ТЕМА 1.3.: Методология психологии. Основные психологические теории и направления. Основные психологические школы / 2 ч. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1.3.: Методология психологии. Основные психологические теории и направления. Основные психологические школы / 2 ч.



Вопросы для обсуждения.

1. Современная психология за рубежом.

2. Теория бихевиоризма, ее основные идеи и представители (Дж. Уотсон, Э. Торндайк).

3. Необихевиоризм. Вклад Э.Толмена, К. Халла Б.Ф. Скиннера и др.

4. Гештальтпсихология ее основные положения. Вклад М.Вертгеймера, К. Коффка, В. Келера в развитие этого направления.

5. Теория «поля» К. Левина.

6. Генетическая психология Ж.Пиаже.

7. З.Фрейд и его теория Психоанализа.

8. Представители психодинамического направления К.Г. Юнг и А. Адлер, их теории «Аналитическая психология», «Индивидуальная психология».

9. Неофрейдизм К.Хорни, Э.Фромма, Г. Салливена.

10. Гуманистическая психология - К. Роджерс, Р.Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт – их вклад в психологию.

11. Психическое развитие человека в трудах отечественных психологов.

12. Теория «Развития высших психических функций» Л.С. Выготского.

13. Теория деятельности А.Н. Леонтьева.

14. Вклад в становление психологии С.Л. Рубинштейна.

15. Общая теория психического развития в советской психологии.

Задание: 1) Заполните таблицу

 

«Основные психологические теории и направления»

Название теории/ направления Представители теории/направления Основные идеи и положения теории/направления
  Зарубежная психология
  Бихевиоризм Дж. Уотсон, Э.Торандайк Изучение поведения животных и людей. Проведение экспериментов. Стимул — реакция.
       
       
       
Отечественная психология
  Теория «Развития ВПФ» Л.С. Выготский ВПФ формируются на протяжении всей жизни.
       

2) Назовите предмет изучения психологической науки.

Экспериментальная психология середины ХIХ в. – _____________________________________________

Бихевиоризм – ________________________________________________________________________________

Глубинная психология – _______________________________________________________________________

Гештальтпсихология – _______________________________________________________________________

Общепсихологическая теория деятельности – ___________________________________________________

Гуманистическая психология – ________________________________________________________________

3) Сделайте вывод, почему в XX–XXI вв. говорят о кризисе психологической науки? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Какие тенденции в развитии психологической науки ученые отмечают в начале XXI в.? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выписать слова в словарик и заучить: ассоциативная психология, бихевиоризм, необихевиоризм, гештальтпсихология, интроспективная психология, психоанализ, психодинамика, неофрейдизм, гуманистическая психология, высшие психические функции (ВПФ), деятельность.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная.

1. Алахвердов В. М. Психология: учеб. / В. М. Алахвердов, С. И. Богданова [и др.]; отв. ред. А. А. Крылов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 752 с.

2. Немов Р.С. Психология. М., 2003 г.

3. Рогов Е.И. Общая психология. М., 2004 г.

4. Маклаков А.Г. Общая психология СПб., 2005 г.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2001 г.

6. Общая психология: Учебник/ под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. – М.: изд-во ЭКСМО, 2006.

 

Дополнительная.

1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984 г.

2. Барабанщиков В. А. Системность и отражение (к 75-летию со дня рождения Б.Ф. Ломова) / В. А. Барабанщиков // Вопросы психологии. – 2002. – № 6. – С. 113.

3. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины 20 века. М., 1996. С. 120-187.

4. Гальперин П. Я. О предмете психологии (доклад на заседании Московского отделения Общества психологов 23 ноября 1970 г.) / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. – 2002. – № 5. – С. 4.

5. Ждан А. Н. К теоретическим проблемам общей психологии / А. Н. Ждан // Вопросы психологии. – 2007. – № 6. – С. 137.

6. Петровский А. В. Теоретическая психология как основание «общей психологии» / А. В. Петровский // Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С. 3.

7. Большой психологический словарь / под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб.: ЕВРОЛЗНАК, 2004. – 672 с.

8. Гамезо М. В. Атлас по психологии: информ.-метод. пос. / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: Просвещение, 2001. – 272 с.

 

ЗАНЯТИЕ 4.

ТЕМА 1.4.: Мозг и психика. Проблема природы психического / 2ч.

Вопросы для обсуждения:

1. Виды теорий происхождения психики на земле.

2. Зарождение и эволюция психики.

3. Основные стадии и уровни развития психики.

4. Основные отличия психики человека и животного.

5. Сознание как высшая форма психики.

6. Определение сущности человеческого сознания и его характеристика.

7. Развитие сознания в онтогенезе.

8. Структура сознания (А.В. Петровский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, З. Фрейд).

9. Характеристика бессознательного.

10. Взаимодействие сознания и подсознания.

11. Состояния сознания.

 

Задание: 1) Заполните таблицу 1 по образцу.

Таблица 1

 

2) Составьте сравнительную таблицу

Сознательное и бессознательное в психике и поведении человека

Проявления бессознательного Сознание и его проявление
   

3) Схематично представьте основные стадии и уровни развития психики.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основная.

  1. Дубровина И.В. Психология: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан /под ред. Дубровиной. – М.: изд.центр «Академия», 1999
  2. Немов Р.С. Психология. Т.1, с. 113-121.
  3. Общая психология /Сост. Е.И. Рогова. С. 39-47.
  4. Слободчиков В.И. Психология человека. С. 177 - 205.
  5. Маклаков А.Г. Общая психология СПб., 2005
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1997 г.

Дополнительная.

  1. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.1. С.78-98, 132-148.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1, С. 139-176.
  3. Зинченко В.П. Миры сознания и структуры сознания. // Вопросы психологии. 1991, №2.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
  5. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. С. 57-66, 73-83.
  7. Психология / Под ред. А.А. Крылова. -М., 1998.
  8. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб., 2001

 

Выписать слова в словарик и заучить: сознание, бессознательное, подсознание, онтогенез, зоопсихология, инстинкт, навык, панпсихизм, раздражимость, тропизм, чувствительность.

 

ЗАНЯТИЕ 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.008 с.)