К выполнению практических работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К выполнению практических работ



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

по дисциплине «Обществознание»

Для всех специальностей

 

Челябинск 2011

 

Методические рекомендации составлены в соответствии с примерной программой дисциплины «Обществознание», одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и Департаментом гос. политики нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ 16.04.2008 г.   ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) комиссией протокол № ____1__ от «_1_»___09____2011г.   Председатель ПЦК М.С. Варганова   УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по НМРиИТ   ______________В.М. Иус   «___»__________20___ г.

 

 

Составитель: Варганова М. С., преподаватель Южно-Уральского государственного

технического колледжа

 

Рецензент: Никтитн Л.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей

истории Челябинского государственного педагогического университета

 

 

Содержание

 

1. Пояснительная записка 5-6

2. Перечень практических работ 7

3. Содержание отчета и требования к его оформлению 8

4. Практическая работа «Особенности характера человека» 9-13

5. Практическая работа «Межличностное общение и

взаимодействие. Конфликты» 14-18

6. Практическая работа «Мораль, искусство и религия

в жизни человека» 19-24

7. Практическая работа «Рынок. Спрос, предложение,

рыночное равновесие» 25-31

8. Практическая работа «Социальная стратификация.

Социальная мобильность» 31-36

9. Практическая работа «Социальные нормы. Девиантное

поведение» 37-42

10. Практическая работа «Семья в современном обществе» 42-47

11. Практическая работа «Власть. Государство.

Политические режимы» 48-54

12. Практическая работа «Внешняя политика государства

и международные отношения» 55-59

13. Практическая работа «Политические партии и движения,

их классификация» 59-65

14. Практическая работа «Выборы. Избирательная кампания

в Российской Федерации» 65-70

15. Практическая работа «Основные конституционные права

и обязанности граждан в России» 70-76

1 6. Практическая работа «Трудовое право и трудовые правоотношения» 76-83

17. Литература 84

 

 


Пояснительная записка

 

 

Учебная дисциплина «Обществознание» способствует формированию у студентов представлений о человеке и обществе, с его институтами, нормами, культурными традициями, с характерными для мира в целом и нашей страны тенденциями противоречиями общественного развития.

При освоении профессий специальностей СПО технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей обществознание изучается как интегрированный базовый учебный предмет (включая экономику и право)в объеме 117 часов. При освоении профессий специальностей СПО социально-экономического профиля обществознание изучается без включения экономики и права – в объеме 78 часов. Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, экономики, социологии, политологии и права.

Особенностью изучения данного курса является выделение времени на практическую работу студентов в объеме 20 часов для каждого профиля. Также 20 часов выделяется на семинарские занятия.

В соответствии с примерными программами и рабочими программами по «обществознанию» для технического, естественнонаучного, гуманитарного и социально-экономического профилей темы и содержание практических работ для всех специальностей не совпадает. Это связано с особенностями учебных программ. Автор поставила перед собой задачу разработать и представить в данном сборнике содержание практических работ для всех специальностей и всех профилей.

Методические рекомендации для семинарских занятий будут выпущены отдельным сборником.

Практические работы предназначены для обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний по дисциплине «Обществознание». У студентов формируется умение применять полученные знания на практике; реализовывать единство интеллектуальной и практической деятельности. Развивая интеллектуальные умения, будущих специалисты, учатся вырабатывать при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, творческая инициатива, умение работать в коллективе.

 

 


Перечень практических работ

 

Тема практической работы Количество часов
1. «Особенности характера человека»  
2. «Межличностное общение и взаимодействие. Конфликты»  
3. «Мораль, искусство и религия в жизни человека»  
4. «Рынок. Спрос, предложение, рыночное равновесие»  
5. «Социальная стратификация. Социальная мобильность»  
6. «Социальные нормы. Девиантное поведение»  
7. «Семья в современном обществе»  
8. «Власть. Государство. Политические режимы»  
9. «Внешняя политика государства и международные отношения»  
10. «Политические партии и движения, их классификация»  
11. «Выборы. Избирательная кампания в Российской Федерации»  
12. «Основные конституционные права и обязанности граждан в России»  
13. «Трудовое право и трудовые правоотношения»  

 

 

Содержание отчета и требования к его оформлению

 

 

Практическая работа представлена в двух вариантах. Каждый вариант состоит из трех заданий.

Первое задание (часть А) состоит из трех вопросов, на которые необходимо дать полный развернутый ответ, с применением обществоведческих понятий.

Второе задание (часть В) - тестовые вопросы трех уровней. Первый уровень подразумевает выбор одного правильного ответа. Второй уровень - тестовые задания на соответствие. Третий уровень тестовых заданий, требуют применение анализа и сравнения.

Третье задание (часть С) – вопросы, требующие развернутого ответа, анализ документов и диаграмм, решение задач. Чтобы выполнить эти задания, студенты должны обладать определенными знаниями, применяя их на практике, используя логику, умение обобщать, анализировать и сравнивать.

На выполнение практической работы отводится 90 минут. Отчет о проделанной работе делается в тетради для практических работ. Отчет должен содержать в себе все задания, которые есть в практической работе.

Каждое выполненное задание оценивается в один балл, все баллы суммируются. Если студент выполнил 50% всех заданий, он получает оценку «3». 70% выполненных заданий соответствует оценке «4». 90% выполненных заданий соответствует оценке «5».

 

 

Практическая работа

Особенности характера человека

 

Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Студент должен знать

· Понятие человек

· Понятие индивид

· Понятие индивидуальность

· Понятие личность

· Понятие характер

· Понятие социализации

Уметь:

· Определять индивидуальность в человеке

· Определять особенности формирования характера

 

Вариант №1

Часть А

 

1. Дайте определение понятию индивидуальность с биологической точки зрения. Приведите примеры.

2. Какую роль в формировании характера играет социальная среда? Приведите примеры.

3. Попробуйте охарактеризовать типичные черты современной молодежи.

 

 

Часть В

Отдельно взятый представитель человеческого рода

1) избиратель

2) индивид

3) личность

4) гражданин

 

Индивидуальность – это

1) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму

2) темперамент человека, его характер

3) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке

4) совокупность человеческих потребностей и способностей

 

Индивидуально-психологическая особенность человека

1)темперамент

2) гуманизм

3)личность

4) сознание

 

4. Верны ли следующие суждения?
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения не верны

Характерной чертой индивида является

1) цвет глаз

2) рост

3) речь

4) вспыльчивость

 

Сознательная деятельность по совершенствованию человеком самого себя, развитию своей личности – это

1)самодеятельность

2)самостоятельность

3) самовоспитание

4) самомнение

Часть С

 

Вариант №2

Часть А

 

1. Дайте определение понятию индивидуальность с психологической точки зрения. Приведите примеры.

2. Какую роль в формировании характера играет самовоспитание? Приведите примеры.

3. Как вы считаете, существуют ли национальные особенности, присущие какой-либо нации.

 

 

Часть В

 

Индивид – это

1) существо, имеющие особые потребности

2) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму

3) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке

4) отдельно взятый представитель всего человеческого рода

Процесс познания личностью самой себя, своих возможностей(физических, интеллектуальных, духовных, волевых), качеств, устремлений, влечений и т.п. в сопоставлении с достоинствами и недостатками окружающих ее людей и своим прошлым опытом - это

1)самодеятельность

2)самопознание

3) самовоспитание

4) самоконтроль

 

Часть С

Практическая работа

Студент должен знать

· Понятие общение

· Понятие конфликт

· Виды и формы общения

· Виды конфликтов

· Стадии протекания конфликтов

· Пути разрешения конфликтов

Уметь:

· Определять типы межличностных взаимодействий

· Определять виды конфликтов

 

Вариант №1

Часть А

 

1. Охарактеризуйте виды общения людей. Приведите примеры

2. Что такое конфликт. Охарактеризуйте виды конфликтов.

3. Каковы, по вашему мнению, проблемы межличностного общения в молодежной среде.

Часть В

 

Часть С

 

Анализ документа. Статья «Сложности общения» Н. А. Бердяева

 

 

Вариант № 2

Часть А

 

1. Какие формы общения вы знаете? Охарактеризуйте их.

2. Что такое конфликт. Дайте характеристику стадиям протекания конфликта, назовите пути его разрешения.

3. Каковы, по вашему мнению, истоки конфликтов в среде молодежи.

 

Часть В

 

Часть С

 

Анализ документа. Статья «Сложности общения» Н. А. Бердяева

 

Проанализируйте документ, ответив на вопросы

Сложности общения

 

Н. А. Бердяев (1874—1948)русский религиозный философ.

 

Тема одиночества — основная. Обратная сторона ее есть тема общения. Чуждость и общность — вот главное в человеческом су­ществовании. <...>

Есть два основоположных типа людей — тип, находящийся в гармоническом соотношении с мировой средой, и тип, находящий­ся в дисгармоническом соотношении. Я принадлежу ко второму ти­пу. Я всегда чувствовал мучительную дисгармонию между «я» и «не-я», свою коренную неприспособленность. Вследствие моей скрытности и способности иметь внешний вид, не соответствующий тому, что было внутри меня, обо мне в большинстве случаев слагалось неверное мнение и тогда, когда оно было благоприятным, и тогда, когда оно было неблагоприятным. <…>

Мир «не-я» всегда казался мне менее интересным. Я постигал мир «не-я», приобщался к нему, лишь открывая его как внутрен­нюю составную часть моего мира «я»... Может быть, именно вследствие этих моих свойств мне всегда казалось, что меня пло­хо понимают, не понимают главного. Самое главное в себе я ни­когда не мог выразить. Это отчасти связано с моей скрытностью. Свои мысли я еще мог выражать, во всяком случае пытался выра­жать. Но чувства свои я никогда не умел выразить. Моя сухость, может быть, была самозащитой, охранением своего мира. Выра­жать свои чувства мешала также стыдливость, именно стыдливость, а не застенчивость. Мне всегда было трудно интимное общение с другим человеком, труден был разговор вдвоем. Мне гораздо лег­че было говорить в обществе, среди множества людей. С глазу на глаз наиболее обнаруживалось мое одиночество, моя скрытность вступала в силу. Поэтому я всегда производил впечатление чело­века антилирического. Но внутренний, невыраженный лиризм у ме­ня был, была даже крайняя чувствительность и жалостливость. От соприкосновения же с людьми я делался сух...

 

Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской

автобиографии).— М., 1991

 

Вопросы:

1. Как автор приведенного текста трактует общение?

2. Какие проблемы в общении испытывал автор? Что мешало ему выражать чувства на публике?

3. В ка­ких видах общения Н. А. Бердяев мог чувствовать себя более комфортно?

 

Список литературы:

 

1. Важенин А.Г. Обществознание, 432c., М., Академия, 2011

 

 

Практическая работа

Студент должен знать

· Понятие нормы морали

· Понятие искусство

· Понятие религии

· Ранние формы религии

· Мировые религии

Уметь:

· Определять виды искусства

· Определять виды религии

 

Вариант № 1

Часть А

 

1. Охарактеризуйте понятие нормы морали. Приведите примеры.

2.Что такое искусство. Какую роль в его развитии играет развитие техники.

3. Охарактеризуйте ранние формы религии. В чем их отличие от миро­вых религий

 

 

Часть В

 

Часть С

 

Анализ документа. Статья «Православие и ислам в современной России»

 

Вариант № 2

Часть А

 

1. Объясните, как воспитание влияет на формирование моральных качеств личности.

2. Охарактеризуйте понятие искусство. Назовите виды искусства.

3. Охарактеризуйте миро­вые религии. В чем их отличие от ранних форм религии

 

Часть В

 

1. Нормы, установленные и контролируемые обществом, определяющие, что такое
добро-зло, хорошо- плохо..

1) морали

2) культуры

3) права

4) труда

 

2. Верны ли следующие суждения?
А. Сущность морали воплощается в правиле: «поступай по отношению к другому так, как ты бы хотел, чтобы он поступал по отношению к тебе».
Б. Сущность морали воплощается в правиле: «не делай добра – не будет зла».
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения не верны

 

3. Разновидность духовной деятельности людей, вид духовного освоения действительности человеком, имеющий це­лью формирование и развитие его способности творчески преобра­зовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты и гармонии – это

1) религия

2) искусство

3) мораль

4) наука

 

Часть С

Анализ документа. Статья «Православие и ислам в современной России»

Проанализируйте документ, ответив на вопросы

Практическая работа

Студент должен знать

· Понятие закона спроса

· Понятие закона предложения

· Понятие равновесной цены

· Понятие конкуренции

· Понятие монополия

Уметь:

· Определять причины изменения спроса и предложения

· Определять изменения равновесной цены графически и по формулам

 

Вариант № 1

Часть А

 

1. Дайте характеристику закона спроса на рынке, приведите примеры, изобразите графически.

2. Какие факторы и как могут повлиять на изменение равновесной цены с торчки зрения продавца? Приведите примеры.

3. Объясните как конкуренция способствует развитию рынка?

 

 

Часть В

 

1. Денежное выражение стоимости товара и услуги –

1) цена

2) монета

3) стоимость

4) издержки

 

2. Закон предложения утверждает, что:

1) величина предложения определяется спросом

2) спрос зависит от предложения

3) чем выше цена товара, тем больше величина предложения

4) величина спроса прямо пропорциональна цене

Часть С

Решите задачу.

 

Кривая спроса на товар задается выражением Qd =3600 – 400P, а кривая предложения Qs = 1975+250P. Ситуация на рынке: спрос равен предложению.

1) Определите равновесную цену и количество, постройте графики спроса и предложения.

2) Опишите ситуацию, которая возникнет, если будет введена фиксированная цена на данный товар, равная 2.

 

 

Вариант № 2

Часть А

 

1. Дайте характеристику закона предложения на рынке, приведите примеры, изобразите графически.

2. Какие факторы и как могут повлиять на изменение равновесной цены с точки зрения покупателя? Приведите примеры.

3. Как вы думаете, существует ли необходимость вводить ограничения свободы на рынке?

Часть В

1. Денежное выражение стоимости товара и услуги –

1) цена

2) монета

3) стоимость

4) издержки

 

Часть С

 

Решите задачу.

 

Кривая спроса на товар задается выражением Qd =4000 – 200P, а кривая предложения Qs = 300 + 50P. Ситуация на рынке: спрос равен предложению.

1) Определите равновесную цену и количество, постройте графики спроса и предложения.

2) Опишите ситуацию, которая возникнет, если будет введена фиксированная цена на данный товар, равная 10.

 

 

Список литературы:

 

1. Важенин А.Г. Обществознание, 432c., М., Академия, 2011

 

2. Слагода В.Г. Основы экономики, 216с.. М., Форум, 2006

 

Практическая работа

Студент должен знать

· Понятие стратификации

· Критерии стратификации

· Типы стратификации

· Понятие мобильность

· Виды мобильности

· Ранние формы религии

Уметь:

· Определять типы стратификаций

· Определять виды мобильности

 

 

Вариант № 1

Часть А

 

1. Что такое социальная стратификация. Назовите критерии стратификации общества? Приведите примеры.

2.Что такое социальная мобильность? Объясните сущность горизонтальной мобильности. приведите примеры

3. Что такое социальное неравенство. Может ли общество полностью избавиться от него? Поясните ответ примерами.

Часть В

Примером горизонтальной социальной мобильности является


1) получение очередного офицерского звания

2) перевод на новую, лучше оплачиваемую должность

3) выход на пенсию

4) переезд в другой город

7. Соответствие определения понятию

1) Любой переход индивида или социальной А.соц.мобильность

группы из одной позиции в обществе в другую

2) Соотносительное с другими положение Б.соц. группа
индивида или группы в социальной системе,

обусловленное выполняемыми функциями В. стратификация

3) Совокупность людей, имеющих общий

социальный признак

Вставьте пропущенные слова.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой статус. Это явление получило название социальной ________ (1). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________ (2) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________ (3). ________ (4) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (5): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

А. миграция

Б. мобильность

В. горизонтальная

Г. институты

Д.вертикальная

Е. группа

 

Часть С

 

Анализ документа. Статья «Социальная мобильность»

 

 

Вариант № 2

Часть А

 

 

1. Что такое социальная стратификация. Из каких групп состоит современное российское общество? Приведите примеры.

2. Что такое социальная мобильность? Объясните сущность горизонтальной мобильности. приведите примеры.

3.Какую роль в обществе играет социальная стабильность? Поясните ответ примерами.

Часть В

Примером вертикальной социальной мобильности является


1) уход работником в оплачиваемый ежегодный отпуск

2) переход на новую работу, находящейся ближе дому

3) выход на пенсию

4) переезд в другой город

 

7.Соответствие определения понятию

1) Любой переход индивида или социальной А.соц.мобильность

группы из одной позиции в обществе в другую

2) Соотносительное с другими положение Б.соц. группа
индивида или группы в социальной системе,

обусловленное выполняемыми функциями В. стратификация

3) Совокупность людей, имеющих общий

социальный признак

 

Вставьте пропущенные слова.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой статус. Это явление получило название социальной ________ (1). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________ (2) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________ (3). ________ (4) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (5): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

А. миграция

Б. мобильность

В. горизонтальная

Г. институты

Д.вертикальная

Е. группа

 

Часть С

Анализ документа. Статья «Социальная мобильность»

 

Проанализируйте документ, ответив на вопросы

 

Социальная мобильность

Г. В. Пушкарева (род.1951) — доктор политических наук, профессор

 

Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивно проходят во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической ле­стнице. Падение социального статуса профессий, исчезновение не­которых из них провоцирует не только движение вниз, но и появ­ление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих свое привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уро­вень потребления. Происходит размывание социокультурных ценно­стей и норм, ранее сплачивавших их и предопределявших их устой­чивое место в социальной иерархии.

...В стабильно развивающемся обществе перемещения по вер­тикали носят не групповой, а индивидуальный характер. То есть поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политические или профессиональные группы, а от­дельные их представители, более или менее удачливые, стремящи­еся преодолеть притяжение привычной социокультурной среды... Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и сделавший головокружительную карьеру, дослужившись до минис­терского портфеля или добившись избрания в парламент, порыва­ет со своим местом в социальной иерархии и со своей профессио­нальной группой. Разорившийся предприниматель скатывается вниз, теряя не только престижное место в обществе, но и возмож­ность заниматься привычным делом.

 

Г. В. Пушкарева Основы социологии:

Курс лекций.— М., 1994

 

Вопросы:

1. Объясните процессы групповых перемещений по вертикали в россий­ском обществе, приведя пример.

2. Как в стабильно развивающемся обществе происходят перемещения групп? Приведите пример.

 

Список литературы:

 

1. Важенин А.Г. Обществознание, 432c., М., Академия, 2011

 

2. Школьный словарь по обществознанию 10-11 кл./ Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И. М., Просвещение 2006

 

 

Практическая работа

Студент должен знать

· Понятие социальной нормы

· Понятие социальные санкции

· Понятие девиантное поведение

· Формы девиантного поведения

· Элементы социального контроля

Уметь:

· Определять типы санкций

· Определять формы девиантного поведения

Вариант № 1

Часть А

1. Что такое социальные нормы? Назовите виды социальных норм. Приведите примеры.

2. Что такое социальные санкции. Приведите примеры формального социального контроля.

3. Что такое девиантное поведение? Каковы его причины? Можно ли устранить их?

Часть В

1. Правила поведения, образцы, стандарты дея­тельности, выполнение которых — обязательно в обществе

1) социальный контроль

2) социальные нормы

3) социальные санкции

4) социальные нужды

 

Часть С

Анализ документа. Статья «Социальная норма»

 

 

Вариант № 2

Часть А

1. Что такое социальные нормы? Какие социальные нормы распространены современном российском обществе? Приведите примеры.

2. Что такое социальные санкции. Приведите примеры формального социального контроля.

3. Что такое девиантное поведение? Объясните необходимость устранения неативных форм девиантного поведения.

 

Часть В

 

Часть С

 

Анализ документа. Статья «Социальная норма

 

Проанализируйте документ, ответив на вопросы

«Социальная норма»

Кудрявцев В.Н. (1923 -2007) – российский правовед, доктор юридических наук, академик РАН

Социальными нормами принято называть установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей. Как и социальные институты, нормы создаются отчасти стихийно, отчасти — сознательно. <...>

Социальная норма... «цементирует» отношения в обществе. Применительно к одному человеку норма служит регулятором его поведения: в информационном аспекте норма предоставляет сведения о том, какой вариант поведения общество и государство рассматривают как желательный, допустимый либо запрещенный, в аспекте волевом норма воздействует на мотивацию поведения, так как содержит стимулы (или антистимулы) для соответствующего поступка. Наконец, в аспекте ценностно-ориентационном социальная норма играет воспитательную роль, ориентируя субъекты на некие социальные идеалы.

Социальная норма играет регулятивную роль и для поведения социальных групп... Пронизывая нормативными элементами (дозволениями, предписаниями, запретами) всю общественную жизнь, социальные нормы тесно связаны с социальными институтами. В самом деле: сам институт, как правило, покоится на нормативно-организационных основах, нормативно определен и порядок его деятельности; нормам поведения подчиняются его участники; наконец действие института с другими элементами общественной системы тоже обычно нормативно урегулировано.

Кудрявцев В. Н.

Социальные деформации._М.1992

Вопросы.

1. Как автор характеризует понятие социальные нормы?

2. Докажите, что социальные нормы выполняют важные функции в обществе?

3. Как социальные нормы взаимосвязаны с социальными институтами общества?

Список литературы:

 

1. Важенин А.Г. Обществознание, 432c., М., Академия, 2011

 

2. Школьный словарь по обществознанию 10-11 кл./ Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И. М., Просвещение 2006

 

Практическая работа

Студент должен знать

· Понятие семья

· Понятие брак

· Виды семьи

· Сущность семейно-брачных отношений

· Права и обязанности родителей и детей

Уметь:

· Определять функции семьи

· Решать ситуационные задачи

Вариант № 1

Часть А

1. Что такое семья? Какие виды семей вам известны?

2. Какие условия для признания брака недействительным вам известны?

3. Как Семейный кодекс РФ защищает права детей воспитывающихся в семьях?

Часть В

1.Личные отношения, связанные с вос­производством человека и воспитанием детей

1) брачно-семейные

2) брачно-экономические

3) социально-экономические

4) узаконенные

 

Нуклеарная семья состоит из

1) взрослых

2) взрослых и детей

3) всех родственников

 

6. Полигамия –

1) одновременное существование более одного партнера в супруже­стве

2) брак одного мужчины и нескольких женщин

3)брак одной женщины и нескольких мужчин

4) брак между несколькими мужчинами и несколькими женщинами


7. Т. и В. проживают вместе, имеют общего ребенка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьей?

1) Они совместно владеют квартирой.

2) Т. и В. живут вместе уже 15 лет.

3) У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг.

4) Отношения Т. и В. зарегистрированы в органах ЗАГС

 

Опиши выход из ситуации

1) Мама 12-летнего Саши второй раз вышла замуж и поменяла фамилию сына на фамилию нового мужа. Но Саша не согласен принять новую фамилию.

2) Семилетний Максим был очень привязан к своей бабушке. Однако после ссоры родителей с бабушкой ему запретили с ней общаться. Бабушка очень переживала, что не видит внука30 3) Мама Алисы растила ее одна. Когда Алисе исполнилось 25 лет, мама тяжело заболела, стала инвалидом и обратилась к дочери за помощью. Но Алиса отказалась помочь ей, так как она замужем, не работает, живет на содержании мужа, и у нее нет времени и своих денег.

 

Часть С

Анализ документа. Статья «Извлечение из Семейного Кодекса РФ»

 

 

Вариант № 2

Часть А

1. Что такое семья? Какими функциями обладает семья?

2. Как происходит расторжение брака. Как распоряжаются имуществом супруги до брака и после его расторжения?

3. Как семейный кодекс РФ рассматривает вопросы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей?

Часть В

1.Личные отношения, связанные с вос­производством человека и воспитанием детей

1) узаконенные

2) брачно-экономические

3) брачно-семейные

4) социально-экономические

 

Моногамный брак -

1) брак одного мужчины и нескольких женщин

2) брак одной женщины и нескольких мужчин

3) брак между одним мужчиной и одной женщиной

4) брак между однополыми супругами

 

Опиши выход из ситуации

1) 14-летняя Александра при смене паспорта решила сменять свое имя

2) 16 летний Алексей, проживая с престарелой бабушкой (так как родители регулярно выпивали), устроился на работу, через год он подал в суд на признание его досрочно полностью дееспособным

3) У 11-летней Марины родители погибли в автокатастрофе. Девочку решили удочерить соседи погибшей семьи. Однако Марина была против.

 

 

Часть С

 

Анализ документа. Статья «Извлечение из Семейного Кодекса РФ»

 

 

Проанализируйте документ, ответив на вопросы

 

Статья 80.

1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. < … >

Статья 81.

1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и(или) иного дохода родителей.

2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Статья 86.

1. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами. Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.

Статья 87.

1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

 

 

Вопросы.

1. Назовите любые три установленные законом обстоятельства, от которых зависит размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых судом при отсутствии соглашения об уплате алиментов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.318 с.)