Контрольная работа по русскому языку и культуре речи



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи



Контрольная работа по русскому языку и культуре речи

для студентов заочной формы обучения

Тема: «Нормы современного русского литературного языка»

 

Современный русский язык – это язык ХIХ – ХХI вв. Литературный язык - это язык в своей нормированной, образцовой разновидности.

Культура речи имеет три аспекта: нормативный, коммуникативный, этический.

Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами. Языковая норма – это общепринятые, закреплённые в словарях, грамматиках, справочниках правила произношения, написания, употребления слов. Нормы литературного языка включают правила ударения (акцентологические нормы), произношения (орфоэпические нормы), правила образования слов и грамматических форм,например, форм рода, числа, падежа, степеней сравнения и др. (грамматические нормы – морфологические и синтаксические), лексические нормы (правильный выбор слова), орфографические и пунктуационные нормы.

Коммуникативные качества речи – это точность, понятность, логичность, выразительность, уместность речи.

Этический аспект культуры речи – это владение нормами языкового поведения, принятыми в данном обществе, соблюдение речевого этикета.

 

Для выполнения контрольной работы прослушайте записанные на диске лекции, ознакомьтесь с описанием норм современного русского языка в соответствующих разделах учебников, учебных пособий, справочников, перечисленных в списке литературы в конце данной контрольной работы; можно пользоваться пособиями по русскому языку и культуре речи, не указанными в списке. При выполнении заданий необходимо обращаться к словарям (см. список литературы).

Контрольную работу следует выполнять на листах формата А 4. Вверху следует написать название дисциплины, тему контрольной работы, фамилию, инициалы и номер группы. В начале работы необходимо указать реально использованную литературу (учебники, учебные пособия, словари, справочники, сайты в Интернет). Ответы на вопросы заданий давайте в тестовой форме. В каждом задании может быть 1,2 и более правильных ответов, например: Задание 3: в), ж) и т.п. Текст устного выступления можно писать на обороте листа или на отдельном подписанном листе.

Вариант 1.

Произносительные нормы

Задание 1.При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы).

Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:

а) газопровОд, б) облЕгчить, в) намЕрение, г) сОзыв, д) диспансЕр, е) каталОг,

ж) звОнят, з) красИвее, и) договОр, к) (уголовное дело) возбужденО.

Задание 2.Для справок используйте орфоэпический словарь.

Отметьте слова, в которых на месте пропуска произносится Ё:

а) аф…ра,б)плат…жеспособный, в) ос…длый, г) св…кла.

Лексические нормы

Задание 3. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы сочетаемости слов:

а)близкий путь, б) ближний отъезд, в) близлежащий район, г) недалёкий дом

Задание 4. Подберите к каждому слову иноязычного происхождения, данному в левом столбце, соответствующее толкование из правого столбца.В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов или толковым словарям (см. список литературы)

 

1. Альма-матер а) торжественное вступление в должность главы государства

2. Бартер б) согласие по спорному вопросу на переговорах

3. Тривиальный в) исключительный, предназначенный только для данного случая

4. Дискредитация г) прямой товарообмен

5. Эксклюзивный д) лишенный оригинальности, избитый, пошлый

6. Инаугурация е) старинное студенческое название университета, места учёбы

7. Консенсус ж) подрыв доверия, авторитета

 

Задание 5. Выберите нужное слово (пароним).Значение паронимов следует уточнять по специальным словарям паронимов (см. список литературы) или по толковым словарям русского языка.Если вам трудно выбрать правильный вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом: это поможет определить, возможна ли такая замена.

1. Предприятия готовы … около 120 наименований сельскохозяйственной продукции.

а) усвоить; б) освоить

2. Работая в системе профсоюзов, он занимал … должность.

а) выборочную; б) выборную

3. Его … талант был высоко оценён критикой.

а) исполнительный; б) исполнительский

4. Я собираюсь … свою работу на конкурс.

а) представить; б) предоставить

5. Андрей – человек …, а сегодняшний день был для него особенно …. .

а) удачный; б) удачливый; в) удачным; г) удачливым

Задание 6. Укажите, какие словосочетания содержат смысловую избыточность (плеоназм):

а) оглянуться назад, б) важное значение, в) бесценные сокровища, г) вернуться обратно.

 

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические)

Морфологические нормы

Задание 7. Не содержит ошибки словосочетание:

а) новая тюль; б) большой мозоль, в) серьёзное жюри; г) белый рояль.

Синтаксические нормы

Задание 8. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

1) Сколько слёз (А. было пролито. Б. были пролиты) в страшные годы войны!

2) Сорок три шахтёра (А. осталось. Б. остались) без работы.

3) Доцент Петрова (А. принимала. Б. принимал) экзамен в группе иностранных студентов.

4) Новый театр-студия (А. открыт. Б. открыта) в Москве.

Задание 9. Винительный падеж без предлога (кого? что?) употребляется со словами:

а) оплатить, б) уплатить, в) предостеречь, г) претендовать, д) преодолеть

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Решив задачу,

а) началось обсуждение хода решения;

б) оказалось, что ответ неправильный;

в) я начал переписывать решение на чистовик;

г) пришлось переписывать её решение на чистовик.

Культура устной речи

11. Напишите текст короткой убеждающей речи(не менее 1страницы)на одну из предложенных тем (согласитесь или опровергните, приведите аргументы). Перед текстом выступления охарактеризуйте предполагаемую аудиторию.

Темы для устных выступлений:

Изучение гуманитарных дисциплин необходимо в техническом вузе.

Преподаватели не всегда справедливы к студентам.

Учиться никогда не поздно.

Каждый должен уметь водить машину.

Нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов (Б. Васильев)

Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит).

Искусство брака состоит в умении перейти от любви к дружбе (А. Моруа)

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский)

 

Вариант 2.

Произносительные нормы

Задание 1.При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы).

Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:

а)нефтепровОд, б) уведомИть, в) искрА, г) фенОмен, д) ободрИть, е) некролОг,

ж) красИвейший, з) звонИт, и) тортЫ, к) (она) нАчала.

Задание 2.Для справок используйте орфоэпический словарь.

Отметьте слова, в которых на месте пропуска произносится Ё:

а) бл… клый, б) оп…ка, в) ист…кший (год), г) жити… .

Лексические нормы

Задание 3. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы сочетаемости слов:

а) явный звук, б) соседние комнаты, в) устранить ошибки, г) нестерпимая боль

Задание 4. Подберите к каждому слову иноязычного происхождения, данному в левом столбце, его толкование из правого столбца.В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов или толковым словарям (см. список литературы)

1. Адекватный а) законопослушный

2. Банальный б) вполне соответствующий чему-либо

3. Конфессия в) склад ума, характера, мышления

4. Лояльный г) заурядный, хорошо известный

5. Менталитет д) встреча в верхах

6. Одиозный е) неприятный, нежелательный, пользующийся дурной славой

7. Рейтинг ж) вероисповедание

8. Саммит з) показатель популярности, общественно-политического авторитета, спортивного мастерства

Задание 5. Выберите нужное слово (пароним).Значение паронимов следует уточнять по специальным словарям паронимов (см. Список литературы) или по толковым словарям русского языка.Если вам трудно выбрать правильный вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом: это поможет определить, возможна ли такая замена.

1. Следовало бы поставить задачу повсеместного создания … органов самоуправления.

а) демократичных; б) демократических

2. Прошу … мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца.

а) представить; б) предоставить

3. Все, кто поедет с нами на катере, должны … спасательные жилеты.

а) одеть; б) надеть

4. Надо … намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные … решения.

а) тактически; б) тактично; в) тактические; г) тактичные

 

Задание 6. Укажите, какие словосочетания содержат смысловую избыточность (плеоназм):

а) впервые познакомиться, б) первая встреча, в) подскочить кверху, г) долгие и продолжительные аплодисменты.

 

Морфологические нормы

Задание 7. Не содержит ошибки словосочетание:

а) горячее кофе, б) молодая картофель, в) свободное такси, г) гостеприимный Сухуми.

Синтаксические нормы

Задание 8. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

1) Он со свое й старой матерью и двумя детьми ( А. жил. Б. жили) на краю деревни.

2) (А. Прошло. Б. Прошли) двенадцать лет со дня их последней встречи.

3) Несколько врачей городской больницы (А. было приглашено. Б. были приглашены) на международную конференцию.

4) Архитектор Громова (А. победил. Б. победила) в конкурсе проектов.

Задание 9. Укажите словосочетание с грамматической ошибкой (неправильный выбор падежа и предлога). Для выполнения задания используйте «Словарь сочетаемости слов русского языка» или справочник «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка» (см. список литературы).

а) вопреки постановлению

б) благодаря проведённым преобразованиям

в) уделять внимание на проблемы

Задание 10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Называя одним и тем же словом в чем-то сходные предметы,

а) мы отвлекаемся от несущественных деталей;

б) несущественные детали не принимаются во внимание;

в) происходит обобщение признаков;

г) учитываются самые существенные признаки.

Культура устной речи

11. Напишите текст короткой убеждающей речи(не менее 1страницы)на одну из предложенных тем (согласитесь или опровергните, приведите аргументы). Перед текстом выступления охарактеризуйте предполагаемую аудиторию.

Темы для устных выступлений:

1. Изучение гуманитарных дисциплин необходимо в техническом вузе.

2. Преподаватели не всегда справедливы к студентам.

3. Учиться никогда не поздно.

4. Каждый должен уметь водить машину.

5. Нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов (Б. Васильев)

6. Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит).

7. Искусство брака состоит в умении перейти от любви к дружбе (А. Моруа)

8. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский)

 

 

Вариант 3.

Произносительные нормы

Задание 1.При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы).

Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:

а) апОстроф, б) закУпорить, в) мышлЕние, г) Эксперт, д) квартАл, е) начатА,

ж) цЕмент, з) баловАть, и) кУхонный, к) обеспЕчение.

Задание 2. Отметьте слова, в которых на месте пропуска произносится Ё:

Для справок используйте орфоэпический словарь.

а)плат…жеспособный, б) оп…ка, в) дар…ный, г) ж...лчь.

 

Лексические нормы

Задание 3. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы сочетаемости слов.

1) Из-за сильного дождя рыбалка сорвалась.

2) Любитель сильных словечек, он всегда был источником конфликта.

3) Самым сильным недостатком человека является неискренность.

4) Их связывала многолетняя сильная дружба.

Задание 4. Подберите к каждому слову иноязычного происхождения, данному в левом столбце, его толкование из правого столбца. В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов или толковым словарям (см. список литературы)

1. Бестселлер а) прямой товарообмен

2. Диссидент б) неприятное происшествие, столкновение

3. Импонировать в) пренебрегать чем-либо

4. Инцидент г) инакомыслящий человек, не согласный с вероисповеданием или существующим строем

5. Бартер д) наиболее популярная и раскупаемая в определенное время книга

6. Конъюнктура е) сборник классических текстов

7. Манкировать ж) производить хорошее впечатление, нравиться

8. Антология и) совокупность условий, сложившаяся в данное время обстановка в какой-либо области

Задание 5. Из двух слов-паронимов подберите определение к существительному.

Значение паронимов следует уточнять по специальным словарям паронимов (см. Список литературы) или по толковым словарям русского языка.Если вам трудно выбрать правильный вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом: это поможет определить, возможна ли такая замена.

1) отношение а) бережное; б) бережливое

2) данные а) выборные; б) выборочные

3) заработок а) гарантированный; б) гарантийный

4) выступление а) отчетное; б) отчётливое

5) просьба а) жалостная, б) жалостливая

Задание 6. Отметьте словосочетания, которые характеризуются речевой избыточностью (плеоназмом или тавтологией):

а) сгруппировать в группы, б) высоко оценивать, в) отступать назад, г) использовать с пользой.

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические)

Морфологические нормы

Задание 7. Ошибка допущена в словосочетании

а) лечебная шампунь, б) хрустальная бра, в) овощное рагу, г) вкусная салями.

Синтаксические нормы

Задание 8. Отметьте предложения, в которых нарушены нормы согласования сказуемого с подлежащим.

1) Программа «Новости за неделю» первой сообщила о взрыве на стадионе.

2) Музей-квартира А.Ахматовой открылась в Санкт-Петербурге.

3) И вновь из его уст сыпались множество бессвязных слов.

4) Творческая интеллигенция, в частности литераторы, была отмечена наградами правительства.

Задание 9. Дательный падеж (кому? чему?) употребляется со словами:

а) альтернатива, б) идентичный, в) согласно, г) вследствие, д) бойкот

Задание 10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Наблюдая экзотическую природу,

а) у Чарльза Дарвина появились первые мысли об эволюции;

б) Дарвином были сделаны первые выводы об эволюции живой природы;

в) Дарвин сделал первые выводы об эволюции живого;

г) возникла теория эволюции Чарльза Дарвина.

 

Культура устной речи

11. Напишите текст короткой убеждающей речи(не менее 1страницы)на одну из предложенных тем (согласитесь или опровергните, приведите аргументы). Перед текстом выступления охарактеризуйте предполагаемую аудиторию.

Темы для устных выступлений:

Изучение гуманитарных дисциплин необходимо в техническом вузе.

Преподаватели не всегда справедливы к студентам.

Учиться никогда не поздно.

Каждый должен уметь водить машину.

Нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов (Б. Васильев)

Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит).

Искусство брака состоит в умении перейти от любви к дружбе (А. Моруа)

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский)

 

 

Вариант 4.

Произносительные нормы

Задание 1.При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы).

Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:

а) нефтепровОд, б) фенОмен, в) вероисповедАние, г) диспансЕр, д) договОр,

е) пломбирОванный, ж) дОсуг, з) созЫв, и) щАвель, к) жалюзИ.

Задание 2.Для справок используйте орфоэпический словарь.

Отметьте слова, в которых согласные перед Е произносятся твёрдо:

а) бутерброд, б) Одесса, в) свитер, г) юриспруденция.

Лексические нормы

Задание 3. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы сочетаемости слов.

1) Результаты исследования позволили основать следующие выводы и предложения.

2) Больные иногда не выдерживают сильную боль.

3) Вашему вниманию предлагаются уникальные экспонаты, составляющие интерес для коллекционеров.

4) Реализация программы повышения благосостояния граждан – важная задача правительства.

Задание 4. Подберите к каждому слову иноязычного происхождения, данному в левом столбце, его толкование из правого столбца. В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов или толковым словарям (см. список литературы)

1. Апокриф а) репутация, установившееся мнение о ком- или чем-либо

2. Демагогия б) отмена судебного приговора высшей судебной инстанцией

3. Импозантный в) безразличный, безучастный, равнодушный

4. Кассация г) пустые разглагольствования

5. Манкировать д) сглаживать различия

6. Нивелировать е) пренебрегать чем-либо

7. Реноме ж) произведение с библейским сюжетом, не вполне совпадавшее с официальным вероучением, запрещенное церковью; сочинение,

авторство которого недостоверно

8. Индифферентный з) внушительный, представительный, барственный

 

Задание 5. Из двух слов-паронимов подберите определение к существительному.

Значение паронимов следует уточнять по специальным словарям паронимов (см. список литературы) или по толковым словарям русского языка.Если вам трудно выбрать правильный вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом: это поможет определить, возможна ли такая замена.

1) снаряжение а) туристское; б) туристическое

2) сорт а) элитный; б) элитарный

3) талант а) драматический; б) драматичный

4) политика а) экономная; б) экономичная; в) экономическая

5) обстановка а) криминальная; б) криминогенная

Задание 6. Отметьте словосочетания, которые характеризуются речевой избыточностью (плеоназмом или тавтологией):

а) состав структуры, б) частная инициатива, в) патриот своей родины, г) период времени.

 

Морфологические нормы

Задание 7. Не содержит ошибки словосочетание

а) две ножницы, б) четыре студентки, в) трое спортсменок, г) двое детей.

Синтаксические нормы

Задание 8. Отметьте предложения, в которых нарушены нормы согласования сказуемого с подлежащим.

1) Внимание военных привлекла машина-фургон, оставленная у дверей торгового центра.

2) Множество историй были рассказаны ночью у костра.

3) В списке числился двадцать один студент.

4) В аудиторию вошла миловидная девушка. Это был наш староста.

 

Задание 9. Укажите словосочетание с грамматической ошибкой ( неправильный выбор падежа и предлога). Для выполнения задания используйте «Словарь сочетаемости слов русского языка» или справочник «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка» (см. список литературы).

1) дать отпор для захватчиков;

2) согласно объяснениям;

3) отличать что-то от чего-то.

Культура устной речи

11. Напишите текст короткой убеждающей речи(не менее 1страницы)на одну из предложенных тем (согласитесь или опровергните, приведите аргументы). Перед текстом выступления охарактеризуйте предполагаемую аудиторию.

Темы для устных выступлений:

Изучение гуманитарных дисциплин необходимо в техническом вузе.

Преподаватели не всегда справедливы к студентам.

Учиться никогда не поздно.

Каждый должен уметь водить машину.

Нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов (Б. Васильев)

Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит).

Искусство брака состоит в умении перейти от любви к дружбе (А. Моруа)

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский)

 

 

Вариант 5.

Произносительные нормы

Задание 1.При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы).

Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:

а) красИвее, б) укрАинец, в) понялА, г) намЕрение, д) каталОг, е) большие средствА, ж) приобретЕние, з) для сИрот, и) нормировАть рабочий день, к) углУбить.

 

Задание 2.Для справок используйте орфоэпический словарь.

Отметьте слова, в которых на месте пропуска произносится Ё:

а)аф…ра, б) бл…клый, в) привез…нный, г) св..кла.

 

Лексические нормы

Задание 3. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы сочетаемости слов.

1) Фирма реализует тетради по самой дешевой цене.

2) Мы искренне стремимся уделить вам должное внимание и услуги, на которые вы можете рассчитывать в течение многих лет.

3) Из-за болезни он не сдал сессию в срок.

4) Работа в его жизни имеет большое значение.

Задание 4. Подберите к каждому слову иноязычного происхождения, данному в левом столбце, соответствующее толкование из правого столбца. В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов или толковым словарям (см. список литературы)

1. Альма-матер а) торжественное вступление в должность главы государства

2. Бартер б) согласие по спорному вопросу на переговорах

3. Тривиальный в) исключительный, предназначенный только для данного случая

4. Дискредитация г) прямой товарообмен

5. Эксклюзивный д) лишенный оригинальности, избитый, пошлый

6. Инаугурация е) старинное студенческое название университета, места учёбы

7. Консенсус ж) подрыв доверия, авторитета

 

Задание 5. Выберите нужное слово (пароним).Значение паронимов следует уточнять по специальным словарям паронимов (см. Список литературы) или по толковым словарям русского языка.Если вам трудно выбрать правильный вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом: это поможет определить, возможна ли такая замена.

1. Почти все рассказы этого писателя являются …, содержат некоторые элементы биографии автора.

а) автобиографическими; б) автобиографичными

2. Машина выполняет серию … операций.

а) автоматических; б) автоматичных

3. В состав многих лекарств входят … масла.

а) ароматические; б) ароматичные

4. В математике используется термин ... .

а) «гармонические пропорции»; б) «гармоничные пропорции»

5. Его взгляд на жизнь можно назвать …, так как он полностью оторван от действительности.

а) идеалистическим; б) идеалистичным

Задание 6. Отметьте словосочетания, которые характеризуются речевой избыточностью (плеоназмом или тавтологией):

а) состав структуры, б) частная инициатива, в) патриот своей родины, г) период времени.

Морфологические нормы

Задание 7. Не содержит ошибки пример:

а) килограмм баклажан, б) пачка вафлей, в) пение грузин, г) пара носков.

Синтаксические нормы

Задание 8. Отметьте предложения, в которых нарушены нормы согласования сказуемого с подлежащим.

1) Лаборант Сергеева сообщил о болезни преподавателя.

2) Сколько писем было за годы их нежной, искренней дружбы…

3) Пятьдесят одно сочинение были проверены за два дня.

4) Книга-справочник для автолюбителей поступила в продажу.

Задание 9. Творительный падеж употребляется со словами:

Культура устной речи

11. Напишите текст короткой убеждающей речи(не менее 1страницы)на одну из предложенных тем (согласитесь или опровергните, приведите аргументы). Перед текстом выступления охарактеризуйте предполагаемую аудиторию.

Темы для устных выступлений:

Изучение гуманитарных дисциплин необходимо в техническом вузе.

Преподаватели не всегда справедливы к студентам.

Учиться никогда не поздно.

Каждый должен уметь водить машину.

Нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов (Б. Васильев)

Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит).

Искусство брака состоит в умении перейти от любви к дружбе (А. Моруа)

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский)

 

Вариант 6.

Произносительные нормы

Задание 1.При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы).

Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:

а)премИровать, б) ходАтайство, в) принудИть, г) уведомИть, д) увЕдомленный,

е) звонИт, ж) танцОвщица, з) диспАнсер, и) договОр, к) мусоропровОд.

Задание 2.Для справок используйте орфоэпический словарь.

Отметьте слова, в которых согласные перед Е произносятся мягко:

а) бизнес, б) дебют, в) патент, г) стратегия.

 

Лексические нормы

Задание 3. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы сочетаемости слов.

1) Призываю вас произвести помощь нашему спортивному клубу.

2) Закончил образование с золотой медалью.

3) Работа играет в его жизни важную роль.

4) Война причинила людям много горя.

Задание 4. Подберите к каждому слову иноязычного происхождения, данному в левом столбце, соответствующее толкование из правого столбца. В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов или толковым словарям (см. список литературы)

 

1. Альма-матер а) торжественное вступление в должность главы государства

2. Бартер б) согласие по спорному вопросу на переговорах

3. Тривиальный в) исключительный, предназначенный только для данного случая

4. Дискредитация г) прямой товарообмен

5. Эксклюзивный д) лишенный оригинальности, избитый, пошлый

6. Инаугурация е) старинное студенческое название университета, места учёбы

7. Консенсус ж) подрыв доверия, авторитета

 

Задание 5. Выберите нужное слово (пароним).Значение паронимов следует уточнять по специальным словарям паронимов (см. Список литературы) или по толковым словарям русского языка.Если вам трудно выбрать правильный вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом: это поможет определить, возможна ли такая замена.

1. Я не являюсь …человеком, так как нет у меня жизненной хватки и расчетливости. Скорее меня можно назвать … человеком, потому что я рассудителен и являюсь реалистом в полном смысле этого слова.

а) практическим; б) практичным; в) практическим; г) практичным

2. Его рассуждения были слишком …, отвлечёнными, оторванными от практики и поэтому трудными для понимания.

а) теоретическими; б) теоретичными

3. … признаками паронимов являются созвучие слов и близость их значения.

а) Типическими; б) типичными

4. Наиболее … минералами являются соединения мышьяка, сурьмы, меди, ртути, свинца.

а) токсическими; б) токсичными

5. В этом сложном и запутанном деле требуется … подход, предполагающий такт и определённую ловкость в обращении.

а) политический; б) политичный

Задание 6. Отметьте словосочетания, которые характеризуются речевой избыточностью (плеоназмом или тавтологией):

а) в конце сентября месяца, б) реальная возможность, в) дорогой сувенир, г) шли по песчаному песку.

 

Морфологические нормы

Задание 7. Ошибка допущена в примере:

а) пять килограммов, б) сборник басен, в) пара чулков, г) десять кегль.

Синтаксические нормы

Задание 8. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

1) Сколько слёз (А. было пролито. Б. были пролиты) в страшные годы войны!

2) Сорок три шахтёра (А. осталось. Б. остались) без работы.

3) Доцент Петрова (А. принимала. Б. принимал) экзамен в группе иностранных студентов.

4) Новый театр-студия (А. открыт. Б. открыта) в Москве.

 

1) Задание 9. Укажите словосочетание с грамматической ошибкой (неправильный выбор падежа и предлога). Для выполнения задания используйте «Словарь сочетаемости слов русского языка» или справочник «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка» (см. список литературы).

А) аннотация к книге

Б) согласно распоряжению

В) благодаря экономии

Культура устной речи

11. Напишите текст короткой убеждающей речи(не менее 1страницы)на одну из предложенных тем (согласитесь или опровергните, приведите аргументы). Перед текстом выступления охарактеризуйте предполагаемую аудиторию.

Темы для устных выступлений:

Изучение гуманитарных дисциплин необходимо в техническом вузе.

Преподаватели не всегда справедливы к студентам.

Учиться никогда не поздно.

Каждый должен уметь водить машину.

Нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов (Б. Васильев)

Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит).

Искусство брака состоит в умении перейти от любви к дружбе (А. Моруа)

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский)

 

Вариант 7.

Произносительные нормы

Задание 1.При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы).

Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:

а) каталОг, б) фЕтиш, в) мусоропровОд, г) принУдить, д) фенОмен, е) квартАл,

ж) дОговор, з) по срЕдам, и) в стенАх, к) облегчИть.

Задание 2.Для справок используйте орфоэпический словарь.

Отметьте слова, в которых на месте пропуска произносится Ё:

а) жити…, б) иноплем…нный, в) ж…лоб, г) аф…ра

 

Лексические нормы

Задание 3. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы сочетаемости слов.

1) Благодаря болезни он не сдал сессию в срок.

2) Работа играет в его жизни большое значение.

3) В этой школе большое внимание уделяется эстетическому воспитанию учащихся.

4) Уровень воды в реке вырос после дождей.

Задание 4. Подберите к каждому слову иноязычного происхождения, данному в левом столбце, его толкование из правого столбца. В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов или толковым словарям (см. список литературы)

1. Адекватный а) законопослушный

2. Банальный б) вполне соответствующий чему-либо

3. Конфессия в) склад ума, характера, мышления

4. Лояльный г) заурядный, хорошо известный

5. Менталитет д) встреча в верхах

6. Одиозный е) неприятный, нежелательный, пользующийся дурной славой

7. Рейтинг ж) вероисповедание

8. Саммит з)показатель популярности, общественно-политического авторитета,

спортивного мастерства

 

Задание 5. Выберите нужное слово (пароним).Значение паронимов следует уточнять по специальным словарям паронимов (см. Список литературы) или по толковым словарям русского языка.Если вам трудно выбрать правильный вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом: это поможет определить, возможна ли такая замена.

 

1. Экономическая реформа, не успев начаться, стала … .

а) буксовать; б) буксировать

2. Об этом нам пишут миллионы … со всей России.

а) адресатов; б) адресантов

3. … методы должны быть заменены современными.

а) Архаические; б) архаичные

4. Я считаю, что … для реформ – малые предприятия.

а) база; б) базис

5. … малого бизнеса благотворно отразится на нашей экономике.

а) Развитие; б) развитость

Задание 6. Отметьте предложения, которые характеризуются речевой избыточностью (плеоназмом или тавтологией).

1) У вас есть все возможности для движения вперед.

2) Все демократические силы мира должны соединиться воедино.

3) Служащий был уволен за прогул без уважительной причины.

4) С первой встречи их взаимно тянуло друг к другу.

 

Морфологические нормы

Задание 7. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Лагери отдыха приглашают школьников в период летних каникул

2) На пасеку привезли новые улья.

3) На проходной завода нужно предъявить пропускаю

4) По реке курсируют небольшие катера.

Синтаксические нормы

Задание 8. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

1) Он со свое й старой матерью и двумя детьми ( А. жил. Б. жили) на краю деревни.

2) (А. Прошло. Б. Прошли) двенадцать лет со дня их последней встречи.

3) Несколько врачей городской больницы (А. было приглашено. Б. были приглашены) на международную конференцию.

4) Архитектор Громова (А. победил. Б. победила) в конкурсе проектов.

Задание 9. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушение норм управления).

1) Высказывается справедливая критика о методах работы отдела.

2) Студенты активно участвовали на выборах.

3) Человек, который свободно владеет речью, имеет преимущество над другими людьми.

4) Содержание журнала удовлетворяет запросам читателей.

 

 

Культура устной речи

11. Напишите текст короткой убеждающей речи(не менее 1страницы)на одну из предложенных тем (согласитесь или опровергните, приведите аргументы). Перед текстом выступления охарактеризуйте предполагаемую аудиторию.

Темы для устных выступлений:

Изучение гуманитарных дисциплин необходимо в техническом вузе.

Преподаватели не всегда справедливы к студентам.

Учиться никогда не поздно.

Каждый должен уметь водить машину.

Нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов (Б. Васильев)

Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит).

Искусство брака состоит в умении перейти от любви к дружбе (А. Моруа)

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский)

 

Вариант 8.

Произносительные нормы

Задание 1.При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы).

Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:

а) квартАл, б) сосредотОчение, в) Оптовый, г) дефИс, д) сАммит, е) газопровОд,

ж) красивЕйший, з) укрАинский, и) ходАтайство, к) бАловать.

Задание 2.Для справок используйте орфоэпический словарь.

Отметьте слова, в которых согласные перед Е произносятся мягко:

а) патент, б) термин, в) термос, г) декада.

Лексические нормы

Задание 3. Отметь



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.014 с.)