К итоговому государственному экзамену 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К итоговому государственному экзамену



специальность 050706

 

Волгоград – 2012


ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Психологические проблемы

1. Психическое развитие в младенчестве и раннем детстве (1-3года). Характеристика психического развития, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, психические новообразования.

Психологические особенности развития ребенка в младенческом возрасте, его хронологические границы. Физическое развитие ребенка на 1-м году жизни. Социальная ситуация развития ребенка в младенчестве.Стадия новорожденности. Кризис новорожденности и его основное новообразование. Психическое развитие новорожденного. «Комплекс оживления» как психологический критерий перехода ребенка от стадии новорожденности к собственно младенчеству. Его состав и развитие (исследования М.И. Лисиной и др.), психологическое значение. Основные новообразования младенческого возраста: развитие движений руки, ползание, ходьба.Подготовка к развитию речи на 1-м году жизни. Кризис 1-го года жизни, его симптомы, основные новообразования, психологическое значение. Психологические предпосылки перехода к раннему детству.Психологические особенности развития ребенка в раннем детстве, его хронологические границы. Физическое развитие ребенка раннего возраста. Социальная ситуация развития ребенка 1-3 лет. Особенности овладения ребенком орудийными и предметными действиями. Предметная деятельность как ведущая в раннем детстве. Роль взрослого в ее развитии.Особенности развития психических процессов и речи ребенка 1-3 лет. Новообразования психического развития в раннем детстве. Начальный этап формирования личности ребенка. Личностное новообразование раннего детства. Кризис 3-х лет, его симптомы, основные новообразования, психологическое значение.

 

Психологическая характеристика дошкольного возраста. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. История, дефиниция, структура, и этапы становления и уровни развития по Д.Е. Эльконину, Диагностические методики. Психологическая характеристика готовности к школе.

Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте, его хронологические границы. Физическое и физиологическое развитие дошкольника. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве.Игра как ведущая деятельность дошкольника, ее структура и развитие.Другие виды деятельности ребенка-дошкольника: изобразительная деятельность, конструирование, зарождение учебной и трудовой деятельности. Роль взрослого в их становлении. Особенности развития психических процессов и речи в дошкольном детстве. Формирование детской личности, роль в этом процессе общения дошкольника со взрослыми и сверстниками. Характеристика основных новообразований дошкольного возраста.

 

3. Характеристика психического развития младшего школьника 7-11 лет: кризис 7 лет, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, психические новообразования. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возраста, Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.

Кризис 7-ми лет, его симптомы и основные новообразования. Классический подход и современная трактовка этого кризиса. Кризис 6-7-ми лет и формирование психологической готовности ребенка к школьному обучению. Ее структура и основные варианты развития. Психологическое значение кризиса 6-7-ми лет.Психологические особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте. Его хронологические границы, физическое и физиологическое развитие младшего школьника. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Внутренняя позиция младшего школьника.Учебная деятельность как ведущая в психическом развитии младшего школьника. Ее структура, операционный и мотивационный аспекты. Динамика соотношения игровой и учебной деятельности. Специфика трудовой деятельности младшего школьника. Особенности развития психических процессов и речи учащихся 1-3 классов. Формирование теоретического мышления как психического новообразования младшего школьного возраста. Развитие личности младшего школьника, его самосознания и самооценки. Характеристика межличностных отношений младшего школьника. Роль коллектива сверстников в этом возрасте. Основные новообразования младшего школьного возраста. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.

 

4. Психологические особенности подростка. Возрастная периодизация психического развития ребёнка до 16 лет по Д.Б, Эльконину. Ведущий вид деятельности и психические новообразования на данном этапе развития ребенка.

Психологические особенности подросткового возраста. Его хронологические границы, физическое и физиологическое развитие подростка. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Основные проблемы подросткового возраста. Проблема выделения ведущей деятельности в этом возрасте. Проблема подросткового кризиса: варианты развития. Его симптомы и основные новообразования, психологическое значение. Особенности взаимоотношений подростка и взрослого, подростка и сверстников. Подростковая дружба. Психосексуальное развитие подростков. Развитие личности подростка. Основные новообразования подросткового возраста.

 

5. Психология ранней юности. Характеристика психического развития детей юношеского возраста 16-18 лет: кризис юности, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, психические новообразования.

Психологические особенности юношеского возраста. Его хронологические границы, физиологическое развитие юношей. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте, ее специфика в современных условиях.Особенности внутренней позиции старшеклассников (в сравнении с подростками). Проблема профессионального самоопределения и формирования жизненных планов у юношей. Особенности взаимоотношений юноши со взрослыми (родителями и учителями) и сверстниками. Дружба в юношеском возрасте, ее отличия от подростковой дружбы. Любовь и психосексуальное развитие в юности. Основные новообразования юношеского возраста.

 

Психология зрелого возраста. Психология старости. Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития.

Психологические особенности взрослости (зрелости). Ее хронологические границы и стадии. Традиционный и современный взгляды на роль данного возрастного периода в жизненном пути человека. Психофизиологическая динамика взрослости. Особенности развития личности взрослого человека. Кризисы в период взрослости, их специфика, психологическое значение, пути конструктивного разрешения.Психологические особенности старения и старости. Хронологические границы старости. Традиционный и современный взгляды на роль данного возрастного периода в жизненном пути человека. Характеристика изменений в развитии психических процессов в старости. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности и значение для сохранениянормальной жизнедеятельности и долголетия. Особенности личности пожилых и старых людей. Исследования личности долгожителей.

 

Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Формы, функции, виды и уровни общения. Основные закономерности общения. Воздействие в процессе общения. Структура общения: субъект и объект общения; стороны общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная); средства общения (вербальные и невербальные средства общения; средства массовых коммуникаций); типы и виды общения. Обратная связь в общении. Барьеры в общении. Компетентность в общении, пути и способы ее развития.

Основные закономерности общения и взаимодействия людей. Структура, содержание, формы и механизмы общения. Основные стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная (Г.М. Андреева). Виды и средства коммуникации. Вербальная коммуникация. Невербальная коммуникация, ее основные виды.

Общение как взаимодействие людей. Типы взаимодействий (кооперация и конкуренция). Взаимодействие в контексте совместной деятельности. Формы организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая (Л.И. Уманский).

Общение как социальная перцепция. Место межличностного восприятия в системе социально-перцептивных процессов. Феномены межличностного восприятия: первичности или новизны информации, ореола, стереотипизации и др. Основные механизмы взаимопонимания людей: идентификации, эмпатии, рефлексии.

 

Малая группа: основные параметры и структуры. Групповая совместимость, групповая сплоченность, принятие группового решения, эффективность групповой деятельности. Влияние межгруппового взаимодействия на внутригрупповые процессы. Механизмы развития группы, проблема группового давления, конформизм. Модели развития групп. Управление малой группой. Феномены больших социальных групп.

Понятие "малая группа" в социальной психологии. Классификации малых групп. Основные направления изучения малых групп в западной социальной психологии. Проблема малой группы в отечественной социальной психологии.

Структурные и динамические характеристики малой группы. Психология межгрупповых отношений как новая область социально-психологических исследований.

Понятие групповой динамики. Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Образование группы, процессы группового влияния, групповой сплоченности. Лидерство и руководство в группе. Групповое принятие решения.

Специфика подхода к малой группе в социальной психологии. Основные направления исследований малых групп: социометрическое (Дж. Морено), социологическое (Э. Мэйо), школа групповой динамики (К. Левин). Размеры и границы малой группы. Размер малой группы. Классификация малых групп. Структура малой группы: соотношение структурных и динамических аспектов. Психологические эффекты в малой группе (социальная легкость, социальная трудность, социальная ленность, деиндивидуализация, группомыслие, социальная поляризация и др.).

Социально-психологические качества личности в группе (перцептивная защита, эффект ожиданий, когнитивная сложность и др.). Межличностные отношения в малой группе (методика Т. Лири). Модели коммуникации в малой группе.

 

Социально-психологическая характеристика личности. Понятие гендерной роли. Социальные установки личности. Структура социальной установки: аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты. Иерархическая структура системы социальных установок. Проблема изменения социальных установок. Социально-психологическая диагностика и прогнозирование социального поведения. Я-концепция как структура установок на себя. Источники развития и формирования Я-концепции.

Социальная установка личности: понятие, структура, функции. Основные результаты исследований установок в общей и социальной психологии: сопоставительный анализ. Роль социальных установок в регуляции социального поведения личности.

Личность в системе группового и межгруппового взаимодействия. Теории личности (психоаналитическая, интеракционистская, когнитивистская). Психологическая структура личности. Социально-психологические типы личности. Личность и социальные установки. Внутренняя регуляция социального поведения субъекта. Я-концепция личности. Социальная идентичность личности. Концепция социальной идентичности Г. Тэджфела и Дж. Тэрнера. Локус контроля и самоэффективность личности. Социализация личности. Нарушение структуры личности и компенсаторные механизмы.

 

Семья как целостная система. Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат, психология интимных отношений, профилактика супружеских конфликтов. Правовое регулирование семейных отношений.

Социально-психологические характеристики семьи как малой группы. Отличия семьи от других малых групп (закрытость, полифункциональность, длительность, тотальность, эмоциональность, устойчивость и др.)

Специфика групповых феноменов в семье – сплоченность, совместимость, лидерство, нормы, власть и подчинение. Семья как целостная самоорганизующаяся система. Законы функционирования семьи (закон гомеостаза и закон развития). Динамика семейных отношений, ее основные процессы (ассимиляция, аккомодация, адаптация).

Понятие «жизненный цикл семьи». Факторы семейных изменений. Основные подходы к периодизации семейной жизни. Этапы развития семьи.

 

Основные характеристики детско-родительских отношений, характер эмоциональных связей, мотивы воспитания и родительства. Проблемы семейного насилия, семья с ВИЧ-инфицированными членами, алкоголизм в семье, социальный контроль трудных семей.

Психологические особенности детско-родительских отношений. Семья как персональная микросреда развития ребенка. Семейная жизнь и воспитательные функции родителей. Социокультурная природа родительства. Особенности, функции и типы родительского отношения к ребенку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.86 (0.011 с.)