Социология общественных движений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология общественных движений



Социология общественных движений

 

Автор: Карин Клеман (carine_clement@hotmail.com): PhD социологических наук, директор НП Института «Коллективное Действие» (www.ikd.ru)

 

Цели и задачи курса:

Курс «Социология общественных движений» сфокусирован на вопросах условий общественной активизации (мобилизации) обычных людей (обывателей), самоорганизации людей для защиты своих прав, установления связей между инициативными группами, возникновения движенческих структур коллективных действий.

Мы предлагаем изучить общественные (социальные) движения (social movements), как с общей теоретической точки зрения, так и с точки зрения опыта их развития в современном российском обществе.

В свете различных теорий коллективных действий будут рассматриваться конкретные примеры социальных движений в современной России, в частности движение протеста против монетизации льгот, жилищное движение, профсоюзно-рабочее движение, городские движения, гражданское движение за честные выборы.

Обязательной составляющей курса будет проведение студентом собственного полевого мини-исследования по выбранному им объекту (отдельная инициативная группа, конкретное коллективное мероприятие…)

Задачи данного курса:

· обсудить основные теоретические подходы в области социологии коллективных действий и социальных движений, а также их релевантность для анализа того или иного конкретного движения или случая;

· побудить студентов к изучению опыта коллективных действий применительно к российской действительности;

· помочь студентам овладеть навыками и умениями проведения полевых исследований социальных движений на микроуровне и эффективной презентации результатов;

· побудить студентов к активному участию в коллективном исследовательском процессе.

 

Требования к студентам

Курс предполагается интерактивным, особенно тогда, когда мы приступим к обсуждению конкретных случаев коллективных действий. От студентов ожидается, что они будут задавать вопросы, комментировать рассуждения преподавателя, в том числе критически, внести свой вклад в коллективных дискуссиях, исходя из своего личного опыта исследования или активного гражданина.

К каждому занятию надо читать, как минимум, обязательную литературу или готовиться к соответствующему заданию. Чтение дополнительной литературы и СМИ (на предмет социальных движений) приветствуется.

Во время всего курса студенты будут готовить и проводить мини-исследование с обязательным проведением хоть какой-то полевой работы (взятие несколько интервью, проведение наблюдения…) по выбранной им теме. Тему желательно выбрать на стыке между темой дипломной работы и предметом курса. Тема, программа исследования, процесс исследования и результаты будут обсуждаться либо на самом занятии, либо отдельно с преподавателем (желательно коллективное обсуждение, но время не всегда это позволяет). Обязательные составляющие: теоретическая, методологическая и эмпирическая части.

Ко второй половине курса студенты должны будут представить промежуточные результаты своего мини-исследования в виде доклада с последующим коллективным обсуждением.

К концу курса студенты должны будут представить конечные результаты своего мини-исследования в виде эссе.

Процентное разбиение оценки

Участие: 20%

Доклад и активность в ходе исследовательского процесса (в том числе в ходе коллективного обсуждения исследований других студентов): 40%

Эссе: 40%

Учебная литература: частично находится в библиотеке, частично располагается преподавателем в виде ксерокопий и электронных версий. Обширный массив информации содержит сайт Института «Коллективное Действие» www.ikd.ru. Приветствуется анализ дополнительной литературы, обращение к источникам в Интернете и к научной периодической печати (в частности, по-английски: «Mobilization», «Social Movement Studies», «Social Problems», «Social Forces», по-русски: «Социс», «Полис», «Социологический журнал», «Laboratorium»).

В качестве настольных книг рекомендуется:

Клеман Карин, Ольга Мирясова, Андрей Демидов.От обывателей к активистам. Зарождающиеся социальные движения в современной России. М.: Три квадрата, 2010. 688 с. (Скачать бесплатно: http://www.ikd.ru/node/16171) [далее по тексту – От обывателей к активистам]

Snow D.A., Soule S.A., Kriesi H. The Blackwell Companion to Social Movements. Blackwell Publishing, 2004

McAdam D., Snow D. (eds). Social Movements. Readings on Their Emergence, Mobilization, and Dynamics. Los Angeles: Roxbury, 1997.

 

Первая часть. Определение объекта, основные теоретические подходы и методы

Неделя 1: Что такое коллективные действия? Общественные (социальные) движения? Есть ли социальные движения в России?

- Определение предмета курса: коллективное поведение, коллективные действия, социальный протест, социальные движения, гражданские движения, низовые инициативы, НКО…

- Коллективные действия и социальные движения в России: краткий исторический и аналитический обзор

Социальные движения давно стали самостоятельным предметом социологии, по крайней мере, для социологов, которые разделяют деятельностно-активистский подход. На Западе социальные движения видятся социологами как основной актор социальных изменений. В целом в российской социологии до сих пор преобладает иной взгляд на социальные преобразования: либо они видятся как импорт новшеств извне, либо как реформы сверху (проводимые более или менее просвещенной правящей элитой). О возможности влияния «снизу» на курс развития страны задумывается мало кто из исследователей.

Поэтому в России мало исследований посвящено изучению социальных движений. Если понятие «социальное движение» использовалось в советской России для изучения зарубежных форм социальных мобилизаций, оно утвердилось в российском обществознании на рубеже 1980-90-х годов под влиянием западных теорий, а также в связи с подъемом неформального, рабочего и демократического протестных движений в стране. Интерес к изучению коллективных действий ослабевал параллельно спаду активности общественных движений, начиная с 1992 года. Есть основание полагать, что интерес возродился с 2005 года в связи с новым подъемом социальных движений, а затем и с конца 2011 года в связи с общегражданским движением за честные выборы.

Мы рассмотрим эволюцию в постсоветской России, как общественной активности, так и исследовательского направления.

Обязательная литература:

Здравомыслова Е. Социология общественных движений - становление нового исследовательского направления. Глава 27 // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М.: Институт социологии РАН, 1998. С. 545-568. (скачать, pdf, 2,6 Мб)

Штомпка, Петр. Социология: анализ современного общества: учебник для вузов / пер. с пол. С. М. Червонная; авт. предисл. Н. Е. Покровский. - 2-е изд. - М.: Логос, 2010. Гл.7.

От обывателей к активистам: Исторический экскурс. С.81-102

Дополнительная литература:

Общественные движения в современной России: От социальной проблемы к коллективному действию / Российская Академия наук. Институт социологии. Санкт-Петербургский филиал.; Отв. ред. В.В. Костюшев; Под ред. И.Б. Артюховой. - М.: Изд-во института социологии РАН, 1999. - 172 с

Неделя 5. Новые социальные движения

Теория новых социальных движений исходит из того, что рабочее движение – старое движение, относится к прошлому индустриальному обществу, выдвигают материальные требования. Новые социальные движения имеют дело, скорее, с ценностями, идентичностями, культурой: женское движение, движение иммигрантов, экологическое движение и т.д.

Обязательная литература

Кабалина В.И., Клопов Э.В., Монусова Г.А. Российское демократическое движение. // Социологические исследования.- 1993.- № 6. С. 42-70 [сборник статей по итогам исследования, проведенного в 1991-92 годах совместно с командой А.Турена]

Дополнительная литература

Турен А. Возвращение человека действующего. М.: Научный мир, 1998.

Melucci A. Getting Involved: Identity and Mobilization in Social Movements // International Social Movement Research.1988.N1. P.329-348.

Неделя 6. Культурный подход

Культурный подход – условное название для социологических теорий, уделяющих особое внимание вопросу о культурном контексте коллективных действий и о возможностях для коллективных акторов повлиять на доминирующие культурные коды или символические смысли.

В рамках этой парадигмы используется понятие фрейм (frame), но скорее как синоним социальных представлений, а не относительно микроситуаций (по Гофману). В таком понимании понятие фрейма стал использоваться теоретиками мобилизации ресурсов, чтобы учесть культурные аспекты: для них (McAdam, в частности) социальной мобилизации способствует «культурный фрейминг» или «когнитивное освобождение» («culture framing», «cognitive liberation»). Для теоретиков протестного фрейма (D.A. Snow), нормы и ценности, предложенные потенциальным сторонником активистами социального движения, должны резонировать с их культурным миром (frame alignment).

Третья категория сторонников культурного подхода воспринимает культуру не как ресурс или структурные рамки, а как самостоятельный фактор или мотив, побуждающий к коллективному действию. Эти теоретики подчеркивают роль в мобилизации эмоций и морали (Джеффри Гудвин / Jeff Goodwin, Джим Джаспер / Jim Jasper).

Обязательная литература

Jasper J. “Cultural Approaches to the Study of Social Movements.” In Bert Klandermans and Conny Roggeband, editors, Handbook of Social Movements across Disciplines. New York: Springer. 2007. http://www.jamesmjasper.org/files/culture_20and_20movements.pdf

Дополнительная литература

Williams, Rhys H. The Cultural Contexts of Collective Actions: Constraints, Opportunities and the Symbolic Life of Social Movements, in D.A. Snow, S.A.Soule, H.Kriesi, The Blackwell Companion to Social Movements. Blackwell Publishing, 2004, p. 91-115

Kurzman Ch. The Iranian Revolution / Goodwin J., Jasper J.M. (eds.) The Social Movements Reader: Cases and Concepts. Oxford: Blackwell publishing, 2003. P. 38-48.

Goodwin J., Jasper M. ed. Structure, meaning and emotion. N.Y.: Rowman and Littlefield Publishers, 2004.

Snow, David A., E. Burke Rochford, Jr., Steven K. Worden, Robert D. Benford. 1986. "Frame Alignment Processes, Micromobilization, and Movement Participation." American Sociological Review 51: 464-481

McAdam D. and Mayer Z. eds. Comparative Perspectives on Social Movements: Political Opportunities, Mobilizing Structures, and Cultural Framings. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1996. (особенно Section Three)

Социология общественных движений

 

Автор: Карин Клеман (carine_clement@hotmail.com): PhD социологических наук, директор НП Института «Коллективное Действие» (www.ikd.ru)

 

Цели и задачи курса:

Курс «Социология общественных движений» сфокусирован на вопросах условий общественной активизации (мобилизации) обычных людей (обывателей), самоорганизации людей для защиты своих прав, установления связей между инициативными группами, возникновения движенческих структур коллективных действий.

Мы предлагаем изучить общественные (социальные) движения (social movements), как с общей теоретической точки зрения, так и с точки зрения опыта их развития в современном российском обществе.

В свете различных теорий коллективных действий будут рассматриваться конкретные примеры социальных движений в современной России, в частности движение протеста против монетизации льгот, жилищное движение, профсоюзно-рабочее движение, городские движения, гражданское движение за честные выборы.

Обязательной составляющей курса будет проведение студентом собственного полевого мини-исследования по выбранному им объекту (отдельная инициативная группа, конкретное коллективное мероприятие…)

Задачи данного курса:

· обсудить основные теоретические подходы в области социологии коллективных действий и социальных движений, а также их релевантность для анализа того или иного конкретного движения или случая;

· побудить студентов к изучению опыта коллективных действий применительно к российской действительности;

· помочь студентам овладеть навыками и умениями проведения полевых исследований социальных движений на микроуровне и эффективной презентации результатов;

· побудить студентов к активному участию в коллективном исследовательском процессе.

 

Требования к студентам

Курс предполагается интерактивным, особенно тогда, когда мы приступим к обсуждению конкретных случаев коллективных действий. От студентов ожидается, что они будут задавать вопросы, комментировать рассуждения преподавателя, в том числе критически, внести свой вклад в коллективных дискуссиях, исходя из своего личного опыта исследования или активного гражданина.

К каждому занятию надо читать, как минимум, обязательную литературу или готовиться к соответствующему заданию. Чтение дополнительной литературы и СМИ (на предмет социальных движений) приветствуется.

Во время всего курса студенты будут готовить и проводить мини-исследование с обязательным проведением хоть какой-то полевой работы (взятие несколько интервью, проведение наблюдения…) по выбранной им теме. Тему желательно выбрать на стыке между темой дипломной работы и предметом курса. Тема, программа исследования, процесс исследования и результаты будут обсуждаться либо на самом занятии, либо отдельно с преподавателем (желательно коллективное обсуждение, но время не всегда это позволяет). Обязательные составляющие: теоретическая, методологическая и эмпирическая части.

Ко второй половине курса студенты должны будут представить промежуточные результаты своего мини-исследования в виде доклада с последующим коллективным обсуждением.

К концу курса студенты должны будут представить конечные результаты своего мини-исследования в виде эссе.

Процентное разбиение оценки

Участие: 20%

Доклад и активность в ходе исследовательского процесса (в том числе в ходе коллективного обсуждения исследований других студентов): 40%

Эссе: 40%

Учебная литература: частично находится в библиотеке, частично располагается преподавателем в виде ксерокопий и электронных версий. Обширный массив информации содержит сайт Института «Коллективное Действие» www.ikd.ru. Приветствуется анализ дополнительной литературы, обращение к источникам в Интернете и к научной периодической печати (в частности, по-английски: «Mobilization», «Social Movement Studies», «Social Problems», «Social Forces», по-русски: «Социс», «Полис», «Социологический журнал», «Laboratorium»).

В качестве настольных книг рекомендуется:

Клеман Карин, Ольга Мирясова, Андрей Демидов.От обывателей к активистам. Зарождающиеся социальные движения в современной России. М.: Три квадрата, 2010. 688 с. (Скачать бесплатно: http://www.ikd.ru/node/16171) [далее по тексту – От обывателей к активистам]

Snow D.A., Soule S.A., Kriesi H. The Blackwell Companion to Social Movements. Blackwell Publishing, 2004

McAdam D., Snow D. (eds). Social Movements. Readings on Their Emergence, Mobilization, and Dynamics. Los Angeles: Roxbury, 1997.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.229.251 (0.038 с.)