Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выбирай подходящую тему для беседы
В добавление к вышесказанному разберем способы общения с людьми и тематику бесед с ними. Когда ты общаешься с кем-либо, придерживайся темы разговора, интересной твоему собеседнику. Это – естественно для людей. Ведь беседа с молодым человеком отличается от беседы с пожилым, разговоры с ученым – от разговоров с невеждой, а разговоры с женой — от разговоров с сестрой. Я не имею в виду, что разница принципиальна — когда историю, которую ты рассказываешь сестре, ты не можешь рассказать жене, или когда то, что ты упомянешь при молодом человеке, не следует слышать шейху! Нет. Я имею в виду незначительную разницу в форме изложения части какой-либо истории, или, возможно, и всей этой истории в целом. Уясним вышесказанное примером. Если ты сидишь с пожилыми людьми в возрасте восьмидесяти лет и выше, которые пришли проведать твоего деда… Разве уместно будет, если ты будешь рассказывать им, радостно смеясь, о том, как ты ходил куда-нибудь с приятелями на пикник?! Или как такой-то забил гол во время игры, — как он отбил мяч головой, а потом коленом. Несомненно, это было бы неверно. Точно так же, когда ты беседуешь с маленькими детьми, будет неверно, если ты станешь рассказывать им об отношениях мужей со своими женами. Думаю, все мы согласны с этим. Итак, один из методов расположения к себе людей − это выбор темы общения, которая нравится им и волнует их. К примеру, отца, у сына которого высокая успеваемость в школе, лучше спрашивать об успехах сына, потому что, без сомнения, он доволен им, и будет рад постоянно говорить об этом. Или с мужчиной, который владеет магазином, приносящем прибыль, будет уместно говорить об этом магазине и о том, как клиенты довольны им, потому что именно это порадует его. И за это он полюбит тебя, полюбит общение с тобой. Пророк صلى الله عليه وسلم учитывал это. Его беседа с юношей отличалась от беседы с пожилым человеком, женщиной или ребенком. Дж̀абир ибн Абдулла رضي الله عنه – один из великих сподвижников. Его отец был убит в битве при ̀Ухуде, и с ним осталось девять сестер, у которых не было другого кормильца, кроме него. Кроме того, от отца у него появилось много долгов. Все это осталось юноше на заре его молодости.
Джабир был постоянно погружен в раздумья, озабочен проблемой своих долгов и проблемами сестер, а кредиторы требовали долг днем и ночью. Как-то раз Джабир выступил в поход вместе с Пророком صلى الله عليه وسلم на битву Зат ар-Рик̀аъ. Из-за своей бедности он был вынужден ехать на слабом, утомленном верблюде, который еле передвигался, так как у Джабира не было средств купить себе другого верблюда. В пути люди опередили его, и он оказался позади всех. Пророк صلى الله عليه وسلم тоже был в конце войска. Он узнал Джабира, увидел еле волочащегося под ним верблюда, и все люди уже опередили их. Пророк صلى الله عليه وسلم спросил его: مالك يا جابر «Что с тобой, о Джабир?». Тот ответил: «О Посланник Аллаха, меня задерживает этот верблюд». Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: أنخه «Останови его». Джабир слез с верблюда. Пророк صلى الله عليه وسلم слез со своей верблюдицы и сказал: أعطني العصا من يدك أو اقطع لي عصا من شجرة «Дай мне свою палку или сорви ветку с дерева». Джабир подал ему палку, а слабый и утомленный верблюд опустился тем временем на землю. Пророк صلى الله عليه وسلم подошел к нему и слегка ударил его этой палочкой. Верблюд подскочил и пустился в бег, полный энергии. Джабир схватил его, оседлал и поехал рядом с Пророком صلى الله عليه وسلم, радостный и довольный. Его верблюд стал энергичным и быстрым. Пророк صلى الله عليه وسلم обернулся к Джабиру, желая заговорить с ним. Какую же тему выбрал Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم для беседы с Дж̀абиром? Джабир был юношей на заре своей молодости. Молодежь в основном интересуется вопросами женитьбы и материального обеспечения. Пророк صلى الله عليه وسلم спросил:
يا جابر.. هل تزوجت «Джабир! Ты женился?» Джабир ответил: «Да». Пророк صلى الله عليه وسلم спросил: بكراً.. أم ثيباً «На девственнице или на побывавшей замужем?» Джабир ответил: «На побывавшей замужем». Пророк صلى الله عليه وسلم удивился тому, что молодой юноша в первый раз женится на побывавшей замужем женщине и ласково спросил Джабира: هلا بكراً تلاعبها وتلاعبك «Почему не на девственнице, с которой бы ты играл, и которая бы играла с тобой?» Джабир ответил: «О Посланник Аллаха! Мой отец был убит при Ухуде и оставил мне девять сестер, у которых нет другого кормильца, кроме меня. Я не захотел жениться на девушке, подобной им, чтобы между ними не возникало разногласий и ссор, а женился на женщине старше их по возрасту, чтобы она была им, как мать». Это имел в виду Джабир. Пророк صلى الله عليه وسلم понял, что перед ним юноша, жертвующий своими интересами ради сестер. Он захотел пошутить с ним, подбирая выражения, соответствующие его возрасту, и сказал: لعلنا إذا أقبلنا إلى المدينة أن ننزل في صرار.. فتسمع بنا زوجتك فتفرش لك النمارق «Возможно, когда мы доберемся до Медины и остановимся в Сыраре, [1] твоя жена услышит нас и приготовит для тебя ложе из подушек». Он имел в виду, что, хоть он и женился не на девственнице, она все же остается невестой, которая радуется его прибытию и расстилает для него ложе. Когда же он упомянул подушки, Джабир сразу вспомнил о своей бедности, о бедности своих сестер и воскликнул: «Подушки!! Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, у нас нет подушек!» Тогда Пророк ответил صلى الله عليه وسلم: إنه ستكون لكم نمارق إن شاء الله «Воистину, будут у вас подушки, если пожелает Аллах». И они тронулись дальше. Пророк صلى الله عليه وسلم пожелал для Джабира какой-нибудь денежной прибыли и, обернувшись к нему, сказал: يا جابر.. «О Джабир!» Тот ответил: «Я перед тобой, о Посланник Аллаха!». Пророк صلى الله عليه وسلم спросил: أتبيعني جملك «Ты продашь мне своего верблюда?» Джабир задумался: ведь этот верблюд был основой его имущества, даже когда был слабым и немощным, а теперь ведь он стал сильным и выносливым! Однако он понимал, что не может отвергнуть просьбу Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم и сказал: «Оцени его, о Посланник Аллаха!». Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: بدرهم!! «Дирхем!» Джабир воскликнул: «Дирхем!! Ты недооцениваешь его, о Посланник Аллаха». Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
بدرهمين.. «Два дирхема!» И снова Джабир ответил: «Нет! Ты недооцениваешь его, о Посланник Аллаха». Так они продолжали торговаться, пока он не достиг стоимости сорока дирхемов – укъии золота. Джабир сказал: «Хорошо. Но только с условием, что я доеду на нем до Медины». Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: نعم.. «Да». Когда они достигли Медины, Джабир отправился к себе домой, снял с верблюда свой багаж, потом направился к мечети, чтобы совершить намаз с Пророком صلى الله عليه وسلم и привязал верблюда у мечети. Когда Пророк صلى الله عليه وسلم вышел из мечети, Джабир сказал ему: «Вот твой верблюд, о Посланник Аллаха». Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: يا بلال.. أعط جابراً أربعين درهماً وزده.. «Биляль! Отдай Джабиру сорок дирхемов и добавь еще». Биляль отдал ему больше сорока дирхемов. Джабир взял деньги и понес их, перекладывая из руки в руку, раздумывая о своем положении и о том, что ему делать с этими деньгами?! Может, купить на них верблюда или что-нибудь из домашней утвари, или… И вдруг Пророк صلى الله عليه وسلم обратился к Билялю со словами: يا بلال.. خذ الجمل وأعطه جابراً.. «Биляль! Возьми верблюда и отдай его Джабиру». Биляль взял верблюда и отправился с ним за Джабиром, и когда он настиг его, Джабир удивился: «Вы отменили сделку?» Биляль сказал: «Возьми своего верблюда, Джабир». Джабир спросил: «В чем дело?». Биляль ответил: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم повелел мне отдать тебе верблюда и деньги». Джабир вернулся к Посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم и спросил его: в чем дело, разве он не хочет верблюда? Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: أتراني ماكستك لآخذ جملك.. «А ты думал, что я торговался, чтобы заполучить твоего верблюда?» Пророк صلى الله عليه وسلم имел в виду, что он занижал цену не для того, чтобы заполучить этого верблюда, а для того, чтобы знать, сколько выделить средств в качестве помощи в решении его проблем.
Как же высока была эта нравственность! Он выбирает соответствующий для юноши стиль общения, а потом, когда решает сделать ему добро, помочь ему материально, прикрывает это деяние со всей деликатностью и заботой. Как-то раз с Пророком صلى الله عليه وسلم сидел молодой человек по имени Джулейб̀иб. Он был одним из лучших молодых сподвижников رضي الله عنه, но был очень беден и некрасив лицом. И вот, однажды он сидел с Пророком صلى الله عليه وسلم. И какую же тему постарался выбрать Пророк صلى الله عليه وسلم для разговора с ним? Юноша в расцвете лет, неженатый. Говорил ли он с ним о происхождении арабов, о самом знатном из них и простом? Или говорил с ним о рынках и нюансах торговли? Нет! У этого юноши есть определенная тема разговора, которую он предпочитает всем остальным темам. И вот, Пророк صلى الله عليه وسلم затронул в разговоре с ним тему женитьбы, поскольку всех молодых людей радует эта тема. Затем он صلى الله عليه وسلم предложил ему его женить. Джулейбиб сказал: «Тогда ты увидишь, что я не пользуюсь спросом». Пророк صلى الله عليه وسلم ответил: غير أنك عند الله لست بكاسد.. «Но зато перед Аллахом ты не такой». Пророк صلى الله عليه وسلم не переставал искать шанс женить Джулейбиба, пока однажды к нему не пришел один мужчина из ансаров и предложил ему в жены свою дочь, побывавшую замужем. Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: نعم يا فلان.. زوجني ابنتك.. «Да, о такой-то! Отдай мне в жены свою дочь». Ансар сказал: «Да, и еще раз да, о Посланник Аллаха!» Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: إني لست أريدها لنفسي.. «Только я хочу ее не для себя». Ансар спросил: «Для кого же?». Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: لجليبيب.. «Для Джулейбиба». Мужчина воскликнул удивленно: «Джулейбиб!!! Джулейбиб!!! О Посланник Аллаха! Подожди, пока я спрошу ее мать». Мужчина пришел к своей жене и сказал: «Посланник Аллаха сватается к твоей дочери». Она ответила: «Да, и еще раз да. Выдай ее за Пророка صلى الله عليه وسلم». Он сказал: «Только он хочет ее не для себя». Женщина спросила: «А для кого?» Он сказал: «Он хочет ее для Джулейбиба». Женщину ошеломило предложение отдать ее дочь за нищего и уродливого юношу, и она воскликнула: «Ох! Джулейбиб?! Нет, клянусь Аллахом, я не выдам ее за Джулейбиба, мы ведь отказывали стольким сватам».
Огорченный этим решением отец встал, чтобы пойти к Посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم, и тут девушка крикнула из своей комнаты, обращаясь к родителям: «Кто сватает меня?» Они ответили: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم». Она казала: «И вы отвергаете веление Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم?! Отдайте меня Посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم, — поистине, он не даст погубить меня». Она будто бы возвысилась над ними и успокоила их. Ее отец отправился к Пророку صلى الله عليه وسلم и сказал: «О Посланник Аллаха, делай, как ты пожелаешь, выдай ее замуж за Джулейбиба». И Пророк صلى الله عليه وسلم выдал ее за Джулейбиба и сделал за нее дуа, сказав: اللهم صب عليهما الخير صباً.. ولا تجعل عيشهما كداً كداً.. «О Аллах! Пролей на них дождь любви и не делай из их супружеской жизни непосильную ношу!» Не прошло и нескольких дней после их женитьбы, как Пророк صلى الله عليه وسلم выступил на газават, и вместе с ним пошел и Джулейбиб. Как только битва закончилась, люди бросились разыскивать друг друга. Пророк صلى الله عليه وسلم спросил их: هل تفقدون من أحد ؟ «Вы потеряли кого-то?» Люди ответили: «Да, мы не находим такого-то и такого». Помолчав немного, он снова спросил: هل تفقدون من أحد ؟ «Вы потеряли кого-то?» Люди опять ответили: «Да, мы не находим такого-то и такого». Он помолчал, а потом спросил снова: هل تفقدون من أحد ؟ «Вы потеряли кого-то?» Люди снова ответили: «Да, мы не находим такого-то и такого» Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: ولكني أفقد جليبيباً.. «А я потерял Джулейбиба». Все стали искать его. Люди искали его среди убитых на поле боя, но не нашли. Затем они обнаружили его неподалеку. Он лежал рядом с телами семи мушриков, которых он убил, а затем сам был убит. Пророк صلى الله عليه وسلم стоял, смотрел на его тело, а затем произнес: قتل سبعة ثم قتلوه.. قتل سبعة ثم قتلوه.. هذا مني وأنا منه.. «Убил семерых, а затем они убили его… убил семерых, а затем они убили его. Он – часть меня, а я – часть его». Затем Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم взял его на руки и велел вырыть ему могилу. Анас рассказывал: «Мы не спеша рыли могилу, а у Джулейбиба не было другого ложа, кроме рук Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم до тех пор, пока мы не приготовили могилу и не похоронили его». Анас продолжал: «И, клянусь Аллахом, среди ансаров не было женщины более желанной в качестве жены, чем его вдова». Т.е все мужчины бросились свататься к ней после смерти Джулейбиба. Так Пророк صلى الله عليه وسلم выбирал для каждого соответствующую тему для беседы, чтобы собеседнику не наскучило общение с ним. В один из дней Пророк صلى الله عليه وسلم сидел со своей женой ̀Аишей. И какие же беседы уместно проводить между супругами? Говорил ли он с ней о ведении войны с византийцами? Или о виде оружия, которое применялось в битве? Конечно же, нет! Ведь она не Абу Бакр! Или он говорил с ней о бедности некоторых мусульман и об их нуждах? Конечно же, нет! Ведь она не Усман! Он сказал ей со всей супружеской нежностью: إني لأعرف إن كانت راضية عني.. وإذا كنت غضبى..!! «Поистине, я знаю, когда ты довольна мной, а когда — гневаешься на меня!». Она спросила: «Как это?». Он ответил: إذا كنت راضية قلت: لا ورب محمد وإذا كنت غضبى قلت: لا ورب إبراهيم «Когда ты довольна мной, ты говоришь: «Нет! Клянусь Господом Мухаммада صلى الله عليه وسلم !», а когда гневаешься, то говоришь: «Нет! Клянусь Господом Ибрагима عليه السلام !» Она ответила: «Да, но, клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, я не оставляю ничего, кроме твоего имени». Учитываем ли мы всё это сегодня?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.065 с.) |