Вопрос 3 Классификация профессий и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3 Классификация профессий и



Отбор и развитие специалистов в рамках любой профессии требует предварительного ее анализа и четкого стандартизированного описания. На основании этого описания и классификации можно подобрать группу психодиагностических методик и с их помощью выявить профпригодность человека, его профессиональный потенциал и перспективы профессионального развития.

Прежде чем рассмотреть виды профессий надо ответить, необходимо рассмотреть определение профессии. Наиболее обобщенное определение профессии следующее:

профессия -исторически сложившаяся форма трудовой деятельности для выполнения которой человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.

Наиболее полное определение профессии дал Е.А. Климов. «Профессия – это необходимая для общества социально ценная и ограниченная в следствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать в замен затраченного труда необходимые средства его существования и развития»

Одной из наиболее распространенных классификаций профессий и типов людей являетсяклассификация профессий Дж. Л. Голланда.

Голланд исходил в своей классификации из того, что выбор человеком профессионального пространства является выражением его личности. Достижения человеком в том или ином виде карьеры зависят от соответствия характеристик личности и характеристик профессиональной среды.

Он выделил шесть типов личности и шесть типов профессиональной среды.

Табл. 1

НАЗВАНИЕ ТИП ЛИЧНОСТИ ТИП СРЕДЫ
Реалистический Люди, ориентированные на действие, принятие решений, неэмоциональные, обладающие атлетическими или механическими способностями, любят технику, умеют рисковать Деятельность, связанная с манипулированием инструментами, с техникой. А также большинство «мужских» профессий.
Исследовательский Люди, ориентированные на познавательную деятельность, любящие наблюдать, анализировать, исследовать, решать. Научно-исследовательская работа. Эксперты в различных областях, аналитики.
Артистический Люди, ориентированные на самовыражение и внимание окружающих, творческие, экспрессивные, оригинальные, склонные к нонкомформизму, обладают богатой интуицией и воображением, неформальны. Сфера искусства, профессии, связанные с привлечением внимания, презентацией чего-либо.
Социальный Люди, ориентированные на общение, на отношения с другими людьми, ранимые, чувствительные, склонные к альтруизму, не любят систематической деятельности, любят коллективный характер работы, имеют коммуникативные способности. Большинство профессий, направленных на работу с людьми, общественная деятельность.
предпринимательский Люди,амбициозные, ориентированные на влияние, на создание и реализацию собственных идей, управление, поиск решений, высокую социальную активность. Бизнес, политика, адвокатские услуги и т.п.
Конвенциональный Люди, ориентированные на систематизацию и репродуцирование информации, манипуляцию данными. Мало эмоциональны, точны, пунктуальны, педантичны, исполнительны. Работа по систематизации хранению и репродуцированию любой информации. Работа, требующая большой усидчивости и точности. Работа в таких сферах как бухгалтерия, финансы, архивы, библиотеки и т.п.

Существуют определенные закономерности сочетания типа личности и типа среды. Степень соответствия типа личности типу среды можно выявить по следующей таблице

Табл. 2

ТИП ЛИЧНОСТИ ТИП СРЕДЫ
Р И А С П К
Р ++ + - -- - +
И + ++ + - -- -
А - + ++ + _ _ _
С -- _ + ++ + _
П - __ _ + ++ +
К + _ _ _ _ + +

«+» _ Благоприятно

«++» _ очень благоприятно

«- «- не благоприятно

«- - «- очень не благоприятно

Для выявления принадлежности человека к тому или иному типу личности и выбору для его профессионального развития оптимального профессионального пространства существуют специализированные тесты, один из которых разработан самим автором, а второй отечественным психологом Е.П. Ильиным

 

Второй наиболее часто применяемой на практике типологией является типология Е.А. Климова, классифицирующая профессии по предмету труда. Под предметом труда подразумевается предметная область профессии.

А. А. Климов выделил пять предметов труда: человек, техника, художественный образ, знак, природа. В первой части названия типа профессии обозначен субъект труда, которым всегда является человек.

Типы профессий

Человек – человек – все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Человек – техника – все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.

Человек – художественный образ – все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.

Человек – природа – все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.

Человек – знак – все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.

Особенность применения данной классификации в наше время состоит в том, то простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек -художественный образ.

Данные классификации помогают выстраивать траекторию профессионального развития работников с учетом оптимального для них профессионального пространства и предметной области.

Например, сотрудник кадровой службы, хорошо зарекомендовавший себя в работе с кадровой документацией, может оказаться совершенно неэффективным при переводе в отдел обучения при проведении тренингов, при этом интенсивное обучение может не дать желаемых результатов.

Причина может быть в том, что этот сотрудник относится к конвенциональному типу по первой классификации и к типу человек-знак по второй классификации, такие люди великолепно работают с документами и слабо взаимодействуют с людьми. Для проведения тренингов и организации обучения эффективно брать сотрудника социального типа по первой классификации и типа человек-человек по второй.

 

 

Практические задания

Задание 1. Заполните правую часть таблицы, подобрав к каждому типу профессий не менее 5 профессий

 

ТИПЫ ПРОФЕССИЙ ПРОФЕССИИ, ВХОДЯЩИЕ В ДАННУЮ ГРУППУ.
ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА  
ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК  
ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ  
ЧЕЛОВЕК-ЗНАК  
ЧЕЛОВЕК ТЕХНИКА  

 

Ø Задание 2 Заполните таблицу, подобрав к каждому типу личности, три наиболее и три наименее подходящих типа среды и не менее 4 профессий, соответствующих наиболее благоприятному типу среды.

Ø

ТИП ЛИЧНОСТИ ТИПЫ СРЕДЫ ПРОФЕССИИ
+ -
РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ      
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ      
СОЦИАЛЬНЫЙ      
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ      
КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ      
АРТИСТИЧЕСКИЙ      

 

 

Вопросы по теме:

Ø Какие задачи решает профотбор

Ø Как соотносится профотбор и профессиональное развитие персонала

Ø Что выявляет профдиагностика

Ø Как соотносятся профессиограмма и описание рабочего места

Ø В каких случаях может быть использована професиограмм

Ø Какое компоненты включает профессиограмма

Ø Что такое компетенции, какие выды компетенций Вы знаете

Ø Зачем нужна формула профессии и из каких элементов она состоит

Ø На каких признаках сонована классификация профессий Холланда

Ø На каких признаках сонована классификация профессий Е.А Климова

Ø В чем состоит «Золотое правило психологии труда»

Ø

Тестовые задания

1.Оределите, к какой группе профессий относятся перечисленные профессии: преподаватель, врач, руководитель.

А)Человек - техника

Б)Человек – художественный образ

В)Человек – знак

Г)Человек - человек

Д)Человек – природа

2.Оределите, к какой группе профессий относятся перечисленные профессии: водитель, системный администратор, инженер.

А)Человек - техника

Б)Человек – художественный образ

В)Человек – знак

Г)Человек - человек

Д)Человек – природа

 

3.Определите, к какому типу профессиональной среды относятся следующие профессии: ботаник, физик, математик.

А)Интеллектуальный

Б)Реалистический

В)Конвенциональный

Г)Социальный

Д)Артистический

Е)Предпринимательский

 

4.Определите к какому типу профессиональной среды относятся следующие профессии:, педагог, врач, социальный работник.

 

А)Интеллектуальный

Б)Реалистический

В)Конвенциональный

Г)Социальный

Д)Артистический

Е)Предпринимательский

 

 

5.Оределите, к какой группе профессий относятся перечисленные профессии: ветеринар, фито- дизайнер, кинолог

А)Интеллектуальный

Б)Реалистический

В)Конвенциональный

Г)Социальный

Д)Артистический

Е)Предпринимательский

 

 

6.Оределите, к какой группе профессий относятся перечисленные профессии: стилист, актер, модель.

А)Человек - техника

Б)Человек – художественный образ

В)Человек – знак

Г)Человек - человек

Д)Человек – природа

7.Оределите, к какой группе профессий относятся перечисленные профессии: аудитор, бухгалтер, программист.

А)Человек - техника

Б)Человек – художественный образ

В)Человек – знак

Г)Человек - человек

Д)Человек – природа

 

8.Определите, к какому типу профессиональной среды относятся следующие профессии: бухгалтер, экономист, архивист.

А)Интеллектуальный

Б)Реалистический

В)Конвенциональный

Г)Социальный

Д)Артистический

Е)Предпринимательский

 

 

9.Определите, к какому типу профессиональной среды относятся следующие профессии: дипломат, адвокат, предприниматель.

А)Интеллектуальный

Б)Реалистический

В)Конвенциональный

Г)Социальный

Д)Артистический

Е)Предпринимательский

 

10.Опрекделите к какому типу профессиональной среды относятся следующие профессии: музыкант, художник, актер театра.

А)Интеллектуальный

Б)Реалистический

В)Конвенциональный

Г)Социальный

Д)Артистический

Е)Предпринимательский

 

1. Алавердов А. Р. Управление персоналом: учеб.пособие.- М.: Маркет ДС, 2008, с.61-63.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. Пособие.- М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2008

3. Носкова О.Г. Психология труда:учеб.пособие.,/ по.ред. Е.А. Климова.- М.: «Академия», 2009

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.039 с.)