Описание процедуры исследования



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание процедуры исследования



В обследовании участвовало восемь супружеских пар:

1. Татьяна и Сергей.

Семейный стаж 25 лет. Двое детей (21 год и 19 лет)

2. Наталья и Геннадий.

Семейный стаж 13 лет. Двое детей (12 лет и 8 лет)

3. Валентина и Виктор.

Семейный стаж 18 лет. Двое детей (16 лет и 12 лет)

4. Оксана и Владимир.

Семейный стаж 6 лет. Один сын (4 года)

5. Светлана и Андрей.

Семейный стаж 5 лет. Один сын (3 года)

6. Светлана и Анатолий.

Семейный стаж 8 лет. Один сын (6 лет)

7. Анжела и Николай.

Семейный стаж 7 лет. Одна дочь (5 лет)

8. Наталья и Александр.

Семейный стаж 7 лет. Одна дочь (5 лет)

Большинство супругов недовольны своей семейной жизнью.

Цель работы – изучение характерных особенностей причин конфликтов.

Задачей является исследование основных причин конфликтов в семье:

а) изучить при помощи теста «Конфликтная ли Вы личность?» имеется ли достаточная осведомлённость друг о друге супругами;

б) определить уровень терпимости каждого из исследуемых;

в) изучить способы разрешения конфликтных ситуаций у исследуемых пар.

Гипотеза: недостаточная осведомлённость друг о друге приводит к семейным конфликтам.

Анализ результатов изучения представлений личности о своей конфликтности

Исследование проводила при помощи теста «Конфликтная ли Вы личность?». В результате получены следующие данные:

Таблица 1.

№ пары Жена Баллы Муж Баллы
Татьяна Сергей
Наталья Геннадий
Валентина Виктор
Оксана Владимир
Светлана Андрей
Светлана Анатолий
Анжела Николай
Наталья Александр

Количество баллов от 30 до 44. Вы тактичны. Не любите конфликтов. Умеете их сгладить, легко избегаете критических ситуаций. Когда же Вам приходится вступать в спор, то Вы учитываете, как это может отражаться на Вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, Вы не всегда решаетесь её оказать. Не думаете ли Вы, что тем самым Вы теряете уважение к себе в глазах других.

От 15 до 29 очков. О Вас говорят, что Вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете своё мнение, невзирая на то, как это повлияет на Ваши служебные и личные отношения. И за это Вас уважают.

У 50 % обследуемых оказалось, что один из членов супружеской пары является конфликтной личностью, что может сыграть роль в возникновении конфликтной ситуации и конфликта.

Анализ результатов изучения уровня терпимости супругов.

В данном случае использовала тест на оценку уровня терпимости.

Результаты:

Таблица 2.

жена Кол-во баллов Уровень конфл. муж Кол-во баллов Уровень конфл.
Татьяна Ниже среднего Сергей Ниже среднего
Наталья Средний Геннадий Средний
Валентина Низкий Виктор Низкий
Оксана Средний Владимир Средний
Светлана Ниже среднего Андрей Ниже среднего
Светлана Ниже среднего Анатолий Средний
Анжела Средний Николай Ниже среднего
Наталья средний Александр средний

 

Из таблицы результатов видно, что большинство испытуемых обладает средним и ниже среднего уровнем терпимости.

 

Анализ результатов изучения способов разрешения конфликтных ситуаций.

Использован тест Томаса.

Результаты:

 

Таблица 3.

Имя Соперничество в баллах Сотрудничество в баллах Компромисс в баллах Избегание в баллах Приспособление в баллах
Татьяна Сергей
Наталья Геннадий
Валентина Виктор
Оксана Владимир
Светлана Андрей
Светлана Анатолий
Анжела Николай
Наталья Александр

 

Количество баллов даёт представление о выраженности тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтной ситуации.

От 1 до 4 – данная тактика не свойственна испытуемому.

5-6 – предпочитаемая тактика.

Более 7-8 – тактика доминирует.

 

 

Заключение

В данной работе исследована актуальная тема: тема семейных конфликтов. В теоретической части дано понятие конфликта, семьи, их виды, этапы и функции, а так же изучен механизм воздействия конфликтов на супружеские отношения.

Изучены и применены в теоретической части работы методика Томаса «Стили конфликтного поведения» и методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»

Для исследования анкетировались по данным методикам семьи, имеющие разные этапы супружества, имеющие детей и бездетные. Составлены графики и сравнительные таблицы.

В процессе исследования поведения супружеских пар в семейных конфликтах выполнены следующие задачи:

Исследовать стили конфликтного поведения супругов;

v Исследовать характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях; Сравнить стиль поведение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях;

v Сравнить стиль поведение в конфликтных ситуациях на разных этапах супружества;

v Провести корреляционный анализ между стилем поведения и характером взаимодействия в конфликтных ситуациях.

Сделаны следующие выводы:

v Существуют различия в стиле поведения в семейных конфликтах между мужчинами и женщинами: у мужчин более выражен стиль соперничество и менее приспособление, чем у женщин.

v Не существуют различия между стилем поведения супругов в конфликтных ситуациях на разных этапах супружества

v Существует зависимость между стилем поведения в конфликтных ситуациях и характером взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях: в процессе воспитания детей, чаще используются такие стили как приспособление и компромисс; при конфликтных ситуациях, связанных с самоутверждением, проявлением независимости меньше всего используется сотрудничество.

Рассматривая выводы, сделанные данной работой приходим к мнению, что цель исследования достигнута. Актуальность данной темы состоит в важности изучать семейные конфликты, с целью их предотвращения, т.к. они оказывают большое, чаще негативное, влияние на супругов и их детей. На разных этапах супружества существуют «свои» проблемы, которые должны учитываться при разработке программ помощи семье.

 

Список литературы

1. Ковалёв С. В. психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.

2. Сатир В. Как строить себя и свою семью: - М.: Педагогика – Пресс, 1992.

3. Кочетов А. И. Мужчина и женщина: отношения полов: – Мн.: Полымя, 1989.

4. Популярная психология для родителей/ Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989.

5. Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. – Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 1992.

6. Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. – М.: Профиздат – 1990.

7. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.

8. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А. А. Крылова. – Л.: Изд. Ленинградского университета, 1990.

9. Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995.

10. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт… - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

11. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996.

12. Аграшенков А. В. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. – М.: Вече, 1997.

 

Тест Томаса.

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

б) чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) я пытаюсь уладить дело с учётом всех интересов другого и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) я стремлюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я всё время стремлюсь найти поддержку другого;

б) я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

6. а) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя;

б) я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно;

б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) я первым делом стараюсь ясно определить то, в чём состоят, все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться, из-за каких-то возникающих разногласий;

б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твёрдо стремлюсь добиться своего;

б) я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я пытаюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;

б) я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он так же идёт навстречу мне.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;

б) я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения;

б) я стремлюсь делать всё необходимое, чтобы избежать напряжённости.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего;

б) я стараюсь делать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём;

б) я даю другому возможность в чём-то остаться при своём мнении, если он так же идёт мне навстречу.

19. а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) я стремлюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого;

б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию находящуюся посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека;

б) я отстаиваю свои желания.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;

б) иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям;

б) я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов;

б) ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. а) зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать споры;

б) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

28. а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего;

б) улаживая спорную ситуацию, я всё время стремлюсь найти поддержку другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ключ к тесту Томаса.

Тактика Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособ-ление
      А Б
  Б А    
А       Б
    А   Б
  А   Б  
Б     А  
    Б А  
А Б      
Б     А  
А   Б    
  А     Б
    Б А  
Б   А    
Б А      
      Б А
Б       А
А     Б  
    Б   А
  А   Б  
  А Б    
  Б   А  
Б   А    
  А   Б  
    Б   А
А       Б
  Б А    
      А Б
А Б      
    А Б  
  Б     А

Необходимо подсчитать сумму совпадений Ваших ответов в каждой колонке в ключом. Если их окажется

1 – 4, то это случайное совпадение и такая тактика Вам не свойственна;

5 – 6, Вы владеете этой тактикой, она входит в репертуар Вашего поведения, её можно назвать предпочитаемой;

7 – 8 и более, то тактика относится к числу излюбленных, т. е. доминирующих, Вы прибегаете к ней часто помимо своей воли.

Сочетание предпочитаемых и доминирующих тактик будет характеризовать Ваш индивидуальный стиль поведения в конфликтах. Если Вы в равной мере владеете всеми, ваш стиль универсален.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.211.61 (0.01 с.)