Кого из людей ты любишь больше всех. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кого из людей ты любишь больше всех.



Ты проявишь наилучшую способность в использовании приемов общения с людьми, если будешь общаться с каждым из них настолько хорошо, что он почувствует, что он – самый любимый для тебя человек…

Обходись с твоей матерью внимательно, обходительно и приветливо до такой степени, что она почувствует, что ты ни с кем не обходился так хорошо, как с ней.

Скажи то же самое о своем обхождении с отцом, с твоей женой, твоими детьми и твоими коллегами… Ты даже можешь сказать так же про тех, с кем будешь общаться раз в жизни, как, например, с каким-нибудь продавцом в магазине или рабочим на автозаправке…

Ты можешь сделать так, что все эти люди решат, что ты для них – самый любимый человек, если ты заставишь их почувствовать, что любишь их больше всех.

Пророк صلى الله عليه وسلم был в этом примером для нас. Тот, кто посмотрит на его сиру, обнаружит, что он обходился с людьми, используя возвышенные нравственные приёмы… С каждым, кого он встречал, он обходился с радушием, почетом и улыбкой… И тот человек, с которым он встречался, начинал думать, что он для него — самый любимый человек. Следовательно, пророк صلى الله عليه وسلم становился для него любимейшим из людей – ведь он заставил их почувствовать свою любовь к ним…

Амр бин аль-Ас رضي الله عنه был одним из выдающихся своим умом арабов… Он обладал мудростью, проницательностью и умом… Считается, что самых хитроумных арабов было четверо, и Амр был одним из них.

Амр принял ислам, будучи главой своего племени… Когда он встречал по дороге пророка صلى الله عليه وسلم, то видел от него улыбку, радость и дружелюбие. Когда он присутствовал на собрании, где был пророк صلى الله عليه وسلم, то видел радушие и счастье, исходившие от пророка صلى الله عليه وسلم при виде Амра… Когда пророк صلى الله عليه وسلم обращался к нему, то называл его самыми любимыми для него именами…

Из-за этого возвышенного обхождения, постоянного внимания и улыбки Амр почувствовал, что он – самый любимый человек для посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم. Он захотел устранить все сомнения и удостовериться в этом. Однажды он пришел к пророку صلى الله عليه وسلم, сел рядом с ним, а затем сказал: «О посланник Аллаха! Кого из людей ты любишь больше всего?»

Пророк صلى الله عليه وسلم ответил:

عائشة

«Аишу».

Амр сказал: «Нет… из мужчин, о посланник Аллаха. Я не спрашиваю тебя о твоей семье».

Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:

أبوها

«Ее отца».

Амр спросил: «А потом кого?»

Он ответил:

ثم عمر بن الخطاب

«Потом Умара бин аль-Хаттаба».

Амр спрашивал: «А после него?», — и пророк صلى الله عليه وسلم начал перечислять ему разных мужчин, говоря: «Такой-то, потом такой-то» — в зависимости от того, когда они приняли ислам и какие жертвы совершили ради религии…

Амр завершил свой рассказ: «И я замолчал, боясь, что он упомянет меня последним».

Посмотри, как пророк صلى الله عليه وسلم смог завоевать сердце Амра путем нравственных умений, которые он использовал в обращении с ним…

Более того – пророк صلى الله عليه وسلم входил в положение людей… Он мог оставить свои дела ради них, чтобы заставить их почувствовать свою любовь к ним и то, что они для него много значат…

Когда пророк صلى الله عليه وسلم завоевал новые земли, и ислам начал распространяться… он صلى الله عليه وسلم стал отправлять проповедников, чтобы те призвали к исламу различные арабские племена… Иногда нужно было отправлять не просто проповедников, но и армию…

Ад̀и бин Х̀атим ат-Т̀аи… был царем и сыном царя… Пророк صلى الله عليه وسلم отправил армию к племени «тай».

Ад̀и сбежал от войны и не присутствовал на сражении. Он обратился за защитой к византийцам в Шаме.

Армия мусульман подошла к землям тайъа… Победить «тай» оказалось легко – не было ни царя, который бы осуществлял руководство, ни организованной армии…

Во время войн мусульмане хорошо относились к людям… они проявляли милосердие даже в сражениях. Их целью в битве было защитить мусульман от козней народа Ади, а также показать им силу мусульман.

Мусульмане взяли в плен нескольких людей из народа Ади. Среди них была сестра Ади бин Х̀атема… С пленными мусульмане вернулись в Медину, где находился посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم… Они сообщили ему о бегстве Ади в Шам, и пророк صلى الله عليه وسلم удивился его дезертирству…

Как это он убежал от религии? Как он мог оставить свой народ?..

Однако к Ади нельзя было подступиться…

Тем временем, жизнь Ади с византийцами была совсем не хороша, и он был вынужден вернуться в арабские земли… В конце концов, у него не осталось выбора, и он отправился в Медину, чтобы лично встретиться с пророком صلى الله عليه وسلم, заключить с ним перемирие или договориться друг с другом о чем-нибудь, что удовлетворит их обоих[1].

Ади сказал, описывая историю своего похода в Медину:

«Ни один человек не испытывал большей ненависти к посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم, чем я… Я был христианином. Я был царем в своем народе…

Когда я услышал о посланнике Аллаха صلى الله عليه وسلم, то сильно возненавидел его… Я вышел из своих земель, пока не достиг римлян и цезаря…

Ади продолжал: «Мне там не понравилось, и я сказал себе: «Клянусь Аллахом, если бы я пришел к тому человеку… то если он лжец, он не сможет причинить мне вред… если же он говорит правду, я узнаю это». И я отправился к нему…

Когда я вошел в Медину, люди стали говорить: «Это Ад̀и бин Х̀атим. Это Ади бин Хатим».

Я шел, пока не вошел к посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم в мечеть, и он спросил меня:

عدي بن حاتم؟

«Ади бин Хатим?»

Я ответил: «Ади бин Хатим».

Пророк صلى الله عليه وسلم обрадовался его приходу, оказал ему почет и уважение, хотя Ади и вел войну против мусульман, впоследствии сбежав от сражения, ненавидел ислам и искал убежища у христиан. Вместе с этим, пророк صلى الله عليه وسلم встретил его с улыбкой и радостью. Он взял его за руку и повел его к себе домой. Когда Ади шел рядом с пророком صلى الله عليه وسلم, то решил, что они равны!..

Мухаммад صلى الله عليه وسلم – царь Медины и ее окрестностей, а Ади – царь гор племени тэй и их окрестностей…

Мухаммад صلى الله عليه وسلم исповедует божественную религию ислам, а Ади исповедует божественную религию – христианство.

У Мухаммада صلى الله عليه وسلم есть ниспосланная свыше Книга – Коран, а у Ади есть Евангелие (Инджиль).

Ади чувствовал, что между ними нет различия, кроме как в силе и армии…

Во время их пути произошло три знаменательных случая…

Когда они шли, одна женщина внезапно встала посреди дороги и принялась кричать: «О посланник Аллаха, у меня к тебе дело!» Пророк صلى الله عليه وسلم отпустил руку Ади, подошел к ней и начал слушать, что у нее за дело…

Ади бин Хатим, который повидал на своем веку немало королей и визирей, начал смотреть на это зрелище… Он сравнивал, как пророк صلى الله عليه وسلم обращается с людьми, и то, как обращаются с ними те руководители и господа, которых он видел раньше…

Он долго смотрел на это, а затем сказал: «Клянусь Аллахом, это не нрав царей… Это нрав пророков!»

Женщина высказалась относительно своего дела, и пророк صلى الله عليه وسلم вернулся к Ади. Они продолжили свой путь. В это время к пророку صلى الله عليه وسلم вдруг подошел какой-то мужчина.

Что он сказал?

Сказал ли он: «О посланник Аллаха, у меня есть лишнее имущество, я ищу бедняка, которому можно его отдать?» Или же он сказал: «Я снял урожай со своей земли, и у меня слишком много урожая, что мне с ним делать?»

О, если бы он сказал что-то подобное… Если бы Ади услышал такое, то почувствовал, как богаты мусульмане и как многочисленно их имущество…

Но этот человек сказал: «О посланник Аллаха! Я обращаю к тебе жалобы – я беден и неимущ».

Этот человек еле как находил для себя еды, которая бы избавила его детей от голода… Да и те мусульмане, которые жили вокруг него, тоже жили на прожиточный минимум и ничем не могли ему помочь …

Этот человек произнес эти слова, и Ади услышал их. Пророк صلى الله عليه وسلم ответил ему что-то, и тот ушел. Не успели они с Ади сделать и нескольких шагов, как подошел другой человек…

Он сказал: «О посланник Аллаха! Я жалуюсь на разбойников!»

Т.е. из-за большого количества наших врагов мы, о посланник Аллаха, не можем чувствовать себя в безопасности и выходить за стены Медины, т.к. там на нас нападают кафиры или разбойники…

Пророк صلى الله عليه وسلم ответил ему, и они продолжили свой путь. Ади начал размышлять про себя… Он жил среди своего народа в могуществе и почете… У него не было врагов, которые бы поджидали его…

Зачем ему вступать в эту религию, чьи приверженцы слабы и бедны, живут в бедности и нужде?..

Они прибыли к дому пророка صلى الله عليه وسلم и вошли внутрь… В комнате была одна подушка, которую пророк صلى الله عليه وسلم поставил для Ади, оказывая ему гостеприимство. Он сказал:

خذ هذه فاجلس عليها

«Возьми ее и сядь».

Ади отодвинул ее от себя и сказал: «Нет, сядь на нее ты».

Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:

بل أنت

«Нет, ты», — пока подушка не остановилась у Ади, и он сел на нее.

В тот момент… пророк صلى الله عليه وسلم начал разбивать преграды между Ади и исламом.

يا عدي أسلم.. تسلم.. أسلم تسلم.. أسلم تسلم..

«О Ади, прими ислам – и ты спасешься. Прими ислам – спасешься. Прими ислам – спасешься».

Ади сказал: «У меня уже есть религия».

Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:

أنا أعلم بدينك منك

«Я знаю о твоей религии больше тебя».

Ади переспросил: «Ты знаешь мою религию лучше, чем я?!!»

Он ответил:

نعم.. ألست من الركوسية؟..

«Да. Разве ты не из ракус̀ии?»

Ракусия – это христианство, слегка разбавленное огнепоклонничеством. К умениям пророка صلى الله عليه وسلم убеждать относилось то, что он не сказал: «Разве ты не христианин?» — нет, он миновал эту ступень и прошел к более точной информации, сообщив ему, какого именно христианского течения он придерживается…

Это как если бы в одной из европейских стран ты встретил бы человека, и он спросил бы тебя: «Почему ты не примешь христианство?» Ты бы сказал: «У меня уже есть религия».

Он бы не сказал тебе: «Ты мусульманин, не так ли?» или «Ты же суннит?», а сказал бы тебе: «Ты шафиит, правильно?» или «Ханбалит».

Тогда ты поймешь, что он все знает о твоей религии…

Это же сделал и первый учитель صلى الله عليه وسلم с Ади. Он сказал:

ألست من الركوسية؟..

«Разве ты не из ракусии?»

Ади ответил: «Да».

Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:

فإنك إذا غزوت مع قومك تأكل فيهم المرباع؟

«Когда ты участвуешь в сражении вместе со своим народом, то берешь мирбаъ [2] »?

Он ответил: «Да».

Пророк صلى الله عليه وسلم продолжал:

فإن هذا لا يحل لك في دينك

«Это не разрешено тебе в твоей религии».

Ади заколебался… и ответил: «Да».

Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:

أما إني أعلم الذي يمنعك من الإسلام.. أنك تقول: إنما اتبعه ضعفة الناس ومن لا قوة لهم.. وقد رمتهم العرب.. يا عدي.. أتعرف الحيرة؟

«Я знаю, что мешает тебе принять ислам: ты говоришь, что этой религии последовали слабые люди, у которых нет силы… Арабы бросили их… Ади! Знаешь ли ты аль-Хиру [3]

Я сказал: «Я ни видел ее, но слышал о ней».

Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:

فوالذي نفسي بيده، ليتمن الله هذا الأمر حتى تخرج الظعينة من الحيرة حتى تطوف بالبيت في غير جوار أحد

«Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа – Аллах доведет это дело до того, что женщина будет выходить из аль-Хиры, чтобы сделать таваф вокруг Дома (Каъбы), не входя под чью-либо защиту».

Т.е. ислам будет настолько сильным, что женщина-мусульманка будет отправляться в хадж из аль-Хиры и достигнет Мекки, имея при себе только махрама, и никто не должен будет ее защищать или брать под свою защиту…

Она пройдет через сотни племен, и никто не осмелится напасть на нее или отнять ее имущество… потому что мусульмане будут сильными и уважаемыми до такой степени, что никто не посмеет нападать на мусульманина из боязни, что мусульмане отомстят за него…

Когда Ади услышал это… он начал представлять себе это зрелище… женщина выходит из Ирака и прибывает в Мекку… Это значит, что она пройдет по северной части Аравийского полуострова… значит, она пройдет горы «тэй» — страну его народа…

Ади удивился и сказал про себя: «А как же наши разбойники, которые подожгли страну?!»

Затем пророк صلى الله عليه وسلم сказал:

وليفتحن كنوز كسرى بن هرمز

«Будут завоеваны сокровища хосроя Ибн Хурмуза».

Ади переспросил: «Сокровища Ибн Хурмуза?»

От ответил:

نعم كسرى بن هرمز.. ولتنفقن أمواله في سبيل الله

«Да, хосроя Ибн Хурмуза. Его имущество будет израсходовано на пути Аллаха».

Затем он сказал:

ولئن طالت بك حياة لترين الرجل يخرج بملء كفه من ذهب أو فضة يطلب من يقبله منه فلا يجد أحد يقبله منه

«И если ты будешь очень долго жить, то увидишь, как человек выйдет с полными руками золота и серебра в поисках того, кто примет это от него, но никого не найдет».

Т.е. из-за того, как много будет денег, богатый человек будет обходить людей со своей садакъой (милостыней), но не найдет бедняка, которому ее можно дать. Затем пророк صلى الله عليه وسلم принялся напоминать Ади об ахирате…

Он сказал:

وليلقين الله أحدكم يوم يلقاه ليس بينه وبينه ترجمان، فينظر عن يمينه فلا يرى إلا جهنم، وينظر عن شماله فلا يرى إلا جهنم

«И один из вас встретится с Аллахом в День встречи, и между ними не будет переводчика. Он посмотрит направо, и увидит только ад, посмотрит налево – и увидит только ад».

Ади замолчал, размышляя над его словами…

Пророк صلى الله عليه وسلم застиг его врасплох, сказав:

يا عدي!.. فما يفرك أن تقول لا إله إلا الله؟.. أوتعلم من إله أعظم من الله؟

«Ади! Что мешает тебе сказать «ля иляха илляллах»? Или ты знаешь бога, более великого, чем Аллах?»

Ади ответил: «Воистину, я ханиф и мусульманин. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха… и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник»…

Лицо пророка صلى الله عليه وسلم засияло от радости.

Ади бин Хатим сказал в конце своей истории: «И вот женщина выходит из аль-Хиры, чтобы совершать таваф вокруг Каъбы, не входя под защиту других племен… Я был из тех, кто завоевал сокровища хосроя… Клянусь Тем, в Чьей длани находится моя душа – третье из того, что сказал посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم, тоже непременно случится[4]!»

Посмотри же, каким было дружелюбие, которое проявил пророк صلى الله عليه وسلم по отношению к Ади… каким был почет и уважение, когда он встретил его… и Ади почувствовал это.

Посмотри, как все это привлекло Ади к тому, чтобы он принял ислам…

Если бы мы показывали людям такую любовь к ним… какими бы ни были эти люди… то завоевали бы их сердца.

Мысль:добротой, мягкостью и использованием приемов обращения с людьми и убеждением мы можем добиться того, чего хотим.

[1] Говорили, что его сестра пошла за ним в Шам и вернула его к арабам.

[2] «Мирбаъ» — когда какое-то племя участвует в сражении, то глава племени делит трофеи на четыре части. Одну четвертую он оставляет себе одному – и это запрещено у христиан и разрешено у арабов.

[3] Аль-Хира – город в Ираке.

[4] Хадис привели Муслим и Ахмад.

Глава 8

Наслаждайся умениями

Умения и приёмы приносят ощутимое наслаждение. Я не имею в виду только тот аджр (награду), который мы можем получить за них в ахирате…

Нет – это наслаждение и радость, которую ты ощущаешь на самом деле.

Насладись ими… практикуй их со всеми людьми – взрослыми и детьми, богатыми и бедными, близкими и далекими – со всеми! Практикуй на них эти умения – либо для того, чтобы защититься от их вреда, либо для того, чтобы завоевать их любовь, либо для того, чтобы исправить их…

Да, чтобы исправить их.

Али бин аль-Джахм был красноречивым поэтом. Однако в то же время он был грубым, неотесанным бедуином, который в жизни знал только то, что видел в пустыне…

Аль-Мутаваккиль был зажиточным халифом… Люди шли к нему утром и возвращались вечером, делая ему то, что он пожелает…

Однажды Али бин аль-Джахм вошел в Багдад, и ему сказали, что тот, кто восхвалит халифа в стихах, будет пользоваться его поддержкой и получит подарки. Али обрадовался и направился прямиком к дворцу халифа. Он вошел к аль-Мутаваккилю и увидел вокруг него поэтов, которые воспевали его в стихах и получали от этого прибыль… Аль-Мутаваккиль – это аль-Мутаваккиль – сама властность, авторитет, величие и могущество. Али принялся восхвалять халифа, начав свою касыду со следующих слов:

О халиф!

Ты – как собака в своем охранении любви и симпатии,

Ты как козёл в битве,

Ты как ведро, подобного какому я не встречал ведра,

Одно из самых больших ведер…

Он принялся сравнивать халифа с козлом, колодцем и землей… И это после того, как раньше поэты сравнивали его с солнцем, луной и горами!!!

Халиф возмутился. Прибежала охрана, палач обнажил меч, расстелил плаху и приготовился к тому, чтобы убить Али… Но халиф понял, что над Али бин аль-Джахмом одержала верх его природа.

Он захотел изменить его характер. Он отдал приказ, и его поселили в высоком дворце… К нему приходили самые красивые рабыни, принося ему все самое хорошее и вкусное…

Али бин аль-Джахм вкусил благоденствие и роскошь… Он лежал на ложах и диванах… Общался с самыми деликатными и любезными поэтами и литераторами… И так было семь месяцев подряд.

Затем халиф созвал вечеринку и вспомнил об Али бин аль-Джахме. Он спросил о нем, и его позвали. Когда же Али предстал перед ним…

Халиф сказал: «Прочитай стихи, о Али бин аль-Джахм!» И тот начал читать касыду, которая начиналась со слов:

Глаза газели между крепостью и отвагой,

Привлекли страсть, откуда я знаю и не знаю,

Они вернули мне былую страсть, но я не

Забыл о ней и не утешился, — напротив, это прибавило мне переживаний.

Он продолжал возбуждать чувства тонкими речевыми оборотами… Затем он начал описывать халифа как солнце, звезду и меч…

Посмотри, как халиф смог изменить характер Ибн аль-Джахма…

А мы? Характер наших детей или наших друзей донимал нас, но устремились ли мы к тому, чтобы изменить его? Изменили ли мы их характер?..

В первую очередь ты можешь изменить свой характер… Хмурость ты превратишь в улыбку. Гнев – в сдержанность… Жадность сделаешь щедростью.

Это несложно… Однако это нуждается в решимости, силе и энергии. Так будь героем…

Тот, кто посмотрит на сиру (жизнеописание) Мухаммада صلى الله عليه وسلم, найдет, что он взаимодействовал с людьми при помощи своих нравственных способностей … с их помощью он завладел их сердцами.

Пророк صلى الله عليه وسلم не проявлял высокую нравственность только перед людьми, превращая свою доброту в гнев, а мягкость – в грубость, когда оставался наедине со своей семьей.

Нет. Он не был веселым с людьми и хмурым со своими домашними…

Он не был щедрым со всеми, кроме своих детей и жен…

Нет. Его нрав был частью его природы. Посредством него он поклонялся Всевышнему Аллаху так же, как он поклонялся Ему через духа-намаз или выстаивание ночного намаза… Он считал, что его улыбка приблизит его к Аллаху, что его милосердие является поклонением, а его прощение и мягкость — благим делом.

Воистину, тот, кто осознает, что благонравие – это ибада (поклонение), будет украшать им себя во всех своих делах: в мире и на войне, в голоде и сытости, в здоровье и болезни, и даже в своей радости и печали…

Да. Как часто жена слышит о благонравии своего мужа… о его щедрости, радушии, благородстве… Однако сама жена ничего из этого не видит – в доме у него проявляется скверный нрав, он постоянно чем-то недоволен, ходит с хмурым, мрачным лицом… кричит, проклинает, скуп и не выполняет обещания…

Что касается пророка صلى الله عليه وسلم, то он был тем, кто сказал:

خيركم خيركم لأهله، وأنا خيركم لأهلي

«Лучший из вас — тот, кто лучше относится к своей семье, и я лучше вас отношусь к своей семье [1] ».

Посмотри, как он обращался со своей семьей…

Аль-Асвад бин Язид сказал: «Я спросил Аишу رضي الله عنها: «Что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم делал в своем доме?»

Она ответила: «Он помогал своей семье… Когда же наступало время намаза, он совершал омовение и выходил на намаз»…

Ты можешь сказать то же самое про родителей.

Сколько есть людей, о благонравии которых мы слышим… Слышим об их щедрости и приветливости, о том, как хорошо они обращаются с другими…

Что же касается самых близких к ним людей… людей, которые имеют на них самое большое право – родителей, жен и детей – то мы видим лишь черствость и сухость…

Да. Лучший из вас – тот, кто лучше других обращается со своей семьей, с родителями, с женой, с прислугой и даже со своими детьми.

В один из дней Абу Лейла رضي الله عنه сидел у посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, и к пророку صلى الله عليه وسلم пришел аль-Хасан или аль-Хусейн. Пророк взял его, усадил к себе на живот, и ребенок помочился на живот посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم.

 

Абу Лейла сказал: «Я даже увидел, как моча течет по животу пророка صلى الله عليه وسلم».

Он сказал: «Мы подскочили к нему, но пророк صلى الله عليه وسلم сказал:

دعوا ابني… لا تفزعوا ابني

«Оставьте моего сына… Не пугайте моего сына».

Когда же ребенок закончил, пророк صلى الله عليه وسلم попросил воды, и вылил ее на него[2]».

Как же он был хорош! Как его душа была приучена к этому благому нраву…

Так что не удивляйся, что он смог завоевать сердца и детей, и взрослых.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.145 (0.08 с.)