Модель технического прогресса Хикса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель технического прогресса Хикса



Джон Хикс рассматривает два фактора экономического роста - труд и капитал и выделяет три типа научно-технического прогресса: нейтральный, трудосберегающий и капиталосберегающий.

Нейтральный - НТП основан на таких технологиях, которые одновременно и в равной мере сберегают труд и капитал

 

 

При трудосберегающем НТП обеспечивается большая производительность капитала, чем труда

 

 

В случае капиталосберегающего НТП в большей степени растет производительность труда, чем капитала

 

 

 

Технологический сдвиг

• Революционным феноменом для современного этапа является производство, распределение, обмен и потребление информации. Информационный комплекс стал тем рычагом, который преобразует всю экономику, ее структуру, характер и содержание труда, а также и жизнь людей. Это совершенно новый этап в общественном разделении труда.

Информационное общество

• Значение информации в современной экономике и обществе в целом необыкновенно возросло. Теоретики постидустриального и информационного обществаД. Белл, П. Дракер, З. Бжезинский, А. Тоффлер,1 и др. 25-30 лет тому назад предвидели переход к иному типу производства и общества на базе новых (особенно компьютерных) технологий. Сегодня этот переход - свершившийся факт. В начале XXI в. завершается создание единой информационной системы планеты. Ведущая роль информации в этом процессе очевидна. Причем речь идет как о технической, так и о содержательной ее стороне - о знаниях.

 

 

Информационные сети

• Известный теоретик информационного общества, социолог М. Кастельс приходит к еще более далеко идущему выводу: «Исследование зарождающихся социальных структур позволяет сделать следующее заключение: в условиях информационной эры историческая тенденция приводит к тому, что доминирующие функции и процессы все больше оказываются организованными по принципу сетей. Именно сети составляют новую социальную морфологию наших обществ, а распространение сетевой логики в значительной мере сказывается на ходе и результатах процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью». Сетевая структура представляет собой комплекс взаимосвязанных узлов. Причем конкретное содержание каждого узла зависит от характера той конкретной сетевой структуры, о которой идет речь.

 

Информация как новый экономический ресурс

• Известный специалист по менеджменту П. Дракер отмечает: «Традиционные «факторы производства» - земля (т. е. природные ресурсы), рабочая сила и капитал - не исчезли, но приобрели второстепенное значение. Эти ресурсы можно получать, причем без особого труда, если есть необходимые знания. Знание в новом его понимании означает реальную полезную силу, средство достижения социальных и экономических результатов».

 

Инновационный тип экономического развития

• Инновации становятся важнейшим фактором экономического роста.

• Развитие экономики всегда зависело от внедрения новых технологий, но в современных условиях экономическое развитие приобрело качественно новый характер.

• Определяющие его черты представляются следующими:

• во-первых, инновационный процесс как процесс создания, распространения и использования инноваций оказался в центре качественных, количественных и структурных изменений в экономике;

• во-вторых, инновационный процесс превращается в постоянно действующий фактор экономического роста;

• в-третьих, скорость изменений в экономике беспрецедентно высокая.

• В целом рыночная экономика развитых стран перешла к инновационному типу развития. Следует особо обратить внимание на значение сближения процессов получения знаний, технического прогресса и внедрения новшеств.

 

Понятие инноваций

Инновации представляют собой внедренные в производство или в сферу услуг новшества в форме объектов, технологий, продуктов, являющихся результатом научных исследований, изобретений и открытий, и которые качественно отличаются от своих аналогов (или не имеют аналогов).

 

Впервые понятие «инновации» вводит австрийский экономист
Й. Шумпетер.

• Это понятие охватывает следующие пять случаев:

• 1) изготовление нового, т. е. еще не известного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;

• 2) внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически не известного, метода (способа) производства, в основе которого необязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;

• 3) освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

• 4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

• 5) проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия».

 

Черты человека-новатора

 

• Инновационный тип экономического развития требует особых качеств у работников самого разного уровня. Для осуществления инноваций необходим человек-новатор, способный к такого рода деятельности. Дж. Н. Ландрам на основе исследования деятельности ряда выдающихся предпринимателей-новаторов (Т. Эдисона, Б. Гейтса, Т. Тернера, А. Мориты, С. Хонды и других) выделяет черты, присущие им:

· стремление к изменениям, к «созидательному разрушению»;

· бунт против традиций;

· любознательность;

· «работа превыше всего»;

· непоколебимый оптимизм;

· харизматическое лидерство, умение влиять на людей;

· стремление к риску в работе и в жизни;

· предприимчивость;

· новаторское предвидение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.218.79 (0.026 с.)