Шаг 5. Расчет единичных параметрических индексов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шаг 5. Расчет единичных параметрических индексов



Оценка нормативных параметров отображается показателем, который набирает одного с двух значений:

1 – товар соответствует нормам и стандартам;

0 – не соответствует.

Процедура определения единичных параметрических индексов по техническим показателям (показателям качества) происходит по формуле:

 

Qi = Pi/Pбазi.

 

Если параметр тем лучше, чем больше его значение, единичный параметрический индекс рассчитывается как отношение величины параметра изделия к величине параметра товара, с которым сравнивается по вышеприведенной формуле.

Если параметр тем лучше, чем меньше его значение, расчет единичного параметрического индекса совершается по обратной формуле

 

Qi = Pбазi /Pi, где

 

Qi – единичный параметрический индекс, рассчитанный по i-му параметру.

Pi – значение i-го параметра изделия;

Pбазi – аналогичный параметр базового изделия, с которым проводится сравнение.

Отметит, что базовым товаром (с которым сравнивается товар фирмы) может быть или товар конкурента (Pбаз=Pконк), или эталон – гипотетическое изделие, которое удовлетворяет потребности потребителей на 100% (Pбаз=P100). При этом значение единичного параметрического индекса по такому параметру изделия должно быть равным единице.

Уровень конкурентоспособности по техническим показателям оценивают при помощи «жестких» и «мягких» параметров.

Каждый «жесткий» параметр имеет конкурентную величину, которая выражается в килограммах, миллиметрах и других единицах и оценивается в форме процентного отношения фактической величины параметра к величине, которая характеризует удовлетворение потребности на 100%.

Параметрический индекс можно определить и для «мягких» параметров, которые не имеют количественных характеристик. При этом результаты выражают в цифровой (бальной) форме. Основанием для присвоения параметру того или иного бала могут быть оценки группы экспертов по выбранной ими шкале (например, «дизайн», удобство пользования) по пятибалльной или десятибалльной шкале.

Шаг 6. Расчет групповых параметрических индексов

Групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам рассчитывается как произведение частичных показателей по каждому параметру:

n

Iнп = ПQi , где

i=1

Iнп – общий показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;

Qi – единичный (частичный) показатель по i-му нормативному параметру;

n – количество нормативных параметров, которые подлежат оцениванию.

Как видим, если хоть один из показателей равен нулю, то товар не конкурентоспособен.

Значение группового параметрического индекса по техническим параметрам определяется с учетом весомости (удельного веса) каждого параметра:

n

Iтп = Σ Qi аi , где

i=1

Iтп – групповой параметрический индекс по техническим показателям (по сравнению с эталоном);

Qi – единичный параметрический индекс i-го параметра;

аi – весомость i-го параметрического индекса;

n – количество технических параметров, по которым происходит оценка конкурентоспособности.

Групповой параметрический индекс может быть равен единице, быть больше или меньше единицы:

Iтп =1 – товар по техническим характеристикам аналогичен товару-конкуренту;

Iтп ›1 – уровень конкурентоспособности товара по техническим показателям выше, чем у товара конкурента;

Iтп ‹1 – ниже.

То есть, желанное значение Iтп ›1, если поравнять относительно товара-конкурента. Если базовый товар – это товар-эталон, оптимальное значение группового параметрического индекса Iтп =1. А если Iтп ›1 – то это вообще нонсенс, поскольку это равнозначно изготовлению товара с характеристиками, высшими за те, которые отвечают требованиям потребителей.

Групповой параметрический индекс по экономическим параметрам (по цене потребителя) рассчитывается по формуле:

m

Iеп = Σ bj Q j , где

j=1

Iеп - групповой параметрический индекс по экономическим показателям

Qj – экономический параметр j-го вида;

bj- удельный вес j-го экономического параметра в общей совокупности;

m - количество экономических параметров, по которым проводят оценивание.

 

Ц потреб1

или Ке = -----------; где

Цпотреб2;

 

Ке – показатель конкурентоспособности относительно товара-конкурента по экономическим параметрам;

Цпотреб1 – цена потребления изделия, которое оценивается;

Цпотреб2 – цена потребления товара-конкурента.

 

Желаемое значение Iеп ≤ 1, поскольку чем ниже цена потребления, тем выше уровень конкурентоспособности товара.

Определенный показатель конкурентоспособности позволит оценить соответствие товара эталону. Эти расчеты следует дополнить сравнением товаров-конкурентов, поскольку в большинстве случаев потребитель сравнивает товары, которые представлены на рынке.

 

Итак, для оценки уровня конкурентоспособности товара относительно товара-конкурента определяется показатель конкурентоспособности по техническим параметрам и сопоставляются групповые параметрические индексы товаров-конкурентов:

Iтп1

Кт = ------- ≥1, где

Iтп2;

Кт – показатель конкурентоспособности по техническим параметрам

Iтп1, Iтп2 – соответственно, групповые показатели конкурентоспособности по техническим параметрам изделий, которые сравниваются.

А показатель конкурентоспособности товара по экономическим параметрам относительно товар-конкурента определяется через соотношение групповых экономических показателей товаров фирмы и товара-конкурента

I е1

Ке = ------, где

2;

Ке – показатель конкурентоспособности относительно товара-конкурента по экономическим параметрам

1,2 – соответственно, групповые показатели экономических параметров товара, который оценивается и товара-аналога.

 

Уровень конкурентоспособности товара тем выше, чем меньше цена потребления, поскольку потребитель при этом получает возможность приобрести единицу качества товара по меньшей цене.

Шаг 7. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности

На основе групповых параметрических индексов по нормативным, техническим и экономическим показателям рассчитывают интегральный показатель конкурентоспособности (Кінт).

Iтп

Кінт = ---- ≥1.

Iеп;

 

Шаг 8. Подготовка выводов относительно повышения уровня конкурентоспособности товара

Если Кінт >1, товар считают более конкурентоспособным,

если Кінт <1 – уступает конкурентному товару,

если Кінт =1 – находится на одном уровне.

Безусловно, цель производителя – получить Кінт ≥1, целеустремленно увеличивая Iтп и уменьшая Iеп.

Если сравнения происходят относительно эталона, более конкурентоспособным товаром можно считать товар, который соответствует требованиям потребителей на 100%, т.е. Кінт =1.

Рассмотренный подход к оцениванию конкурентоспособности имеет учебно-аналитический характер. На практике определение конкурентоспособности происходит с учетом особенностей оценки определенных показателей конкурентоспособности (отраслевых, международных и пр.).

Если значение интегрального показателя, определенного на основе сравнения с товаром-эталоном, Кінт ≥1, изделие является конкурентоспособным относительно товара фирмы конкурента.

Если целью оценивания конкурентоспособности товара является принятия решения относительно введения товар на рынок, прогнозированная оценка конкурентоспособности товара:

При Кінт = 1,6 и более – очень перспективно;

1,40-1,59 – перспективно;

1,20-1,39 – малоперспективно;

1,00-1,19 - неперспективно

Интегральный показатель конкурентоспособности, рассчитанный по формуле указывает на степень его привлекательности с позиции покупателя.

Поскольку маркетинг – это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей обеих сторон обмена – покупателя и продавца, следует оценить привлекательность изделия также с позиции продавца.

При этом экономическая целесообразность от продажи единицы товара, выраженная через показатель удельного эффекта, определяется по формуле:

Кпрод = В/З, где

Кпрод – удельный эффект (продавца)

В – чистая прибыль от продажи товара

З – полные затраты на производство и реализацию продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.014 с.)