Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профилактическая сфера заключается в использовании данных психологического обследования для выработки и осуществления программ предупреждения срывов адаптивного поведения.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Профконсультационная сфера психолога-практика состоит в расширении представлений человека о мире профессий, формирования установки на выбор профессии в соответствии с психическими и личностным потенциалом. Опираясь на психодиагностику психолог - профконсультант, выявляет психическую направленность, особенности, определяет профессиональную направленность, карьерные ориентации. Цель психологической практики на всех годах обучения заключается в развитии профессионально – технологических способностей, состоящих в умении применять полученные знания при решении практических проблем. Задачи практики формулируются на основе требований, предъявляемых к специалисту по специальности 030301.65 «Психология» в государственных образовательных стандартах: 1.Формирование научно-методической зрелости будущих практических психологов: · Знание теоретических основ психологии человека; · Знание методологических и методических принципов работы практического психолога. Реализация и закрепление профессиональных умений и навыков в области психодиагностики, консультирования, психокоррекции, профориентации и преподавания психологии.
Этапы психологической практики
Психологическая практика проводится со 3-го по 6-й курсы и распределена на 4 этапа, которые логически связанны друг с другом. Каждый этап психологической практики имеет свои особенности организации, содержания, объема, а предыдущий этап является содержательным продолжением следующего.
Содержание практики Под содержанием практики понимается качественное своеобразие и объем осваиваемого студентами практического опыта за соответствующий период. Для каждого курса разработано методические рекомендации по организации и прохождению психологической практики, в котором конкретизируются задания на практику. Цели, задачи, задания на практику оформляются в виде дневника практиканта. Структура дневника соответствует заданиям психологической практики, отраженным в методических рекомендациях. В процессе психологической практики студент выполняет специальные задания, соответствующие его знаниям, умениям, навыкам, году обучения в вузе, профессиональным ролям и функциям. Задания для каждого года обучения сформулированы в виде дневника, содержащего в себе описание цели, задач, содержания, конкретных заданий для психологической практики, методические рекомендации по их выполнению, а также все необходимые формы отчетности. Задачи психологической практики определены на основании требований, предъявляемых к практическому психологу и к содержанию его практической деятельности. Задачи по каждому году обучения конкретизированы в методических разработках, отраженных в дневниках психологической практики.
Основные научно-методические аспекты практики, определяющие успешность подготовки студентов к профессиональной деятельности
1. Учебно-ознакомительный этап является начальным в комплексной программе практики, способствует формированию представлений о содержании и направлениях деятельности, профессиональной позиции, мировоззрении, стиля поведения психолога, освоению профессиональной этики, применению на практике знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Учебно-ознакомительный этап ориентирует на практическое освоение получения психологических фактов при помощи существующих в арсенале современной психологии методов и методик, освоенных им на теоретическом уровне. Реальное психодиагностическое взаимодействие позволит студенту увидеть не набор случайных фактов, а целостную картину психического развития, что не только углубит интерпретацию психологической информации, но и поможет профессионально определить верные, наиболее оптимальные пути и средства коррекции для каждого конкретного случая. Принцип «сквозной» возрастной психодиагностики позволяет акцентировать особое внимание на своеобразии целостной структуры личности и наличии специфических для каждого конкретного возрастного периода тенденций развития. Практические исследования приближают студента к внутреннему пониманию непреходящей ценности каждой стадии в общей картине развития человека. Осознание этого также дает возможность расширить и вместе с тем конкретизировать роль психолога в сопровождении развития человека в каждый возрастной период. Психодиагностика как деятельность психолога, направленная на изучение индивидуально-возрастных особенностей детей и/или взрослых, выявления причин нарушений и отклонений в их психическом развитии, требует выделения параметров социальной ситуации развития для каждого возраста, инициирующих эти нарушения и отклонения. Дифференциация содержания диагностики осуществляется как по объектам (направлениям) психологического воздействия: дети, взрослые, так и по параметрам (показателям), характеризующим основной предмет психологического воздействия. В процессе практического освоения психодиагностической деятельности для студента важно научиться оптимально выбирать методы и средства диагностирования для фиксации того или иного показателя развития. 2. Педагогический этап нацелен на адаптацию студента к условиям психолого-педагогической деятельности, актуализацию мотивации интереса к выбранной профессии, а также выбор дальнейшей специализации. В содержании и организации этого этапа практики предусматривается решение задач по формированию у студента гностических, проектировочных, организационных, конструктивных, коммуникативных навыков, необходимых для дальнейшей успешности как в освоении теоретического материала психолого-педагогических дисциплин, так и для осуществления подготовки к следующим этапам практики, а также профессиональной подготовки в целом. В процессе прохождения практики студенты имеют возможность познакомиться с особенностями деятельности преподавателя психологии и педагогики, а также с содержанием и структурой деятельности практического психолога. В профессиональном диалоге создаются оптимальные условия для апробации системы теоретически и виртуально сконструированных новых технологий обучения и психологических подходов. Ориентированность практики на активное приобретение студентом навыков, умений и приемов, как преподавания психологии, так и освоения ее прикладных аспектов, позволяет систематизировать полученную информацию и перевести ее на новый уровень «присвоенного» личностного знания, необходимого для будущей профессиональной деятельности, ем самым решается важная проблема, стоящая перед образовательной программой вуза – развитие, активация и закрепление в опыте будущего психолога эффектов совершенствования профессиональной, социальной, творческой активности и личностных компетенций самоактуализации. 3. Производственный этап практического освоения психологических знаний интегрирует в своем содержании два предыдущих этапа. Производственный этап развернут в направлениях двух квалификаций: «преподаватель» и «практический психолог». Квалификация «преподаватель» предполагает практическое освоение студентом методики и новых приемов эффективного обучения психологии и педагогики, как в качестве научных направлений, так и учебных дисциплин. В процессе прохождения практики внимание студента должно быть направлено на организацию обучения не с позиций воспроизведения книжных знаний, слабо ориентированных на развитие личности обучаемого, а на его активную познавательную деятельность. В ситуации преподавания студент апробирует активные методы обучения, которые позволят ему организовать учение как продуктивную творческую деятельность. Методика преподавания относится к числу педагогических дисциплин и требует от практиканта актуализации знаний психологических законов воспитания и обучения. Именно практическая преподавательская деятельность студента, осуществляемая под руководством квалифицированного преподавателя, обеспечивает наиболее рациональные пути становления его как специалиста. Квалификация «практический психолог» направлена на подготовку специалиста, в профессиональную компетенцию которого входит оказание непосредственной психологической помощи. В процессе прохождения практики студенты знакомятся с некоторыми моделями и алгоритмами работы психологов-консультантов, а также апробируют полученный опыт в реальной ситуации консультации. Ведение консультации требует высокой профессиональной квалификации, как в самых различных областях практической психологии, так и ориентации в предметных полях других наук, изучающих человека. Все это приводит студента к пониманию того, что от него требуется личностная организованность, хорошо структурированное мышление, развитая наблюдательность, высокий эмоциональный потенциал, собственная психологическая проработанность, позволяющая включаться е решение чужих проблем, не проецируя собственных. В этой связи практика как выявляет, так и активизирует профессиональную и личностную самооценку студена как будущего профессионального психолога-консультанта. 4. Научно-исследовательский этап ориентирован на организацию практики экспериментальных исследований, в основе которых лежат современные способы построения эксперимента и системы экспериментальных методов, нацеленных на конкретные приемы реализации исследовательских программ. Как основная часть образовательной программы теоретического и практического обучения, научно-исследовательский этап является завершающим звеном в концепции подготовки специалиста, получившего не только теоретические знания о способах организации и проведения эксперимента, но и владеющего умениями профессионально планировать и проводить исследование. Проведение исследований в практических целях предполагает знание психологом способа организации данных для проверки психологических гипотез, поэтому в структуре профессиональной подготовки психолога знание законов психологического эксперимента и экспериментальные умения имеют важное значение, В процессе прохождения практики студентом должна быть освоена структура психологического эксперимента, проводимого не только в целях получения определенного эффекта ради него самого, но и в целях познания и понимания экспериментальной деятельности в целом, как необходимой составляющей профессиональной компетенции психолога.
Организация практики Организация практики студентов психологического факультета на всех тапах ее прохождения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами основами профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника университета. Прохождение практики студентами осуществляется в учреждениях, соответствующих профилю факультета: школах, детских садах, психологических консультационных центрах, наркологических диспансерах, поликлиниках, в системе психологической службы, на предприятиях, негосударственных и коммерческих фирмах. В распределении студентов по базам практики факультет руководствуется принципами, согласно которым учитываются научные интересы студентов и давления их специализации. Практика студентов организуется факультетом психологии совместно с администрацией и коллективами тех учреждений, на базе которых она проводится, ведение практики осуществляется на основе договора о предоставлении места для прохождения практики студентом и закреплении за студентом специалиста, хорошо знающего обозначенные в программе практики виды деятельности. Перед началом психологической практики на курсе проводится установочная конференция, где студентов знакомят с целями, задачами и содержанием психологической практики, формами отчета, с дневником практиканта. На конференции студент получает направление деканата факультета на практику; программу и методические указания по организации и прохождению практики; дневник с индивидуальным планом прохождения практики. На конференции определяется место прохождения практики. В течение практики студенты могут посещать консультации и советоваться как с руководителем, непосредственно курирующим практику в учреждении, так и с руководителем практики КФ УРАО. После окончания практики студенты в течение недели сдают дневник практиканта, со всеми обязательными формами отчетности, отзыв организации о прохождении практики, подписанный руководителем практики на местах и заверенный печатью учреждения. По результатам практики после проверки всех форм отчетности проводится практическая конференция, которая служит целям подведения итогов практики, анализу реализации задач и возникших в период практики проблем, коррекции образовательного процесса в вузе, формированию представления о своей зоне ближайшего профессионального развития, осознанию актуальных возможностей, обмену опытом.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.230 (0.01 с.) |