Работоспособность, функциональные состояния человека в труде, Принципы и методы их диагностики и коррекции.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работоспособность, функциональные состояния человека в труде, Принципы и методы их диагностики и коррекции.



Трудоспособность, работоспособность (актуальная, потенциальная). Факторы (внешние и внутренние), обусловливающие работоспособность человека. Работоспособность как показатель изменений функционального состояния человека в процессе трудовой деятельности. Критерии оценки работоспособности. Закономерности (фазы) динамики работоспособности в процессе труда.

Функциональное состояние – основные подходы к изучению, определение с позиций системно-структурного подхода. Классификация функциональных состояний человека в труде (общие и специфические). Виды функциональных состояний. Методы диагностики функциональных состояний. Состояния сниженной работоспособности: утомление, переутомление как негативные проявления функционального состояния. Субъективные и объективные показатели утомления средства снижения профессионального утомления и повышения профессиональной работоспособности (режимы труда и отдыха, чередование операций, нормирование труда, саморегуляция состояний). Психологические методы коррекции и профилактики неблагоприятных функциональных состояний (рационализация условий труда, орудий труда, рабочего места, состава трудовых функций и пр.).

Монотонный труд — пример для изучения изменений функционального состояния человека в процессе работы в целях его нормализации. Монотонность труда, ее виды, критерии оценки. Сущность неблагоприятного воздействия на работника. Психологические способы преодоления аномальных состояний человека в условиях монотонного труда и средства профилактики возникновения состояния монотонии у человека в процессе деятельности. Психическое пресыщение. Профессиональный стресс. Способы преодоления монотонности труда в промышленности.

 

Метод профессиографии, составления профессиограмм и психограмм.

Понятия профессиография, профессиограмма, психограмма профессии. Структура профессиограммы и психограммы.

Методы профессиографии: организационные методы сбора эмпирических данных; методы обработки эмпирических данных, интерпретационные методы.

Принципы и схемы профессиографирования, способы фиксации профессиографического материала. Понятия: профессиография, профессиограмма, психограмма профессионала. Профессионально обусловленные особенности психики индивидуальных и групповых субъектов труда. Профессиональные задачи и особенности трудовых действий по их выполнению: действия сенсомоторные (трудовые движения); перцептивные (восприятие в труде); действия самоконтроля и контроля (своеобразии внимания в труде, действия по саморегуляции, волевые действия); действия мнемические (профессиональная память); имажинитивные действия (воображение в турде); логические действия (виды профессионального мышления, творчество в труде); интерперсональные действия (профессиональное общение); профессиональные особенности эмоционально-волевой сферы, личности; особенности сознания и самосознания субъекта труда.

 

Психология труда педагога. Мотивы трудовой деятельности. Методики выявления мотивов трудовой деятельности.

Требования к педагогу на современном этапе общества. Профессионально-значимые качества педагога. Составление профессиограммы. Различные точки зрения на труд педагога. Акмеологический подход к изучению деятельности педагога. профессиональная роль педагога. Содержание и особенности педагогической деятельности. Требования к личности педагога. Типология личности педагога. Профессиональное самосовершенствование личности педагога. Диагностика уровня сформированности профессионально-значимых качеств личности учителя. становление педагога – путь от новичка до профессионала. Индивидуальный план профессионального развития учителя. Мотивация профессионального развития учителя.

 

Методы и средства психолого-педагогического воздействия. Групповые и индивидуальные формы работы. Основные психолого-педагогические коррекционные подходы и технологии. Психопрофилактика и ее основные принципы.

Сущность психокоррекционного процесса. Основные направления в современной психокоррекционной работе. Групповые и индивидуальные формы психокоррекционной работы. Психокоррекционные подходы и технологии. Основные подходы к психоконсультированию и психокоррекции: психоаналитический, адлерианский, личностно-центрированный, экзистенциальный, гештальт-терапевтический, когнитивный подходы, транзактный анализ, рационально-эмотивная терапия.

 

 

Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы. Классификация. Этапы исследования.

Основные этапы психодиагностического процесса. 1. Этап предварительной подготовки. Формулировка психологической проблемы и цели исследования. Выбор методов диагностики. Подготовка условий тестирования. Установление контакта и мотивация испытуемых.

Тестовая тревожность и тестовая искушенность.2. Этап сбора данных. Необходимость точного выполнения указаний по проведению методики (описанных в методическом пособии применяемого

теста). 3.Этап обработки и интерпретации данных. Психологические теории и профессиональный опыт психодиагноста как основа интерпретации. 4. Психологический диагноз как главная задача психологической диагностики. Виды диагноза по Л.С. Выготскому: симптоматический, этиологический, типологический. Типы психологического диагноза. Виды критериев, используемых для проведения сравнительного анализа получаемых в обследовании данных. Психологический прогноз.Зависимость психодиагностической информации от статуса ее потребителя (заказчика) и характера запроса. Разработка рекомендаций, составление программы коррекции. 5.Представление информации о результатах исследования. Сообщение результатов психодиагностического обследования клиенту. Написание письменного заключения. Подготовка отчета по психодиагностическому исследованию.

Методы психодиагностики.Приборные психофизиологические методики. Аппаратурные поведенческие методики. Объективные тесты с выбором ответа. Опросники. Проективные методики. Контент-анализ. Психосемантические методы. Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием. Социометрический метод. Стандартизированное аналитическое наблюдение. Беседа и опрос. Ролевая игра. Диагностический обучающий эксперимент. Особые методы.

 

Стандартизованные и нестандартизованные диагностические методики. Основные этапы обработки результатов диагностики.

Стандартизация методик. Выборка стандартизации, правила ее подбора; генеральная и специфическая популяции. Требования к процедуре психодиагностического обследования. Стандартизация шкал. Критериальные нормы. Процентильная шкала, Социально-психологический норматив.

Определение норм для теста. Правила формирования выборки стандартизации: популяция, репрезентативность, кривая нормального распределения.

Виды норм. Относительность норм.

Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы. Кривая нормального распределения. Значение частотности встречающихся величин. Понятие признака. Связи признаков. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей. Интерпретация материала.

Тестовые нормы и проверка их репрезентативности. Необходимость тестовых норм. Виды диагностических норм: абсолютные, статистические (популяционные), критериальные. Стандартизация шкал. Статистическая природа тестовых шкал. Проблема меры в психометрике. Оценка типа распределения тестовых баллов и проверка устойчивости распределения. Стандартные тестовые шкалы (Z-шкала, Т-шкала, IQ-шкала, шкала стенов и др.). Процентильная шкала. Критериальные нормы. Социально-психологический норматив.

Определение норм для теста. Правила формирования выборки стандартизации: популяция, репрезентативность (возраст, пол, профессия, социальный статус), кривая нормального распределения. Виды норм: возрастные, школьные, профессиональные, локальные, внутригрупповые. Относительность норм. Цель стандартизации. Стандартизация как единообразие процедуры проведения диагностики. Стандартизация как оценка выполнения теста.

Линейная стандартизация. Нелинейная стандартизация.

 

Психодиагностика «трудного класса». Метод наблюдения в работе с «трудным классом». Применение проективных методов в диагностике «трудного класса. Методы диагностики эффективности учебной деятельности «трудного класса. Методы диагностики социально-психологического климата в «трудном классе. Методы диагностики школьной мотивации «трудного» класса.

Определение понятия «трудный класс». Типология «трудных классов»: «необучаемый» класс

«Немотивированный» класс, «неуправляемый» класс, «внутренне конфликтный» класс, «закрытый» класс, «звездный» класс.

Основные направления работы школьного психолога с «трудным классом». Возможности метода наблюдения в работе с «трудным классом». Характеристика взаимодействия школьников друг с другом или учителя с классом. Характеристика социально-психологического климата в классе.

Характеристика стиля учебной деятельности класса. Применение проективных методов в диагностике «трудного класса»: рисуночные методы, цветовой анализатор мира, незаконченные предложения. Методы диагностики эффективности учебной деятельности «трудного класса»: тест Э.Ф. Замбацявичене, методика оценки умственной работоспособности.

Методы диагностики социально-психологического климата в «трудном классе»: социометрическая методика, референтометрическая методика. Применение тестов школьной тревожности для диагностики социально-психологического климата. Методы диагностики школьной мотивации «трудного» класса. Методика диагностики школьной мотивации в начальной школе.

 


 

Литература по возрастной психологии

Основная литература

1. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М., 2005. – 512 с.2. Мухина В.С. Возрастная психология : феноменология развития, детства, отрочества / В.С. Мухина. – М., 2002. – 452 с.3. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология : учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. – М., 2004. – 442 с.4. Психология человека от рождения до смерти : учебник для вузов / под ред. А.А. Реана. – СПб, 2002. – 175 с.5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: учебник / И.В. Шаповаленко. – М., 2005. – 349 с.

Дополнительная литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 2001. – 699 с.2. Возрастная и педагогическая психология : Тексты / [сост. и коммент. Шуаре Марта О.]. – М., 1992. – 272 с.3. Возрастная психология : Детство, отрочество, юность : Хрестоматия / [сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов]. – М., 2001. – 623 с.4. Выготский Л.С. Собр. соч. : в 6 т. / Л.С. Выготский. – М., 1984. – Т. 4 : Детская психология. – 432 с.5. Запорожец А.В. Собрание сочинений: в 6 т. / А.В. Запорожец. – М., 1984. – Т.4 : Детская психология. – 432 с.6. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб., 2000. – 992 с.7. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России / А.А. Никольская. – Дубна, 1995. – 336 с.8. Психология развития : Хрестоматия. – СПб., 2001. – 504 с.9. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – 8-е изд. – СПб., 2000. – 616 с.10. Хрестоматия по возрастной психологии / [под ред. Д.И. Фельдштейна]. – 2-е изд. – М., 1998. – 347 с.11. Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1. Предмет и методы возрастной психологии / [ред.-сост. О.А. Карабанова, А.И. Подольский, Г.В. Бурменская]. – М., 1999. – 360 с.12. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М., 1999. – 358 с.

 

Литература по социальной психологии

Основная литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов /Г.М. Андреева. – М., 2003. – 363 с. 2. Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия : Теорет. подходы : учеб. пособие для вузов / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М., 2002. – 286 с.3. Крысько В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько. – СПб., 2005. – 220 с.4. Майерс Д.Дж. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб., 2004. – 793 с.5. Социальная психология : словарь / [ред. М.Ю. Кондратьев]. – М.; СПб., 2006 . – 175 с.6. Шихирев П.Н. Современная социальная психология : учеб. пособие для вузов / П.Н. Шихирев. – М.; Екатеринбург, 2000. – 447 с

Дополнительная литература

1. Акопов Г.В. Социальная психология образования / Г.В. Акопов. – М., 2000. – 295 с.2. Анцупов А.Я. Конфликтология : учебник для студентов вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2004. – 591 с.3. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности / Г.Л. Бардиер. – СПб., 2005. – 118 с.4. Битянова М.Р. Социальная психология : наука, практика и образ мыслей : учеб. пособие / М.Р. Битянова. – М., 2000. – 575 с.5. Горянина В.А. Психология общения : учебное пособие для студентов / В.А. Горянина. – М., 2004. – 415 с.6. Конфликтология : Хрестоматия : учеб.-метод. пособие / [сост. Н.И. Леонов]. – М., 2003. – 302 с.7. Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы : учеб. Пособие для студ. вузов / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М., 2001. – 318 с.8. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи. – СПб., 2003.- 333 с.9. Социальная психология : Хрестоматия : учебное пособие для студ. вузов / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М., 2003. – 474 с.10. Социальная психология в трудах отечественных психологов / [сост. А.Л. Свенцицкий]. – СПб., 2000. – 512 с11. Тейлор Ш. Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. – 10-е изд. – СПб., 2004. – 767 c.12. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов / В.Б. Шапарь. – Ростов н/Дону, 2006. – 445 с.

 

Литература по психологии семьи

Основная литература

1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / [под ред. Е.Г. Силяевой]. – 2-е изд. – М., 2004. – 192 с.2. Системная семейная психотерапия / [под ред. Э.Г. Эйдемиллера]. – СПб., 2002. – 367 с.3. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений : Курс лекций / Л.Б. Шнейдер. – М., 2000. – 498 с.

Дополнительная литература

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – Минск, 2000. – 316 с.2. Бровкин А.В. Семья и закон в вопросах и ответах / А.В. Бровкин, И.А. Еремичев, Э.Л. Страунинг. – М., 2002. – 121 с.3. Голод С.И. Семья и брак : историко-социологический анализ / С.И. Голод. – СПб., 1998. – 270 с.4. Дементьева И.Ф. Российская семья : проблемы воспитания / И.Ф. Дементьева. – М., 2000. – 36 с.5. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб., 2000. – 149 с.6. Навайтис Г. Семья в психологической консультации / Г. Навайтис. – М.; Воронеж, 1999. – 224 с.7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика / Д.Я. Райгородский. – Самара, 1998. – 672 с.8. Технологии социальной работы с детьми и подростками / [под ред. В.Н. Келасьева]. – СПб., 2001. – 61 с.9. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер.– СПб., 1999. – 283 с.

 

 

Литература по методам АСПО

Основная литература

1. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. – 167 с.

2. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров, 1991. – 96 с.

3. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: Введение в активные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. – М.: Флинта, 1998. – 191 с.

4. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Тренинг. Учебное пособие для вузов / Ю.М. Жуков, А.К. Ерофеев, С.А. Липатов и др.; Под ред. Ю.М. Жукова – М.: Аспект – Пресс, 2004. – 256с.

5. Методы активного социально-психологического обучения: Учебно-методическое пособие по специальности 020400 – Психология / Сост. В.А. Штроо. – Воронеж, 2003. – 55 с.

Дополнительная литература

1. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры / В.Ю. Большаков. – СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. – 380 с.

2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 1999. – 176 с.

3. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения / Ю.М. Жуков. – М.: Знание, 1988. – 64 с.

4. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю.М. Жуков. – М.: Гардарики, 2003. – 223 с.

5. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг / Г.И. Марасанов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Когито-Центр. – 2001. – 251 с.

6. Никандров В.В. Психологический тренинг (как проблема и метод психологии). – СПб.: СпбГУ, 2004. – 164 с.

7. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Елена Сидоренко. – СПб.: Речь, 2003. – 208 с.

8. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности / Г.П. Щедровицкий // Избранные тру-ды. – М.: Шк. Культ. Полит. – 1995. – С. 115-142.

 

Литература по психодиагностике

Основная литература

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер. 2001.

2. Бодалев А.А. Столин ВВ. Общая психодиагностика. СПб.: Речь. 2001.

3. Бурлачук Л.Ф. Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2006.

4. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича. Е.М. Борисовой. СПб.: Питер, 2004.

5. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. СПб.: Питер. 2005.

6. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: В 3 ч. М., 2003.

 

Дополнительная литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2002.

2. Андрушенко Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании. М.: Академия. 2004.

3. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М.: Ин-т общегуман. исследований, 2001.

4. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. СПб.: Речь. 2004.

5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер. 2004.

Диагностика психического развития / Под. ред. Й.Шванцера. Прага, 1978.

6. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование. Киев: ПАН ЛТД, 1994.

Морено Я. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука обществе. М.: Академический проект. 2003.

7. Никандров В.В. Новочадов В.В. Метод тестирования в психологии. СПб.: Речь. 2003.

Основы психодиагностики. Проективные методики. Психологический практикум I Сост. Н.В. Зоткин. Самара: Изд-во «Самарский университет». 1999.

8. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности / Под ред. Бодрова В.А. М.: Пер Сэ. 2003.

9. Практикум по психодиагностике/ Под. ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. М.: Изд-во МГУ, 1984.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.013 с.)