Классификация видов городского транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация видов городского транспорта



Современный городской транспорт по своему назна­чению подразделяется на следующие категории:

пасса жи р с к и й — электрифицированные желез­ные дороги, метрополитен, трамвай, монорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт, легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы, велоси­педы, речной трамвай, вертолеты;

грузовой — грузовые автомобили, трамваи, трол­лейбусы, мотороллеры;

специальный — санитарные и пожарные авто­мобили, автомобили для уборки улиц и домовладений и т. п.

В свою очередь, пассажирский транспорт в зависимо­сти от вида пользования транспортными средствами и их принадлежности может быть подразделен на три группы:

· общественный массовый общего пользования — элек­трифицированные железные дороги, метрополитен, трам­вай, моиорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт и вертолеты;

· общественный индивидуального пользования — так­си, легковые автомобили проката и ведомственные;

· личный индивидуального пользования — легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы и велосипеды.

Общественный и личный транспорт индивидуального пользования но условиям организации движения можно объединить под общим названием — легковой автомо­бильный транспорт.

Массовый транспорт общего пользования отличается значительной по сравнению с индивидуальным транс­портом вместимостью и большой провозной способно­стью. Характерной особенностью массового транспорта является то, что он работает на установленных марш­рутах.

Классификация массового пассажирского транспорта может быть произведена по различным признакам.

В зависимости от расположения транспортных линий относительно улиц массовый транспорт подразделяет­ся на:

· уличный — трамвай, троллейбус, автобус;

· в н е у л и ч н ы й — метрополитен, глубокие вводы электрифицированных железных дорог, скоростной под­земный трамвай, моиорельсовый транспорт и вертолеты.

По характеру путевых устройств различают два вида городского транспорта:

· рельсовый — метрополитен, глубокие вводы элек­трифицированных железных дорог, трамвай, монорель­совый транспорт;

· безрельсовый — троллейбус, автобус.

Наконец, но роду используемой двигательной силы весь городской общественный транспорт можно объеди­нить в две большие группы:

· с электрическим двигателем — метрополитен, глубо­кие вводы электрифицированных железных дорог, трам­вай, троллейбус, монорельсовый транспорт;

· с двигателем внутреннего сгорания — автобус с кар­бюраторным и дизельным двигателем, речной трамвай, вертолет.

 

 

2. Пассажирский транспорт общего пользования

 

Автобусы — наиболее распространенный вид транс­порта. Сеть автобусных линий, как правило, характери­зуется наибольшей протяженностью. В зависимости от назначения автобусные линии подразделяются на два вида:

· основные, обеспечивающие непосредственную транспортную связь между отдельными районами и пас­саж прообразующими пунктами;

· подвозящие, обеспечивающие доставку пассажи­ров к остановочным пунктам более мощных видов транс­порта (трамвай, метрополитен, железнодорожные ли­нии).

Основные автобусные линии по положению в плане города подразделяются на:

· внутренние, оба конечных пункта которых нахо­дятся в пределах города;

· в ы л е т н ы е, связывающие город с пригородной зо­ной и имеющие один конечный пункт за его пределами.

Основные внутренние линии имеют длину, соответст­вующую линейным размерам города; вылетные линии до­стигают большей длины (50 км п более). Подво­зящие линии отличаются обычно малой протяжен­ностью.

Чтобы создать наилучшие условия эксплуатации, трассы автобусных линий прокладывают по улицам с усовершенствованными покрытиями (цементобетои-ным, асфальтобетонным, мостовым из брусчатки и мо­заики), которые обеспечивают высокую скорость движе­ния при наименьшем расходе горючего и минимальном износе ходовых частей и резины. Однако автобусы могут временно эксплуатироваться и на трассах с переходны­ми типами покрытия (булыжная мостовая, щебеночное шоссе н пр.).

По сравнению с другими видами массового транспор­та автобусы обладают наибольшей маневренностью, но по провозной способности уступают трамваю. Недостат­ком автобусов, как и всего автомобильного транспорта, является загрязнение воздушного бассейна городов от­работанными газами.

Автобусное движение играет существенную роль в обслуживании развивающихся районов города, для ко­торых устройство более мощных видов транспорта на первых этапах может быть экономически нецелесооб­разным. Кроме того, автобус с успехом применяют па городских маршрутах в центральных районах, особенно в старых городах с извилистыми и недостаточно широ­кими улицами.

Автобусные перевозки можно подразделить на: го­родские, пригородные, местные (с протяженностью маршрута до 100 км), междугородные ближние (100— 300 км), междугородные дальние (свыше 300 км), слу­жебные и т. д. Провозная способность автобусной липни при хорошей организации составляет 4500—5000 пас/ч в одном направлении. Тенденция повышения провозной способности автобусных линий выражается в увеличении вместимости автобусов за счет применения сочлененных кузовов и двухэтажных автобусов.

Автобусы местного сообщения используются для внутрирайонных и межрайонных пассажирских перево­зок. Их отличительные особенности — надежность и вы­сокая проходимость, допускающие использование авто­бусов на неблагоустроенных дорогах, а также возмож­ность провоза негромоздкого ручного багажа.

Междугородные автобусы служат для перевозок пас­сажиров по автомагистралям на значительные расстоя­ния. Их повышенная комфортабельность и конструктив­ные особенности позволяют осуществлять безопасное движение с высокими скоростями.

Экскурсионные автобусы отличаются планировкой салона, конструкцией сидений, имеют хорошую обзор­ность. Они применяются па городских и пригородных линиях.

Служебные автобусы предназначены для служебных поездок сотрудников предприятий и учреждений, сана­торно-курортного обслуживания, а также для город­ских, местных перевозок и перевозок туристов. По вместимости и размерам различают автобусы: особо малой вместимости длиной до 5,5 м (10— 12 мест);

малой вместимости длиной до 7,5 м (45—48 мест); средней вместимости длиной до 9,5 м (60—65 мест); большой вместимости длиной до 11 м (70—80 мест); особо большой вместимости длиной до 12 м (100— 120 мест).

Троллейбусы по основным эксплуатационным пока­зателям немногим отличаются от автобусов, однако для их движения требуется устройство тяговых подстанций и оборудование линий двухпроводной контактной сетью. Троллейбусы используются на внутригородских (иногда и на вылетных) линиях, имеющих пассажиропотоки средней мощности.

При проектировании троллейбусной сети стремятся до минимума сократить число пересечений линий между собой и с линиями трамвая, так как пересечения и воз­душные стрелки снижают скорость движения троллей­буса, а иногда вызывают его остановку из-за соскакива­ния токосъемника. Вместимость подвижного состава троллейбуса 74—139 пассажиров. По условиям надежно­сти токосъема трассы троллейбусных линий проклады­вают только по улицам с усовершенствованными капи­тальными покрытиями. Продольный уклон троллейбус­ной линии не должен превышать 0,07.

По маневренности троллейбусы уступают автобусам, что особенно ощутимо в условиях старых городов с ули­цами недостаточной ширины. Основное преимущество троллейбуса по сравнению с трамваем в том, что посад­ка и высадка пассажиров осуществляются непосредст­венно с тротуара. Кроме того, троллейбус при движении может отклоняться в обе стороны от оси контактного провода до 4,2 м, что позволяет эксплуатировать его па улицах с интенсивным движением.

Трамвайные линии имеют более высокую стоимость оборудования, чем автобусные и троллейбусные. Поэто­му сеть трамвайных линий характеризуется относитель­но меньшей плотностью.

Наибольшая но сравнению с другими видами улично­го транспорта провозная способность трамвая опреде­ляет и размещение трамвайных линий по трассам с боль­шими устойчивыми пассажиропотоками. Вылетные трам­вайные линии проектируют в том случае, если автобус не обеспечивает перевозок на данном направлении и по­требность в перевозках не может быть удовлетворена существующей линией электрической железной дороги, а также если необходимо обеспечить беспересадочную трамвайную связь города с пригородом.

Трамвайные линии в настоящее время проектируют преимущественно двухколейными с центральным (по отношению к оси улицы) или с боковым расположением путей. На периферийных линиях с небольшими пасса­жиропотоками иногда строят одноколейные линии с разъездами через каждые 0,5—2 км.

Сосредоточие пассажиров на остановках трамвая, расположенных па середине проезжей части улиц, за­ставляет безрельсовый транспорт останавливаться или снижать скорость. Кроме того, наличие трамвайной ли­нии уменьшает возможность обгона. Таким образом, об­щая эффективность эксплуатации автомобильного транс­порта снижается. Из-за этого происходит своеобразный процесс перемещения трамвайного движения из цент­ральных районов старых городов в периферийные, где интенсивность движения значительно ниже.

Снятие путей трамвая с магистральных улиц улучша­ет условия движения транспорта в целом и повышает безопасность движения. Однако снятие трамвайных ли­ний должно сопровождаться либо переносом их на па­раллельные дублирующие направления, либо сооруже­нием линии метрополитена иа направлениях с мощными пассажиропотоками. Иногда ликвидация трамвайной линии может компенсироваться усилением работы трол­лейбусного и автобусного транспорта.

3. Легковой автомобильный транспорт

Личный легковой автомобильный транспорт индиви­дуального пользования является за рубежом наиболее многочисленным в уличном потоке. Количество легко­вых автомобилей непрерывно растет во всех странах мира.

Основные преимущества легкового автомобильного транспорта — комфортабельность поездки, высокая ско­рость сообщения, возможность поездки по любому маршруту.

Легковые автомобили по принадлежности и назначе­нию подразделяются па четыре категории:

· личные индивидуального пользования, т. е. при­надлежащие гражданам;

· ведомственные индивидуального пользования, т. с. принадлежащие государственным учреждениям;

· такси и автомобили проката индивидуального пользования;

· специального назначения.

Вместимость автомобилей всех указанных категорий 4—7 пассажиров.

4. Грузовой автомобильный транспорт

В отличие от пассажирского транспорта грозовые потоки в городе не имеют установленных маршрутов, но перевозки в значи­тельной степени осуществляются между постоянными грузообразую-щимн и грузопоглощаюшими объектами

Размеры грузооборота городского транспорта зависят от раз­мера города, его планировки, характера и степени развития промыш­ленности, производственных связей данного города с другими населенными пунктами.

Грузовые перевозки, осуществляемые городским транспортом, складываются из грузов прибытия в город, грузов, отправляемых из города, и грузов внутригородского происхождения.

Указанные виды грузов имеют специфические особенности. Так, грузы прибытия в основном состоят из грузов для строитель­ного производства, сырья и топлива для промышленности, промыш­ленных товаров, продуктов питания и сельскохозяйственных продук­тов, предназначенных для переработки. Грузы отправления обычно представляют собой готовую продукцию, выпускаемую предприя­тиями города. Грузы внутригородского происхождения состоят из строительных материалов п конструкций; продукции, вырабатываемой промышленными заводами и предприятиями и из различных отходов, получаемых в результате переработки продукции.

В уличном потоке города кроме грузового автомобильного транспорта, выполняющего внутригородские перевозки на отдельных на­правлениях, значительный процент составляет транзитный автомо­бильный транспорт.

Автомобильный транспорт выполняет значительную работу по пе­ревозке грузов пс только внутри города, но и в пригородном сооб­щении. Главное преимущество автомобильного транспорта — это быстрота доставки без дополнительных погрузочно-разгрузочных опе­раций и высокая маневренность.

На себестоимость автомобильных грузовых перевозок оказывает влияние величина грузооборота, размеры автохозяйства, грузоподъ­емность автомобилей, степень использования автомобильного парка, дорожные условия и т. п.

Дальность перевозки на автомобильном транспорте оказывает меньшее влияние на изменение себестоимости, чем на водном и же­лезнодорожном транспорте.

Большое влияние на величину себестоимости перевозок оказы­вают тип и состояние дорожного покрытия и организация уличного движения. Чем прочнее дорожное покрытие, лучше его содержание и выше скорость движения, тем ниже себестоимость автомобильных перевозок.

На себестоимость перевозок оказывает влияние и организация погрузочно-разгрузочных работ. Применение механизации при погруз­ке и разгрузке дает на автотранспорте значительный экономический эффект.

С точки зрения народнохозяйственной эффективности целесооб­разно осуществлять перевозки автотранспортом в районах, пс имею­щих магистральных железных дорог и водных путей, а также перевозки срочных грузов, короткопробежные перевозки грузов в го­родах, на строительстве и в сельском хозяйстве, перевозки грузоз на расстояние до 100 км и более между предприятиями и пунктами, непосредственно не связанными железнодорожными путями.


 




 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 11770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.021 с.)