Конкуренция: сущность, формы, характеристики.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренция: сущность, формы, характеристики.



Конкуренция – соперничество между участниками экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товара.

Виды конкуренции:

1. По ценовому признаку:

– ценовая (предполагает продажу товара по ценам ниже, чем у конкурентов);

– неценовая (предполагает производство товаров более высокого качества и надёжности, чем у конкурентов).

2. По условиям, характеризующим конкуренцию:

- совершенная;

- несовершенная.

Черты совершенной конкуренции:

1) большое число фирм-производителей и покупателей на рынке;

2) незначительный объём производства на каждой отдельной фирме;

3) реализуемая продукция является однородной;

4) одинаковый уровень цен для всех производителей;

5) Высокая информированность на рынке, как потребителей, так и производителей;

6) Производители не вступают в заговор по поводу установления цен;

7) Отсутствие барьеров входа в отрасль.

На рынке совершенной конкуренции фирма не может влиять на цену, и, следовательно, продает любое количество своей продукции по одной и той же цене. Это значит, что дополнительный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет при любом объеме одинаков, т.е. предельный доход будет равен цене.

Особая роль совершенной конкуренции заключается в поддержании на рынке равновесной цены: если цена поднимается, то предложение превысит спрос и усилится соперничество продавцов, стремящихся сбить цены. В итоге начинается движение цены к точке равновесия, т.е. к величине стоимости.

Несовершенная конкуренция – это конкуренция, для которой не выполняется хотя бы одно из условия совершенной конкуренции.

Виды несовершенной конкуренции:

1) Монополия – такая ситуация на рынке, при которой 1 фирма-производитель занимает доминирующее положение в отрасли.

- чистая монополия – ситуация на рынке, когда существует одна фирма-производитель в отрасли. У неё нет конкурентов, поэтому её продукция является в некоторой степени уникальной.

- естественная монополия – ситуация на рынке, когда появление новых фирм в отрасли приводит к росту средних издержек.

Черты монополии:

1) Монополист является единственным производителем данного товара;

2 Монополист устанавливает монопольно высокие цены, и получает монопольно высокие прибыли;

3) Монополист не стремиться к улучшению качества своей продукции;

4) Наблюдается неравенство в доходах в обществе;

5) Монополия создаёт определенную степень опасности как в экономике, так и в политике.

Монополист диктует рынку цены своей продукции. Монополия добивается поддержания цены на высоком уровне тем, что ограничивает производство. Решение о том, сколько производить, определяется подбором такого сочетания между ценой и объемом продукции, которое ближе всего подходит к расчетной максимальной прибыли.

2) Олигополия – ситуация на рынке, когда существует несколько производителей какого-либо товара.

Основной принцип ценообразования при олигополии – установление цен по принципу лидерства. Он означает, что все компании в отрасли стремятся установить такие же цены, как у лидирующей фирмы.

При олигополии могут производиться как однородные, так дифференцированные товары. Основной минус олигополии – возможность сговора фирм по поводу установления цен на реализуемую продукцию.

И для олигополии, и для монополии существуют высокие барьеры входа на рынок (экономические (связанные с масштабами производства и юридические)).

3) Монополистическая конкуренция – это такая ситуация на рынке, которая характеризуется наличием большого числа фирм-производителей, но при этом возникает новое условие – дифференциация продукта. Что предполагает наличие у товаров каких-либо свойств, отличающих от аналогичных товаров конкурентов. Такие свойства могут быть как реальными, так и воображаемыми.

Проникновение новых фирм на рынок не ограничено и несложно для фирм, начавших выпуск новых марок продукта.

 

 

Спрос. Закон спроса.

Спрос - это платёжеспособная потребность потребителей в данном товаре при данном уровне цен в данный период времени.

Объём спроса – это количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени.

Закон спроса:При прочих равных условиях объём спроса увеличивается при снижении цены на рынке и уменьшается при её увеличении. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса.

Способы задания зависимости между величиной спроса и ценой товара:

1. с помощью функции спроса

Qd = Qd (P)

Qd - величина спроса ;

Р- цена.

2. с помощью шкалы спроса

Q Q1 Q2 …. Qn
P P1 P2 …. Pn

3. с помощью кривой спроса

Кривая спроса - кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент вре­мени.

Она имеет отрицательный наклон, что свиде­тельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.

На спрос влияют:

· цена товара,

· изменение доходов населения;

· размер накопленного имущества,

· изменение вку­сов и предпочтений;

· ценовые и дефицитные ожидания;

· коле­бание расходов на рекламу;

· изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров;

· рост (или уменьшение) количества покупателей.

Первый фактор (цена) способствует изменению спроса вдоль кривой спроса. Остальные факторы способствуют изменению спроса путем сдвига кривой спроса вправо или влево.

D®D2 спрос увеличивается D®D1 спрос уменьшается

Спрос является функцией всех этих факторов:

Qd = Qd (Р, I, Z, W, Рsub, Рcom, N, B),

Qd - спрос;

Р - цена;

I - доход;

Z -вкусы;

W -ожидания;

Рsub -цена на товары-субституты;

Рcom- цена на комплементарные товары;

N -количество покупателей;

В -прочие факторы

Функция спроса – функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него факторов

Индивидуальный спрос – спрос индивидуального или отдельного потребителя.

Рыночный (совокупный) спрос – суммарный спрос отдельных потребителей.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.51.151 (0.01 с.)