Характеристика факторов внешней среды, которые относят к макроокружению, а какие к непосредственному окружению, компоненты внутренней среды.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика факторов внешней среды, которые относят к макроокружению, а какие к непосредственному окружению, компоненты внутренней среды.



Стратегия предприятия

Характеристика факторов внешней среды, которые относят к макроокружению, а какие к непосредственному окружению, компоненты внутренней среды.

 

Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:

• макроокружения;

• непосредственного окружения;

• внутренней среды организации.

Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.

Анализ м а к р о о к р у ж е н и я включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.

Н е п о с р е д с т в е н н о е о к р у ж е н и е анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать м и с с и ю, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т. п.

В н у т р е н н я я с р е д а анализируется по следующим направлениям:

• кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т п;

• организация управления;

• производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки

• финансы фирмы;

• маркетинг;

• организационная культура.

 

2. Теоретическая сущность стратеги, понятие стратеги при плановом и рыночном развитии экономики. Функции и задачи стратегии.

 

Понятие «стратегия» происходит от греческого слова strategia и состоит из двух частей: stratos - войско и ago - веду, то есть по происхождению является военным термином.

Обострение конкурентной борьбы привело к необходимости понятий стратегия.

В широком смысле стратегия предприятия — это долговременные, наиболее принципиально важные установки, планы, намерения руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, капиталовложений, цен, социальной защиты.

Существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. Первое понимание стратегии базируется на следующем процессе. Достаточно точно определяется конечное состояние, которое должно быть достигнуто через длительный промежуток времени. Далее фиксируется, что необходимо сделать для того, чтобы достичь этого конечного состояния. После этого составляется план действий с разбивкой по временным интервалам (пятилеткам, годам и кварталам), реализация которого должна привести к достижению конечной, четко определенной цели. В основном именно такое понимание стратегии существовало в системах с плановой экономикой. При таком понимании стратегия — это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии — это нахождение цели и составление долгосрочного плана.

При втором понимании стратегии, стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы производства, средств производства и системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Примером стратегии первого типа может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксировано, сколько и чего производить в каждом конкретном временном промежутке и сколько и чего будет производиться в конечный период.

Примерами стратегии второго типа, то есть тех, с которыми имеет дело стратегическое управлении, могут служить следующие направления стратегии:

· увеличить долю объема продаж на рынке до определенного процента, не понижая при этом цены; начать производство определенного продукта при одновре­менном сокращении производства другого продукта;

· проникнуть в сети распределения, контролируемые конкурен­том;

· осуществить переход на групповую форму организации труда.

Первое понимание стратегии строится на четких измерениях, что не всегда жизненно.

Второе понимание строится на неопределенностях рынка, то есть таких рыночных ситуациях, которые не возможно предвидеть и количественно измерить.

Экономическая сущность стратегии реализуется в выполняемых ею функциях:

· определяет целевую установку, перспективные направления траекторию движения данного хозяйствующего субъекта во времени и пространстве;

· выступает как динамическая модель целесообразной, сис­темной деятельности людей, учитывающая воздействие факторов внешней и внутренней среды.

Задачи стратегии предприятия вытекают из состояния внешней и внутренней среды. Можно выделить две ключевые задачи стратегии:

1) определить, какие факторы внешней среды, и в каких пределах предприятие в состоянии изменить в благоприятном для себя направлении, или успешно приспособиться к ним с пользой для предприятия;

2) выявить, какие внутренние факторы необходимо изменить, чтобы «эффективно приспособиться» к тем изменениям факторов внешней среды, которые предприятие не в состоянии контролировать.

Лучшей иллюстрацией содержания стратегии предприятия будет ознакомление с основными видами стратегий. Можно говорить, что в каждом виде хозяйственной деятельности предприятия используют свои стратегии.

Для предприятий согласно видов их деятельности характерны основные виды деятельности:

· маркетинговая;

· инновационная;

· инвестиционная;

· основная (производственная);

· снабженческо-сбытовая;

· сервисная;

· социальная.

 

Экономическая стратегия предприятия, как составная часть общей стратегии

 

Под стратегией принято понимать набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основные цели развития любой системы.

Стратегия управления вырабатывает правила и приемы достижения стратегических целей, которые основываются на создании заинтересованности всех участников процесса разработки и реализации стратегических программ в эффективном достижении этих целей. Иначе говоря, экономическая стратегия предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами, является частью предпринимательской деятельности.

Экономическая стратегия вырабатывает правила и приемы экономически эффективного достижения стратегических целей. Взаимное согласование по времени и ресурсам таких локальных стратегических целей позволяют достичь глобальной цели экономической стратегии — создания и поддержки конкурентного преимущества предприятия.

Экономическая стратегия отвечает на те же вопросы, что и любая экономическая система:

• Что и в каком количестве производить?

• Как и какими средствами производить?

• Для кого и когда производить?

 

Рис. 1. Состав и структура конкурентного «ромба» экономики

Предприятие всегда должно стремится к обладанию конкурентными преимуществами: в затратах, качестве, цене, ассортименте продукции. Одной из основных задач при разработке стратегии предприятий является обеспечение лидерства, как в конкурентоспособности продукции, так и в целом предприятия, через достижение конкурентных преимуществ.

Конкурентоспособность продукции, предприятия определяется состоянием комплекса факторов, ресурсов, которые обеспечивают преимущества в конкуренции и которые можно представить в виде конкурентного «ромба» (рис. 1).

 

Стратегия предприятия

Характеристика факторов внешней среды, которые относят к макроокружению, а какие к непосредственному окружению, компоненты внутренней среды.

 

Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:

• макроокружения;

• непосредственного окружения;

• внутренней среды организации.

Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.

Анализ м а к р о о к р у ж е н и я включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.

Н е п о с р е д с т в е н н о е о к р у ж е н и е анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать м и с с и ю, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т. п.

В н у т р е н н я я с р е д а анализируется по следующим направлениям:

• кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т п;

• организация управления;

• производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки

• финансы фирмы;

• маркетинг;

• организационная культура.

 

2. Теоретическая сущность стратеги, понятие стратеги при плановом и рыночном развитии экономики. Функции и задачи стратегии.

 

Понятие «стратегия» происходит от греческого слова strategia и состоит из двух частей: stratos - войско и ago - веду, то есть по происхождению является военным термином.

Обострение конкурентной борьбы привело к необходимости понятий стратегия.

В широком смысле стратегия предприятия — это долговременные, наиболее принципиально важные установки, планы, намерения руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, капиталовложений, цен, социальной защиты.

Существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. Первое понимание стратегии базируется на следующем процессе. Достаточно точно определяется конечное состояние, которое должно быть достигнуто через длительный промежуток времени. Далее фиксируется, что необходимо сделать для того, чтобы достичь этого конечного состояния. После этого составляется план действий с разбивкой по временным интервалам (пятилеткам, годам и кварталам), реализация которого должна привести к достижению конечной, четко определенной цели. В основном именно такое понимание стратегии существовало в системах с плановой экономикой. При таком понимании стратегия — это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии — это нахождение цели и составление долгосрочного плана.

При втором понимании стратегии, стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы производства, средств производства и системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Примером стратегии первого типа может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксировано, сколько и чего производить в каждом конкретном временном промежутке и сколько и чего будет производиться в конечный период.

Примерами стратегии второго типа, то есть тех, с которыми имеет дело стратегическое управлении, могут служить следующие направления стратегии:

· увеличить долю объема продаж на рынке до определенного процента, не понижая при этом цены; начать производство определенного продукта при одновре­менном сокращении производства другого продукта;

· проникнуть в сети распределения, контролируемые конкурен­том;

· осуществить переход на групповую форму организации труда.

Первое понимание стратегии строится на четких измерениях, что не всегда жизненно.

Второе понимание строится на неопределенностях рынка, то есть таких рыночных ситуациях, которые не возможно предвидеть и количественно измерить.

Экономическая сущность стратегии реализуется в выполняемых ею функциях:

· определяет целевую установку, перспективные направления траекторию движения данного хозяйствующего субъекта во времени и пространстве;

· выступает как динамическая модель целесообразной, сис­темной деятельности людей, учитывающая воздействие факторов внешней и внутренней среды.

Задачи стратегии предприятия вытекают из состояния внешней и внутренней среды. Можно выделить две ключевые задачи стратегии:

1) определить, какие факторы внешней среды, и в каких пределах предприятие в состоянии изменить в благоприятном для себя направлении, или успешно приспособиться к ним с пользой для предприятия;

2) выявить, какие внутренние факторы необходимо изменить, чтобы «эффективно приспособиться» к тем изменениям факторов внешней среды, которые предприятие не в состоянии контролировать.

Лучшей иллюстрацией содержания стратегии предприятия будет ознакомление с основными видами стратегий. Можно говорить, что в каждом виде хозяйственной деятельности предприятия используют свои стратегии.

Для предприятий согласно видов их деятельности характерны основные виды деятельности:

· маркетинговая;

· инновационная;

· инвестиционная;

· основная (производственная);

· снабженческо-сбытовая;

· сервисная;

· социальная.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.3.192 (0.012 с.)