Тема 1. 1. : психология как наука. Предмет и задачи, методы и структура современной психологии / 2ч. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 1. : психология как наука. Предмет и задачи, методы и структура современной психологии / 2ч.



СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ

МОДУЛЬ 1 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ (36 часов)

Семинарские занятия

ЗАНЯТИЕ 1.

ТЕМА 1.1.: Психология как наука. Предмет и задачи, методы и структура современной психологии / 2ч.

Вопросы для обсуждения:

1. Возникновение психологии как науки. Объект и предмет психологии.

2. Историческое преобразование определений предмета психологии.

3. Взаимосвязь психологии с другими науками.

4. Примеры явлений, которые изучает психология, их отличие от явлений, исследуемых другими науками.

5. Идеалистическое и материалистическое представление о предмете психологии.

6. Основные понятия, с помощью которых описываются психологические явления, их классификация.

7. Психология как система развивающихся наук. Основные отрасли психологии.

8. Взаимосвязь теоретических и прикладных задач психологии.

 

Задание: 1) Заполните таблицу:

 

«Представление о предмете психологии»

Идеалистическое представление Материалистическое представление
   

2) Дополните схему недостающими компонентами.

 

3) Опишите какие практические вопросы затрагивает:

Спортивная психология_________________________________________________________________

Военная психология____________________________________________________________________

Психофизиология_______________________________________________________________________

Патописхология________________________________________________________________________

Выписать слова в словарик и заучить: ассоциация, душа, дуализм, психология, психика, познание, парапсихология, патопсихология, психические свойства, психические состояния, психические процессы, сознание, рефлексия,

ЛИТЕРАТУРА:

Основная.

1. Алахвердов В. М. Психология: учеб. / В. М. Алахвердов, С. И. Богданова [и др.]; отв. ред. А. А. Крылов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 752 с.

2. Немов Р.С. Психология. М., 2003 г.

3. Рогов Е.И. Общая психология. М., 2004 г.

4. Маклаков А.Г. Общая психология СПб., 2005 г.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2001 г.

6. Общая психология: Учебник/ под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. – М.: изд-во ЭКСМО, 2006.

7. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии М., 2003 г.

 

Дополнительная.

1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М., 1993 г.

2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984 г.

3. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып.5, М., 1975 г. С. 149-151.

4. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины 20 века. М., 1996. С. 120-187.

5. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М., 1994 г.

6. Большой психологический словарь / под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб.: ЕВРОЛЗНАК, 2004. – 672 с.

7. Гамезо М. В. Атлас по психологии: информ.-метод. пос. / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: Просвещение, 2001. – 272 с.

 

 

ЗАНЯТИЕ 2.

ТЕМА 1.2. ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ / 2ч.

Вопросы для обсуждения:

1. Зарождение психологии.

2. Этапы развития психологии.

3. Развитие психологии в рамках философии. Материалистические и идеалистические направления изучения психики в истории психологии. Понятие общеисторической практики и принципы анализа психики и сознания.

4. Эволюция условно-рефлекторного понимания психики с начала 20 века до наших дней. Учение Н.А. Бернштейна об участии психики в регуляции движений.

5. Место психологии в решении задач профессионального образования и нравственного воспитания личности. Значение психологического знания для педагогики, развития культуры и охраны здоровья людей.

Задание: 1) Заполните таблицу

2) Перепишите данную таблицу, добавляя пропущенные элементы текста.

Этапы развития психологии

4 этап Психология, как наука, изучающая _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ < Сформировалась на базе _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.
       
3 этап Психология, как наука о _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ < Начинается в XX в. Задачи психологии — наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.
       
2 этап Психология, как наука _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ < Начинается в XVII в. в связи с развитием _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
       
1 этап Психология, как наука о душе < Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

 

Выписать слова в словарик и заучить: анализатор, афферентный нерв, афферентация, безусловный рефлекс, ориентировочный рефлекс, ретикулярная формация, рефлекс, рецепторы, условный рефлекс, стимул, эфферентный нерв.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основная.

1. Алахвердов В. М. Психология: учеб. / В. М. Алахвердов, С. И. Богданова [и др.]; отв. ред. А. А. Крылов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 752 с.

2. Немов Р.С. Психология. М., 2003 г.

3. Рогов Е.И. Общая психология. М., 2004 г.

4. Маклаков А.Г. Общая психология СПб., 2005 г.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2001 г.

6. Общая психология: Учебник/ под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. – М.: изд-во ЭКСМО, 2006.

 

Дополнительная.

1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984 г.

2. Барабанщиков В. А. Системность и отражение (к 75-летию со дня рождения Б.Ф. Ломова) / В. А. Барабанщиков // Вопросы психологии. – 2002. – № 6. – С. 113.

3. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины 20 века. М., 1996. С. 120-187.

4. Гальперин П. Я. О предмете психологии (доклад на заседании Московского отделения Общества психологов 23 ноября 1970 г.) / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. – 2002. – № 5. – С. 4.

5. Ждан А. Н. К теоретическим проблемам общей психологии / А. Н. Ждан // Вопросы психологии. – 2007. – № 6. – С. 137.

6. Петровский А. В. Теоретическая психология как основание «общей психологии» / А. В. Петровский // Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С. 3.

7. Большой психологический словарь / под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб.: ЕВРОЛЗНАК, 2004. – 672 с.

8. Гамезо М. В. Атлас по психологии: информ.-метод. пос. / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: Просвещение, 2001. – 272 с.

ЗАНЯТИЕ 3.

ЗАНЯТИЕ 4.

ЗАНЯТИЕ 5.

ЗАНЯТИЕ 6-7.

ЗАНЯТИЕ 8.

ЗАНЯТИЕ 9.

ТЕМА 4.3: Способности / 2ч.

Вопросы для обсуждения:

Понятие о способностях.

Природные предпосылки способностей.

Способности и наследственность.

Количественные и качественные характеристики способностей.

Структура способностей.

Виды способностей.

Одаренность.

Уровни проявления способностей.

Развитие способностей.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная

Немов Р.С. Психология. М., 2001 г.

Рогов Е.И. Общая психология. М., 2003 г.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.,2005 г.

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб. Питер, 2003 г.

Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Р.на Д. 2001 г.

Общая психология /Сост.: Дмитриева С.Т. – Абакан, ХГУ. -2004 г.

Дополнительная.

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.
  2. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
  3. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
  4. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1996. Т 1. С. 427-442.
  5. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1994.
  6. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1994.
  7. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1994.
  8. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Выготского.// Вопросы психологии – 1996 - № 5.
  9. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности. // Психологический журнал, т.19, №1 – 1998.
  10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей СПб., 2005

ЗАНЯТИЕ 10. Тема 5.1.Психология мотивации личности.

Вопросы для обсуждения

1.Понятие о мотивации. Определение мотивации.

2.Представление о диспозиционных и ситуационных мотивациях. Основные мотивационные понятия: потребность, мотив, стимул, цель, побуждение, влечение.

3. Понятие о мотивации как сознательном и бессознательном процессе. Мотивы, потребности и регуляция деятельности. Основные мотивы и потребности человека, изучаемые в современной психологии.

4. Мотивация достижения успехов и избегания неудач.

5.Мотивация и личность. Мотивации и индивидуальные различия людей. Мотивы, потребности и черты личности человека.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Немов Р.С. Психология. М., 2001 г.

2. Рогов Е.И. Общая психология. М., 2003 г.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.,2005 г.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб. Питер, 2003 г.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Р.на Д. 2001 г.

6. Общая психология /Сост.: Дмитриева С.Т. – Абакан, ХГУ. -2004 г.

7. Зинчеко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.

8. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтера и В.Я. Романова. М., 1979.

9. Ильин Е.П., Мотивы и мотивация Питер,2000г.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ

МОДУЛЬ 1 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ (36 часов)

Семинарские занятия

ЗАНЯТИЕ 1.

ТЕМА 1.1.: Психология как наука. Предмет и задачи, методы и структура современной психологии / 2ч.

Вопросы для обсуждения:

1. Возникновение психологии как науки. Объект и предмет психологии.

2. Историческое преобразование определений предмета психологии.

3. Взаимосвязь психологии с другими науками.

4. Примеры явлений, которые изучает психология, их отличие от явлений, исследуемых другими науками.

5. Идеалистическое и материалистическое представление о предмете психологии.

6. Основные понятия, с помощью которых описываются психологические явления, их классификация.

7. Психология как система развивающихся наук. Основные отрасли психологии.

8. Взаимосвязь теоретических и прикладных задач психологии.

 

Задание: 1) Заполните таблицу:

 

«Представление о предмете психологии»

Идеалистическое представление Материалистическое представление
   

2) Дополните схему недостающими компонентами.

 

3) Опишите какие практические вопросы затрагивает:

Спортивная психология_________________________________________________________________

Военная психология____________________________________________________________________

Психофизиология_______________________________________________________________________

Патописхология________________________________________________________________________

Выписать слова в словарик и заучить: ассоциация, душа, дуализм, психология, психика, познание, парапсихология, патопсихология, психические свойства, психические состояния, психические процессы, сознание, рефлексия,

ЛИТЕРАТУРА:

Основная.

1. Алахвердов В. М. Психология: учеб. / В. М. Алахвердов, С. И. Богданова [и др.]; отв. ред. А. А. Крылов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 752 с.

2. Немов Р.С. Психология. М., 2003 г.

3. Рогов Е.И. Общая психология. М., 2004 г.

4. Маклаков А.Г. Общая психология СПб., 2005 г.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2001 г.

6. Общая психология: Учебник/ под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. – М.: изд-во ЭКСМО, 2006.

7. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии М., 2003 г.

 

Дополнительная.

1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М., 1993 г.

2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984 г.

3. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып.5, М., 1975 г. С. 149-151.

4. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины 20 века. М., 1996. С. 120-187.

5. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М., 1994 г.

6. Большой психологический словарь / под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб.: ЕВРОЛЗНАК, 2004. – 672 с.

7. Гамезо М. В. Атлас по психологии: информ.-метод. пос. / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: Просвещение, 2001. – 272 с.

 

 

ЗАНЯТИЕ 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.05 с.)