу; обнаружил слабое знание психолого-педагогической теории, неумение применять ее для реализации воспитательных задач; не установил правильные взаимоотношения с учащимися и не организовал педагогически целесообразную деятельность детей.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1:

Проведение социометрического исследования.

Данная методика позволяет выяснить положение школьника в межличностных отношениях, изучить структуру межличностных отношений.

Ход выполнения задания:

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

  1. С кем бы ты хотел учиться в классе?
  2. Кого бы ты исключил из своего класса?
  3. Кого бы ты пригласил на день рождения?
  4. Как ты думаешь, кто выберет тебя? (ожидаемые выборы)

Анкета обязательно подписывается.

Полученные письменно ответы на соответствующие вопросы статистически обрабатываются и представляются в виде: социометрической матрицы, социометрических индексов, социограммы.

 

Социоматрица

 

    Кого выбирают  
№ 1   Кто выбирает           Сделанные выборы
+ -
  Иванов   + - - -      
  Петров -   - + +      
  Сидоров + +   - +      
  Соловьев - - +   -      
  Филиппов + - + -        
                 
Полученные выборы +                  
-                  
Ожидаемые выборы +                  

 

После того как построена социометрическая матрицавычисляется социометрический индекс (статус) каждого ученика по формуле:

С = ЕR/ N-1,

где ЕR – сумма выборов, N – число участников эксперимента.

Далее вычисляетсясреднеарифметический социометрический индекс (статус) по группе: сумма всех индексов делится на количество участников эксперимента.

Социометрический статус – это свойства личности как элемента социометрической структуры, занимающего определенное положение в ней.

Звезды – учащиеся, чей индекс (статус) в два раза выше среднеарифметического по группе; предпочитаемые – учащиеся, чей статус равен среднеарифметическому, принятые – учащиеся, чей статус ниже среднеарифметического по группе; изолированные – учащиеся, не получившие ни одного выбора, отвергаемые – учащиеся, получившие только отрицательные выборы.

Социограмма

После вычисления индексов, вычерчивается социограмма, представляющая собой пять концентрических окружностей. В них помещают номера всех участников эксперимента, а ниже в скобочках обозначается социометрический индекс. Номера мальчиков обводятся треугольником, девочек – кружочком. В центральный круг помещают неформальных лидеров (звезд), во второй круг – предпочитаемых членов коллектива, в третий – принятых, в четвертый – изолированных, в пятый – отвергаемых. Взаимный выбор обозначается сплошной линией между двумя соответствующими номерами, не взаимный – пунктирной линией со стрелкой, направленной в сторону выбираемого.

При анализе результатов социометрии необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Соответствуют ли выявленные в эксперименте эмоционально-личные отношения действительным отношениям в классе?

2. Чем объясняется положение «изолированных» и «отвергаемых» учащихся?

3. Как можно объяснить несовпадение реальных и ожидаемых выборов?

 

Дать оценочную характеристику статусной структуры поможет понимание педагогом статуса как фактора развития личности его воспитанника.

Высокий статус («звезды» или предпочитаемого) является благоприятным фактором развития личности, поскольку он предоставляет положительные психологические условия: признание сверстников, столь необходимые ребенку; положительная оценка окружающих, формирующая, в свою очередь, положительную самооценку; интенсивность личных контактов, обеспечивающих эмоциональную насыщенность жизни детей в данном коллективе.

Низкий статус учащегося (принятого, изолированного или отвергаемого) тормозит или делает противоречивым развитие личности. Особенно опасно в этом смысле положение изолированности и отвергаемости, лишающее ребенка признания, внимания, эмоциональной теплоты. Это отрицательно сказывается на формировании внутреннего мира ребенка: складывается неадекватная противоречивая самооценка, повышается тревожность, постепенно формируется конфликтный или отчужденный от коллектива стиль отношений. Состояние изолированности опасно и в другом плане: ребенок не может, будучи отчужденным от коллектива, удовлетворить фундаментальную социальную потребность в общении и с неизбежностью ищет компанию на стороне, уходя из зоны педагогического внимания и помощи.

Из сопоставления психологического потенциала высоких и низких статусов ясно, что их соотношение является сильным диагностическим показателем уровня социального самочувствия личности, преобладающего в данной группе. С этих позиций, если доля высоких статусов превышает долю низких, статусная структура класса высокоблагополучная, если доли равны – среднеблагополучная, если низкие статусы преобладают – неблагополучная.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Изучение личности учеников с низким и высоким статусом.

Кандидатуру ученика нужно определить в начальный период практики и сразу же начинать сбор материала в различных ситуациях деятельности и общения.

Для сбора материала используются разные методы: наблюдение, беседа (с учеником, его родителями, классным руководителем и другими учителями), изучение продуктов деятельности, обобщение независимых характеристик, тестирование).

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

КЛЮЧ

Характерологические факторы.

1. Фактор ДМ (демонстративная личность, истероид): 7, 19, 22, 29, 41, 44, 51, 63, 66, 73, 85, 88.

2. Фактор П (педантичность): 4, 14, 17, 26, 36, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

3. Фактор З (застревающая): 2, 12, 15, 24, 34, 37, 46, 56, 59, 68, 78, 81.

4. Фактор В (возбудимая): 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Темпераментные факторы:

5. Фактор Г (гипертим): 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

6. Фактор ДИ (дистимическая, депрессивная): 9, 21, 31, 43, 53, 65, 75, 87.

7. Фактор АЛ (аффективно-лабильная): 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

8. Фактор АЭ (аффективно-экзальтированная): 10, 32, 54, 76.

9. Фактор Т (тревожная): 5, 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.

10. Фактор ЭМ (эмотивная): 3, 13, 25, 35, 47, 57, 69, 79.

Коэффициент по каждому фактору:

ДМ-2

П-2

З-2

В-3

Г-3

ДИ-3

АЛ-3

АЭ-6

Т-3

ЭМ-3

За каждый совпадающий с ключом ответ начисляется балл, равный коэффициенту, суммируется по каждому тину. Максимальный показатель, но каждому типу акцентуаций - 24 балла. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов.

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Психодиагностический опросник К.Леонгарда дает диагностику акцентуированной личности по десяти факторам: четыре фактора характера и шесть факторов темперамента.

К характерологическим факторам относятся:

1. Фактор ДМ — личность с такими чертами характеризуется излишним тщеславием, бахвальством, часто склонна считать, что по отношению к ней совершается несправедливость, допускает необдуманность поступков. Обдумывать линию пове­дения заранее они не способны. Личности с такими чертами характера хитры на выдумку, но эту хитрость легко разоблачить, т.к. стремясь к цели, такие люди без разбора пользуются любыми средствами. Благодаря умению приспосабливаться они быстро находят друзей, которых привлекает их общительность, готовность услужить. Быть заметным — основная потребность таких людей.

Вопросы фактора ДМ — № 7, 19, 22, 29, 41, 44, 51, 63, 66, 73, 85, 88.

2. Фактор П — личность с такими чертами характера характеризуется склонностью к основательности, четкости, законченности. В области профессиональной деятельности педантичная личность проявляет себя положительно, выполняет работу очень добросовестно. Леонгард отмечает, что большинство личностей с такими чертами характера чувствуют себя на военной службе лучше, чем в гражданской деятельности.

Вопросы фактора П— № 4, 14, 17,26,36,39,48,58,61, 70, 80, 83.

3. Фактор 3 — личность с такими чертами характеризу­ется выраженным честолюбием и стойкостью аффекта. Аффект особенно остро проявляется, если затронуты личные интересы личности, что является своеобразным ответом на уязвленную гордость, на задетое самолюбие, а также различные формы подавления. Имеет место спокойствие при виде общественной несправедливости, проявляется зачастую заносчивость и самонадеянность. Может иметь место подозрительность. Этот тип личности интересен еще и тем, что в равной степени таит в себе возможности как положительного, так и отрицательного разви­тия характера, что очень важно учитывать при организации индивидуальной работы. С одной стороны, личность с такими чертами стремится достичь высоких показателей в любой деятельности, а с дру­гой — может подавлять окружающих, если увидит в ком-либо конкурента своих достижений.

Вопросы Фактора 3 — № 2, 12, 15, 24, 34, 37, 46, 56, 59, 68, 78,81.

4. Фактор В — личность с такими чертами характеризует­ся недостаточной управляемостью. Реакции возбудимых личнос­тей отличаются импульсивностью и конфликтностью. Им чужда терпимость. В результате такие личности по самому пустячному поводу вступают в ссоры, грубят, ведут себя зачастую агрессивно, не отдавая отчета возможным последствиям своих действий. По мере возрастания возбуждения люди с такими чертами характера обычно от слов переходят к «делу», т.е. рукоприклад­ству. Бывает, что рукоприкладство у возбудимых опережает сло­ва, т.к. такие люди вообще не склонны обмениваться мнениями. Этические требования общества очень слабо воздействуют на таких лиц. Часто наблюдается немотивированность действия.

Вопросы фактора В — №8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

К «темпераментным» факторам относятся:

5. Фактор Г характеризуется оптимизмом, активностью, жизнерадостностью. Они без труда преодолевают грусть. Жажда деятельности стимулирует у них инициативу, поиск, нового, творческого. Они способны говорить и рассказывать без конца, только бы их слушали. В коллективе такие люди не могут наскучить, с ними интересно. Лица с такими чертами темпера­мента часто прекрасно справляются с общественной работой. Вопросы фактора Г — № 1, 11, 23, 33,45, 55, 67, 77.

6. Фактор ДИ — склонность к депрессивным состояни­ям характерна для личностей с такими чертами темперамента. По натуре они более серьезны и сосредоточены на пессимисти­ческой ноте, отличаются медлительностью реакций и действий. Бывает так, что в общем разговоре такие люди почти не участвуют, замкнуты. Личности с такими чертами отличаются серьезными этическими позициями.

Вопросы фактора ДИ — № 9, 21, 31, 43, 53, 65, 75, 87.

7. Фактор АЛ — личность с такими чертами темпера­мента характеризуется резкими перепадами состояний — от восторженного, возвышенного до мрачного, депрессивного. На передний план выступает то один, то другой из этих полюсов. Эта черта темперамента в комплексе с акцентуацией по факторам ДМ, 3 и В дает возможность диагностировать и предположительно прогнозировать лиц, склонных к импульсивным, рискованным конфликтным и асоциальным действиям.

Вопросы фактора АЛ — № 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

8. Фактор АЭ — характеризуется более бурными и интенсивными реакциями на события по внешним проявлениям Экзальтация гораздо чаще связана с тонкими альтруистическими побуждениями. Любовь к языку, искусству, природе, спорту, поиски мировоззрения — все это способно захватить такого человека до глубины души. Лица, отличающиеся такой чертой, очень впечатлительны, Склонны к глубоким личным переживаниям за себя и товари­щей. К таким личностям в полной мере можно отнести понятия «бурный», «порывистый», «возбужденный».

Вопросы фактора АЭ — № 10, 32, 54, 76.

9. Фактор Т — личности с такими чертами темперамента сличаются робостью, нерешительностью, внутренней неуверен­ностью в себе, тревожностью. Люди с такой акцентуацией не решаются защищаться, видя несправедливость и откровенное унижение личного достоинства. Эта черта темперамента в комплексе с акцентуацией по фактору ДМ и 3 дает возможность диагностировать и предположительно прогнозировать лиц, склонных к активному приспособленчеству.

Вопросы фактора Т — № 5, 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.

10. Фактор ЭМ — личность с такой чертой темперамента характеризуются чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. В отличие от лиц, акцентуированных по фактору АЭ, они не впадают в такие крайности, эмоции их развиваются с меньшей быстротой. Обычно людей с этой чертой темперамента называют мягкосердечными. Их знают как людей задушевных. Особенно характерна для них слезли­вость, при первом упоминании о доме, родных или близких, а также личных переживаниях они плачут или на глаза навертываются слезы.

Вопросы фактора — № 3, 13, 25,35,47, 57, 69, 79.

Используя ключ к психодиагностическому опроснику, исследователь сравнивает ответы на бланке заполнения и сум­мирует совпадающие ответы по ключу и бланку. Т.е. получается сумма сырых баллов по каждому фактору, которая умножается на коэффициент фактора.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Свойства темперамента

- Сензитивность

- Реактивность

- Активность

- Темп деятельности

- Экстравертированность – интровертированность

- Пластичность – ригидность

- Тревожность

- Вывод о типе темперамента.

Характер

  • Черты, отражающие отношение к людям, коллективу, одноклассникам, учителям - коллективизм, чуткость, доброта, доброжелательность, внимательность, справедливость, вежливость, терпимость, а также противоположные этим качествам индивидуализм, черствость, злобность и т.д.
  • Черты, отражающие отношение к себе, - самопринятие и самооценка себя и своих особенностей, отношение к личностному росту, самокритичность, личностные притязания и самоутверждение, чувство собственного достоинства, скромность, честность, самоуверенность или уверенность, эгоизм, самомнение и т.д.
  • Черты, отражающие отношение к деятельности, (учебной, трудовой, общественно-полезной), выражены в знаниях, умениях, навыках, привычках и таких качествах, как трудолюбие, целеустремленность, добросовестность, лень, ответственность, настойчивость, самостоятельность и т.д.
  • Черты, отражающие отношение к собственности (вещам, школьному имуществу) - аккуратность, бережливость, щедрость, небрежность и т.д.

o Выделить стержневые черты характера.

o Определить, какое свойство структуры характера (сила, слабость, устойчивость, ситуативность, целостность, противоречивость) в наибольшей мере проявляется у данного ученика.

    • Установить связь черт характера с направленностью личности.

Способности

1. Охарактеризовать уровень способностей к различным учебным предметам (какие предметы усваиваются легче, быстрее, творчески).

2. Отметить, к каким видам внешкольной деятельности (музыка, живопись, техника, спорт и т.д.) проявляются склонности и способности.

3. Условия, благоприятствующие или мешающие развитию способностей.

4. Связь интересов, склонностей и способностей с выбором профессии (при характеристике старшеклассника).

ЗАДАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ

Сроки проведения практики: 4 курс, 8 семестр

 

Цель педагогической практики: способствовать становлению профессиональной психолого-педагогической компетентности специалиста через приобретение, осмысление и структурирование опыта практической педагогической деятельности в образовательном учреждении.

 

Задачи:

1) приобрести навыки психологического изучения школьника и школьного коллектива;

2) овладеть умениями проектировать, организовывать и проводить диагностику специфики ученического коллектива, а также диагностику индивидуально-психологических особенностей личности с учетом возраста, на основе полученных данных составлять психологические характеристики учеников;

3) сформировать умения по составлению рекомендаций для коррекции трудностей учащегося в обучении, общении, межличностных отношениях.

Содержание и характер деятельности студентов

Весь период производственной практики можно условно разделить на три этапа.

Первый этап — ориентационный, он связан с ознакомлением студентов с программой производственной практики по психологии, погружением в образовательную среду и адаптацией практикантов к профессиональному взаимодействию с детьми, педагогами, администрацией. (Первая неделя практики)

Второй этап — решения профессионально-психологических задач — связан с психологическим анализом коллектива по предложенной схеме; с изучением личности школьника и составлением его психолого-педагогической характеристики на основе комплексной диагностики с применением современных методов. (Вторая – шестая недели практики)

Третий этап — аналитический направлен на подведение студентом итогов производственной практики, самоаттестацию, разработку рекомендаций для коррекции трудностей учащегося в обучении, общении, межличностных отношениях и своевременное представления отчетной документации по практике. (Седьмая неделя практики)

 

Методы: беседа, наблюдение, тестирование, изучение продуктов деятельности, интервьюирование (с учителем, с родителями, с учащимися).

 

Задание по психологии:

Каждому студенту нужно изучить психологические особенности 2-х учеников и составить психологические характеристики этих учащихся. Для этого необходимо:

1. Провести социометрическое исследование класса для выявления социометрического статуса ученика (положение учащегося в системе межличностных отношений, отражающее степень его признания членами группы, меру приязни, личного предпочтения). (Приложение 1)

2. Изучить психологические особенности двух учеников с разным социометрическим статусом (Приложение 2)

3. Составить психологическую характеристику учащихся с низким и высоким статусом (Приложение 3)

4. Разработать рекомендации (ученику, учителю, родителям) для коррекции трудностей учащегося в обучении, общении, межличностных отношениях. (Приложение 4)

Формы представления результатов по педагогической практики

По окончании педагогической практики преподавателю психологии сдаются следующие материалы:

1. Результаты социометрического исследования (анкеты детей, социоматрица, социограмма класса с указанием социометрических индексов, выводы по социометрическому исследованию).

2. Психологические характеристики 2-х учеников с разными статусами.

3. Рекомендации для коррекции трудностей учащихся в обучении, общении, межличностных отношениях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.086 с.)