Барнаульский государственный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Барнаульский государственный



Барнаульский государственный

педагогический университет

А.А. Шаповалов

Программа ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ

КЛАССОВ различного профиля обучения средних

общеобразовательных школ,

Лицеев и гимназий

Барнаул - 2000

ББК 74.265.1

УДК 53

 

Шаповалов А.А. Программа по физике для 10 и 11 классов различного профиля обучения средних общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. - Барнаул, 2000 – 60 с.

 

Программа является элементом интегральной дидактической системы обучения физике, поддерживаемой учебно-методическим комплексом, который включает в себя авторские учебники и учебные пособия, но может быть использована и при работе со стандартными учебниками и другими методическими материалами. Отличительная особенность программы - усиленная и выделенная в явном виде методологическая составляющая.

 

 

Рецензенты:

 

Доцент кафедры методики преподавания физики Барнаульского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы РФ А.Н. Крутский; учитель физики высшей категории школы - гимназии N 42 г. Барнаула В.В. Дергунов.

 

 

© А.А. Шаповалов, 2000

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Авторская программа разработана А.А. Шаповаловым на основе материалов многолетней опытно-экспериментальной работы, направленной на создание интегральной дидактической системы обучения физике. Экспериментальная работа проводилась в школах N 55,103,112 г. Барнаула, в Алтайском краевом педагогическом лицее.

Программа является элементом учебно-методического комплекса, разрабатываемого под руководством А.А. Шаповалова инициативной группой ученых Барнаульского педагогического университета и опытных учителей - практиков школ г. Барнаула. В комплекс входят учебники и учебные пособия для учащихся и учителей, кодотранспаранты и диапозитивы, сборники задач и контрольных работ, видеофильмы по школьному физическому эксперименту, другие методические материалы. Кроме того, комплекс включает видеозаписи уроков физики, данных автором системы в разное время в разных классах многопрофильной школы-лицея N 112 г. Барнаула.

Разработанные и апробированные элементы интегральной дидактической системы обучения физике в течение ряда лет с успехом используются многими учителями г. Барнаула и Алтайского края.

Материалы проводимых исследований, по мере их появления, докладывались на многих научных конференциях и семинарах и опубликованы в сборниках научных трудов Алтайского государственного университета, Абаканского, Барнаульского, Волгоградского, Горно-Алтайского, Донецкого, Красноярского, Новосибирского, Омского, Челябинского педагогических вузов.

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССАХ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФИЛЕМ ОБУЧЕНИЯ

 

Одной из особенностей данной программы является то, что она предполагает во всех классах различного профиля обучения общеобразовательных школ, лицеев гимназий, наряду с общеобразовательной, общекультурной и другими, общими для различных типов средних учебных заведений, направлениями подготовки учащихся, осуществление общекультурной и начальной психолого- педагогической подготовки учащихся.

Эта подготовка носит пропедевтический характер, но, в то же время, предполагает формирование у учащихся некоторого объема специальных знаний и умений, относящихся к сферам общечеловеческой деятельности.

В классах гуманитарного профиля предусматривает она и формирование ориентации на профессии, предусматривающие работу с людьми, а следовательно, имеющими педагогическую составляющую. В этих классах предполагается проведение профессиональной ориентации на педагогическую профессию с целью дальнейшего обучения в педагогическом университете, специализацию в области конкретного учебного предмета.

Существенно, что начальная педагогическая подготовка учащихся не ведется по пути дублирования, даже в упрощенном или сокращенном виде, вузовских курсов психолого-педагогических дисциплин, а проводится через конкретную учебно-воспитательную работу, в первую очередь, через учебные занятия. В связи с этим, к целеполагающей деятельности педагога, содержанию образования, методам обучения, формам организации учебных занятий, используемым средствам обучения, поведению педагога, его взаимоотношениям с учащимися, предъявляются дополнительные требования.

 

Специфика организации процесса обучения в профильных классах заключается в сочетании фундаментализации и гуманизации образования, технологичности получаемых учениками знаний и умений.

Фундаментализация образования означает более глубокую и расширенную, по сравнению с базовым вариантом, подготовку учащихся по избранному ими профилю обучения. Фундаментализация образования предполагает не только основательное овладение учениками основами базовых для избранного профиля обучения учебных дисциплин, но и понимание ими специальных и общенаучных методов получения знания, усвоение приемов рационализации познавательной деятельности, сформированность навыков организации самостоятельной учебной работы.

Гуманизация образования предполагает целенаправленное, систематическое воздействие педагогов на сферу чувств и эмоций учеников через общение с ними, формирование специфической окружающей среды, в которой проходит их обучение и жизнедеятельность. Это воздействие имеет цель сформировать у учеников устойчивую потребность соотносить свои мысли и деятельность с общечеловеческими ценностями, обращаться в поведенческих ситуациях к личности человека, его культуре, правам, учитывать его интересы и запросы. Гуманизация образования не означает простого увеличения в учебных планах времени на изучение гуманитарных дисциплин, особенно если оно осуществляется за счет дисциплин естественно - научного направления. Гуманизация образования требует рассматривать любой профиль обучения с гуманистических позиций и, соответственно, предусматривает включение в содержание естественно - научного образования гуманитарной составляющей.

Технологичность получаемых учениками знаний и умений понимается не с узко предметных позиций, как способность применить эти знания и умения к решению проблем изучаемых дисциплин, а как возможность связать их с профессиями, предусматривающими установление взаимоотношений между людьми.

 

ПРОГРАММА

Класс

ФИЗИЧЕСКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

Часа в год. 8 часов в неделю.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

Часов в год. 5 часов в неделю.

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ

Часов в год. 4 часа в неделю.

ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ

Часов в год. 2 часа в неделю.

 

Вопросы, набранные курсивом, в классах гуманитарного

Профиля не изучаются.

 

СЕТКА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА ФИЗИКИ 10 КЛАССА

Разделы курса Физико-математи-ческий профиль Естественнонаучный профиль Гумани-тарный профиль Технический профиль
Повторение курса механики        
Основы молекулярно - кинетической теории        
Идеальный газ        
Пары        
Жидкости        
Твердые тела        
Основы термодинамики        
Электростатика        
Магнетизм        
Постоянный электрический ток        
Электрический ток в различных средах        
Повторение и обобщение курса        
Физический практикум        
Резервное время        

ПОВТОРЕНИЕ КУРСА МЕХАНИКИ

Физико-математический профиль - 52 час.

Естественнонаучный профиль - 16 час.

Технический профиль - 16 час.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Общие понятия: основная задача механики, механическое движение, материальная точка.

2. Кинематические понятия (прямолинейное движение): поступательное движение, система отсчета, траектория, перемещение, путь, прямолинейное движение, равномерное прямолинейное движение, скорость равномерного прямолинейного движения, средняя скорость перемещения, средняя скорость прохождения пути, мгновенная скорость, график движения, график скорости, относительность движения, равнопеременное движение, равноускоренное движение, равнозамедленное движение, неравноускоренное движение, ускорение, свободное падение тел, ускорение свободного падения.

3. Кинематические понятия (криволинейное движение): криволинейное движение, вращательное движение, угол поворота, угловая скорость, период обращения, частота обращения, центростремительное ускорение, касательное ускорение.

4. Динамические понятия: инерциальная система отсчета, неинерциальная система отсчета, инерция, взаимодействие тел, инертность, масса, сила, деформация, сила упругости, жесткость, гравитация, сила всемирного тяготения, гравитационная постоянная, сила тяжести, вес, невесомость, сила нормального давления, космические скорости, трение покоя, трение скольжения, сила трения, коэффициент трения, жидкое трение, плечо силы, момент силы, ось вращения, импульс тела, импульс силы, замкнутая система тел, реактивное движение, работа силы, кинетическая энергия, потенциальная энергия, потенциальная энергия тела в поле тяжести, потенциальная энергия упруго деформированного тела, мощность, коэффициент полезного действия.

5. Понятия теории колебаний: колебания, колебательная система, маятник, математический маятник, пружинный маятник, амплитуда колебаний, период колебаний, частота колебаний, гармонические колебания, свободные колебания, вынужденные колебания, затухающие колебания, волна, скорость волны, длина волны, продольная волна, поперечная волна, звук, акустический резонанс, громкость звука, тон звука.

6. Уравнения, определяющие физические величины:

7. Законы и уравнения, выражающие связь между величинами:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Структура знания о физической теории.

2. Структура знания о физическом явлении.

3. Структура знания об эксперименте по введению физической величины.

4. Структура знания об эксперименте по установлению зависимости между физическими величинами.

5. Правила формирования понятий.

6. Предписания алгоритмического типа по решению кинематических задач.

7. Предписания алгоритмического типа по решению динамических задач.

8. Предписания алгоритмического типа по решению энергетических задач.

9. Подходы к решению физических задач.

ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

1. Изучение равномерного скольжения тела по наклонной плоскости.

2. Изучения процесса соскальзывания тела с наклонной плоскости.

3. Изучение равномерного вращения тела по окружности.

4. Изучение неупругого соударения двух шаров.

5. Изучение упругого соударения двух шаров.

6. Изучение неупругого удара с использованием баллистического маятника.

7. Изучение процесса деформации различных пружин.

8. Изучение колебаний пружинного маятника.

9. Изучение колебаний нитяного маятника.

10.Изучение движения связанных тел.

СТРОЕНИЯ ВЕЩЕСТВА

Физико-математический профиль - 10 час.

Технический профиль - 8 час.

Естественнонаучный профиль - 6 час.

Гуманитарный профиль - 4 час.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОЛЕКУЛ

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Электрический характер взаимодействия молекул.

2. График зависимости межмолекулярных сил от расстояния между молекулами.

3. График зависимости потенциальной энергии взаимодействия молекул от расстояния между молекулами.

4. Принцип минимума энергии.

5. Эффекты, предсказываемые на основе графика зависимости потенциальной энергии взаимодействия молекул от расстояния между молекулами (тепловое расширение, испарение).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Математические модели в физике.

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/12 Изгиб биметаллической пластины.

2/13 Различная скорость испарения жидкостей с поверхности предметного стекла.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ

И СВЯЗЬ МЕЖДУ НИМИ

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Метод определения размеров молекул (по растеканию масла).

2. Линейные размеры молекул.

3. Число молекул в капле воды.

4. Относительная молекулярная масса.

5. Количество вещества.

6. Моль.

7. Число Авогадро Na.

8. Молярная масса.

9. Соотношение между молярной массой и относительной молярной массой вещества.

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/14 Растекание капли масла по поверхности воды.

ИДЕАЛЬНЫЙ ГАЗ

Физико-математический профиль - 20 час.

Технический профиль - 14 час.

Естественнонаучный профиль - 10 час.

Гуманитарный профиль - 8 час.

 

ДАВЛЕНИЕ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Идеальный газ.

2. Средняя квадратичная скорость молекул.

3. Причины давления газа.

4. Зависимость давления газа от концентрации молекул и их средней кинетической энергии.

5. Микро и макро параметры системы молекул.

6. Молекулярно - кинетический подход к описанию процессов в газах.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Идеальный объект.

2. Математические модели в физике.

3. Подходы к решению задач.

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/19 Модель давления газа.

 

ТЕМПЕРАТУРА

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Температура - мера среднекинетической энергии молекул.

2. Энергетическое содержание градуса.

3. Постоянная Больцмана.

4. Температурные шкалы Цельсия и Кельвина.

5. Связь температуры по шкале Цельсия и Кельвина.

6. Абсолютный нуль.

7. Связь среднекинетической энергии и температуры идеального газа.

8. Термодинамическое равновесие.

9. Измерение температуры.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Метод введения понятия температуры.

2. Метод построения температурной шкалы.

3. Методы измерения температуры.

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/20 Постоянство изменения величины PV/N для газов при изменении их температуры на 100 0С.

2/21 Диафильм "Температура и ее измерение".

 

ИЗОПРОЦЕССЫ В ГАЗАХ

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие изопроцесса.

2. Изобарный процесс.

3. Изохорный процесс.

4. Изотермический процесс.

5. Закон Бойля-Мариотта.

6. Закон Гей-Люссака.

7. Закон Шарля.

8. Уравнение Клапейрона.

9. График зависимости давления идеального газа от его объема при постоянной температуре газа.

10. График зависимости объема идеального газа от его температуры при постоянном давлении газа.

11. График зависимости давления идеального газа от его температуры при постоянном объеме газа.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/23 Зависимость Р = Р(V), при Т = const.

2/24 Зависимость V = V(T), при Р = const.

3/25 Зависимость Р = Р(T), при V = const.

4/26 Диафильм "Газы и их свойства".

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

1. Изучение одного из изопроцессов.

ПАРЫ

Физико-математический профиль - 8 час.

Технический профиль - 6 час.

Естественнонаучный профиль - 4 час.

Гуманитарный профиль - 2 час.

ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Абсолютная влажность воздуха.

2. Относительная влажность воздуха.

3. Парциальное давление.

4. Гигрометр волосяной.

5. Гигрометр конденсационный.

6. Психрометр.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Схема изучения прибора.

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/34 Волосяной гигрометр: устройство и измерение влажности воздуха в классной комнате.

2/35 Конденсационный гигрометр: устройство и измерение влажности воздуха в классной комнате.

3/36 Психрометр: устройство и измерение влажности в классной комнате.

ЖИДКОСТИ

Физико-математический профиль - 8 час.

Технический профиль - 6 час.

Естественнонаучный профиль - 4 час.

Гуманитарный профиль - 4 час.

 

НАТЯЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Смачивание.

2. Несмачивание.

3. Капилляры.

4. Капиллярные явления.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Применение принципа минимальной энергии к объяснению поверхностных эффектов.

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/43 Смачивание парафина.

2/44 Несмачивание парафина.

3/45 Капилляры.

4/46 Процесс образования капли.

5/47 Форма мыльного пузыря.

6/48 Зависимость избыточного давления под искривленной поверхностью от радиуса кривизны.

7/49 Диафильм "Свойства жидкостей".

 

 

ТВЕРДЫЕ ТЕЛА

Физико-математический профиль - 10 час.

Технический профиль - 8 час.

Естественнонаучный профиль - 6 час.

Гуманитарный профиль - 2 час.

 

ТВЕРДЫЕ ТЕЛА И ИХ СВОЙСТВА

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Кристаллы.

2. Аморфные тела.

3. Анизотропия кристаллов.

4. Свойства твердых тел.

5. Внутреннее строение твердых тел.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Способы объяснения свойств твердых тел.

2. Применение принципа минимальной энергии к объяснению свойств твердых тел.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/50 Плавление и кристаллизация гипосульфита.

2/51 Рост кристаллов в поляризованном свете.

3/52 Различная теплопроводность кристаллической пластины в различных направлениях.

4/53 Диафильм "Кристаллы".

 

ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ

Физико-математический профиль - 20 час.

Технический профиль - 12 час.

Естественнонаучный профиль - 10 час.

Гуманитарный профиль - 2 час.

 

ПЕРВЫЙ ЗАКОН ТЕРМОДИНАМИКИ

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Количество теплоты.

2. Виды тепловых процессов.

3. Удельная теплоемкость вещества.

4. Удельная теплота плавления вещества.

5. Удельная теплота парообразования вещества.

6. Удельная теплота сгорания вещества.

7. Уравнение теплового баланса.

8. Внутренняя энергия тела.

9. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа.

10. Работа в термодинамике.

11. Первый закон термодинамики.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Термодинамический метод.

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/62 Выстрел пробкой из пробирки при нагревании.

2/63 Выстрел пробкой из латунной гильзы при ее трении.

РАЗЛИЧНЫМ ПРОЦЕССАМ

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам (изохорному, изобарному, изотермическому).

2. Удельная теплоемкость газа при постоянном объеме.

3. Удельная теплоемкость газа при постоянном давлении.

4. Связь удельных теплоемкостей газа при постоянном объеме и постоянном давлении.

5. Адиабатический процесс.

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/64 Воздушное огниво (нагревание воздуха при его адиабатном сжатии).

2/65 Образование тумана при адиабатном расширении воздуха.

 

ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Тепловой двигатель.

2. Нагреватель.

3. Холодильник.

4. Рабочее тело.

5. Энергетические процессы в тепловом двигателе.

6. Коэффициент полезного действия теплового двигателя.

7. Идеальный тепловой двигатель.

8. Коэффициент полезного действия идеального теплового двигателя.

9. Необратимость тепловых процессов.

10. Холодильные машины.

11.Тепловые машины и проблемы экологии.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Структура знания о механизме.

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/66 Модель теплового двигателя с каплей анилина.

2/67 Модель четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

3/68 Модель паровой турбины.

4/68 Взрыв горючей смеси в цилиндре с поршнем.

5/69 Взрыв горючей смеси в прозрачном цилиндре.

6/70 Диафильм "Обратимые и необратимые процессы".

7/71 Диафильм "Тепловые машины".

8/72 Диафильм "Двигатель внутреннего сгорания".

 

 

ЭЛЕКТРОСТАТИКА

Физико-математический профиль - 30 час.

Технический профиль - 20 час.

Естественнонаучный профиль - 16 час.

Гуманитарный профиль - 10 час.

ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРИЗАЦИИ

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Электризация.

2. Способы электризации тел.

3. Электрическое поле.

4. Электрический заряд.

5. Условия электризации.

6. Применение и проявление электризации.

7. Вредные действия электризации и способы борьбы с ними.

8. Объяснение электризации.

9. Закон сохранения заряда.

10. Опыт Иоффе - Милликена.

11. Элементарный заряд.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Структура знания о физическом явлении.

2.

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/73 Электризация эбонитовой палочки.

2/74 Электризация оргстекла.

3/75 Электростатический маятник.

4/76 Взаимодействие заряженных тел.

5/77 Соединение стержнем одноименно и разноименно заряженных электрометров.

6/78 Электростатический фильтр.

7/79 "Парящая ватка."

 

ЗАКОН КУЛОНА

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Закон Кулона.

2. Диэлектрическая постоянная (численное значение, единицы измерения).

3. Диэлектрическая проницаемость среды (определение, физический смысл, единицы измерения).

4. Объяснение зависимости силы Кулона от расстояния между зарядами.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

Структура знания о законе.

Структура знания об эксперименте, целью которого является установление зависимости между физическими величинами.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/80 Зависимость силы взаимодействия заряженных тех от их зарядов.

2/81 Зависимость силы взаимодействия заряженных тел от расстояния между ними.

3/82 Диафильм "Статическое электричество".

 

ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Напряженность электростатического поля (определение, физический смысл, единицы измерения).

2. Потенциал (определение, физический смысл, единица).

3. Напряжение (определение, физический смысл, единица).

4. Свойства электростатического поля.

5. Силовые линии электростатического поля.

6. Эквипотенциальные поверхности.

7. Вид силовых линий и эквипотенциальных поверхностей заряженных тел различной конфигурации.

8. Напряженность поля точечного заряда.

9. Потенциал поля точечного заряда.

10. Определение силы, действующей на заряд, помещенный в электростатическое поле.

11. Принцип суперпозиции электрических полей.

12. Работа по перемещению заряда в электростатическом поле.

13. Независимость работы по перемещению заряда в однородном поле от формы траектории.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Способы введения физических понятий.

2. Методы исследования электростатического поля.

3. Метод аналогий в физике и его использование в электростатике.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/83 Действие силы на пробный заряд в электростатическом поле.

2/84 Силовые линии электростатического поля (с помощью прибора для демонстрации спектров электрических полей).

3/85 Силовые линии электростатического поля (с помощью "султанов").

 

 

ЭЛЕКТРОЕМКОСТЬ

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Определение электроемкости.

2. Физический смысл электроемкости.

3. Единица электроемкости.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Способ введения электроемкости.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/92 Исследование зависимости потенциалов шаров, укрепленных на электрометре, от их зарядов.

 

КОНДЕНСАТОРЫ

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Конденсаторы.

2. Виды конденсаторов.

3. Емкость плоского конденсатора.

4. Энергия заряженного конденсатора.

5. Применение конденсаторов.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Структура знания о приборе.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/93 Внешний вид различных конденсаторов.

2/94 Исследование зависимости электроемкости плоского конденсатора от площади пластин, расстояния между ними, диэлектрической проницаемости среды.

3/95 Демонстрация конденсатора как накопителя энергии.

4/96 Пропускание переменного тока через конденсатор.

5/97 Настройка радиоприемника с помощью конденсатора переменной емкости.

 

 

МАГНЕТИЗМ

Физико-математический профиль - 12 час.

Технический профиль - 8 час.

Естественнонаучный профиль - 8 час.

Гуманитарный профиль - 8 час.

 

МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Действие постоянного магнита на магнитную стрелку.

2. Взаимодействие токов.

3. Поворот рамки с током в магнитном поле.

4. Действие проводников с током на магнитную стрелку.

5. Способы получения магнитного поля.

6. Проявление магнитных явлений в природе и их применение.

7. Вредные действия магнитных полей и способы предупреждения этих действий.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Способы исследования магнитных полей.

2. Структура знания о физическом явлении.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/98 Опыт Эрстеда.

2/99 Действие постоянного магнита на магнитную стрелку.

3/100 Взаимодействие параллельных токов.

4/101 Поворот рамки с током в магнитном поле.

5/102 Компас.

6/103 Электромагнит.

7/104 Магнитная лента.

8/105 Размагничивание магнита.

9/106 Диафильм "Магнитное поле Земли".

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТОКОВ

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Объяснение магнитных свойств постоянного магнита.

2. Закон Ампера.

3. Физический смысл коэффициента пропорциональности.

4. Единицы коэффициента пропорциональности.

5. Магнитная проницаемость среды.

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/108 Взаимодействие параллельных токов.

2/109 Разъединение стопки керамических магнитов.

 

МАГНИТНОЕ ПОЛЕ

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Свойства магнитного поля.

2. Определение индукции магнитного поля.

3. Физический смысл индукции магнитного поля.

4. Единица индукции магнитного поля.

5. Силовые линии магнитного поля.

6. Вид силовых линий магнитного поля проводников с током раз личной

конфигурации.

7. Правило буравчика.

8. Индукция магнитного поля прямого тока.

9. Сила Ампера.

10. Сила Лоренца.

11. Принцип суперпозиции магнитных полей.

12. Магнитный поток.

13. Работа по перемещению проводника в магнитном поле.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Способы исследования магнитных полей.

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/110 Взаимодействие токов (изменение силы, действующей на проводник с током, при изменении тока).

2/111 Силовые линии магнитного поля.

3/112 Действие силы Ампера на рамку, находящуюся в поле постоянного магнита.

4/113 Отклонение электронного луча в осциллографе с помощью постоянного магнита.

5/114 Действие силы Лоренца на ионы в растворе электролита.

6/115 Механическая модель магнитного потока.

7/116 Диафильм "Магнитное поле".

 

МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

 

1. Парамагнетики.

2. Диамагнетики.

3. Ферромагнетики.

4. Домены.

5. Точка Кюри.

6. Ферриты.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/119 Силовые линии соленоида.

2/120 Силовые линии полосового магнита.

3/121 Изменение индукции магнитного поля соленоида с помощью стального сердечника.

4/122 Модель молекулярных токов.

5/123 Диа-, пара-, ферромагнетики.

6/124 Точка Кюри.

7/125 Намагничивание и перемагничивание стального стержня в магнитном поле Земли.

8/126 Диафильм "Магнитные свойства вещества".

 

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Последовательная цепь.

2. Параллельная цепь.

3. Связь сил токов на различных участках последовательных и параллельных цепей.

4. Связь напряжений на различных участках последовательных и параллельных цепей.

5. Формулы для расчета сопротивления последовательно соединенных проводников.

6. Формулы для расчета сопротивления параллельно соединенных проводников.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

1. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

ТЕПЛОВОЕ ДЕЙСТВИЕ ТОКА

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Закон Джоуля - Ленца.

2. Формулы для расчета количества теплоты и мощности выделяемых в проводнике при прохождении по нему тока.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/137 Тепловое действие тока.

2/138 Диафильм "Постоянный ток".

 

ПРОВОДИМОСТИ МЕТАЛЛОВ.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Зависимость силы тока в металлах от заряда электронов, их концентрации, скорости упорядоченного движения, площади поперечного сечения проводника.

2. Вывод зависимости силы тока в металлах от напряжения.

3. Электронные представления о сопротивлении проводника.

4. Объяснение зависимости удельного сопротивления проводника от температуры.

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/142 Закон Ома для участка цепи.

2/143 Зависимость сопротивления проводника от материала, сечения, длины.

3/144 Зависимость сопротивления проводника от температуры.

4/145 Диафильм "Электронная проводимость металлов".

ЗАКОНЫ ФАРАДЕЯ

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Первый закон Фарадея.

2. Второй закон Фарадея.

3. Электрохимический эквивалент вещества (определение, физический смысл, единицы измерения).

4. Химический эквивалент вещества.

5. Число Фарадея (физический смысл, единица, численное значение).

 

ДЕМОНСТРАЦИЯ:

 

1/149 Выделение меди из раствора медного купороса.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

1. Определение электрохимического эквивалента меди.

 

ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ДИОД

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Полупроводниковый диод.

2. Назначение диода.

3. Схема устройства диода.

4. Принцип работы диода.

5. Применение диода.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/156 Односторонняя проводимость диода.

2/157 Внешний вид полупроводниковых диодов.

3/158 Демонстрация односторонней проводимости диода на экране осциллографа.

4/159 Выпрямление переменного тока с помощью диода.

5/160 Сглаживающий фильтр.

6/161 Диафильм "Полупроводниковый диод".

ТРАНЗИСТОР

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Транзистор.

2. Назначение транзисторов.

3. Схема устройства.

4. Принцип работы.

5. Применение транзисторов.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/162 Усилитель постоянного тока на транзисторе.

2/163 Внешний вид транзисторов.

13/164 Диафильм "Транзисторы".

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В ГАЗАХ

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Несамостоятельный газовый разряд.

2. Самостоятельный газовый разряд.

3. Виды самостоятельных газовых разрядов.

4. Условия протекания электрического тока в газах.

5. Ионизация.

6. Рекомбинация.

7. Объяснение проводимости газов.

8. 8. Описание газового разряда на энергетическом языке.

9. Плазма.

10. Ударная ионизация.

11. Аналогия между токами в жидкости и газе.

12. Применение газовых разрядов.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/165 Ионизация воздуха между заряженными конденсаторными пластинами, присоединенными к электрометру.

2/166 Искровой разряд.

3/167 Дуговой разряд.

4/168 Тлеющий разряд.

5/169 Коронный разряд.

6/170 Действие лампы дневного света.

7/171 Рентгеновские трубки (внешний вид).

8/172 Боковое свечение лазера.

9/173 Электроискровая обработка металлов.

10/174 Диафильм "Виды разрядов в газах".

 

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В ВАКУУМЕ

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Термоэлектронная эмиссия.

2. Вакуумный диод.

3. Прямой накал.

4. Косвенный накал.

5. Анод.

6. Катод.

7. Вольт - амперная характеристика вакуумного диода.

8. Ток насыщения.

9. Объяснение зависимости силы анодного тока от напряжения для диода.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/175 Гашение разряда в газе при уменьшении давления.

2/176 Снятие вольт - амперной характеристики вакуумного диода.

3/177 Внешний вид вакуумных диодов.

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПУЧКИ

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Преобразование энергии электронных пучков в другие виды энергии.

2. Электроннолучевая трубка.

3. Электростатический способ отклонения электронных пучков.

4. Магнитный способ отклонения электронных пучков.

5. Электронная пушка.

6. 6. Свойства электронных пучков.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ:

1/178 Электронно-лучевая трубка.

2/179 Управление электронным пучком в электронно-лучевой трубке.

3/180 Отклонение электронного пучка в магнитном поле.

4/181 Электронный осциллограф.

5/182 Кинескоп.

6/183 Диафильм "Электрический ток в вакууме".

ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Физико-математический профиль - 20 час.

Технический профиль - 14 час.

Естественнонаучный профиль - 10 час.

Гуманитарный профиль - 10 час.

ПРОГРАММА

Класс

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ

ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ

КЛАССА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.491 с.)