ТЕМА 1. Рыночная система: спрос и предложение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. Рыночная система: спрос и предложение



Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Спрос. Факторы, формирующие спрос. Изменение величины спроса в результате изменения цены. Индивидуальный и рыночный спрос. Взаимосвязанные в потреблении (заменяющие и дополняющие) товары и услуги.

Предложение. Факторы, влияющие на предложение. Изменение величины предложения в результате изменения цены. Индивидуальное и рыночное предложение.

Цена спроса и цена предложения. Взаимодействие спроса и предложения. Зоны рыночной активности и их характеристики. Рынок продавца и рынок покупателя. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество. Выигрыш потребителя. Выигрыш производителя. Конкуренция покупателей и продавцов и механизм установления рыночного равновесия.

Государственное регулирование рыночных процессов и его инструменты. Государственные налоги и субсидии и их последствия. Потери мертвого груза. Контроль над ценами. Равновесие и очередь. Черный рынок. Дефицит и качество. Общие последствия административного контроля цен. Регулирование количества обращающегося товара. Квоты и рацио­нирование и рыночное равновесие.

Спрос и предложение на рынке преступной деятельности. Рынок преступлений и экономическая эффективность наказания.

Эластичность спроса и предложения.

Общее понятие эластичности в экономике. Точечная и дуговая эластичность. Абсолютное значение эластичности. Эластичность спроса по цене и факторы, на нее влияющие. Перекрестная эластичность спроса. Виды товаров в зависимости от перекрестной ценовой эластичности. Эластичность спроса по доходу. Виды товаров в зависимости от эластичности спроса по доходу.

Эластичность предложения по цене. Значение оценки эластичности спроса и предложения. Эластичный и неэластичный спрос и выручка продавцов.

Базовый учебник:

Р.Франк. Микроэкономика и поведение, гл.5, стр. 129-159

Основная литература:

П. Хейне. Экономический образ мышления, гл. 2 – 4. стр. 37 – 134.

Экономическая школа. Лекции 1,2 (разделы 0,1,2), 3(разделы 0,1), лекция 5 (разделы 0,1,2), лекция 6, лекция 7(разделы 0,1,2), лекция 9 (раздел 2), лекция 10 (разделы 0,1), лекция 17

Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. Микроэкономика, гл 1, стр.30-33, гл.2, стр.37-76, гл.4, стр.126-127, стр. 134-144, гл.9, стр.325-371.

Дополнительная литература:

Д. Хайман. Современная микроэкономика: анализ и применение, т.1, гл.5, стр.140-160, гл.6, стр.199-223

Э. Долан, Д. Линдсей. Рынок: микроэкономическая модель, гл.2, стр.31-58, гл.3, стр.59-80, гл.4, стр.81-104

Интернет-ресурсы:

1. Центр по изучению нелегальной экономической деятельности (ЦИНЭД)

Адрес – http://corruption.rsuh.ru

2. Сайт Институциональной экономической теории

Адрес - http://ie.boom.ru

ТЕМА 2. ПОВЕДЕНИЕ ПотребИТЕЛЯ в рыночной экономике.

Потребитель и предпосылки анализа потребительского выбора.

Потребитель. Суверенитет потребителя и факторы, его ограничивающие. Свобода, рациональность и независимость выбора потребителя. Предпочтения потребителя. Аксиомы рационального выбора.

Бюджетное ограничение потребителя. Свойства и сдвиги бюджетного ограничения при изменении цен и дохода.

Анализ потребительского выбора.

Понятие полезности и ее роль в экономической теории. Проблема измерения полезности. Полезность и ценность.

Полезность и спрос. Общая и предельная полезность. Функция полезности и ее виды. Единство количественной и порядковой теорий полезности. Кривые безразличия, их свойства и основные типы. Предельная норма замены.

Оптимальный выбор потребителя: максимизация полезности при заданном бюджетном ограничении.

Влияние изменения дохода на выбор потребителя. Кривая доход-потребление и кривая Энгеля. Нормальные и неполноценные блага. Влияние изменения цены блага на выбор потребителя. Построение кривой индивидуального спроса. Эффект дохода и эффект замены. Парадокс Гиффена.

Поведение потребителей на черном рынке. Особенности потребления вредных благ.

Базовый учебник:

Р.Франк, Микроэкономика и поведение, гл.3, стр. 59-98, гл.4, стр. 98-128

Основная литература:

Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. Микроэкономика, гл.3, стр.78-118

П. Хейне. Экономический образ мышления, гл. 4. стр. 120 – 157.

Экономическая школа. Лекция 2(раздел 2), лекция 5 (раздел 3), лекции 13-16

Дополнительная литература:

Д. Хайман, Современная микроэкономика: анализ и применение, т.1, гл.3, стр.58-92.

Э. Долан, Д. Линдсей. Рынок: микроэкономическая модель, гл.5, стр.105-132

В.М.Гальперин и др. Микроэкономика, гл. 3, стр.101- 137.

 

ТЕМА 3. ПОВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ в рыночной экономике.

Производство.

Фирма в экономической теории. Производство. Взаимосвязь факторов производства и выпуска продукции, или производственная функция. Постоянные и переменные факторы производства. Краткосрочный и долгосрочный периоды.

Производство в краткосрочном периоде. Общий, средний и предельный продукт. Убывание предельного продукта.

Производство в долгосрочном периоде. Отдача от масштаба: возрастающая, постоянная и убывающая.

Издержки производства и прибыль.

Затраты на производство и издержки. Экономический подход к определению издержек и прибыли. Классификация издержек: явные (внутренние) и неявные (внешние); бухгалтерские и экономические; необратимые; общие, средние и предельные. Нормальная прибыль как неявные издержки фирмы.

Издержки в долгосрочном периоде. Минимизация затрат ресурсов при заданном уровне выпуска. Долгосрочные издержки.

Издержки в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Кривые издержек фирмы в краткосрочном периоде.

Выручка и прибыль фирмы. Средняя и предельная выручка. Максимизация прибыли как цель фирмы. Условие максимизации прибыли.

Базовый учебник:

Р.Франк. Микроэкономика и поведение, гл.9, стр.253-277, гл.10,стр.280-321.

Основная литература:

Экономическая школа. Лекции 21 – 23, лекция 40.

Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. Микроэкономика, гл.6, стр.199-228, гл.7, стр.229-279,

гл.8, стр.280-319

Дополнительная литература:

Д. Хайман. Современная микроэкономика: анализ и применение, т.1, гл.6, стр.199-223, т.1, гл.7, стр.236-261.

Э. Долан, Д. Линдсей. Рынок: микроэкономическая модель, гл.6, стр.133

ТЕМА 4. ТИПЫ РЫНКОВ И ФИРМ.

Зависимость поведения фирм от структуры рынка. Понятие структуры рынка. Классификация рыночных структур. Рыночная власть. Спрос на продукцию фирмы в условиях рыночной власти. Общая, средняя и предельная выручка фирмы в условиях рыночной власти. Максимизация прибыли производителя. Показатели рыночной власти. Методы оценки структуры рынка: индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Лернера.

Рынок совершенной конкуренции.

Характерные черты рынка совершенной конкуренции. Спрос, цена на продукцию, предельная выручка конкурентной фирмы. Условие максимизации прибыли конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Условие прекращения производства. Кривая предложения конкурентной фирмы и отрасли в краткосрочном периоде.

Равновесие на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффективность рынка совершенной конкуренции.

Монополия.

Характерные черты монополии. Факторы, способствующие возникновению монополии. Естественные монополии. Спрос на продукцию монополиста. Предельная выручка монополиста. Максимизация прибыли монополистом: выбор оптимального объема выпуска. Монополистическое ценообразование.

Экономические последствия монополии. Потери общества, вызванные монополизацией рынка. Монополия и прогресс.

Ценовая дискриминация. Условия, цели применения, типы ценовой дискриминации.

Государственная политика в отношении монополий: реструктуризация и регулирование. Антимонопольное законодательство и его значение. Традиционные способы и современные тенденции регулирования естественных монополий. Реакция монополии на различные меры регулирования (изменение ставок налогообложения, установления потолка цен, норматива рентабельности по капиталу и др.) Проблемы естественных монополий в России.

Особенности монополизации в криминальном бизнесе. Полезность монополизации преступных промыслов: подход Дж. Бьюкенена и М. Олсона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.012 с.)