Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.4 Личность и группа. Понятие о группе, классификация. Понятие о коллективе, общие характеристики. Социально-психологический климат в коллективе. Понятие о лидере группы.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Тема 1.4 Личность и группа. Понятие о группе, классификация. Понятие о коллективе, общие характеристики. Социально-психологический климат в коллективе. Понятие о лидере группы. Цель: -формирование представлений о группах, их классификации; - овладение закономерностями внутригрупповых и внутриколлективных процессов; - формирование представлений о феномене лидерства; - выработка умений и навыков в применении приемов, способов, методов изучения социально-психологических аспектов групп и коллективов. Основные понятия: ассоциация, группа, диффузная группа, коллектив, конформность, корпорация, лидер, групповое давление, малая группа, межличностные отношения, референтная группа, социометрия, статус, условная группа, ядро коллектива, социально-психологический климат коллектива.
Вопросы для обсуждения: 1.Понятие о группах и коллективах. 2. Эффективность деятельности группы. 3. Теории лидерства. 4. Проблемы руководства малой группой. Стили руководства Литература: 4, 5, 12-19, 21, 23, 28.
Эффективность деятельности группы Все динамические процессы, происходящие в группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой работы. Эффективность деятельности группы может быть исследована на различных уровнях. Когда малая группа понимается прежде всего как лабораторная группа, эффективность ее деятельности означает эффективность по выполнению конкретного задания экспериментатора. Не случайно поэтому, что большинство экспериментальных работ по данной проблеме выполнены как лабораторные эксперименты. Начало этим работам было положено в школе «групповой динамики». В них были выявлены некоторые общие характеристики эффективности деятельности группы: зависимость эффективности от сплоченности группы, от стиля руководства, влияние на эффективность способа принятия решений и т.д. Однако такие исследования ничего не могут сказать о том, как влияют на эффективность деятельности группы характер этой деятельности, ее содержание. При принятых образцах исследования этой проблемы она рассматривается односторонне: объект только социально-психологических исследований. Но интересует данная проблема, например, и экономистов, для которых, естественно, проблема оборачивается сведением эффективности работы группы к ее продуктивности.
В социально-психологических исследованиях по изучению продуктивности были найдены некоторые важные характеристики. Большую популярность приобрела модель И.Штайнера, которая предлагает формулу вычисленияпродуктивности индивида, особенно в связи с эффективностью руководителя, но могла быть использована и для анализа продуктивности группы. Формула такова: Актуальная продуктивность = потенциальная возможность- нереализованная продуктивность По его мнению, деловой лидер в группе «отвечает» за первый показатель, т.е. он обязан мобилизовать все имеющиеся в группе ресурсы. Второй показатель – совокупность тех потерь, которые могут иметь и препятствовать достижению высокой производительности. Т.к. большинство потерь связано с «человеческим фактором», то «отвечает» за это- эмоциональный лидер- именно он должен минимизировать потери, предотвратить в группе напряженность. В действительности продуктивность – только один показатель эффективности групповой деятельности. Другой, не менее важный показатель- это удовлетворенность членов группы (не только межличностными отношениями, но и совместной групповой деятельностью). Группы, находящиеся на разных стадиях развития, должны обладать различной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач. Так, группа, находящаяся на ранних стадиях развития, не в состоянии успешно решать задачи, требующие сложных навыков совместной деятельности, но ей доступны более легкие задачи, которые можно как бы разложить на составляющие. Наибольшую эффективность от такой группы можно ожидать в тех случаях, когда задача в минимальной степени требует участия группы как целого. Следующий этап развития группы дает больший групповой эффект, однако лишь при условии личной значимости групповой задачи для каждого участника совместной деятельности. Если все члены разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи – это критерий общественной значимости задачи. Возникает он лишь в системе отношений, складывающихся в группе на высшем уровне ее развития.
Это позволяет выделить факторы групповой эффективности, а именно расширить их перечень. Основными показателями эффективности осуществления процесса образования и развития группы всегда выступают психологическая сплоченность людей, составляющих группу, и социально-психологический климат. Психологическая сплоченность группы - характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, событиям, наиболее значимым для группы в целом. К числу основных факторов групповой сплоченности относятся прежде всего: · сходство главных ценностных ориентаций членов группы, · ясность и определенность групповых целей, · демократический стиль лидерства (руководства), · кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности, · частота взаимодействий, · успех групповой деятельности, · относительно небольшой объем группы, · отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп, · престиж и традиции группы.
Конкретные показатели психологической сплоченности обычно таковы: 1) уровень взаимных симпатий в межличностных отношениях (чем большее количество членов группы симпатизируют друг другу, тем она сплоченнее, что приводит и к повышению продуктивности деятельности группы); 2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов – она тем выше, чем большее число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превышает значимость затрачиваемых усилий. Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата, без которого затрудняется эффективность групповой деятельности таковы: · доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу, · доброжелательная и деловая критика, · свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы, · отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения, · достаточная информированность членов группы о ее задачах и состоянии дел, · высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из членов группы, · принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из членов группы, · высокая сплоченность всех членов группы.
Теории лидерства Таблица 1. Стадии развития команды и стили руководства
Аналитико-автономный стиль
• Планирует все действия заранее; • Ищет взаимосвязи явлений, анализирует; • Контролирует эмоции, не торопится принимать решения; • Беспокоится о том, чтобы все действия были тщательно продуманы; • Предусмотрительный и аккуратный; • Справедливый и принципиальный. Гибко-согласительный стиль • Беспокоится о чувствах других; • Аккуратен и пунктуален; • Готов выслушать всех и всегда; • Открыт и отзывчив к идеям других; • Ориентирован на выполнение задач; • Умеет подстраиваться, • Уступчивый, бесконфликтный.
Сильные стороны стилей определены как способности поведения, которые психологически согласуются с мотивационными особенностями и которые увеличивают общую продуктивность взаимоотношений, в то время как слабые стороны характера определены как переизбыток каких-либо особенностей поведения, которые могут проявиться в определенных условиях и ситуациях. Так как гибко-согласительный стиль поведения никак не согласуется с поведенческой характеристикой руководителя, в дальнейшем материале рассматриваются только три остальных стиля.
Аналитико-автономный стиль
Аналитико-автономный стиль • Так сильно хочу быть абсолютно уверенным в правильности, что задерживаю решения.
• Много думаю о том, что верно и что ошибочно, что не обращаю внимания на чувства других людей. • Настолько подозрителен, что мне трудно доверять коллегам. • Ожидаю, что все, так же как и я, будут интересоваться деталями, логикой, принципами. • Настолько хочу быть независимым, что отдаляюсь от других людей которые могли бы мне помочь. • Если что-нибудь не удается, то причиной этого считаю недостаточную бдительность. • Держу свои мысли и чувства при себе, не позволяя другим узнать меня ближе. • Считаю, что если я выскажу, что я думаю, то другие сочтут меня нелепым, смешным и подверженным эмоциям. • Отстаиваю факты и дела с такой решительностью, что чувства других меня не волнуют. • Отвергаю все попытки помочь и поддержать меня только для того, чтобы оставаться независимым. НЕ СТАНОВИСЬ СТРЕССОДАТЕЛЕМ Тема 1.4 Личность и группа. Понятие о группе, классификация. Понятие о коллективе, общие характеристики. Социально-психологический климат в коллективе. Понятие о лидере группы. Цель: -формирование представлений о группах, их классификации; - овладение закономерностями внутригрупповых и внутриколлективных процессов; - формирование представлений о феномене лидерства; - выработка умений и навыков в применении приемов, способов, методов изучения социально-психологических аспектов групп и коллективов. Основные понятия: ассоциация, группа, диффузная группа, коллектив, конформность, корпорация, лидер, групповое давление, малая группа, межличностные отношения, референтная группа, социометрия, статус, условная группа, ядро коллектива, социально-психологический климат коллектива.
Вопросы для обсуждения: 1.Понятие о группах и коллективах. 2. Эффективность деятельности группы. 3. Теории лидерства. 4. Проблемы руководства малой группой. Стили руководства Литература: 4, 5, 12-19, 21, 23, 28.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.84.219 (0.044 с.) |