ТОП 10:

Найдите в приведенных ниже предложениях стилистические ошибки. Объясните, чем они вызваны. Отредактируйте предложения.



В нашем зеленом массиве много грибов и ягод. Должность родителей: мама – врач, папа – инженер (из анкеты). Монолог князя Андрея с деревом можно назвать диалогом, который здорово влияет на композицию романа «Война и мир». Студентам 1 курса срочно сдать зачетки в деканат (из объявления). На семейное мероприятие прибыло много гостей. Наш специальный корреспондент сообщил последнюю информацию об уборке картошки с полей Брянской области. Я сегодня запрограммировала пойти к окулисту. Мэрия проявляет постоянную заботу о благоустройстве жилых кварталов: три четверти города занято зелеными друзьями (из отчетного доклада). Может быть, мы войдем в визуальный контакт с дядей Петей в течение предстоящего дня.

Приведите 10 терминов, используемых в вашей научной специальности. Укажите значение каждого термина.

Определите, в каких предложениях выделенные слова являются терминами. Аргументируйте свой ответ.

1. Почти вся роща вырублена под корень.

Корнем из числа называется число, которое при возведении его в определенную степень дает данное число.

Он в корне неправ.

Корень — это осевой орган растения, служащий для укрепления растения в субстрате и поглощения из него воды и растворенных минеральных веществ.

2. У гуся страшная сила в крыльях: крылом он может перебить противнику крыло.

Сила – величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением.

3. Трудно найти работу по специальности.

Мы посетили выставку работ известного художника.

Работа под действием постоянной силы определяется произведением силы на путь и на косинус угла между их направлениями.

6. Сделайте реферативный обзор одного из последних выпусков журнала по Вашей специальности по плану: 1) общая характеристика текста, формулировка темы, проблемы; 2) описание содержания; 3) заключение: оценка, выводы.

Используйте материал для справок:

1) тема и проблема:

- данная (рассматриваемая) статья (работа) посвящена (чему?); работа представляет собой анализ (обзор, описание) (чего?); в статье описывается (анализируется, обобщается) (что?); ставится проблема (чего?); автор затрагивает вопрос (о чем?), касается проблемы (чего?).

2) цель:

- цель статьи – показать (что?); целью работы является описание (уточнение, выявление, определение, анализ) (чего?).

3) описание содержания:

- автор рассматривает (считает, утверждает, доказывает, подчеркивает, выделяет, противопоставляет, разрабатывает, обобщает…) (что?); останавливается (на чем?); исходит (из чего?); отмечает незначительность (важность, особое значение) (чего?); подтверждает (что? чем?); сравнивает (что? с чем?); иллюстрирует (что? чем?).

 

7. Дайте принятую сокращенную запись слов, используемых в библиографических описаниях: Москва, Санкт-Петербург, Брянск, страница, том, выпуск, глава, диссертация, автореферат, рукопись, сборник, введение, справочник, журнал, таблица, химический, биологический, тезисы, литература, чертеж, публикация, раздел, издательство, издание, печатный лист, редактор, серия, приложение.

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов, 2002.

2. Голуб И.Б. стилистика русского языка. – М., 2005.

3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993.

4. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. – М., 2002.

5. Культура русской речи / Под ред. Граудиной Л.К. и Ширяева Е.Н. – М., 1998.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2003.

7. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. – М., СПб., 2002.

8. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и редактирование научных произведений. – М., 1984.

9. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов. – М., 1999.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8.

Официально-деловой стиль.

План:

1. Общая характеристика официально-делового стиля.

2. Письменная деловая речь. Документы, их виды.

3. Требования к языку и стилю документов.

4. Основные реквизиты документа. Требования к оформлению реквизитов.

5. Новые тенденции в практике русского делового письма.

Домашнее задание: № 3, 4, 5.

Задания:

1. Замените: а) слова такими синонимами (словами или словосочетаниями), которые могут быть использованы в официально-деловом стиле: обещаю, взгляд, сейчас, спасибо, надо, жить (по адресу), ошибка, помогать, дать (кредит), говорю, умышленный, известие, деньги; б) сочетания синонимическими конструкциями, принадлежащими деловой речи (используйте предлоги в связи, в силу, по причине, согласно, вследствие, в целях, в случае, ввиду). Образец: из-за того, что не пришел – по причине неявки.

Чтобы расширить производство; из-за того, что работа не завершена; как написано в распоряжении; потому что не хватает средств; так как нарушены правила; если не согласится; чтобы установить деловые контакты, потому что предполагается отъезд; как указано в договоре.

Образуйте глагольные словосочетания с данными ниже словами (в их терминологическом значении). Образец: акт – составить, предъявить.

Апелляция, благодарность, выговор, виза, договор, заявление, иск, приказ, докладная записка, повестка, постановление, протокол, расписка, резюме, справка, счет, характеристика, санкции, кредит, задолженность, платеж, договоренность.

Сделайте сокращенную запись приведенных ниже слов и словосочетаний, принятую в документах.

1) сокращения общего характера: то есть, и другие, и так далее, и прочие, и тому подобное;

2) ссылки на части текста, иллюстрации, таблицы: смотрите, раздел, глава, пункт, сравните, тома, таблица, страница, экземпляр;

3) сокращения при названиях: область, район, город, село, станция, улица, переулок, проспект, проезд, железнодорожный, сельскохозяйственный, институт, университет, имени;

4) сокращения при цифрах: миллиард, миллион, тысяча, год, годы, рубль, квартал;

5) сокращения единиц измерения: метр, сантиметр, минута, секунда, тонна, грамм, килограмм, час;

6) сокращения при названиях должностей: кандидат биологических наук, кандидат экологических наук, заместитель декана, заведующий кафедрой, исполняющий обязанности, доцент, старший научный сотрудник, профессор, академик, ассистент, преподаватель;

7) аббревиатуры: Российская Федерация, Брянский государственный университет; научно-исследовательский институт; Российская академия наук; частное предприятие; совместное предприятие; научно-производственное объединение; коммерческий банк;

8) сокращения при обращениях: господин, госпожа, господа, гражданин, гражданка, граждане.

Какие из необходимых реквизитов пропущены в документах? Проанализируйте тексты документов с точки зрения их соответствия стилю, при необходимости отредактируйте.

Декану ЕГФ Буренок А.С. студента 1 курса 3 группы Иванова И.И. заявление. Настоятельно прошу Вас освободить меня от занятий 22.02.2012 г. по семейным обстоятельствам. 21.04.2012 г.

 

Расписка Я получил у лаборанта кафедры русского языка учебник «Культура русской речи» под ред. Граудиной Л.К. и Ширяева Е.Н. Обязуюсь вернуть через неделю. Семенов К.
Декану ЕГФ Буренок А.С. старосты 4 группы 1 курса Петровой С.А. докладная Довожу до вашего сведения, что студенты 4 группы 1 курса Иванов И.И. и Зотов А.К. не пришли на дежурство в раздевалку. Петрова С.

 

Объяснительная записка Я опоздал на занятия по вине троллейбуса, который поломался около остановки «Городищенский поворот», из-за чего я долго не мог уехать. 01. 04. 12. Смирнов А.

 

5. По предложенному образцу напишите резюме, предполагая, что Вы претендуете на одну из должностей: эколог, младший научный сотрудник, инженер, экономист-природопользователь, инженер по охране окружающей среды, геохимик, научный редактор, инженер-исследователь, учитель и другие.

Образец типового резюме

АНТОНОВА Ирина Алексеевна,

родилась в г. Брянске

30 августа 1990 г.

Домашний адрес: Адрес учебного заведения:

241014 г. Брянск Брянский государственный университет

ул. Почтовая 241036 г. Брянск, ул. Бежицкая, 14

д. 163, кв. 34 тел. 66-63-11

тел. 66-68-35

Позиция:учитель биологии.

Сведения об образовании и имеющемся опыте работы:

Средняя школа № 41 г. Брянска – 1997 – 2008.

Курсы иностранных языков при БГУ – 2008.

БГУ, 1-й курс, естественно-географический факультет, студентка заочного отделения – сентябрь 2008 – настоящее время.

Дополнительные сведения:

Читаю, говорю, перевожу с английского. Пользователь ПЭВМ (свободно владею программами Word 8.0, Excel). Имею водительские права на управление транспортом категории В (личной а/м нет).

Интересы, склонности:

Увлекаюсь театром, живописью.

Иная вспомогательная информация:

По характеру общительна, открыта, коммуникабельна. К порученному делу отношусь ответственно. Дисциплинированна.

Сведения о рекомендациях:

Рекомендации имеются и при необходимости могут быть предоставлены.

«29» января 2010 г. Антонова И.А.

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов, 2002. – С. 308-353, 364-385.

2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993. – С. 175-181.

3. Культура русской речи / Под ред. Граудиной Л.К. и Ширяева Е.Н. – М., 1998. – С. 216-234, 485-496.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2003. – С. 28-33.

5. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов.–М., 1999. –С. 183-202.

 

Контрольная работа







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.008 с.)