Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактическая сфера заключается в использовании данных психологического обследования для выработки и осуществления программ предупреждения срывов адаптивного поведения.

Поиск

Профконсультационная сфера психолога-практика состоит в расширении представлений человека о мире профессий, формирования установки на выбор профессии в соответствии с психическими и личностным потенциалом. Опираясь на психодиагностику психолог - профконсультант, выявляет психическую направленность, особенности, определяет профессиональную направленность, карьерные ориентации.

Цель психологической практики на всех годах обучения заключается в развитии профессионально – технологических способностей, состоящих в умении применять полученные знания при решении практических проблем.

Задачи практики формулируются на основе требований, предъявляемых к специалисту по специальности 030301.65 «Психология» в государственных образовательных стандартах:

1.Формирование научно-методической зрелости будущих практических психологов:

· Знание теоретических основ психологии человека;

· Знание методологических и методических принципов работы практического психолога.

Реализация и закрепление профессиональных умений и навыков в области психодиагностики, консультирования, психокоррекции, профориентации и преподавания психологии.

 

 

Этапы психологической практики

 

Психологическая практика проводится со 3-го по 6-й курсы и распределена на 4 этапа, которые логически связанны друг с другом. Каждый этап психологической практики имеет свои особенности организации, содержания, объема, а предыдущий этап является содержательным продолжением следующего.

 

Вид практики Курс Семестр Продолжительность практики
  Учебно-ознакомительная     3 недели
  Педагогическая     6 недель
  Производственная     6 недель
  Научно-исследовательская или квалификационная     10 недель

Содержание практики

Под содержанием практики понимается качественное своеобразие и объем осваиваемого студентами практического опыта за соответствующий период. Для каждого курса разработано методические рекомендации по организации и прохождению психологической практики, в котором конкретизируются задания на практику. Цели, задачи, задания на практику оформляются в виде дневника практиканта. Структура дневника соответствует заданиям психологической практики, отраженным в методических рекомендациях.

В процессе психологической практики студент выполняет специальные задания, соответствующие его знаниям, умениям, навыкам, году обучения в вузе, профессиональным ролям и функциям. Задания для каждого года обучения сформулированы в виде дневника, содержащего в себе описание цели, задач, содержания, конкретных заданий для психологической практики, методические рекомендации по их выполнению, а также все необходимые формы отчетности.

Задачи психологической практики определены на основании требований, предъявляемых к практическому психологу и к содержанию его практической деятельности. Задачи по каждому году обучения конкретизированы в методических разработках, отраженных в дневниках психологической практики.

 

Основные научно-методические аспекты практики, определяющие успешность подготовки студентов к профессиональной деятельности

 

1. Учебно-ознакомительный этап является начальным в комплексной программе практики, способствует формированию представлений о содержании и направлениях деятельности, профессиональной позиции, мировоззрении, стиля поведения психолога, освоению профессиональной этики, применению на практике знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения.

Учебно-ознакомительный этап ориентирует на практическое освоение получения психологических фактов при помощи существующих в арсенале современной психологии методов и методик, освоенных им на теоретическом уровне. Реальное психодиагностическое взаимодействие позволит студенту увидеть не набор случайных фактов, а целостную картину психического развития, что не только углубит интерпретацию психологической информации, но и поможет профессионально определить верные, наиболее оптимальные пути и средства коррекции для каждого конкретного случая.

Принцип «сквозной» возрастной психодиагностики позволяет акцентировать особое внимание на своеобразии целостной структуры личности и наличии специфических для каждого конкретного возрастного периода тенденций развития. Практические исследования приближают студента к внутреннему пониманию непреходящей ценности каждой стадии в общей картине развития человека. Осознание этого также дает возможность расширить и вместе с тем конкретизировать роль психолога в сопровождении развития человека в каждый возрастной период.

Психодиагностика как деятельность психолога, направленная на изучение индивидуально-возрастных особенностей детей и/или взрослых, выявления причин нарушений и отклонений в их психическом развитии, требует выделения параметров социальной ситуации развития для каждого возраста, инициирующих эти нарушения и отклонения. Дифференциация содержания диагностики осуществляется как по объектам (направлениям) психологического воздействия: дети, взрослые, так и по параметрам (показателям), характеризующим основной предмет психологического воздействия. В процессе практического освоения психодиагностической деятельности для студента важно научиться оптимально выбирать методы и средства диагностирования для фиксации того или иного показателя развития.

2. Педагогический этап нацелен на адаптацию студента к условиям психолого-педагогической деятельности, актуализацию мотивации интереса к выбранной профессии, а также выбор дальнейшей специализации. В содержании и организации этого этапа практики предусматривается решение задач по формированию у студента гностических, проектировочных, организационных, конструктивных, коммуникативных навыков, необходимых для дальнейшей успешности как в освоении теоретического материала психолого-педагогических дисциплин, так и для осуществления подготовки к следующим этапам практики, а также профессиональной подготовки в целом.

В процессе прохождения практики студенты имеют возможность познакомиться с особенностями деятельности преподавателя психологии и педагогики, а также с содержанием и структурой деятельности практического психолога. В профессиональном диалоге создаются оптимальные условия для апробации системы теоретически и виртуально сконструированных новых технологий обучения и психологических подходов. Ориентированность практики на активное приобретение студентом навыков, умений и приемов, как преподавания психологии, так и освоения ее прикладных аспектов, позволяет систематизировать полученную информацию и перевести ее на новый уровень «присвоенного» личностного знания, необходимого для будущей профессиональной деятельности, ем самым решается важная проблема, стоящая перед образовательной программой вуза – развитие, активация и закрепление в опыте будущего психолога эффектов совершенствования профессиональной, социальной, творческой активности и личностных компетенций самоактуализации.

3. Производственный этап практического освоения психологических знаний интегрирует в своем содержании два предыдущих этапа. Производственный этап развернут в направлениях двух квалификаций: «преподаватель» и «практический психолог».

Квалификация «преподаватель» предполагает практическое освоение студентом методики и новых приемов эффективного обучения психологии и педагогики, как в качестве научных направлений, так и учебных дисциплин. В процессе прохождения практики внимание студента должно быть направлено на организацию обучения не с позиций воспроизведения книжных знаний, слабо ориентированных на развитие личности обучаемого, а на его активную познавательную деятельность. В ситуации преподавания студент апробирует активные методы обучения, которые позволят ему организовать учение как продуктивную творческую деятельность. Методика преподавания относится к числу педагогических дисциплин и требует от практиканта актуализации знаний психологических законов воспитания и обучения. Именно практическая преподавательская деятельность студента, осуществляемая под руководством квалифицированного преподавателя, обеспечивает наиболее рациональные пути становления его как специалиста.

Квалификация «практический психолог» направлена на подготовку специалиста, в профессиональную компетенцию которого входит оказание непосредственной психологической помощи. В процессе прохождения практики студенты знакомятся с некоторыми моделями и алгоритмами работы психологов-консультантов, а также апробируют полученный опыт в реальной ситуации консуль­тации. Ведение консультации требует высокой профессиональной квалификации, как в самых различных областях практической психологии, так и ориентации в предметных полях других наук, изучающих человека. Все это приводит студента к пониманию того, что от него требуется личностная организованность, хорошо структурированное мышление, развитая наблюдательность, высокий эмоциональный потенциал, собственная психологическая проработанность, позволяющая включаться е решение чужих проблем, не проецируя собственных. В этой связи практика как выявляет, так и активизирует профессиональную и личностную самооценку студена как будущего профессионального психолога-консультанта.

4. Научно-исследовательский этап ориентирован на организацию практики экспериментальных исследований, в основе которых лежат современные способы построения эксперимента и системы экспериментальных методов, нацеленных на конкретные приемы реализации исследовательских программ. Как основная часть образовательной программы теоретического и практического обучения, научно-исследовательский этап является завершающим звеном в концепции подготовки специалиста, получившего не только теоретические знания о способах организации и проведения эксперимента, но и владеющего умениями профессионально планировать и проводить исследование.

Проведение исследований в практических целях предполагает знание психологом способа организации данных для проверки психологических гипотез, поэтому в структуре профессиональной подготовки психолога знание законов психологического эксперимента и экспериментальные умения имеют важное значение, В процессе прохождения практики студентом должна быть освоена структура психологического эксперимента, проводимого не только в целях получения определенного эффекта ради него самого, но и в целях познания и понимания экспериментальной деятельности в целом, как необходимой составляющей профессиональной компетенции психолога.

 

 

Организация практики

Организация практики студентов психологического факультета на всех тапах ее прохождения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами основами профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника университета.

Прохождение практики студентами осуществляется в учреждениях, соответствующих профилю факультета: школах, детских садах, психологических консультационных центрах, наркологических диспансерах, поликлиниках, в системе психологической службы, на предприятиях, негосударственных и коммерческих фирмах. В распределении студентов по базам практики факультет руководствуется принципами, согласно которым учитываются научные интересы студентов и давления их специализации.

Практика студентов организуется факультетом психологии совместно с администрацией и коллективами тех учреждений, на базе которых она проводится, ведение практики осуществляется на основе договора о предоставлении места для прохождения практики студентом и закреплении за студентом специалиста, хорошо знающего обозначенные в программе практики виды деятельности.

Перед началом психологической практики на курсе проводится установочная конференция, где студентов знакомят с целями, задачами и содержанием психологической практики, формами отчета, с дневником практиканта.

На конференции студент получает направление деканата факультета на практику; программу и методические указания по организации и прохождению практики; дневник с индивидуальным планом прохождения практики. На конференции определяется место прохождения практики.

В течение практики студенты могут посещать консультации и советоваться как с руководителем, непосредственно курирующим практику в учреждении, так и с руководителем практики КФ УРАО.

После окончания практики студенты в течение недели сдают дневник практиканта, со всеми обязательными формами отчетности, отзыв организации о прохождении практики, подписанный руководителем практики на местах и заверенный печатью учреждения.

По результатам практики после проверки всех форм отчетности проводится практическая конференция, которая служит целям подведения итогов практики, анализу реализации задач и возникших в период практики проблем, коррекции образовательного процесса в вузе, формированию представления о своей зоне ближайшего профессионального развития, осознанию актуальных возможностей, обмену опытом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.230 (0.01 с.)