Схема изучения игровой деятельности детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема изучения игровой деятельности детей



Дошкольного возраста с нарушением интеллекта

1. Особенности общей и мелкой моторики (мешают игре или нет).

2. Наличие интереса к игрушкам и действиям с ними; характер этого интереса: разлитой (когда ребенок перескакивает с одной игрушки на другую), или избирательный.

3. Устойчивость интереса.

4. Адекватно ли употребление игрушек (использование предмета в соответствии с его назначением, есть ли неадекватные действия, перечислить).

5. Характер игровых действий:

- манипуляции (не являются специфически игровыми, это действия в ходе которых узнаются свойства предметов);

- специфические - направленные на выявление свойств предмета (двигает машину взад и вперед, рассматривает колеса);

- неспецифические – постукивание, покусывание, бросание (колотит куклу, нагромождает кубики и бросает);

- процессуальные (действия не направленные на конечный результат, ребенок получает удовольствие от самого процесса действия);

- сюжетные (действия, связанные между собой логикой сюжета).

6. Пользуется ли ребенок каким-то изобразительным действием с воображаемыми предметами.

7. Использует ли в игре предметы- заместители, понимает их роль.

8. Как ребенок сопровождает свою игру речью, составляет ли она с игровыми действиями единое целое, какими видами речи пользуется: фиксирующая, регулирующая, планирующая.

9. Продолжительность игры.

10. Особенности эмоционально-волевой сферы: активен или пассивен ребенок, возбудим или вял, с удовольствием ли играет или из–за подчинения.

11. С кем вступает в контакт в процессе игры: со взрослыми, с детьми.

 

Приложение 7

Дневник наблюдений

Для успешного изучения детей и использования его данных в целях коррекционной работы очень важное значение имеет систе­матическое накопление материала, характеризующего облик каж­дого ученика, его развитие, личностные особенности. Учителя пользуются различными формами учета данных о раз­витии, продвижении учащихся. Одной из форм текущего учета таких данных являются дневники наблюдений.

Остановимся на тех требованиях, которым должны удовлетво­рять дневники наблюдений.

Главным требованием является содержательность. Записи, ко­торые делает учитель в дневнике наблюдений, должны носить не случайный характер, а фиксировать наиболее важные и характер­ные данные, раскрывающие индивидуальность школьника, его развитие, свойственные ему особенности. Учителю, конечно, не следует записывать в дневник все подряд им наблюдаемое, а сле­дует отбирать наиболее яркие факты. При этом надо прежде всего сосредоточить внимание на тех особенностях школьника, о кото­рых говорит «программа изучения учащихся». Записи о каждом ученике будут делаться при этом примерно раз в одну-две недели. Не следует устанавливать строгую периодичность записей. Однако необходимо помнить одно безусловное требование: не запускать фиксацию наблюдений.

В качестве оптимального варианта можно привести следующий пример периодичности записей. Дневниковые записи в отноше­нии ученика 2-го класса Андрея 3. на протяжении октября были произведены 6, 15, 25 и 29 числа, а записи об ученице того же класса Тамаре П. — 2, 8, 14, 19 и 24 числа того же месяца.

Делая записи в дневнике наблюдений, важно соблюдать точ­ность. Следует записывать именно то, что фактически произош­ло, притом не в обобщенном виде, а во всей конкретности на­блюдавшихся событий. Описывая проявления учащихся, необхо­димо отметить и ту обстановку, в которой они имели место. В днев­никовых записях не следует увлекаться обобщенными оценками наблюдаемых фактов; это задача последующего этапа — составле­ния педагогической характеристики. Дневниковые же записи дол­жны обеспечить возможно более точный и объективный материал для последующего обобщения.

Записи следует делать в дневнике по возможности сразу же после того, как что-то произошло, или во всяком случае в тот же день. Если учитель откладывает фиксацию наблюдений, ему при­ходится делать записи по памяти, а это чревато искажением фак­тов, появлением неточностей и т. п.

В качестве примера приведем дневниковые записи о новой уче­нице Марине О., сделанные учительницей класса компенсирую­щего обучения на протяжении первых месяцев ее занятий в классе.

4.1Х. Марина с трудом осваивается в новой обстановке. Детей сторо­нится. Говорит мало. Руку на уроках не поднимает, даже когда разговор идет на близкие всем темы — как провели каникулы, где были летом, что нового узнали. Все дети хотят поделиться своими впечатлениями, а у Марины этого желания пока нет.

7.IX. Первые дни я не поднимала Марину для ответов, давала возмож­ность девочке оглядеться, привыкнуть к новой обстановке. Сегодня вызвала ее прочитать отрывок нового текста. Читали рассказ Л.Воронцовой«Зеленый патруль». Марина читает с трудом, по слогам. Допускает много ошибок.

10.IX. После уроков побеседовала с Мариной. Спросила, какой пред­мет ей больше нравится, чем она любит заниматься, какое задание по классу выполняла прежде в школе. Какое поручение хотела бы иметь? Марина отвечала очень робко, неуверенно. О любимом предмете сказала — труд. На вопрос, что именно любила делать на этом уроке, ответила — лепить. Дома любит играть с младшей сестрой, а насчет задания, которое она раньше выполняла по классу, пожала плечами и ничего не ответила. В новом классе хотела бы поливать цветы.

14.1Х. На перемене Марина подошла ко мне и сказала, что Нина (ее соседка по парте) на уроке ела конфету, а Дима подставил ножку Слави­ку, когда выходили на перемену. Объяснила девочке, что это нехорошо, — рассказывать по секрету о плохих поступках других.

18.1Х. Решали задачу: «На аэродроме было 27 самолетов, несколько из них улетело, после этого на аэродроме осталось 15 самолетов. Сколько самолетов улетело?» Вызвала Марину повторить условие задачи. Девочка растерянно молчит. В беседе выяснилось, что она не знает, что такое аэро­дром. Когда я объяснила слово, повторить условие смогла, но решение в тетрадь с доски переписала механически. Решить аналогичную задачу са­мостоятельно не смогла, нужна была помощь. Примеры девочка решает лучше, чем задачи. Трудность для нее представляет осмысление условия, уяснение отношений между данными.

23.1Х. Марина с трудом входит в коллектив класса. У нее пока еще нет подруги, на переменах она в большинстве случаев одна, стоит в стороне и наблюдает за ребятами или смотрит в окно. Когда вступает с кем-нибудь в разговор, то часто он носит конфликтный характер. Нина, девочка, ря­дом с которой я посадила Марину и которой поручила опекать ее на пер­вых порах, старается избегать ее. Когда я спросила Нину: «Почему это происходит?» — та сказала: «Она подсматривает за всеми и ябедничает».

1.Х. Бросается в глаза очень сильная неуверенность девочки. Сегодня на уроке русского языка дети выполняли самостоятельное упражнение № 77. Нужно было списать текст (четыре предложения) и подчеркнуть слова с двойными согласными. Когда все уже закончили работу, Мари­на написала только два предложения. Списывала не словами, а чуть ли не побуквенно, каждый раз проверяя себя по учебнику. Не первый раз обращаю внимание девочки на технику списывания, а движения вперед пока нет.

5.Х. Марина снова пыталась мне сказать что-то о Диме.

«А он (показывая на него пальцем)...». Но, увидев мое строгое выраже­ние лица, вспомнила, очевидно, наш разговор и убежала.

10. X. Были на экскурсии в сквере. Со мной рядом шли Марина и Лена. Лена рассказывала, как они с папой встречали вчера маму у проходной завода. Спросила Марину: «А где работают твои родители?» Про маму сказала — в магазине, а про папу — на заводе. Когда я хотела уточнить, на каком заводе, что, на этом заводе делают, девочка не ответила. На вопрос:

«Как зовут твою маму?» — сказала: «Тетя Зина». — «На какой улице жи­вешь?» — показала только направление — «В той стороне».

16.Х. Марина старается очень строго выполнять все указания учителя. На парте у нее всегда образцовый порядок. Она никогда не забывает нака­зы учителя. Сегодня мы снова говорили об организованности, потому что многие ребята забыли принести угольник, цветные карандаши. Я поста­вила Марину в пример. Она была на седьмом небе от счастья.

20.Х. Приходил отец Марины. Интересовался, как она успевает. От­крыл мне секрет: если ошибок в тетради много, а оценки нет (не ставлю в тетрадях отметок), то родители дома заставляют девочку все выполнять заново. Так вот откуда такая неуверенность Марины во время работы. От­советовала применять такие меры к девочке. Подчеркнула важность разви­тия ее общего кругозора, наблюдательности.

Как видим, в записях учительница стремилась разносторонне

(насколько это возможно за относительно короткое время знакомства) отразить духовный облик новой ученицы: ее кругозор, состо­яние учебных умений и навыков, учебные возможности девочки, | интересы, отношения, складывающиеся с детьми, особенности поведения, отношение к оценке учителя. В записях обращается внимание как на трудности, которые испытывает девочка в обучении, так и на те стороны, которые учитель может использовать как опору в работе. Каждый раз, замечая то или иное проявление особенностей девочки, учительница обращала внимание и на ситуацию, в которой это происходило. Ценным в записях является и то, что наряду с особенностями школьницы в них отражены и те педаго­гические способы и приемы, которые использовала учительница в порядке индивидуального подхода к ней.

Следует остановиться также на форме записей в дневнике на­блюдений. Конечно, это вопрос не самый главный. Фиксация на­блюдений может производиться по-разному, наиболее существенно обеспечение должного содержания и систематичности в записях.

Большинство учителей используют для дневника наблюдений одну общую тетрадь, где на каждого учащегося отводится некото­рое количество страниц. На первой странице раздела, выделенного для данного ученика, обозначаются его фамилия, имя. После­дующие страницы заполняются записями наблюдений. Возможен такой способ ведения дневника, при котором в одной сплошной записи фиксируются наблюдаемые особенности учащихся и дей­ствия, предпринимаемые педагогом.

Можно располагать записи и по-другому. В этом случае каждая страница делится на три графы: в первой проставляется дата на­блюдения; вторая графа отводится для записей о данном учащем­ся; в третьей графе указываются те педагогические мероприятия, которые намечены или проведены учителем, их результат;

Такая форма дневника наблюдений имеет то преимущество, что подчеркивает действенную педагогическую направленность работы учителя по изучению учащихся.

 

Приведем пример такого способа записей.

 

Дата Наблюдения   Педагогические мероприятия
20.II.     5.III Никак не могу приохотить Витю к учению, на уроках постоянно отвлекается. Не слушает, когда читаю я, дети. Сегодня было то же, что и всегда: мы разбираем новый рассказ, а Витя раскладывает конфетные бумажки на парте. На урок чтения я принесла проигрыватель и заметила, какими восхищенными глазами Витя смотрел на него, как внимательно и напряженно наблюдал, как я обращаюсь с аппаратом. После урока Витя подошел к моему столу и погладил проигрыватель. Спрашиваю: «Хочешь научу тебя обращаться с ним?» Глаза Вити засияли. Читали в классе книгу «Восемь славных буденновцев». Витя начал прислушиваться к моему чтению. Потом все читали отрывки из текста. Вите предложила самый интересный от- рывок. Прочитал он его с трудом, но с видимым удовольствием. Старался. Я похвалила его. После урока сказала Вите, что завтра он будет читать рассказ В. Осеевой. Предложила взять книжку домой и как следует подготовиться. Витя с удовольствием принял мое предложение. Назначили Витю от­ветственным за проиг­рыватель. Перед каждым уроком теперь, спрашивает меня: «А сегодня будет нужен проигрыватель?» Когда это требуется, Витя приносит его, устанав­ливает и в нужный мо­мент включает и вы­ключает. Ребята посматривают на него с тайной завистью.   Некоторое время, пока Витя не догонит ребят по технике чтения, сле­дует практиковать пред­варительную подготов­ку его к чтению в клас­се

 

Приложение 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.193.11.123 (0.014 с.)