Бюджетно-налоговая(фискальная)политика



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетно-налоговая(фискальная)политика



Налогово-бюджетная политика это использование государственных расходов и налогообложения для оказания влияния на экономику. Роль и цели налогово-бюджетной политики вышли на первый план в ходе экономического кризиса, когда правительства вмешались в экономику, чтобы поддержать финансовую систему, придать импульс экономическому росту и смягчить последствия кризиса.Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Фискальная политика – меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.

Целями фискальной политики являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако, некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы госбюджета, а именно: государственные закупки, налоги, трансферты.

 

№28 Ден-кр пол гос-ва и инструменты ее регулиров

Ден-кр пол-пол гос-ва,воздействующ на кол-во денег в обращении.Осуществляет политику Централ банк.

цели и задачи: устойчивый эк рост;полная занятость;

обеспечен устойчив нац валюты,стабильности цен;

устойчивый платежный баланс;выработка правил денежн обращен,их регулиров и контроль за их выполнением; воздействие на эк конъюнктуру путем измен находящихся в обращении денег.

Ден-кр регулирован—сов-ть конкретных мероприят центр банка,направлен на изменен денежн массы в обращении,объема кредитов,уровня % ставок и друг показател денеж обращен,рынка ссудных капиталов.

виды политики:

Стимулирующ- проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» эк,стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.

Сдерживающ—проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.К инструментам ден-кредитной пол относятся: операции на открытом рынке, изменение учетной ставк. активно исп операции на открытом рынке,кот проводит Цб с гос ценными бумагами. для недопущения «перегрева» эк необход уменьшение денежн массы.Цб продает правительств облигации населению и коммерческим банкам под заманчивый процент.

№29Взаимосвязь товарного и денежного рынков.

 

№30макроэк равновесие в об-ве

Макроэк равновесие –состояние эксистемы, когда достигнута совокупная сбалансированность, пропорциональность между эк потоками товаров, услуг и факторов пр-ва, доходов и расходов, спросом и предложен,материальн веществен и фин потоками.

Макроэк равновес:

1.Устойчивое(в ответ на внешний импульс, разрушающ равновесие,эк-ка самостоятельно возвращается в устойчивое состояние)

2. Неустойчивое (после внешнего воздействия эк-ка не может восстановиться самостоятельно)

Частичное равновесие -равновесие на отдельных рынках, входящих в систему нацэк. Это равновесие пр-ва и потребления, доходов и расходов бюджета, спроса и предложения и т.п.

Общее экономическое равновесие означает соответствие и согласованное развитие всех сфер эк системы. предпосылки ОЭР следующие:

1. соответств общенац целей и имещ-ся эк возможн;

2.исп всех эк ресурсов - раб силы, денег, основных фондов, т.е. обеспечение нормального уровня безработицы и оптимальных резервов мощностей;

3.приведение структуры пр-ва в соответствие со структурой потребления;

4.соответств совокупного спроса и предложения на всех четырех типах рынков-тов,труда,капитала денег.

 

№31 инфляция

Инфл-состояние Э,при кот происходит обесценивание денег.

Фактор инфляции:

1внешние:падение курса нац ден валюты друг стран, мировые Э кризисы,состояние платежного баланса страны,валютная и внешн-торгов полит страны.

2.внутренние:дефицит гос бюджета,расходы на соц цели,инфляцион ожидания,чрезмерн инвестиц в отдельные отрасли страны.

Типы: Инфл спроса:превышение спроса над предложением при полной загрузке мощностей. Инфл издержек: рост цен из-за увеличен затрат.

Виды:

1.по ее темпам:умеренная(до 10%),галопирующая (10-20%),гиперинфл(50%).

2.по ожидаемости:ожидаем и неожидаем

3.по хар-ру протекания:открытая подавленная.

Соц последствия инфл:

1.рост цен превышает рост зар платы.

2.стимулы к труду и его качеству падают

3.сбережения населен обесценив.

4. усиливается соц напряженность.

Направлен антиинфл политики:

1.сдерживание роста гос расходов.

2.ограничен роста денежн массы,его привязка к ВВП

3.увеличение курса нац валюты.

32 Эк рост,

Эк рост-процесс увелич материальн благ,повышен их кач-ва в соответств со стр-рой возрастающ потребнос

Показатели:ВВП,нац доход, доходы населен,инфляц, безработица,соц программы и проеткты.

Типы эк роста:1.экстенсивный(рост объемов пр-ва осуществл преимуществен за счетпривлечен дополнит факторов пр-ва, технич и технологич база не меняются.)2.интенсивн(более качествен использов факторов пр-ва, технич и технологич база принципиальн новые)

Факторы эк роста:

1.инвестицион климат,эф банковск система

2.объем совокупн спроса

3.уровень НТП, квалификация работников, улучшен организац пр-ва(фактор интенсивн эк роста)

4.увеличен кол-ва ресурсов,вовлекаем в производствен процесс,более полная загрузка производствен мощност (фак-ры экстенсивн эк рост)

цели эк роста:

1) увеличение продолжительности жизни населения

3) повышение уровня образования и культуры

4) удовлетв потребностей и рационал потребление

5) соц стабильность,преодоление нищеты

7) достижение максимальной занятости

8.защита окруж среды и повышен эколог безоп-сти

 

№33 проблемы эк роста в эк осталых странах.

Экономический рост – количественное и качествен изменение результатов пр-ва и его факторов.

Причины отсталости

1) исторические

2) обеспеченность ресурсами (природные, трудовые)

3) низкий уровень разв-я пр-ва и соц инфраструктуры

4) сложности с проведением современн эк политик

6) неустойчивость национальных валют

7) сложность внедрения инноваций

Пути преодоления экономической отсталости:

1) развитие торговли

2) субсидии и займы

3) приток капиталов из других стран

Прир ресур распределены среди стран неравномерн. Некоторые страны бедны полезными ископаемыми, испытывают нехватку пахотных земель, энергетическ ресурсов. Япония, Швейцар, Израиль, несмотря на ограниченность своих прир ресурсов, достигли высокого уровня жизни. Низк уровень грамотности, отсутств энергичного слоя предпринимател,слабая материальн база образован все это делает население плохо подготовленным для эк развития. Наиболее квалифицированн профессионалы: получившие образование за рубежом, не возвращаются в родные места, ищут себе работу в развитых государствах. происходит отток капитала.

 

 

№34эк безопасность в системе эк роста

Эк рост-процесс увелич материальн благ,повышен их кач-ва в соответств со стр-рой возрастающ потребнос

Безопасность –общественн-полит, эк и соц состояние гос-ва, направленное на обеспечение целостности нац единства, защищенность государственн интересов и интересов каждого члена общества.

виды нац безопасности:производствен, внешнеэк, продовольственн,финансовая, соц безопасность

Критерии экономической безопасности:

1. темпы роста ВВП,

2.показатели соц стабильности общества

3.размер прожиточного минимума граждан

4. продолжительность жизни

5. уровень безработицы

6.дефицит госбюджета

7.размер госдолга друг странам,междунар организац

8.расходы на оборону

9.состояние конвертируемости нацвалюты

10.состояние экспорта и импорта

Угрозы эк безопасности - явлен и процессы, оказывающ негативн воздейств на хоз-во страны, ущемляющие эк интересы личности, об-ва и гос-ва.

Меры обеспечения эк безопасности – сов-сть способов, направленных на предотвращение внутренних и внешних угроз безопасности.

 

№35 соц политика ее функции и направления.

Соц пол-сов-ть принципов норм и методов ииспольз гос-вом для регулирования условий жизни об-ва и отношений между соц группами.

Цели:

1.обеспечение полной и рациональной занятости.

2.регулирование доходов населения

3.соц гарантии

4.соц партнерства

5.защита здоровья нации

6.экологичность безопасноть.

Функции соц политики:

1.стабилизация соц мира,Э отношен и соц положен.

2.стимулирование Э активности население

3.гарантия обеспечен мин допустимог уровня жизни.

4.обеспечение при наступлении страхового случая.

Соц пол направлена на обеспечение благоприятных условий жизни,труда,смягчение неравенства в распределении дохода,сохранение соц стабильности

Качество жизни-сов-ть характер кот отражают матер физич соц и культурн благополуч населения,уровень жизни определяется степенью обеспечения матер соц духовн благами населен.

Принято выделять 4 компонента уровня жизни:

1)условие жизни человека,2)условие труда,3)условия развития чел,4)экологическ безопасность.

 

№36полит гос-ва по регулирован доходов населен

Пол регулирован доходов населения, как ещё одна составляющая соц политики представляет собой сов-сть принципов, мер и ср-в регулирующего воздействия в области доходов.

доход- общая сумма денежн поступлен субъекта из всех источников в течение данног периода времени.

Её главная задача не допускать или на первом этапе минимизировать ту часть населения, кот оказывается за чертой бедности. С этим связана и вторая задача – снизить поляризацию населения по доходам.

Значительное неравенство в распределении доходов является соц опасным. Средством преодоления неравенства и бедности выступает гос политика доходов. Она осуществляется по двум направлениям:

1.Регулирование доходов населения;(установление мин и макс уровня зар платы)

2.Перераспределение доходов через гос бюджет. (налоговая система)

эк методы регулирования: регулирования мин зар платы, налоговая политика, пол регулирования цен, оплата труда предприятий бюджетной сферы. Индексация-увелич номинальн доходов в зависимост от роста цен.(защита от инфляции)

налогов сист выступает регулятором перераспредел доходов населения. Сюда относятся законодательно определяемые налоги с физ лиц и налоговые льготы.

 

№37система соц защиты населения,ее принципы

Соц защита населения предполагает выплату гос-вом трансфертных, т.е. безвозвратных платежей. Соц трансферты — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральн и денежн формах.

Соц защита включ:соц страхован и соц помощь.

Соц страхован:выплата трудовых пенсий,выплата по нетрудоспособности,пособие по безработицы.

Соц помощь-оказан адресн поддержки гражданам, кот нуждаются в мат содействии в связи с ухудшен их мат положения(возрастом,состоян здоровья.)

Принципы соц защиты:

1ПР надежности сист соц зашиты населения. разработку системы правового обеспечения проводимых мер по соц защите, создание системы соц защиты и механизма ее реализац

2ПР максим исп зарплаты как основного источника обеспечения соц защиты занятого трудоспособного населения. Гос-во должно формировать социальную инфраструктуру в том направлении, чтобы она способствовала росту производительности его труда;

3.принцип непрерывного совершенствования системы социальных гарантий, направленных в первую очередь на укрепление стабильности, а также непрерывное поэтапное повышение таких ее характеристик, как минимальная заработная плата, минимальная пенсия, стипендия, пособие,

4.создан единой системы соц помощи нуждающимся Здесь не должны присутствов национал, религиозн ограничен.

Более высокую пенсию должен получать тот, кто лучше трудился, от чьих доходов большие отчисления шли в фонды соц страхования;

4.принцип самофинансирования системы соц страхования.

№38тенденции мирового эк и соц разв-я

Мировая эк — сов-сть нац хозяйстве находящихся в постоянн динамике, для кот характерно расширение международных связей, причем эти связи подчиня-ются объективным законам рыночн эк. В результате формируется крайне противоречивая и вместе с тем целостная мировая экономическая система.

1.Глобализация эк деятельности, выражающаяся во все большем расширении и углублении междунар связей в сфере инвестиций, пр-ва, обращения, снабжения и сбыта, финансов, НТП, образования. Постепенно на базе транснациональных корпораций (ТНК) складываются мощные междунар хоз комплексы, ведущие конкурентную борьбу за рынки сбыта, ма и фин ресурсы

2. Либерализация мир эк,междунар эк деят, выражающ в постепенном ослаблении или устранении препятствий на пути междунар движения товаров, услуг, объектов интеллектуальн собственности,труда,капитала,фин ресурс.

снятию торговых и инвестиционных барьеров, созданию свободных экономических зон.

3. Регионализация мир эк, междунар эк деят, выражающ в формирован на всех континентах межгосударств объединен (зон свободной торговли, таможенных союзов) предусматривающих создание благоприятных условий для развития эк связей между странами-участниками. (ЕС)

 

 

№39развивающ страны:динамика и общемиров дифференциация

Развивающиеся страны хар-ся определен чертами, Выделяют следующие признаки:

- зависим положен в системе миров капитал хоз-ва,

- переходной характер внутренних соц-эк структур,

- низкий уровень разв-я производ сил, отсталость промышленности, с/х производ и соц инфрастуктуры.

Эк зависимость развивающ стран от развитых стран проявляется в том, что развитые страны явл экспортерами капитала в развивающ страны,тогда как развивающ страны явл их должниками

 

№40глобализация

Глобализация эк деятельности, выражающаяся во все большем расширении и углублении междунар связей в сфере инвестиций, пр-ва, обращения, снабжения и сбыта, финансов, НТП, образования. Постепенно на базе транснациональных корпораций (ТНК) складываются мощные междунар хоз комплексы, ведущие.

Процесс глобализ носит динамич хар-р и связан со след факторами:

1.международн торговля тов и услугами

2.непрерывн движение капиталов

3.международн валютно-фин и кредитн операции

4.производствен начн и технич и интернет формами сотрудничества.

Последствия глобализац:

1.большую открытость экономических систем государств, в настоящее время еще не полностью осуществивших либерализацию хозяйственной деятельности

2. Глоб способствует углублению междунар разделен труда. более эфф распределяются ср-ва и ресурсы, что способствует повышен среднего уровня жизни

3. выигрыш от свободной торговли на взаимовыгодн основе.

4. Глоб, усилив конкуренцию,стимулирует развитие новыхтехнологий и распространение их среди стран.

5. увелич технологич отставан от развитых стран; усилен зависимости развивающ стран от развитых.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.2.222 (0.013 с.)