Специфика коммуникаций в конфликте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика коммуникаций в конфликте



Специфика коммуникаций в конфликте

Стиль взаимодействия оппонентов и его влияние на конфликт

Смысл конфликтного поведения «S» конфликта заключается в противоположно направленных действиях участников конфликта, в которых реализуются процессы в их мыслительной, эмоциональной и волевой сферах. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и соответствующее ограничение их интересов, составляет видимую социальную реальность конфликта. Поскольку действия «S» конфликтной ситуации взаимообусловлены, то в любом конфликте они приобретают характер конфликтного взаимодействия.

Конфликтному поведению присущи соответствующие принципы, стратегии (способы) и тактики (стили) взаимодействия.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что поведение людей в конфликтах, наряду с другими факторами, также предопределяется уровнем накопленного конфликтного опыта. При затяжных конфликтах конфликтующие достаточно глубоко узнают сильные и слабые стороны друг друга и в состоянии прогнозировать поведение оппонента и выбирать соответствующие приемы и способы воздействия друг на друга. В результате этого их действия, как правило, становятся взаимообусловленными.

Под воздействием этих факторов участники конфликтной ситуации оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий.

В свою очередь эти принципиальные линии поведения конфликтующих сторон тесно взаимосвязаны и обуславливают три основные модели конфликтного поведения.

Модели поведения отражают взгляды и установки участников конфликта на конфликт в целом, на его динамику и способ разрешения в частности.

Конструктивная модель конфликтного поведения характеризуется стремлением уладить конфликт. Нацелена на поиск приемлемого решения. Отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику, открытостью и искренностью в общении, лаконичностью и немногословностью.

Деструктивная модель конфликтного поведения - свойственно стремление к расширению и обострению конфликта; постоянному принижению роли партнера, негативная оценка его личности, проявление подозрительности и недоверия, нарушение этики общения.

Конформистская модель конфликтного поведения. Для нее характерны: пассивность, склонность к уступкам; непоследовательность в оценках, суждениях, поведении; легкость к соглашению с точкой зрения соперника; уход от острых вопросов.

Оценивая приведенные выше модели поведения, следует подчеркнуть, что наиболее эффективной моделью является конструктивная. Деструктивная модель поведения не может быть оправданной. Она, как правило, превращает конструктивный конфликт в деструктивный. С одной стороны, данная модель поведения опасна. Ее опасность кроется в том, что она провоцирует агрессивность соперника. С другой стороны, когда противоречия носят несущественный характер, конформистская модель может играть и положительную роль. Она может привести к быстрому разрешению конфликта.

Приведенные выше принципиальные линии и модели конфликтного поведения предполагают использование соответствующих поведенческих стратегий и тактик (стилей).

Наиболее широкое распространение в конфликтологии получила разработанная в 1972 году К.У. Томасом и Р.Х. Килменном двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. Получившая название в отечественной конфликтологической литературе «Сетка Томаса-Килменна» позволяет проанализировать поведение оппонентов и выбрать соответствующие оптимальные стратегии и стили поведения. За основу в ней взяты ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы оппонента.

Прежде чем рассмотреть содержание сетки Томаса-Килменна, необходимо четко определиться, что понимается под стратегией, а что под тактикой (стилем).

Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) на достижение конечной цели в конфликте. Стратегия по ходу конфликта, как правило, не меняется. Именно стратегия определяет смысл выбранных конфликтующими стилей (тактик). В основе выделения стратегий лежит концепция о «силовом поле», т. е. определяющей мотивации конфликтующих, либо на достижение поставленной цели, либо на отношения с оппонентом.

Тактика (стиль) конфликтного поведения - совокупность характерных приемов и способов, отличающих образ действий «S» конфликта, т.е. способ преодоления проблемы, приведшей к конфликту. В том числе и манера взаимодействия.

Стратегия кооперации (партнерства) характеризуется ориентацией на учет интересов и потребностей партнера. Цель стратегии - поиск согласия, приумножение общих интересов. Ее смысл заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить интересы другой стороны.

Стратегия соперничества (напористости) характеризуется жесткой реализацией собственных интересов, стремлением к достижению собственных целей. Жесткий подход: участники -противники, цель стратегии - победа или поражение. Сторонники стратегии напористы, нетерпеливы, эгоистичны, не умеют слушать других, стремятся навязать свое мнение, легко идут на обострение отношений.

Соперничество (напористость) - наиболее часто применяемая стратегия (более чем в 90% конфликтов). Конфликт собственно и заключается в противоборстве, поэтому личность или группа идут па конфликт, не имея других способов договориться с оппонентом. Это предопределяет тот факт, что тактические приемы соперничества наиболее разнообразны и разноплановы.

Внутри двух стратегий выделяют пять основных тактик (стилей) поведения:

- избегание (уход, уклонение) - характеризуется низким уровнем кооперации и низким уровнем соперничества, стремление под любым предлогом уйти от конфликта;

- уступка (приспособление) - низкий уровень соперничества, но высокий уровень кооперации, стремление любым способом обеспечить интересы партнера с целью сохранения отношений;

- конкуренция (соперничество, соревнование, противоборство) - высокий уровень соперничества, низкий уровень кооперации, обеспечение и учет только собственных интересов;

- компромисс - средний уровень кооперации и соперничества, взаимные уступки, сохранение отношений с оппонентом;

- сотрудничество - высокий уровень кооперации и соперничества, стороны стремятся овладеть «О» конфликта и сохранить взаимоотношения. «Мы не против друг друга, а вместе против проблемы» - смысл данной тактики, одной из наиболее сложных, но наиболее эффективной.

Таким образом, качественная характеристика выбираемого поведения - оценка интересов в конфликте соотносится с количественными параметрами: низким, средним, высоким уровнем направленности на интересы.

Вместе с тем следует отметить, что данная двухмерная модель не учитывает ценности межличностных отношений противоборствующих сторон. Такие ценности межличностных отношений (ЦМЛО), как дружба, любовь, товарищество, партнерство оказывают значительное влияние не только на выбор стратегии, но и на выбор стиля (тактики). В этом плане определенный интерес представляет трехмерная модель конфликтного поведения, разработанная С.М. Емельяновым, дополнившим модель Томаса-Килменна третьим измерением - ценности межличностных отношений (ЦМЛО).

При положительной оценке межличностных отношений преобладают такие тактики, как уступка, сотрудничество, компромисс, уход, а при отрицательной оценке МЛО такие, как принуждение, борьба, соперничество.

Данная модель более полно учитывает значимые факторы, определяющие процесс формирования конфликтного поведения.

Позитивное самоощущение, настрой на необходимость и возможность достижения цели – важнейшее составляющее успешного разрешения конфликта.

А) отношений

· что нужно, чтобы отношения стали взаимовыгодными

· в чем мы можем быть полезны друг другу

· что может поддержать наши отношения

Б) себя

· расширение своей идентичности (кто я?)

· понимание, что я больше, чем любой из компонентов

· поиск той части меня, которая, несмотря на конфликт, связана с оппонентом

· что мне нужно для того, чтобы улучшить взаимоотношения в данном конфликте

· какой вклад в обострение конфликта вношу Я

· соответствует ли мое поведение моим интересам, целям и ценностям

· я буду в большей безопасности при хороших отношениях

В) другой стороны

· расширение идентичности другой стороны

· какое поведение другой стороны меня не устраивает

· другая сторона — это не только ее негативное поведение

· чего другая сторона ждет от конфликта

· каковы возможные искажения восприятия друг друга мною и

· другой стороной

Г) конфликта

· конфликт — лишь часть взаимоотношений

· как каждая сторона воспринимает конфликт

· из чего состоит конфликт

· над чем мы будем работать в первую очередь

· не застряли ли мы в негативных ролях

· каковы внутренние проблемы каждой стороны и как они

· воздействуют на конфликт

Б) помощь другой стороне в активизации ее силы

· отрицательное поведение другой стороны — не самое гланое обсуждение поступков, действий без перехода на личности и наклеивания ярлыков

· обращение к положительному потенциалу другой стороны

В) Отказ от попыток достичь превосходства

· отказ от попыток ослабить другую сторону

· не представлять ее проигравшей

· не использовать неравенство и манипуляции

Г) Развитие содействия, а не противодействия

· что мы можем сделать вместе из того, что мы не можем сделать

· или борясь друг против друга

· помощь другой стороне в выражении чувств, прояснении и

· выражении интересов

· поиск и создание «связок», которые могут выстроить

· партнерство

Д) Фокус на настоящем и будущем

· выявление позитивного потенциала в настоящем

· определение модели взаимовыгодного будущего

· что поможет справиться с конфликтом и улучшить взаимоотношения

Е) Работа с прошлым

· не быть заложником прошлого

· прошлое — основа для выбора действий

· возврат в прошлое для определения того, что могло быть более успешно решено при использовании партнерства

· использование гибкой, нестереотипной аргументации

· прощение и ответственность

· усовершенствование поведения, структуры и других обстоятельств

5. Выработка вариантов/предложений

· не застопориваться на исходных позициях

· не выражать их в форме требований

· в трудных случаях добиваться соглашения по самым простым вопросам

· основывать предложения на интересах

· не отказываться от того, что было невозможно в прошлом

· вырабатывать эффективные предложения, которые: выработаны совместно; взаимовыгодны; учитывают мнение и интересы тех, на кого влияют.

6. Договоренность о действиях по малым вопросам для:

· выработки доверия и положительного настроя

· осознания общности интересов

· облегчения договоренности по более важным вопросам

Заключение соглашения

· включение в соглашение принципиальных вопросов, удовлетворяющих интересы сторон

· достижения ясного понимания пунктов соглашения сторонами

· реалистичность и конкретность соглашения

· обеспечение устойчивости результата за счет включения способов контроля и санкций

· договоренность о способах решения возможных проблем в будущем.

 

Специфика коммуникаций в конфликте



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 908; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.037 с.)