Сущность, экономическая роль и функции денег. Современные денежные средства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, экономическая роль и функции денег. Современные денежные средства.



Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Сущность, они служат необходимым активным элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса. Деньги являются всеобщим товарным эквивалентом.

Основные функции денег:

Мера стоимости. Разные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены. Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков. Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара.

Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее.

Мировые деньги. Проявляется во взаимоотношениях между экономическими субъектами: государствами, юридическими и физическими лицами, находящимися в разных странах. До XX века роль мировых денег играли благородные металлы. В наши дни национальные валюты — доллар США, фунт стерлингов, евро и иена, хотя экономические субъекты могут использовать в международных сделках иные валюты..

 

15. Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг, а также уровню цен товаров и тарифов и обратно пропорциональна скорости обращения денег.

Все факторы определяются условиями производства. Чем выше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг, а также цены.

С появлением и развитием кредитных отношений возникает функция денег как средства платежа, товары продаются в кредит под долговые обязательства. Кредит приводит к сокращению общего количества денег в обращении, поскольку определенная часть долговых обязательств взаимно погашается.

Закон, определяющий количество денег в обращении с учетом двух функций - средства обращения и платежа, несколько видоизменяется и приобретает следующую форму:

 

 

где КД — количество денег, необ-ых в качестве средств обращения и платежа; СЦ — сумма цен реализуемых товаров; К — сумма проданных товаров и услуг в кредит, срок платежей по которым не наступил; П — сумма платежей по долговым обязательствам; ВП — сумма взаимно погашающихся платежей; 0 — среднее число оборотов денег как средство платежа и обращения.

 

 

Сущность и виды инфляции.

Инфляция – это обесценивание денег, снижение их покупательной способности, т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Инфляция является феноменом нарушения денежного обращения и связана с различными денежными факторами: эмиссией знаков стоимости, объемом денежной массы, скоростью оборота денег.

Очевидно, что инфляция представляет собой процесс, обусловленный взаимодействием двух факторов – ценообразующих и денежных. С одной стороны, обесценение денег – это процесс, сопряженный с ростом цен, с другой – падение покупательной способности денег может произойти и под влиянием изменения их количества в обращении.

Исходя из степени вмешательства государства в рыночные процессы, инфляцию подразделяют на открытую и подавленную. Открытая инфляция характеризуется невмешательством государства в процессы формирования цен и заработной платы. Под подавленной инфляцией подразумевается ситуация, обусловленная правительственным контролем за ростом цен или заработной платы, либо тем и другим одновременно. Она выливается в товарный дефицит.

Виды инфляции определяются ее уровнем, от которого зависит социально-экономическая политика и характер антиинфляционных мер:

1.Умеренная инфляция (3-4% в год). Это нормальный уровень, который играет роль катализатора экономического роста. 2.Ползучая инфляция (8-10% в год). 3.Галопирующая (до 50% в год) 4.Гиперинфляция (50-100% в год). От гиперинфляции выигрывают должники (в т.ч. государство).

Выделяют 2 типа инфляции:

1)инфляция спроса (покупателей);

2)инфляция издержек (продавцов).

инфляция спроса, что при данном объеме совокупного предложения увеличение совокупного спроса приводит к более высокому уровню цен. При этом предприниматели расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Повышается номинальная заработная плата.

Модель инфляции, обусловленная ростом издержек производства, допускает 2 причины ее возникновения:

-в силу удорожания топлива, сырья, вследствие роста импортных цен, изменения условий добычи, повышения транспортных расходов;

-в результате повышения зарплаты под давлением профсоюзов.

Если повышение зарплаты не уравновешивается какими-то противодействующими факторами (напр., ростом производительности труда), то увеличиваются средние издержки. Производители начинают сокращать объемы выпуска. При неизменном спросе уменьшение предложения ведет к росту цен. Растет безработица.

Инфляция причины.

Немонетарные причины: диспропорции в экономике; чрезмерное развитие ВПК (Военно-промышленного комплекса); малый экспортный сектор при сильной импортной зависимости; спад объема ВВП; инфляционные ожидания населения. Монетарная природа инфляции: дефицит госбюджета; влияние объема денежной массы на темпы инфляции. Увеличение активов ЦБ во всех случаях приводит к возрастанию денежной массы, что означает повышение платежеспособного спроса. В результате возрастает уровень цен на товары;

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.024 с.)