Модуль 1. Устное народное творчество. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Устное народное творчество.



Древнегреческая литература

1. Какая особенность фольклора определяет его специфические свойства? Раскройте соотношение авторства и исполнительства в фольклорном процессе.

2. Познакомьтесь с работой В. Проппа „Морфология сказки” (М., 1969). Проанализируйте по предложенной ученым схеме понравившуюся вам волшебную сказку.

3. Эволюция древнеаттической комедии: комедия средняя и новая.

4. Выпишите из литературоведческих энциклопедий и словарей определения: „александрийская поэзия”, „алкеева строфа”, „буколики”, „гекзаметр”, „дифирамб”, „катарсис”, „мимесис”, „миф”, „софисты”, „эпиталама”.

5. Как вы считаете, почему античная мифология стала источником мировой культуры (кино, литература, живопись, мультипликация, скульптура, музыка)?

6. Прочитайте ХVIII песнь гомеровской „Илиады”, посвященную описанию щита Ахилла. Какова функция данного описания?

7. Сравните басни „Волк и Ягненок” Эзопа и И. Крылова. Какой вывод вы сделали?

8. Подготовьте сообщения на темы: „Прометей как „вечный образ” мировой культуры”, „Образ Прометея в творчестве украинских поэтов и писателей”.

9. Сделайте целостный анализ стихотворения Сапфо „Богу равным... ” (пер. В. Вересаева).

10. Выучите наизусть 2 стихотворения из древнегреческой лирики.

11. В учебнике И. Тронского (или С. Радцига) прочитайте статью об Аристофане. Составьте сложный план ответа, освещающего жизнь и творчество комедиографа. Распределите его произведения по тематическому принципу:

а) тема войны и мира;

б) тема власти и народа;

в) философские, эстетические и педагогические идеи времени.

12. Проанализируйте Эписодии VII и VШ комедии Аристофана „Облака”. Как в диалогах героев проявляется софистический принцип аргументации? Как при этом меняются положение и роль главного героя?

13. В чем условность применения термина „роман” по отношению к античным повествовательным формам? В чем своеобразие античного романа? Проанализируйте прочитанное произведение.

Модуль 2. Древнеримская литература

14. Раскройте специфику древнеримской литературы (в сравнении с древнегреческой). Назовите особенности древнеримской мифологии.

15. Проанализируйте IV акт „Комедия о горшке” Плавта (диалоги Стробил – Евклион, Евклион – Ликонид). Какие черты характера героев здесь проявляются, заостряются? Какие художественные средства создания комической ситуации использует автор? Как данные сцены преломляются в комедии Мольера „Скупой”?

16. Сделайте целостный анализ стихотворения Катулла „У многих Квинтия красавицей слывет... ” (пер. А. Фета).

17. Назовите тему и идею эпической поэмы Вергилия „Энеида”. Каково было идеологическое значение эпоса в современную автору эпоху?

18. В. Топоров назвал главного героя эпической поэмы Вергилия „Энеида” „человеком судьбы”. Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ.

19. Сравните образ Дидоны в IV Песне „Энеиды” Вергилия и в „Послании Дидоны” Овидия. В чем различия? Как повлияла на образ героини жанровая специфика каждого произведения?

20. Выучите наизусть стихотворение из древнеримской лирики и отрывок из поэмы Вергилия „Энеида”.

21. Гораций – поэт „золотой середины”. Как вы понимаете данное выражение? Выделите основные темы од Горация. Как обогащаются и развиваются в них традиции древнегреческих поэтов (Архилоха, Алкея, Сапфо, Анакреонта, Пиндара)?

22. Раскройте мифологическую основу, определите особенности жанра произведения Апулея „Метаморфозы, или Золотой осел”.

23. Письменно выполните сравнительный анализ идейно-художественной специфики стихотворений „К Мельпомене” Горация, „Я знак бессмертия себе воздвигнул...” М. Ломоносова, „Памятник” Г. Державина, „Я памятник воздвиг...” А. Пушкина.

24. Сопоставьте 1-2 стиха из „Метаморфоз” Овидия с их мифологическими источниками. В чем художественная специфика авторского произведения? Приведите примеры.

2.5. Дополнительные задания.

1. Познакомьтесь с древнегреческими пословицами и поговорками (См.: Н. Дератани, Н. Тимофеева „Хрестоматия по античной литературе: Греческая литература” (М., 1965. – С. 14- 15”. Какие из них имеют русские и украинские эквиваленты? Приведите примеры.

2. Подберите из классической поэзии свои примеры Стихотворений, содержащих античные мифологические образы.

3. Познакомьтесь со „списком кораблей” (Песнь II) „Илиады” Гомера. Почему описание кораблей занимает в поэме такое большое место? Какие особенности повествовательного стиля Гомера проявляются в этом описании?

4. Охарактеризуйте „Орестею” Эсхила как трилогию. Познакомьтесь с монографиями, посвященными творчеству Софокла (М. Николы, Н. Федорова, В. Ярхо и др.). Раскройте тему „Человек и государство в драмах Софокла”.

5. Назовите художественные приемы создания комического эффекта в комедиях Аристофана „Облака” или „Лягушки” (на выбор). Приведите примеры.

6. Каков критерий оценки драматургии Эсхила и Еврипида в комедии Аристофана „Лягушки”? Какова эстетическая позиция самого автора? Каким образом она выражена в комедии?

7. Сравните 2 перевода стихотворения Анакреонта. Выскажите свои суждения.

А. Пушкин

Кобылица молодая,

Честь кавказского тавра,

Что ты мчишься, удалая?

И тебе пришла пора;

Не косись пугливым оком,

Ног на воздух не мечи,

В поле гладком и широком

Своенравно не скачи.

Погоди; тебя заставлю

Я смириться подо мной:

В мерный круг твой бег направлю

Укороченной уздой.

Г. Церетели

Кобылица молодая, бег стремя неукротимый,

На меня зачем косишься? Или мнишь: я – не ездок?

Подожди, пора настанет, удила я вмиг накину,

И, узде моей послушна, ты мне мету обогнешь.

А пока в луга, на воле ты резвишься и играешь:

Знать, еще ты не напала на лихого ездока!

8. Познакомьтесь с анакреонтической поэзией (См. раздел „Анакреонтика” в кн. „Античная литература: Греция: Антология” (М., 1989. – Ч. 2. – С. 338-346)). Каковы истоки данного направления? Какое влияние оно оказало на развитие русской литературы?

9. Прочитайте стихотворение А. Ахматовой „Не пугайся – я еще похожей... ” и И. Бродского „Дидона и Эней”. Как авторы переосмысливают события „Энеиды” Вергилия? Какие реминисценции из эпической поэмы встречаются в стихотворениях?

10. Попробуйте сделать подстрочный перевод отрывка из „Ad melpomenem” Горация, которая позднее получила известность под названием „Памятник”. Сравните с русскими переводами. Оцените варианты поэтических интерпретаций „Памятника” в их отношении к оригиналу.

Ad melpomeпem

Exegi monumentum аеге perennius

Regalique situ pyramidum altius,

Quod non imber edax, поп Aquilо impotens

Possit diruerе aut innumerabilis

Annorum series et fuga temporum <...>.

ПЕРЕВОДЫ

А. Семенов-Тян-Шанский

Создан памятник мной. Он вековечнее

Меди, и пирамид выше он царственных.

Не разрушит его дождь разъедающий,

Ни жестокий Борей, ни бесконечная

Цепь грядущих годов, в даль убегающих <...>.

В. Брюсов

Памятник я воздвиг меди нетленнее;

Царственных пирамид выше строения,

Что ни едкость дождя, ни Аквилон пустой

Не разрушат вовек и ни бесчисленных

Ряд идущих годов, или бег времени <...>.

А.Фет

Воздвигнул я памятник вечнее меди прочной

И зданий царственных превыше пирамид,

Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,

Ни ряд бесчисленных годов не истребит <...>.

 

11. Проанализируйте подражания „Оде к Мельпомене” Горация – ХV Песня „Метаморфоз” Овидия, „Ода сеньору” П. Ронсара, „И да вещая ныне с дерзновеньем... ” В. Кюхельбекера, „Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен... ” В. Брюсова и др.

12. Какие положения „Науки поэзии” Горация легли в основу эстетики классицизма?

13. Сравните образ лирического героя, его возлюбленной, характер их взаимоотношений, тональность любовных элегий Катулла и Овидия. Выделите общее и различное. Каковы причины произошедших изменений? Только ли речь идет о различиях в индивидуальной творческой манере авторов?

14. Сделайте доклады или сообщения на темы „Образ Овидия в творчестве А. Пушкина”, „Овидий и О. Мандельштам”.

15. Как развивается жанр сатиры в древнеримской поэзии? Какую роль в данном процессе играют Гораций и Ювенал?

16. В чем своеобразие „Сатирикона” Петрония? Какие художественные средства использует автор для отображения нравов римского общества периода империи?

Литература для реферирования.

1. Аристотель и античная литература. – М., 1978.

2. Вагнер Р. Начала поэзии. Эпос: Гомер и Гесиод (Баумгартен Ф., Поланд Ф., Вагнер Р. Эллинская культура. – Минск – М., 2000. – С. 160-189)

3. Вахрушев В. С. Гомер (Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч. 1. – М., 1997. – С. 201-207)

4. Вулих Н. В. Овидий. – М., 1996.

5. Гаспаров М. Вергилий – поэт будущего (Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. – М., 1979. – С. 5-34)

6. Гаспаров М. Поэзия Горация (Квинт Гораций Флакк. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. – М., 1970. – С. 5-38)

7. Головня В. В. Аристофан. – М., 1954.

8. Головня В. В. История античного театра. – М., 1972.

9. Гончарова Т. Еврипид. – М., 1986.

10. Грабарь-Пассек М. Е. Апулей (Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. – М., 1993. – С. 357-372)

11. Гусейнов Г. Ч. „Орестея” Эсхила: образное моделирование действия. – М., 1982.

12. Дуров В. С. Поэт золотой середины. Жизнь и творчества Горация (Гораций. Собрание сочинений. – Спб., 1993. – С. 5-20)

13. Зайцев А. И. Древнегреческий героический эпос и "Илиада" Гомера (Гомер. Илиада. – Л., 1990. – С. 395-416)

14. Каллистов Д. П. Античный театр. – Л., 1970.

15. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. – М., 1976.

16. Морева-Вулих Н. В. Римский классицизм: творчество Вергилия, лирика Горация – СПб., 2000.

17. Полонская К. П. Античная комедия. – М., 1979. 50

18. Полонская К. П. Римские поэты эпохи принципата Августа. – М., 1963.

19. Соболевский С. И. Аристофан и его время. – М., 1957.

20. Суздальский Ю. П. Пушкин и античность. – Л., 1969.

21. Топоров В. Эней – человек судьбы. – М., 1993.

22. Хейзинга Й. Культуры и эпохи Sub Specie Ludi (Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. – М., 2001. – С. 277-309)

23. Шервинский С. В. Античная лирика. – М., 1968.

24. Шталь И. В. Поэзия Гая Валерия Катулла. – М., 1977.

25. Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная лирика. Ранняя греческая Эллинистическая лирика. Римская лирическая поэзия. – М., 1976..



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.023 с.)