Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Описание и характеристика г.Ялуторовска накануне прибытия декабристов.

Поиск

 

Одним из Сибирских городов куда на поселение, были отправлены ссыльные декабристы стал город Ялуторовск. (приложение 2) Как многие сибирские города, Ялуторовск возник на месте древнего поселения. Основание Ялуторовской слободы датируется 1661 годом. Слобода разместилась на левом берегу Тобола между рекой Бачанкой и озером. С двух сторон острог охраняла река, с третьей - озеро Чать, а с четвертой протянут был двойной ров в глубину на 3 сажени (6 метров) с земляным валом между рвами. Рвы были соединены с Тоболом. Первыми жителями острога были казаки - годовальщики. Но постепенно Ялуторовская слобода заселялась и крестьянами. С 19 января 1782 г. Ялуторовская слобода стала именоваться городом Ялуторовск, а 17 марта 1785 года ему был дарован свой герб. Герб города Ялуторовска " в синем поле серебряное мельничное колесо, в знак того, что в округе оного находится многое число мучных мельниц". Верхняя часть герба - золотая пирамида с воинскою арматурою - флагами, секирами и барабанами - была общей для всех городов Тобольского наместничества и символизировала власть.

Первые жители Ялуторовской слободы в основном занимались сельским хозяйством, однако, возросшее население слободы нуждалось не только в продуктах питания, но и в промышленных изделиях. Привоз из Европейской России торговыми людьми тканей, одежды, обуви, домашней утвари, изделий из металла полностью не удовлетворял запросы местного населения. Появились свои первые промыслы. Ялуторовская слобода занимала промежуточное место между торгово-ремесленными центрами - Тобольском и Тюменью, которые уже в XVI в. поднялись до уровня развитых городов Европейской России.
Наибольшее распространение получили отрасли, связанные с обработкой продуктов сельского хозяйства - кожевенные, мыловаренные, салотопленные.
Один и тот же человек нередко занимался одновременно и выделкой кож и переработкой сала на мыло и свечи. В каждом поселении была развита деревообработка. Производимые продукты частично продавались на местной ярмарке, а иногда вывозились на продажу на ярмарки в Тобольск, Ирбит, Тюмень. Но, находясь далеко от административных центров России, население не могло выгодно продать продукты сельского хозяйства и приобрести промышленные товары. Поэтому крестьяне в XVII - нач. XVIII вв. вели преимущественно натуральное хозяйство.
В 1790 году Ялуторовск был заселен духовными, приказными, купцами, мещанами и военными. Но основное население города составляли крестьяне. Всего жителей насчитывалось 1156 человек: мужчин - 552, женщин - 604, жилых домов было 192. В Ялуторовском уезде значилось 29 населенных пункта (2 острога, 15 слобод и 12 сел) и 37 церквей. В уезде было 2 винокуренных завода, 6 стеклодувных фабрик, 1 шляпная мастерская и 552 мельницы. Были развиты следующие ремесла и производства: малярные, медные, оловянные, кузнечные, токарные, шляпные, кожевенные, плотницкие, столярные, кирпичные, чеботные, изготовление деревянной посуды, телег и колес, "здравоохранение" и города, и уезда было в руках одного лекаря.....
В 1812 году на защиту Отечества поднялась вся Россия. Тобольская губерня пожертвовала на войну с французами 168 611 рублей 33 1/3 коп. Добровольцами ушли защищать Отечество 499 человек. В том числе Ялуторовский уезд собрал 13 635 руб. 57 коп., сверх того холста разного сорта 260 аршин, 3 ружья, 1 пистолет. Добровольцами вызвались воевать 2 чиновника, 4 мещанина, 17 крестьян. ("Наш край в документах" Свердловск 1966г.).
В городе было 4 длинных и 7 поперечных улиц. Ялуторовск украшали несколько каменных зданий - две церкви, больница, уездное училище, богадельня, один обывательский дом. Остальные строения были деревянными: уездный суд с городническим правлением (эти здания сгорели в феврале 1820 г.), земский суд, казачество, тюремный острог.
В городе ежегодно бывали две небольшие ярмарки: Сретенская и Благовещенская. На них приезжали жители из соседних городов и уездов.
21 октября 1817 года происходило торжественное открытие уездного училища. Для начала в Ялуторовске был открыт первый класс с 30 учениками. Преподавателей было два, и один из них был смотрителем (директором) училища.
По именному указанию Александра I от 22 июля 1822 года о преобразовании сибирских губерний Ялуторовский уезд был преобразован в Ялуторовский округ и вошел в состав Тобольской губернии. Город Ялуторовск был назначен окружным городом.

Таким образом мы видим, на рубеже 18 - 19 веков Ялуторовск был маленьким провинциальным городком, в котором не было ни каких учебных заведений, кроме одной-единственной на огромную округу школы, не было библиотек, культурных заведений, а "здравоохранение" и города, и уезда было в руках одного лекаря....Жизнь людей в таком городе протекала скучно и однообразно, люди жили в неведении новостей и перемен происходящих в столице, жили в своём замкнутом, практически отделённом от внешнего мира сообществе. Таким был Ялуторовск на тот момент, когда в него прибыли ссыльные декабристы.

 

 

Глава 4. Жизнь декабристов в г.Ялуторовске. (приложение 10,11)

 

Одним из первых декабристов которые прибыли в г.Ялуторовск был Василий (Вильгельм-Сигизмунд) Карлович Тизенгаузен (1781-1857гг) (приложение 3)

в Ялуторовск препровожден из Тобольска в конце мая 1829 года. Прожил в Ялуторовске дольше всех - 24 года. Место для проживания ему выделили на окраине города около кладбища. Здесь он через год построил красивый дом, правда, он неоднократно загорался и вновь отстраивался. В Ялуторовске о Тизенгаузене ходили одновременно и добрая и недобрая молва. Добрая - как о прекрасном садовнике, который одним из первых в Сибири культивировал яблони, который заброшенный пустырь превратил в цветущий сад. Вместе с наемными рабочими работал с заступом в руках. Он рассаживал яблони, устраивал аллеи, вскапывал клумбы и катил тачку с дерном, причем шутил: "На каторге выучился". Недобрая - как о чернокнижнике, человеке не православной веры. В самом деле, Тизенгаузен жил один, был католиком, и в доме его не было икон, а в нижнем подвальном этаже стояло несколько больших статуй нимф, фавнов и олимпийских богов. Это пугало людей. Тизенгаузен проявил себя на каторге и в ссылке как очень разумный и взвешенный человек. Однажды он даже урезонил целую группу декабристов, которые в отчаянии хотели бежать с каторги. По сути - спас им жизнь.

В 1853 году Тизенгаузен вернулся на родину - в Нарву. Было ему тогда 72 года. Через 4 года его не стало.

Враницкий Василий Иванович (1786-1832) (приложение 4)

Прибыл в Ялуторовск в 1830 году. До этого, в течение четырех лет он находился на поселении в Пелыме, где тяжело заболел. Не имея родственников в России, Враницкий был лишен какой-либо поддержки в суровых материальных лишениях. Ему выдавался лишь скудный солдатский паек. Несмотря на то, что в Ялуторовске друзья-декабристы прилагали усилия, чтобы облегчить участь Враницкого, его физическое и душевное состояние продолжалось ухудшаться. Он полностью утратил интерес к жизни, и почти не выходил на улицу. Незадолго до смерти на вопрос о пожеланиях, касающихся условий его содержания в Ялуторовске, Враницкий отвечал: «Собственной воли иметь не желаю, так как давно морально мертвый».

Враницкий скончался в Ялуторовске в 1832 году. Ввиду того, что в те годы было запрещено хоронить государственных преступников на городских кладбищах, его могила была утеряна. В 1992 году на старом ялуторовском кладбище, где покоятся декабристы, был установлен памятник Варницкому в виде скорбящего ангела.

Андрей Васильевич Ентальцев (1788-1845) (приложение 5)

был переведен в Ялуторовск из Березова. В Ялуторовске он поселился вместе со своей женой - Александрой Васильевной, которая, одной из первых среди жен декабристов, последовала за мужем в Сибирскую ссылку. Свободное время Ентальцев посвящал изучению медицины и врачеванию. К нему шли крестьяне, которых он лечил охотно и бесплатно и разговаривал с ними не как барин, а как человек. На него начали писать доносы. Нередко оказывал бескорыстную помощь местным жителям. Ентальцев неоднократно становился жертвой доносов, в которых он обвинялся, порой, в самых фантастических и нелепых преступлениях против государства. Так, одно из обвинений состояло в том, что в амбаре у декабриста должны были храниться пушки и порох, предназначенные для покушения на наследника престола - Александра Николаевича, прибытие которого ожидалось в Ялуторовск. Ночью дом Ентальцева был окружен. В нем был произведен обыск. Однако в сарае декабриста было найдено лишь несколько старинных пушечных лафетов, железо от которых он намеревался использовать в хозяйственных нуждах.

Последние годы его жизни были омрачены тяжелой душевной болезнью. Александра Васильевна возила мужа в Тобольск, однако врачи были бессильны ему помочь. 25 января 1845 года Ентальцев скончался. Его вдова оказалась в трудном материальном положении. На протяжении 20 лет она жила в Сибири. Потомком у Ентальцева не осталось.

Иван Дмитриевич Якушкин (1793-1857) (приложение 6)

В 1836 году Иван Дмитриевич Якушкин прибыл в Ялуторовск, отставной капитан, участник битвы при Бородино, один из основателей Союза спасения и член Союза благоденствия. Якушкин был осужден по самому строгому - 1 разряду и до прибытия в Ялуторовск пробыл 8 лет на каторге в Чите и Петровском заводе.

В период Ялуторовской ссылки Якушкин занимался изучением местной природы. Благодаря содействию молодого священника Знаменского, Якушкин устроил в городе две школы. Мужская школа открылась в августе 1842 г. Уже к маю 1846 года в этом приходском училище обучались 200 мальчиков из Ялуторовска, его округа и некоторых соседних городов. Мальчиков обучали чтению, письму, арифметике, черчению, географии, началам механики. Якушкин сам писал учебники по многим предметам, собирал гербарии и подробно описывал растения, даже делал глобусы.

В память об умершей жене Якушкин открыл и школу для девочек. С 1846 по 1856 гг. в нее были приняты 240 девочек. В женской школе установлена была плата за учение по 25 руб., но ее вносило лишь небольшое число зажиточных родителей, за остальных же уплачивали декабристы, их родные и знакомые. Манифест 26 августа 1856 г. освободил Якушкина, как и других декабристов, от ссылки, но не дал им права жительства в столицах. В декабре 1857 г. Якушкин умер. У него остались два сына, от них и продолжился старинный род.

Примечательно, что практически жизнь всех потомков Якушкина оказалась так или иначе связана с просвещением, образованием, филологией. Многим из них передались и личные качества знаменитого прадеда - упорство, скромность, интеллигентность. (приложение 7)

М.И. Муравьев -Апостол (1793-1886) (приложение 8)

В 1836 году он прибыл на поселение в Ялуторовск. Весть о событиях на Сенатской площади застала Муравьева-Апостола в гостях у брата Сергея, служившего в Черниговском пехотном полку. Братьями было организованно восстание полка, которое вскоре было жестоко подавленно. Муравьевы-Апостолы были приговорены к высшей мере наказания - смертной казни, однако Матвею Ивановичу она была заменена на 20 лет каторги и пожизненное поселение в Сибири.

В Ялуторовске Муравьев-Апостол поселился со своей женой в доме, принадлежавшему ранее купцу Белоусову. После смерти сына Муравьевы-Апостолы взяли на воспитание двоих детей, которых Матвей Иванович обучал грамоте, иностранным языкам и игре на музыкальных инструментах. В 1849 году во время ремонта дома Муравьевым-Апостолом была оставлена бутылка со знаменитым «Посланием потомкам», которое было обнаружено лишь 100 лет спустя, и стала одним из центральных экспонатов Ялуторовского музея Памяти декабристов. Гостеприимный дом Муравьева-Апостола выполнял роль своеобразного клуба, в котором декабристы нередко устраивали литературные и музыкальные вечера. (приложение 9)

После амнистии 1856 года Муравьев-Апостол переехал из Ялуторовска в Москву, где дожил до глубокой старости. Там им были опубликованы «Воспоминания» о пребывании в Сибири.

 

Декабристы всегда считали Сибирь неотделимой частью России. В своих суждениях они опирались на представление о Сибири как о суровом крае изгнания. Выйдя на поселение и пожив в Сибири, они пришли к выводу, что у неё большие перспективы. Очень тепло отзывался о сибиряках один из ссыльных декабристов И.И. Пущин:"Народ смышлёный, довольно образованный, сравнительно с Россией, за малыми исключениями, и вообще состояние уравнено - не встречается большой нищеты. Живут опрятно, дома очень хороши, едят как нельзя лучше. Не забудьте, что край наводняется ссыльными, это зло, но оно не так велико при условиях местных Сибири".(Пущин И.И. Записки о Пушкине. Письма М., Худ.лит. 1988г.)

 

В Сибири декабристы встретили образованных, предприимчивых людей. Ими оказались представители местного купечества. Дружеские связи с купцами стали складываться уже на каторге. Декабристы любили собираться в доме Ивана Фёдоровича Мамонтова, у хозяина была большая библиотека в которой было много книг, а также свежие газеты и журналы.

Один из купцов Иван Фёдорович Медведев принял горячее участие в открытии И.Д.Якушкиным училища для мальчиков. Самые тёплые воспоминания оставили декабристы о Николае Яковлевиче Балакшине, по долгу службы ему часто приходилось бывать в Москве и Петербурге, и при этом случае он посещал родственников декабристов, привозил от них письма и посылки. Когда встал вопрос о необходимости нового здания для женской школы, то он совершенно бесплатно пустил учениц в дом купца Снегирёва, затем на своё имя купил место для постройки нового здания. Зимой, в сильные морозы, он давал свою лошадь, которая развозила ребят по домам.

Дети купцов с детских лет впитывали атмосферу взаимоотношения декабристов с их родителями. В своих прогрессивных устремлениях они пошли дальше своих отцов. Так Александр Николаевич Балакшин, стал председателем Сибирского союза маслодельных артелей. В результате значительного экспорта сибирского масла государство получало больше золота, чем давали его все золотые прииски России. Савва Иванович Мамонтов построил две крупные железные дороги и внес значительный вклад в развитие русской культуры.

Само пребывание декабристов в сибирских городах, их разнообразная деятельность, их споры, переписка влияли на общественное мнение. Они и в ссылке оставались гражданами в высоком смысле. И отчетливо осознавали значение своих дел. Говоря о влиянии декабристов на развитие общей культуры в Сибири, декабристы писали:" Мы уверены, что добрая молва о нас сохранится надолго по всей Сибири, что многие скажут спасибо за ту пользу, которую пребывание наше им доставило".(Зубарев Н.В. Ялуторовск Средне уральское книжное издательство Свердловск 1972г.).

Подтверждением этой мысли, были письма, которые получали декабристы после амнистии. Люди писали:" У нас стало грустно в городе, ибо декабристы были цветы, украшавшие Ялуторовск....."(Зубарев Н.В. Ялуторовск Средне уральское книжное издательство Свердловск 1972г.).

Таким образом, мы видим что декабристы, будучи людьми просвещенными и деятельными, сразу же начали принимать живейшее участие в культурной, образовательной и социальной жизни города. Они много сделали для просвещения местного населения. Так, Иван Якушкин основал два училища ― для мальчиков и для девочек. Несмотря на то, что училища официально назывались приходскими, программа их была обширна: преподавались, например, начальная алгебра, геометрия, механика. До отъезда Якушкина из Ялуторовска в училищах окончили курс свыше 700 человек. Декабрист Андрей Ентальцев помогал местному населению как врач, не назначая при этом плату за услуги.

Неудивительно, что жители Ялуторовска сохранили самую добрую память о ссыльных. Остались и материальные свидетельства их пребывания в городе: дома Муравьева-Апостола и Якушкина, а также множество личных вещей. На основе этого и был создан в 1927 году Музей памяти декабристов. Сейчас он является, пожалуй, главной достопримечательностью Ялуторовска. Особенно интересна экспозиция, расположенная в доме Матвея Ивановича Муравьева-Апостола. Приехав на поселение, он приобрел этот дом, который вскоре стал излюбленным местом встреч кружка ссыльных. Здесь проездом останавливались другие участники декабрьского восстания: Вильгельм Кюхельбекер, князь Волконский с женой....

 

Заключение (приложение 12)

 

Ссыльные декабристы принесли немалую пользу Сибири и ее жителям. Они сделались лекарями и правозащитниками, ходатаями за обиженных и притесняемых. Они способствовали изучению истории и природных богатств края, занимались просвещением, распространением новых сельскохозяйственных культур. Кто-то из них завел здесь семью, выбрав жену среди сибирячек, воспитывал детей. Сибирь, где прошла значительная часть их молодости, их жизни, стала для них второй родиной. И, несмотря на все пережитые здесь тяготы, нужду, преследования, покидая ее, они отдавали ей дань благодарности и предрекали светлое будущее. Многое из того, что вводили в своей учебно-воспитательной работе декабристы, нашло отражение и дальнейшее развитие в советской, а затем и российской педагогической практики. Они первыми приступили к созданию публичных библиотек и библиотек при начальных училищах, где их ранее не существовало. Открыв женские школы на территории Сибири, они фактически первыми в России положили начало вовлечению женщин в сферу умственного труда.

Дата 14 декабря стала значимой для жителей города Ялуторовска благодаря декабристам, которые вышли на в 1825 году вышли на Сенатскую площадь. Ежегодно в этот день организовываются самые разные мероприятия: встречи, экскурсии, конкурсы. Горожане собираются в мемориально-духовном комплексе, чтобы почтить память декабристов. В 1927 году в городе открыт музей декабристов. С 1996 года ежегодно проводится областной фестиваль “Декабристские вечера”. Память о декабристах - главнейшая достопримечательность Ялуторовска. Их именами названы улицы, средняя школа, берёзовая роща - парк.

Когда у меня спрашивают как я отношусь к событиям 1812 года, я отвечаю: " Я очень горд за своих соотечественников, горд за свою страну, но в тоже время мне очень жаль, что победа в этой войне досталась нам ценой стольких человеческих жизней. Как бы ни была сладка радость победы, всегда остается капля горечи, о тех жизнях которые были отданы ради неё". Я согласен с о словами нашего земляка историка Ю.А.Фабрика: "Прошлое изменить нельзя, его нужно знать, относиться к нему с должным уважением и использовать неоценимый опыт предшествующих поколений с благодарностью".

Таким образом результатом проделанной работы можно считать следующее:

1. Изучены и систематизированы исторические материалы о судьбах декабристов.

2. Составлена историческая справка о г. Ялуторовске во время войны 1812 года и на кануне прибытия в город декабристов.

3.Проведена работа с музейными экспонатами находящимися в Ялуторовском музее Декабристов. (письма декабристов, дневники декабристов).

4. Состоялась встреча со старшим научным сотрудником музея декабристов Альбиной Григорьевной Болотовой.

5. Сделаны снимки личных вещей декабристов, домов в которых они проживали во время ссылки.

Проделав данную работу, я смог прийти к выводу, что пятеро из сосланных в Ялуторовск декабристов, были непосредственными участниками войны 1812 года, и самыми активными участниками декабристского движения, а также что в период своей ссылки они внесли неоценимый вклад в развитие культуры и образования г.Ялуторовска.

Данная работа имеет практическую значимость, она может быть использована на занятиях по краеведению, как дополнительный материал на уроках истории, классных часах, а также интересна широкому кругу любознательных читателей, молодежи.

Библиография

 

1.Афонасьева Л.И., Болотова А.Г., Шестакова Н.М., Грани истории сборник краеведческих статей научных сотрудников Ялуторовского музейного комплекса Ялуторовск 2002г. с.23

 

2. Болотова А.Г. История города Ялуторовска с древнейших времён Ялуторовск 1997 год.

 

3. Зубарев Н.В. Ялуторовск Свердловск 1972г. с.12

 

4. Ключевский В.О. Русская история г.Москва 2011г.

 

5. Нечкина М.В. Декабристы. - М., 1982 с.54

 

6. Фабрика Ю.А. Сибирский щит 2011г. с.43

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.50 (0.015 с.)