ТОП 10:

Ресурсах. Следовательно, приоритет в данной области отда-



Ется природоресурсному законодательству.

В ряде случаев природоресурсным законодательством

предусмотрено заключение договоров между специально

Уполномоченным органом государственной власти и при-

Родопользователем. К данным правоотношениям примени-

Мы нормы подраздела 2 «Общие положения о договорах»

разд. III части первой ГК. Также, например, в соответствии

Со ст. 751 ГК подрядчик обязан при осуществлении строи-

тельства и связанных с ним работ соблюдать требования за-

Кона и иных правовых актов об охране окружающей среды

и несет ответственность за нарушение данных требований.

При причинении в результате экологического правонаруше-

Ния вреда личности пли имуществу гражданина, имуществу

Юридического лица применяются нормы гл. 59 ГК об обяза-

Тельствах вследствие причинения вреда.

Требования в области охраны окружающей среды содер-

Жат также законодательные акты, регулирующие различ-

Ные сферы хозяйственной деятельности. К ним относятся,

например, Федеральные законы от 21.07.1997 № 116-ФЗ

«О промышленной безопасности опасных производственных

Объектов», от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопас-

Ности населения», от 19.07.1997 X? 109-ФЗ «О безопасном

Обращении с пестицидами и агрохимикатами», от 16.07.1998

№ 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения

Плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Статьей 57 Закона об охране окружающей среды право-

Вой режим чрезвычайных экологических ситуаций прирав-

Нен к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного

Характера. Правовое регулирование отношений в области

Защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного

И техногенного характера осуществляется Федеральным

Конституционным законом от 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрез-

Вычайном положении», Федеральным законом от 21.12.1994

№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычай-

Ных ситуаций природного и техногенного характера».

Экологическое право как наука

и учебная дисциплина

Под экологическим правом понимается не только отрасль

права, но также наука и учебная дисциплина. Экологическое

1.3. Экологическое право как наука и учебная дисциплина 25

Законодательство, практика его применения, проблемы, до-

Стижения, недостатки и пути развития являются предме-

Том научного исследования ученых-юристов и изучения в

Высших учебных заведениях. Предмет науки и учебной дис-

Циплины намного шире сферы общественных отношений,

Регулируемых законодательством, включает изучение зару-

Бежного законодательства, а также такие общетеоретические

Положения, как источники, система, методология экологи-

Ческого права, соотношение его с другими отраслями права,

Повышение эффективности действия, специфика юридиче-

Ской ответственности за экологические правонарушения.

Наука экологического права. Наука экологического нра-

Ва представляет собой систему знаний, теоретических поло-

Жений в области экологического права, является составной

Частью системы юридических наук. Предметом науки эколо-

гического права являются:

— отрасль экологического права. Наукой изучаются нор-

Мы и институты экологического права, анализируется роль

Данных правовых норм и институтов в регулировании соот-

Ветствующих общественных отношений. Объектом изуче-

Ния является также отрасль экологического права в целом.

Наукой исследуются источники отрасли, ее система, особен-

Ности эколого-правовых отношений, виды норм и способы

Их реализации, специфический характер предмета отрасли,

Место отрасли экологического права в правовой системе

РФ;

— эколого-правовые отношения. Исследование права

Невозможно без изучения, обобщения практики его приме-

Нения. Предметом науки экологического права являются

Регулируемые данной отраслью общественные отношения.

Их изучение позволяет выявить проблемы реализации изу-

Чаемых правовых норм, выработать предложения по повы-

Шению эффективности их применения.

Сделанные на основе обобщения практического опыта

выводы и теоретические концепции составляют содержание

Науки экологического права. На основе изучения практики

Норм экологического права разрабатываются предложения

По совершенствованию норм и применения действующего

Законодательства. Сами по себе положения эколого-пра-

Вовой науки не имеют нормативного, общеобязательного

Характера, однако становятся теоретической базой для со-

Здания новых правовых норм, для дальнейшего развития и

Совершенствования законодательства.

Глава 1. Экологическое право и экологические правоотношения

По сравнению со многими отраслями российского пра-

Ва экологическое право представляет собой одну из самых

«молодых» отраслей и научных дисциплин. Экологические

Правовые исследования не имеют столь глубоких традиций,

Как гражданско-правовые или уголовно-правовые. Однако в

Настоящее время проблемы правовой охраны окружающей

Среды являются крайне актуальными и, как следствие, об-

Условливают активное развитие данной отрасли, появление

Новых научных исследований эколого-пцавового направле-

Ния.

Экологическое право как учебная дисциплина. Одним

Из закрепленных в ст. 3 Закона об охране окружающей среды

Принципов охраны окружающей среды является принцип

Организации и развития системы экологического образова-

Ния, воспитания, формирования экологической культуры.

Общие нормы об экологическом образовании и просвеще-

Нии установлены в гл. 13 указанного Закона. Общественные

Отношения в области экологического воспитания и образо-

Вания регулируются также законодательством об образова-

нии и правовыми актами субъектов РФ, поскольку вопросы

охраны окружающей среды и общие вопросы воспитания и

образования отнесены ст. 72 Конституции к совместному ве-

Дению Российской Федерации и ее субъектов.

Экологическое образование — это непрерывный процесс

обучения, воспитания, самообразования, накопления опы-

Та и развития личности, направленный на формирование

Целостных ориентаций, поведенческих норм и специаль-

Ных знаний по сохранению окружающей среды и приро-

допользованию. Цель экологического образования состоит

В формировании экологических знаний и ответственного

Отношения к окружающей среде. Экологическое образова-

Ние необходимо для дальнейшего сохранения окружающей

Среды, бережного отношения к природным богатствам. Без

Экологических знаний невозможно развитие человека как

Гармоничной личности с гуманистическим отношением к

Природной среде.

Согласно ст. 71 Закона об охране окружающей среды в

Целях формирования экологической культуры и профессио-

нальной подготовки специалистов в области охраны окру-

Жающей среды устанавливается система всеобщего и ком-

плексного экологического образования, включающая в себя

дошкольное и общее образование, среднее профессиональное

образование, профессиональную переподготовку и повыше-

Экологические правоотношения 27

Ние квалификации специалистов. Преподавание основ эко-

Логических знаний осуществляется в дошкольных образова-

тельных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и

учреждениях дополнительного образования независимо от их

Профиля и организационно-правовой формы.

Дошкольное экологическое образование заключается в

Первичном ознакомлении ребенка с окружающей средой.

При преподавании экологии в системе общего образования

Предоставляется уже более значительный объем информа-

Ции. В учебных программах присутствуют такие предметы,

Как «Природоведение», «Человек и окружающий мир», «Ес-

Тествознание».

Экологическое право входит в государственный стандарт

юридического образования. Цель изучения экологического

права состоит в том, чтобы студенты получили представле-

Ние о развитии данной отрасли права, ее месте в системе от-

Раслей права РФ, об экологических правах и обязанностях

Граждан, а также способах защиты нрав, о законодательных

требованиях к хозяйствующему субъекту в области охраны







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.01 с.)