Тема 1. Введение в экономическую теорию.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в экономическую теорию.



Тема 1. Введение в экономическую теорию.

Предмет исследования и функции экономической теории. Краткий обзор возникновения основных экономических школ. Позитивная и нормативная экономическая теория. Экономические блага и ресурсы. Выбор в условиях ресурсных ограничений. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки. Ключевые вопросы экономики.

Типы экономических систем. Основные характеристики. Причины эволюции.

Издержки общественной координации и экономические институты. Агентские и трансакционные издержки. Институты как инструмент минимизации издержек общественной координации. Формальные и неформальные институты.

 

Лекции – 2 часа

 

Тема 2. Рынок

Понятие рынка. Функции и структура рынка. Рынок совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Детерминанты спроса. Изменение спроса и величины спроса. Эластичность спроса – ценовая, перекрестная, эластичность спроса по доходу.

Предложение. Индивидуальное и рыночное предложение. Детерминанты предложения. Изменение предложения и величины предложения. Ценовая эластичность предложения.

Формирование рыночного равновесия. Равновесная цена и объем выпуска. Излишек потребителя и излишек производителя. Установление равновесия после отклонений – дефицит и излишек. Формирование нового равновесного состояния после изменения спроса или предложения. Реакция рынков в кратко- и долгосрочных периодах.

 

Лекции - 2 часа

 

Семинар -2 часа

 

Рынок как механизм общественной координации. Установление равновесных цен и объемов выпуска в результате взаимодействия рыночных сил.

Задачи:

─ Функция рыночного предложения Q = 2p-2. Правительство ввело налог в размере 1 рубля на единицу изделия. Найти новую функцию предложения

─ Функция рыночного спроса Q = 10 - 2p Правительство уплачивает покупателю субсидию в размере 1 рубля на покупку единицы изделия. Найти новую функцию спроса.

─ Функция рыночного предложения Q = 2p-2. Функция рыночного спроса Q = 10 - 2p

  • Определить равновесную цену.
  • Определить избыток потребителя и избыток производителя.
  • Определить величину дефицита (-) или избытка (+) на рынке при цене равной: а) 2; б)4.
  • Определить новую равновесную цену, если: а)правительство ввело налог в размере 2 рубля на единицу изделия: б). правительство уплачивает покупателю субсидию в размере 2 рубля на покупку единицы изделия. .

─ Функция рыночного предложения Q = 20p-100 Цена равновесия возрастает с 27 денежных единиц до 28 денежных единиц. Определить эластичность предложения.

─ Функция рыночного предложения Q = 2p-2. Правительство ввело дотацию в размере 1 рубля на единицу изделия. Найти новую функцию предложения

─ Функция рыночного спроса Q = 100 - 2p. Цена равновесия возрастает с 25 денежных единиц до 26 денежных единиц. Определить эластичность спроса.

─ Функция рыночного предложения Q = 20p-100 Цена равновесия возрастает с 27 денежных единиц до 28 денежных единиц. Определить эластичность предложения.

─ Цена на товар А возросла с 8 до 10 рублей. При этом спрос на товар Б вырос с 50 т до 53 т. Определить перекрестную эластичность спроса.

 

Самостоятельная работа студентов без участия преподавателя (подготовка к семинару) – 2 часа

 

Тема 3. Поведение потребителя

Полезность. Ограниченность благ, ранжирование полезностей. Предельная полезность. Законы Госсена.

Потребительский выбор и бюджетное ограничение. Кривые безразличия. Предельные нормы замещения. Цены и бюджетное ограничение потребителя. Оптимальный потребительский выбор.

Изменения потребляемого количества блага при изменении цены. Предельная полезность и кривая спроса. Сдвиги прямой бюджетного ограничения при изменении доходов. Кривые Энгеля.

 

Лекции - 2 часа

 

Семинар -2 часа

Равновесие потребителя. Сопоставление двух подходов к объяснению потребительского выбора – ранжирование полезностей или точная количественная оценка предельных полезностей благ.

Задачи:

─ Значения предельных полезностей благ А, Б, В и соответствующих цен заданы в таблице. При каком значении параметров α и β потребитель максимизирует доступную для него полезность?

Благо Предельная полезность цена
А α
Б
В β

─ Значения предельных полезностей благ А, Б, В и соответствующих цен заданы в таблице. Можно ли утверждать, что потребитель находится в состоянии равновесия? Если нет, то какие действия он должен предпринять, чтобы увеличить доступную для него полезность?

Благо Предельная полезность цена
А
Б
В

 

─ Функции потребительского выбора и бюджетная линия заданы графически. Показать графически изменение положения точки оптимального потребительского выбора при:

  • увеличении дохода потребителя;
  • увеличении цены на товар А в 2 раза;
  • изменении предпочтений потребителя в сторону увеличения полезностной оценки блага В и снижения полезностной оценки блага А

─ Рост доходов населения сопровождается снижением доли расходов на продовольствие в семейных бюджетах и ростом доли расходов на покупку товаров и услуг, связанных в проведением досуга. Какое объяснение этим процессам можно дать исходя из кривых Энгеля?

Самостоятельная работа студентов без участия преподавателя (подготовка к семинару) – 2 часа

 

Тема 4. Фирма. Производство и издержки.

Природа фирмы. Оптимизация агентских и трансакционных издержек. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в России.

Производственная функция. Закон убывающей предельной производительности факторов производства Роль технического прогресса в изменении производительности факторов. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость факторов производства.

Издержки производства и прибыль. Экономическая и бухгалтерская прибыль Общий, средний и предельный доход. Постоянные; переменные; общие издержки. Общие, средние и предельные издержки.

Издержки производства в кратко- и долгосрочном периоде. Положительный и отрицательный эффект масштаба. Оптимальный размер предприятия.

 

Лекции - 4 часа

 

Семинар -2 часа

Фирма как альтернативный рынку механизм общественной координации. Выбор адекватной специфике функционирования организационно-правовой формы.

Управление издержками.

 

Задачи и вопросы для обсуждения:

─ Робототехнический комплекс стоимостью 90000 ? и нормативным сроком службы 5 лет сокращает потребность в персонале на три человека. Если предположить, что ставка процента равна 0, при каком уровне ежемесячной заработной платы установка комплекса становится экономически целесообразной для фирмы?

─ Пуск скоростного поезда «Сапсан» на участке Санкт-Петербург-Москва увеличил доходы АО РЖД на сумму стоимости билетов на скоростные поезда. Издержки железнодорожников составили расходы на скоростной подвижной состав, обслуживание пассажиров, дополнительное потребление энергии, износ пути. Что составило альтернативные издержки АО РЖД?

─ В течение последних 30 лет оптимальный размер предприятия в автомобилестроении снизился в три раза. Чем можно объяснить такие изменения?

─ Функция издержек имеет вид С=20Q2+100. При выпуске 20 единиц определить:

  • средние постоянные издержки.
  • средние переменные издержки.
  • средние общие издержки.
  • предельные издержки при увеличении выпуска с 4 до 5 единиц.

─ Общие затраты фирмы описываются равенством TC = 200 + 10Q + 0.5Q2. Чему равны средние и предельные затрат. Чему равен минимум средних затрат и при каком объеме продукции он достигается?

 

Самостоятельная работа студентов без участия преподавателя (подготовка к семинару) – 2 часа

 

Семинар -4 часа

Поиск оптимального объема выпуска фирмы для различных структур рынка.

Реализация монопольной власти производителя. Выгоды крупного производства и потери от монополии.

Формы неценовой конкуренции. Монополистическая конкуренция и плата общества за разнообразие.

 

Задачи и вопросы для обсуждения:

─ Прокомментируйте утверждение «Чем больше превышение предельного дохода над предельными издержками, тем выше прибыль фирмы». Что ошибочно предполагает человек, который считает, что прибыль равна 0 при равенстве предельных издержек предельным затратам?

─ Советские предприятия побуждались плановыми органами к максимальному расширению объема выпуска при условии его безубыточности. Насколько соответствующая политика способствовала максимизации прибыли предприятий. Обоснуйте Вашу позицию.

─ Пригородные железнодорожные компании проводят активную социальную политику, устанавливая пониженные тарифы для пенсионеров и компенсируя их за счет местных бюджетов. Объясните, какое воздействие такая политика оказывает на прибыль компаний?

─ Крупное фабричное производство в легкой промышленности обеспечивает производителю минимизацию издержек и ценовые преимущества. Почему в этой отрасли превалируют фирмы с незначительными объемами выпуска?

─ Функция рыночного спроса Q = 10 - 2p. При какой цене максимизируется валовой доход?

─ Издержки фирмы задаются функций С=Q2+100, фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции. Какой должна быть рыночная цена, чтобы равновесный объем выпуска составил 11?

─ Предельные издержки фирмы задаются функций МС=Q+10, предельный доход -MR=40-Q. При каком объеме выпуска фирма максимизирует прибыль?

─ Функция издержек монополиста имеет вид: ТС = 50 + Q2. Спрос на продукцию монополиста задан как Р = 40 – Q. Найти выпуск монополиста, позволяющего максимизировать прибыль.

 

Самостоятельная работа студентов без участия преподавателя (подготовка к семинару) – 4 часа

 

Семинар -2 часа

Цены факторов производства.

Заработная плата – цена труда и стимул к эффективной производственной деятельности. Влияние организации заработной платы на трудовую мотивацию. Взаимодействия на рынке труда – работодатель, работники и профсоюзы.

 

Задачи:

─ Предельный продукт труда задается функцией MPL= 200-2L, где L – один человеко-день труда. При дневной ставке оплаты труда 20, какое количество работников будет нанято?

─ Ожидаемые темпы инфляции на ближайшие пять лет составляют 11%, ставка по кредиту равна 19%. Чему равна реальная процентная ставка?

─ Как изменится цена земли, приносящей ежегодную ренту в 20000 рублей, если процентная ставка возрастет с 5 до 10%?

 

Самостоятельная работа студентов без участия преподавателя (подготовка к семинару) – 2 часа

 

Семинар -2 часа

Статистические измерения макроэкономических показателей. Макроэкономическая динамика. Проблемы точности измерения, учета структурных сдвигов и динамики цен.

 

Задачи:

─ Чистые сбережения частного сектора равны 30, дефицит бюджета: - 40. Чему равен чистый экспорт?

─ Известны следующие показатели национального хозяйства:

ВНП 1000

потребление домашних хозяйств 600

чистые инвестиции частного сектора 100

валовые инвестиции частного сектора 250

государственные расходы 100

избыток государственного бюджета 10

Определить: а) ЧНП; б) располагаемый доход домашних хозяйств; в) сбережения домашних хозяйств;

─ ВВП страны вырос с 33 трлн. руб. до 41,6 трлн. руб., дефлятор ВВП составил 120%. Чему был равен рост ВВП в ценах базового года?

 

Самостоятельная работа студентов без участия преподавателя (подготовка к семинару) – 2 часа

 

Семинар -2 часа

Установление макроэкономического равновесия на различных отрезках кривой совокупного предложения. Реакция экономической системы на изменение совокупного спроса – рост выпуска или рост цен.

Мультипликативные эффекты. Проявление мультипликативных эффектов в российской экономике после кризиса 1998 года.

 

Задачи и вопросы для обсуждения:

─ Предельная склонность к сбережению равна 0,4. Прирост инвестиций составил 40 единиц. Найдите прирост дохода.

─ Предельная склонность к потреблению в некоторой экономике составляет 10%. Государство в ходе анткиризисных мер расширяет расходы на 100 млрд рублей. Как изменится в этом случае равновесный выпуск?

─ Автономное потребление равно 10, автономные инвестиции равны 2, МРС = 0,8. Найдите потребление и сбережения при доходе 110, равновесный доход, изменение равновесного дохода и сбережений после уменьшения МРС до 0,7.

─ В закрытой экономике поведение субъектов описывается следующими соотношениями: потребление C связано с располагаемым национальным доходом y0 соотношением: C = 0,75y0 + 60; · инвестиции I связаны с национальным доходом y равенством: I = 0,1y + 20; · ставка подоходного налога t = 0,2; · государственные доходы совпадают с государственными расходами. Найти величину равновесного национального дохода.

 

Самостоятельная работа студентов без участия преподавателя (подготовка к семинару) – 2 часа

 

Семинар -2 часа

Современные деньги. Обеспечение денежной эмиссии активами центрального банка. Денежная база и денежная масса. Денежный мультипликатор. Цель денежно-кредитной политики и инструменты ее проведения.

 

Задачи и вопросы для обсуждения:

─ Является ли рубль свободно конвертируемой валютой и чем обеспечен российский рубль?

─ Как создает деньги система коммерческих банков?

─ Как Центральный банк может менять объемы денежного предложения и какие инструменты изменения объемов предложения денег наименее болезненны для экономики

─ Денежная масса М2 в экономике составляет 12 трлн.рублей. Денежная база составляет 5 трлн. Как изменится денежная масса в результате прироста денежной базы на 200 млрд. рублей.

─ Как изменится уровень цен в экономике, если при росте реального ВВП на 5%, денежная масса выросла на 2%, а скорость оборота на 1% снизилась?

─ Насколько возрастет или сократится объем денежной массы в экономике, если центральный банк приобрел государственных ценных бумаг на сумму 100 млрд рублей и продал валюты на сумму 30 млрд рублей.

─ Денежная база равна 100, норма обязательного резервного покрытия 25%. Найдите совокупное предложение денег в экономике.

─ Перед центральным банком стоит задача увеличить предложение денег в экономике, обеспечив при этом укрепление национальной валюты. С помощью каких инструментов он сможет обеспечить решение проблемы?

 

Самостоятельная работа студентов без участия преподавателя (подготовка к семинару) – 4 часа

 

 

Тема 11. Рынок капитала.

Понятие ценных бумаг. Виды ценных бумаг.

Акции. Обыкновенные и привилегированные акции. Права акционеров. Риск и доход при операциях с акциями. Долговые ценные бумаги. Облигации. Виды облигаций. Доходность ценных бумаг и курсовая цена.

Первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Капитализация корпораций. Привлечение капитала через эмиссию ценных бумаг. Организованный и «уличный» рынок ценных бумаг. Фондовая биржа и внебиржевой рынок. Биржевые индексы.

 

Семинар -2 часа

Использование финансового рынка для трансформации сбережений в капитал. Привлечение капитала через долевые и долговые ценные бумаги. Процентная ставка и курсовая цена ценных бумаг. Риск и доход в операциях с ценными бумагами.

Фондовые индексы. Связь финансового рынка с реальным сектором.

 

Самостоятельная работа студентов без участия преподавателя (подготовка к семинару) – 2 часа

 

Семинар -2 часа

Причины циклического развития. Кризис 2008-2009 годов в российской экономике: внешний импульс и механизм его распространения. Меры государственной контрциклической политики: предоставление ликвидности, бюджетные расходы, трансферты населению. Трансформационный кризис в российской экономике и циклический кризис.

 

Самостоятельная работа студентов без участия преподавателя (подготовка к семинару) – 2 часа

 

Тема 13. Экономический рост

Экономический рост: сущность и причины. Показатели, измеряющие экономический рост. Качественные и количественные характеристики роста. Экономический рост и экономическое развитие. Факторы и типы экономического роста. Устойчивость и сбалансированность роста.

Теории экономического роста. Почему одни страны растут быстро – другие медленно? Почему бедные страны не догоняют богатых? Отчего зависит рост и как им управлять?

 

Лекции - 2 часа

 

 

Тема 1. Введение в экономическую теорию.

Предмет исследования и функции экономической теории. Краткий обзор возникновения основных экономических школ. Позитивная и нормативная экономическая теория. Экономические блага и ресурсы. Выбор в условиях ресурсных ограничений. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки. Ключевые вопросы экономики.

Типы экономических систем. Основные характеристики. Причины эволюции.

Издержки общественной координации и экономические институты. Агентские и трансакционные издержки. Институты как инструмент минимизации издержек общественной координации. Формальные и неформальные институты.

 

Лекции – 2 часа

 

Тема 2. Рынок

Понятие рынка. Функции и структура рынка. Рынок совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Детерминанты спроса. Изменение спроса и величины спроса. Эластичность спроса – ценовая, перекрестная, эластичность спроса по доходу.

Предложение. Индивидуальное и рыночное предложение. Детерминанты предложения. Изменение предложения и величины предложения. Ценовая эластичность предложения.

Формирование рыночного равновесия. Равновесная цена и объем выпуска. Излишек потребителя и излишек производителя. Установление равновесия после отклонений – дефицит и излишек. Формирование нового равновесного состояния после изменения спроса или предложения. Реакция рынков в кратко- и долгосрочных периодах.

 

Лекции - 2 часа

 

Семинар -2 часа

 

Рынок как механизм общественной координации. Установление равновесных цен и объемов выпуска в результате взаимодействия рыночных сил.

Задачи:

─ Функция рыночного предложения Q = 2p-2. Правительство ввело налог в размере 1 рубля на единицу изделия. Найти новую функцию предложения

─ Функция рыночного спроса Q = 10 - 2p Правительство уплачивает покупателю субсидию в размере 1 рубля на покупку единицы изделия. Найти новую функцию спроса.

─ Функция рыночного предложения Q = 2p-2. Функция рыночного спроса Q = 10 - 2p

  • Определить равновесную цену.
  • Определить избыток потребителя и избыток производителя.
  • Определить величину дефицита (-) или избытка (+) на рынке при цене равной: а) 2; б)4.
  • Определить новую равновесную цену, если: а)правительство ввело налог в размере 2 рубля на единицу изделия: б). правительство уплачивает покупателю субсидию в размере 2 рубля на покупку единицы изделия. .

─ Функция рыночного предложения Q = 20p-100 Цена равновесия возрастает с 27 денежных единиц до 28 денежных единиц. Определить эластичность предложения.

─ Функция рыночного предложения Q = 2p-2. Правительство ввело дотацию в размере 1 рубля на единицу изделия. Найти новую функцию предложения

─ Функция рыночного спроса Q = 100 - 2p. Цена равновесия возрастает с 25 денежных единиц до 26 денежных единиц. Определить эластичность спроса.

─ Функция рыночного предложения Q = 20p-100 Цена равновесия возрастает с 27 денежных единиц до 28 денежных единиц. Определить эластичность предложения.

─ Цена на товар А возросла с 8 до 10 рублей. При этом спрос на товар Б вырос с 50 т до 53 т. Определить перекрестную эластичность спроса.

 

Самостоятельная работа студентов без участия преподавателя (подготовка к семинару) – 2 часа

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.2.222 (0.012 с.)