Государственный бюджет и его структура. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная системы налогообложения. Кривая Лаффера.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный бюджет и его структура. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная системы налогообложения. Кривая Лаффера.



На рисунке 10.1 представлена схема государственного бюджета. Главным источником доходов бюджета являются налоги. Расходы бюджета состоят из двух частей:

1. Государственные закупки товаров и услуг (G в системе национальных счетов)

2. Государственные трансфертные платежи (трансферты) Для целей дальнейшего анализа сгруппируем все составляющие бюджета таким образом, чтобы выделить G (государственные закупки товаров и услуг), которые являются частью совокупного спроса AD (при условии отказа от одного из допущений кейнсианской модели). Для этого объединим налоги и государственные трансфертные платежи в категорию чистых налогов, которую обозначим буквой T. Тогда:

T = налоги – трансферты

Государственные закупки товаров и услуг (G) будем называть государственными расходами.

Рис. 10.1

Государственный бюджет

 
 

 

 


Доходы Расходы

 

 

Государственные закупки товаров и услуг (G)

 
 


чистые налоги (Т)

В настоящее время существует несколько систем налогообложения: пропорциональная, прогрессивная и регрессивная системы.

При пропорциональной системе налогообложения имеется единая налоговая ставка (t) и общая сумма налоговых поступлений (T) определяется по формуле: Т = t * Y

При прогрессивной (регрессивной) системе имеется как минимум две ставки: базовая и предельная. Базовая ставка применяется только к начальному диапазону налогооблагаемого дохода. Если чей-либо доход превышает рамки этого диапазона, то к этому превышению применяется предельная ставка налогообложения (больше базовой при прогрессивной и меньше базовой при регрессивной системах). Средняя ставка налогообложения (t) рассчитывается как отношение общей суммы выплаченных налогов к совокупному доходу: t = T : Y. Соответственно, если известна средняя ставка налогообложения t, то общая сумма налоговых поступлений рассчитывается по приведенной выше формуле T = t * Y

Из этой формулы следуют три вывода: при данной ставке налогообложения t:

  1. Общая сумма доходов (полученных государством налоговых поступлений) государственного бюджета больше во времена подъёмов и меньше во времена спадов.
  2. РЛД = Y – T = Y – t * Y = (1 - t) * Y
  3. K (мультипликатор расходов) =

Что касается ставки налогообложения (t), то ее связь с общей суммой собираемых налогов (T) не так однозначна, как может показаться. Эту связь показывает кривая Лаффера (рисунок 10.5):

при росте ставки налогообложения от 0 до t0 общая сумма налогов растет, если рост ставки продолжится, то сумма налогов начнет уменьшаться, пока не достигнет нулевого значения при ставке 100%.

Рис. 10.5

t

100%

Кривая Лаффера.

 

t0

 

0 T

Это явление объясняется очень просто: по достижении ставкиt0 люди начинают терять интерес к зарабатыванию дохода или укрывают доходы от налогообложения.

16.Государственные расходы и их влияние на равновесный уровень выпуска (доходов). Мультипликатор государственных расходов. Влияние налогов на равновесный уровень выпуска (доходов). Налоговый мультипликатор. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Предположим, что налоги - аккордные (не зависят от уровня дохода). Рисунок 10.4 показывает воздействие налогов на равновесный уровень выпуска (доходов).

AD Рис. 10.4

AD = MPC * Y+ I

MPC * T AD2 = MPC (Y - T) + I

е

 

e2

I ∆Ye2

0 Ye2 Ye Y

Налоги (T) уменьшают располагаемый личный доход как раз на величину T, что вызовет сдвиг кривой совокупного спроса вниз на величину MPC * T:

AD = C + I = MPC*Y + I

AD2 = MPC * (Y - T) + I

 

РЛД

AD2 – AD =-MPC * T. Тогда равновесный уровень выпуска уменьшится на величину ∆Ye2:

 
 

Множитель со знаком минус, заключенный в скобки, называется налоговым мультипликатором. Знак “ – “ означает, что рост налогов вызывает сокращение равновесного выпуска (доходов).

Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Итак, рост государственных расходов вызывает мультипликационный рост равновесного уровня выпуска (доходов). Рост налогов, напротив, вызывает мультипликационное сокращение равновесного уровня выпуска (доходов).

Объединим эти два эффекта при условии, что бюджет сбалансирован (G = T), заменив T на G:

 

 
 

При сбалансированном бюджете равновесный уровень выпуска (доходов) увеличивается на величину прироста G (при неизменном уровне инвестиций):

мультипликатор сбалансированного бюджета

(Подчеркнем, что рост трансфертов увеличивает уровень выпуска, так как сокращает величину чистых налогов Т.)

Государственный бюджет и уровень налогов.

Рисунок 10.6 показывает различные состояния государственного бюджета в зависимости от соотношения между его расходами (G) и доходами (T).

 

 

Рис. 10.6

 

T,G T = t * Y

T > G G – T < 0

G = T

G > T официт гос.бюджета

G – T > 0 G

дефицит

гос.бюджета

 

 

0 Y1 Y

· В точке пересечения кривых государственных расходов (G) и налогов (T) бюджет сбалансирован, так как при Y = Y1 G = T.

· Левее точки сбалансированного бюджета (при 0 < Y < Y1) лежит область бюджетного дефицита, так как G > T. Формула дефицита государственного бюджета: G – T > 0.

· Правее точки сбалансированного бюджета (при Y > Y1) лежит область бюджетного профицита (бюджетного избытка). Формула профицита государственного бюджета: G – T < 0.

Итак, при данной ставке налогообложения (t) и данных государственных расходах (G) чем выше уровень реального выпуска (Y), тем больше уровень налогов (T) и тем больше шансов попасть в область бюджетного профицита (или хотя бы в точку сбалансированного бюджета). Однако увеличить Y можно, только увеличивая государственные расходы (G). Возникает вопрос: можно ли увеличить G таким образом, чтобы сократился бюджетный дефицит? Воспользуемся методом «утечек - инъекций».

Мы знаем, что в состоянии равновесия сумма утечек равна сумме инъекций. Мы имеем:

· S + T – сумма утечек.

· I+G – сумма инъекций.

В состоянии равновесия

S + T = I + G G – T = S - I.

Тогда рост государственных расходов вызовет рост доходов (выпуска), следовательно, увеличатся сбережения:G Y S.

Поскольку инвестиции(I) неизменны, то (S - I) (G - T) , то есть увеличится бюджетный дефицит.

Вывод: Увеличение государственных расходов увеличивает бюджетный дефицит, даже если при этом растут налоговые поступления Т (так как растет Y). Следовательно, вывести экономику из спада, увеличивая государственные расходы, можно только ценой увеличения дефицита государственного бюджета.

 

17. Активная (дискреционная) бюджетно-налоговая политика и автоматические (встроенные) стабилизаторы. Бюджет полной занятости. Проблемы бюджетно-налоговой политики.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политикапредставляет собой систему управления совокупным спросом, предназначенную для регулирования уровня экономической активности в стране путём изменения налогообложения и государственных расходов. Если изменения налогообложения и государственных расходов связаны с конкретными законодательными мерами, то они называются дискреционной (активной) политикой.

Главные цели бюджетно-налоговой (фискальной) политики: ликвидация или хотя бы сокращение безработицы и инфляции.

В период спада проводится стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) с целью увеличения совокупного спроса и, следовательно, равновесного уровня выпуска. Стимулирующая фискальная политика ориентирована на увеличение дефицита государственного бюджета (или сокращение профицита). Для этого используют:

  1. увеличение государственных расходов
  2. снижение налогов
  3. сочетание 1-ого и 2-ого.

Если в экономике имеет место инфляция спроса (на фазе бума), то проводится сдерживающая (рестрикционная) фискальная политика с целью сдерживания роста избыточного совокупного спроса, и, следовательно, сдерживания инфляции. Сдерживающая фискальная политика ориентирована на сокращение дефицита государственного бюджета (или на увеличение профицита). В этих целях используют меры, противоположные мерам стимулирующей политики.

Сторонники сильного государственного сектора в экономике на спаде предпочитают увеличение государственных расходов, на подъёме - увеличение налогов. Противники сильного государственного сектора, наоборот: на спаде предпочитают сокращение налогов, на подъёме - сокращение государственных расходов.

Наличие государственного сектора (G) и система налогообложения влияют на развитие экономики, даже если уровень государственных расходов и ставка подоходного налога будут неизменны, так как действуют автоматические (встроенные) стабилизаторы. Встроенные стабилизаторы – это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВВП на изменение совокупного спроса. Одним из стабилизаторов является ставка налогообложения: если падает совокупный спрос, то вследствие эффекта мультипликатора еще сильнее сократится реальный ВВП (Y). Ставка налогообложения (t) смягчает эффект мультипликатора, уменьшая мультипликатор расходов (K):

Второй стабилизатор – это пособия по безработице. В период циклического спада увеличивается количество безработных, следовательно, растет сумма выплаченных пособий, что тормозит падение совокупного спроса и соответственно уровня доходов (Y).

Эти стабилизаторы имеют тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета в период спада и уменьшать дефицит в период инфляции спроса без принятия каких-либо специальных мер со стороны государства, то есть действуют автоматически.

Большинство экономистов полагают, что именно автоматическая бюджетно-налоговая политика (автоматические стабилизаторы) позволила смягчить послевоенные циклы, так как до второй мировой войны в развитых капиталистических странах пособия по безработице были символическими, так же, как и ставки подоходного налога. Что касается активной бюджетно-налоговой (фискальной) политики как политики «точной настройки», то многие экономисты относятся к ней скептически. Причины этого скептицизма будут раскрыты в конце лекции.

Для того чтобы отделить факторы, связанные с проведением активной бюджетно-налоговой политики от других факторов, влияющих на дефицит государственного бюджета, используют концепцию бюджета полной занятости. Предположим, что фактический уровень выпуска (доходов) находится на уровне Y1, при котором государственный бюджет сводится с дефицитом (рисунок 10.7). Чтобы выяснить, чем вызван этот дефицит, рассчитаем уровень выпуска при полной занятости (потенциальный уровень выпуска Y*).

Рис. 10.7

T,G

T = t * Y

 

G

 

 

Y1 Y*2 Y*1 Y

 

Если в результате расчетов мы получим Y*1, уровень которого значительно выше фактического Y1 и соответствует области бюджетного профицита, значит можно сделать вывод, что дефицит государственного бюджета обусловлен низким уровнем Y, вызванного спадом. Бюджетно-налоговая политика должна быть пересмотрена в сторону усиления фискальной экспансии с целью выведения экономики из спада. Если же при расчете мы получим, что потенциальный уровень выпуска близок к фактическому (Y*2 на рисунке 10.7) и соответствует области бюджетного дефицита, значит этот дефицит обусловлен тем, что проводится политика фискальной экспансии. Таким образом, бюджет полной занятостиопределяется уровнем бюджетного профицита или дефицита, который мог бы иметь место, если бы в экономике в исследуемый период существовала полная занятость.

Увеличение государственных расходов (или сокращение налогов) на фазе спада, приводит, как известно, к росту совокупного спроса и, следовательно, к росту реального объема производства и дохода. Однако, рост реального дохода приводит к росту спроса на деньги, что повышает ставку процента. В результате будут сокращаться частные инвестиции, а, следовательно, и совокупный спрос, и реальный объем производства (дохода). Описанный процесс можно представить в виде следующей логической цепочки:

                               
 
         
           
               
 


G AD Y Dm i I AD Y

Результат этого процесса получил название эффекта вытеснения частных инвестиций государственными расходами, поэтому многие экономисты и политики категорически против активной бюджетно-налоговой политики. В частности, монетаристы, которые полагают, что в силу данного эффекта невозможно предугадать последствия этой политики.

Напомним, что сам Дж. М. Кейнс считал бюджетно-налоговую политику самым эффективным средством стабилизации экономики. По его мнению, рост доходов (Y), обусловленный ростом совокупного спроса вследствие увеличения государственных расходов, породит оптимизм инвесторов относительно ожидаемых прибылей от инвестиций. Именно эти ожидания играют, по мнению Кейнса, ключевую роль в принятии инвестиционных решений независимо от уровня процентной ставки. Другими словами, рост государственных расходов (или сокращение налогов) выступает стартером, запускающим внутренний мотор (инвестиции) капиталистической экономики.

Существует, однако, ряд проблем, ставящих под сомнение эффективность инструментов активной бюджетно-налоговой политики:

1. Между принятием решений правительством об использовании тех или иных инструментов бюджетно-налоговой политики и их осуществлением проходит значительный промежуток времени. (Чтобы изменить государственные расходы и налоги, требуется решение законодателей, а это требует времени. К моменту начала осуществления принятых решений ситуация в экономике может кардинально измениться).

2. Прогноз, на основе которого принимаются те или иные решения, может оказаться не точным, и тогда можно получить противоположный эффект. Это относится и к активной денежно-кредитной политике.

  1. Проблема государственного долга: если государственный бюджет сводится с дефицитом из года в год в течение длительного времени, растёт государственный долг (долг государства населению). Кроме того, что этот рост способствует вытеснению частных инвестиций (вместо корпоративных население покупает государственные ценные бумаги, которые являются более привлекательными в силу их надежности), долг может стать непомерным для страны, что может вынудить государство увеличить налоговое бремя или включить печатный станок, результатом чего станет инфляция.

В заключение отметим, что стабилизационная политика как политика «точной настройки» совокупного спроса принесла серьезные разочарования. Многие полагают, что

· она может (в той или иной степени) решать проблемы безработицы, но не справляется с инфляцией;

· она не может решить всех проблем, связанных с экономическим ростом.

 

18. Деньги и их функции. Денежные агрегаты. Ликвидность. Количество денег в обращении и количественная теория денег. Нейтральность денег. Эффект Фишера.

 

Деньги – это общественное явление, деньги функционируют в рамках определённых общественных и экономических отношений. Современные наличные деньги – это законные платежные средства – кредитные деньги, то есть долговые обязательства Центрального банка страны.

Независимо от своей природы деньги выполняют следующие функции:

1. служат в качестве средства обращения;

2. служат в качестве счётной единицы;

3. служат как средство сбережения.

Количество обращающихся в экономике денег называется денежной массой или предложением денег. Оно может быть определено различными способами, которым соответствуют различные денежные агрегаты.

В состав денежных агрегатов, определяющих «узкие» деньги входят наиболее ликвидные активы. «Широкие» деньги включают и менее ликвидные активы. Ликвидность– это степень легкости, с которой любой вид активов может быть превращен в законное платежное средство. Абсолютной ликвидностью обладают наличные деньги C.

· М1 = С + D, где C – наличные деньги вне банковской системы (деньги на руках у населения), D – бессрочные депозиты + дорожные чеки. M1 – это и есть собственно деньги.

· М2 = М1 + вклады на бесчековых сберегательных счетах + срочные вклады небольшого размера;

· М3 = М2 + срочные крупные вклады;

Связь между количеством денег в экономике (предложением денег) и уровнем цен устанавливает количественная теория денег. Тождество, лежащее в основе количественной теории, было впервые выведено Фишером в 1911 г.:

М * V = P * T, где

М - это количество денег в обращении (денежная масса, предложение денег);

V - это скорость обращения денег (среднее количество раз, которое одноименная денежная единица переходит из рук в руки при обеспечении сделок в течении года);

Р - уровень цен;

Y - число сделок или общий объём предложения товаров и услуг, доход.

Приведенное выше соотношение является тождеством: общие денежные расходы на товары и услуги (М * V) за некоторый период времени должны равняться денежной ценности произведенных товаров и услуг (Р * Y). Это тождество превращается в уравнение, если предположить, что скорость обращения денег (V) является постоянной или изменяется очень медленно.

Экономисты-классики утверждали, что поскольку скорость обращения денег и предложение товаров и услуг постоянны, то

.

Современные сторонники количественной теории (монетаристы) считают, что скорость обращения денег является не постоянной, а стабильной (меняется очень медленно и предсказуемо). Общий объем произведенных товаров и услуг включает только конечную продукцию (реальный ВВП) и определяется производственной мощностью экономики, которая функционирует в условиях полной занятости (Y = Y*). При этих условиях общий уровень цен определяется предложением денег:

· Любое увеличение предложения денег приводит к незамедлительному росту совокупного спроса.

· Если предложение денег (М) и, следовательно, и совокупный спрос (AD) увеличиваются за некоторый период быстрее, чем производственная мощность экономики (Y*), то результатом станет рост уровня цен (инфляция).

В отличие от них кейнсианцы утверждают, что скорость обращения денег (V) является нестабильной, изменяется быстро и может погасить изменения предложения денег.

Методологической базой количественной теории денег послужила классическая дихотомия: разделение экономических переменных на номинальные и реальные. Классики и их современные последователи утверждают, что номинальные переменные находятся под влиянием исключительно изменений в денежно-кредитной системе. В то же время реальные экономические переменные (уровень производства, занятость, реальная процентная ставка и т.п.) не зависят от изменений в денежно–кредитной системе. Это утверждение получило название «нейтральность денег».

Нейтральность денег послужила основанием для эффекта Фишера.В уравнении, предложенном Ирвингом Фишером, номинальная процентная ставка выражается как сумма реальной процентной ставки и темпа инфляции:

i = r + π,

где i – номинальная процентная ставка, r – реальная процентная ставка, π - темп инфляции.

Эффект Фишера, таким образом, предполагает прямую зависимость между инфляцией и номинальной процентной ставкой.

 

19. Спрос на деньги. Кейнсианская теория предпочтения ликвидности. Предложение денег. Роль банковской системы в изменении предложения денег. Фактические резервы коммерческих банков. Роль ЦБ в регулировании предложения денег. Норма обязательных резервов и мультипликатор денежного предложения (кредитный мультипликатор).

 

Спрос на деньги – это то количество денег (наличность + бессрочные депозиты), которые люди желают иметь. Но они не тратят все деньги сразу, желая иметь определенный запас ликвидности, чтобы обеспечить себе свободу маневра в расходах. Кейнсианская теория предпочтения ликвидности объясняет, почему люди предпочитают хранить деньги, а не превращать их в финансовые активы (инвестировать). Кейнс выделял три мотива, побуждающие хранить деньги:

1. Трансакционный мотив (хранение денег для сделок, то есть для ежедневного финансирования текущих расходов).

2. Мотив предосторожности (сбережение денег на случай будущих непредвиденных расходов).

3. Спекулятивный мотив (сохранение денег в ожидании падения цен финансовых активов). В качестве финансовых активов Кейнс рассматривал только государственные облигации, предполагая, что другие активы являются их совершенными субститутами.

Величина спроса на деньги, сберегаемых для этих целей, зависит от двух основных факторов: процентной ставки и уровня дохода. Если уровень цен постоянен, то номинальная процентная ставка равна реальной, номинальный доход равен реальному. Эту зависимость можно выразить в виде функции:

QDm = f(i, PY),

где QDm – величина спроса на деньги, i – номинальная процентная ставка, PY – номинальный доход.

· Люди, храня деньги, отказываются от возможного дохода в виде процента, который они могли бы получать, обменяв деньги (купив) государственные облигации; процентная ставка, следовательно, является альтернативными издержками хранения денег, это ценовой фактор спроса на деньги: чем выше процентная ставка, тем меньше величина спроса на деньги;

· Чем больше доход, тем больше величина спроса на деньги при любом уровне процентной ставки. Это неценовой фактор спроса на деньги.

Рис. 10.8

i

 

-

 

+

D1m

D2m Dm

0 M

 

 

График спроса на деньги отображает связь между величиной спроса на деньги (QDm) и процентной ставкой (i): QDm = f(i).

Кривая Dm – кривая спроса на деньги - показывает количество денег (M), которое люди хотят иметь при разных значениях процентной ставки (при данном уровне дохода). Если уровень дохода изменится, то кривая Dm сдвинется вправо в положение D1m (если уровень дохода вырастет, то вырастет и спрос на деньги) или влево в положение D2m (если уровень дохода сократится, то сократится спрос на деньги).

 

Предложение денег(количество денег в обращении) регулируется государством, поскольку оно является единственным эмитентом наличности. Однако предложение денег (денежный агрегат M1) включает в себя, наряду с наличностью, бессрочные депозиты. Выпуская наличность в обращение, Центральный банк руководствуется государственными интересами, а отнюдь не величиной процентной ставки (скорее наоборот). Вкладчики, как правило, не получают дохода по бессрочным депозитам (во всяком случае, открывая текущий счет, вкладчики руководствуются другими мотивами). Таким образом, на графике кривая предложения Sm выглядит, как вертикальная линия (то есть величина предложения денег не зависит от процентной ставки).

Рис. 10.9

i

S2m Sm S1m

 

- +

 

 

0 M2 M M1 M

 

Факторы, изменяющие предложение денег, связаны с деятельностью коммерческих банков: когда банки выдают ссуды, то предложение денег растет и наоборот, когда заемщики возвращают ссуды банкам, предложение денег сокращается.

Коммерческий банкэто финансовое учреждение, которое принимает денежные вклады от клиентов (это пассивные операции банка) и оказывает им услуги по переводу платежей (чеками), хранению сбережений ипредоставлению ссуд (активные операции). Будучи коммерческими предприятиями, банки стремятся к получению максимальной прибыли. Банковская прибыль выступает в виде разницы между процентными платежами, полученными банком за предоставленные клиентам ссуды, и процентными выплатами банка по вкладам клиентов.

Норма резервирования (rr) определяет ссудный потенциал банковской системы: при прочих равных условиях, чем больше норма резервирования (rr), тем ниже ссудный потенциал (то есть тем меньше возможности предоставлять клиентам ссуды) тем, следовательно, меньше возможности по «созданию» новых денег. Однако, «создание» новых денег банками не означает создание богатства, а означает просто рост ликвидности.

ЦБ регулирует денежное обращение, он обязан контролировать деятельность коммерческих банков по «созданию» новых денег. В этих целях ЦБ устанавливает резервные требования (норму обязательных резервов - rr0). Коммерческий банк может иметь норму резервирования, равную или превышающую резервные требования. Если фактическая норма резервирования выше резервных требований, то банк имеет избыточные резервы. Таким образом, фактические резервы коммерческого банка представляют собой сумму обязательных и избыточных резервов:

Rфакт = R0 + Rизб

Отношение иногда называют денежным мультипликатором. Он определяет максимальное количество «новых» денег, которое может «создать» банковская система из первоначальных резервов. Другая функция Центрального банка состоит в том, что он является кредитором последней инстанции, в связи с чем коммерческие банки обязаны хранить обязательные резервы на депозитах ЦБ. На самом деле банки хранят все резервы в ЦБ, за исключением некоторой суммы в кассе банка. Выполнение этой функции Центральным банком позволяет гарантировать сохранение ликвидности активов коммерческих банков и таким образом помогает поддерживать в обществе доверие к банковской системе. Фактический же объем «новых» денег (а, следовательно, и предложение денег) зависит не только от отмеченных факторов, но также и от спроса на банковские ссуды, и от пропорции, в которой население распределяет денежные средства между наличными деньгами (С) и средствами на текущих счетах (D).

20. Равновесие на денежном рынке. Механизм приведения к равновесию на денежном рынке. Цена финансовых активов и процентная ставка. Влияние изменений спроса на деньги и предложения денег на равновесную ставку процента и денежную массу.

Равновесие на денежном рынке.

Рис. 10.10.

i Sm

i1

ie е

i2

 

Dm

 

0 Ме М

 

Ваимодействие спроса на деньги Dm и предложения денег Sm. Очевидно, что результатом этого взаимодействия станет равновесие на денежном рынке.

Денежный рынок находится в равновесии, если величина реального предложения денег равна величине реального спроса наденьги.Напомним, что одним из допущений при анализе денежного рынка является неизменный уровень цен, следовательно, и спрос на деньги, и предложение денег представлены реальными величинами.

Под воздействием факторов, влияющих на спрос на деньги и на предложение денег, равновесие может меняться.

i i

Sm S2m Sm S1m

i1e e1 i2e e2

 

ie e ie e

 

i2e e2 i1e e1

D2m Dm D1m Dm

0 M 0 M

 

Если при данной кривой предложения денег Sm спрос на деньги растет, то кривая Dm сдвинется вправо в положение D1m, что приведет к росту равновесной ставки процента до уровня i1e. Наоборот, при уменьшении спроса на деньги, кривая Dm сдвинется влево в положение D2m и равновесная ставка упадет до уровня i2e (рисунок 10.11а).

Таким образом, изменение спроса на деньги ведет к изменению равновесной ставки процента в том же направлении. Количество денег в обращении при этом не изменяется.

Правый рисунок - при данном спросе на деньги равновесная ставка процента изменяется в направлении, противоположном изменению предложения денег. Количество денег в обращении изменяется в том же направлении, что и предложение денег.

Цены финансовых активов зависят от процентной ставки. Например, цена облигации при прочих равных условиях с ростом процентной ставки падает (так будет выгоднее положить деньги в банк, нежели купить облигацию) и наоборот.

 

21. Денежно-кредитная политика, ее основные цели и инструменты. Денежная база и масса. Денежный мультипликатор. Политика дешевых и дорогих денег. Проблемы денежно-кредитной политики.

 

Цели и инструменты денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика, как составная часть стабилизационной политики, включает в себя регулирование предложения денег, кредита и процентных ставок с целью контроля над совокупным спросом в экономике для стабилизации экономической активности.

Использование конкретных инструментов этой политики Центральным банком страны предусматривает решение двух главных проблем: недопущение или хотя бы минимизацию безработицы и инфляции.

Три инструмента денежно-кредитной политики:

1. Изменение нормы обязательных резервов (rr0) (считается самым грубым инструментом):

ЦБ сокращает норму обязательных резервов - рост кредита (объема предоставляемых ссуд коммерческими банками) и предложения денег, и наоборот.

2. Изменение учётной ставки процента – процентной ставки, под которую ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам (довольно грубый инструмент):

Уменьшение учетной ставки способствует увеличению спроса коммерческих банков на кредиты ЦБ, что увеличивает банковские резервы, кредит и предложение денег, и наоборот.

3. Операции на открытом рынке - покупка или продажа ЦБ государственных ценных бумаг – наиболее часто используемый инструмент:

Если ЦБ покупает у населения государственные ценные бумаги, растут резервы коммерческих банков, следовательно, увеличивается кредит и растет предложение денег.

Так как использование перечисленных инструментов воздействует на предложение денег, оно воздействуют и на процентные ставки. Если предложение денег растет, ставка процента падает и наоборот. Поэтому денежно-кредитная экспансия (политика, направленная на увеличение предложения денег, то есть стимулирующая политика) называется политикой «дешевых» денег. Сдерживающая денежно-кредитная политика (политика, направленная на уменьшение предложения денег) называется политикой «дорогих» денег. Политика «дешевых» денег проводится на фазе спада, так как снижение процентной ставки способствует росту инвестиций, следовательно, растет совокупный спрос и уровень выпуска (доходов). Политика «дорогих» денег проводится в условиях инфляции спроса: повышение процентной ставки способствует сокращению инвестиций, сокращается избыток совокупного спроса, сокращается инфляция.

Рассмотрим подробнее, как воздействует денежно-кредитная политика на совокупный спрос.

Рис. 10.12

Sm S1m

i

 

ie2 e2

ie (2)

e

ie1 e1 D1m

(1) Dm

0 М M1 M

 

Если государство решило проводить стимулирующую денежно-кредитную политику, то есть использовать инструменты, направленные на увеличение предложения денег, кривая предложения денег Sm сдвинется вправо в положениеS1m (стрелка (1) на рисунке. Это вызовет снижение ставки процента до i1e, в результате чего увеличится спрос на инвестиции, совокупный спрос в целом и реальный уровень выпуска (доходов). Однако рост доходов увеличит спрос на деньги: на рисунке кривая спроса на деньги Dm сдвинется вправо в положение D1m (стрелка 2). Это вызовет повышение процентной ставки до i2e, в результате чего сократится инвестиционный спрос, а вместе с ним и совокупный спрос, и уровень выпуска (доходов).

На рисунке ставка процента i2e выше первоначальной ставки ie. На самом деле она может установиться на уровне между ie и i1e. Таким образом, результатом повышения процентной ставки будет не сокращение, а скорее торможение инвестиций. Изложенную позицию поддерживают современные последователи Дж. М. Кейнса. (Сам Кейнс скептически относился к возможностям денежно-кредитной политики, полагая, в частности, что инвестиции мало чувствительны к изменению процентной ставки). Критическое отношение многих экономистов и политиков к активной денежно-кредитной политике опирается на серьезные аргументы.

· Центральный банк не имеет полного контроля над коммерческими банками, так как rr может быть больше rr0, а также невозможно предугадать объём заимствований коммерческих банков у ЦБ;

· Пропорция, в которой население распределяет свои деньги между наличностью и текущими счетами, - вне контроля ЦБ.

Противниками активной денежно-кред



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.016 с.)