ТОП 10:

А. О. Большаков, А. Г. Сущевекий



А. О. Большаков, А. Г. Сущевекий

ГЕРОй И ОБЩЕСТВО В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕl

Отношение к героизму и герою - одна из важнейших черт системы

Ценностей всякого общества и, соответственно, характеристика его

Культуры в целом. В древнем Египте оно чрезвычайно специфично,

И исследователь проблемы взаимоотношений личности и социума тем более

Не должен проходить мимо него. Но прежде чем обратиться к египетским

Материалам, необходимо четко определить наше понимание героя, ибо

Зачастую слово это употребляется неточно.

Эталоном героики для нас обычно служит нультура древней Греции,

однако греческое ~PWI; многозначно и употребляется для обозначения

Очень разных явлений. Это и отважные воины героического периода, и

Легендарные эпонимы, и исторические основатели общин. Таким образом,

термином 1\pы~ греки обозначали две во многом ПРОТИВОШJJIожные фигуры,

Которые мы называем героем и нультурным героем. Такое объединение,

Несомненно, отражает греческое понимание героики, но говорит оно не

Столько о сущности TjpWI;, сколько о самом факте его почитания за те или

Иные необычные деяния. В целом ряде конкретных исследований ученый

Может и даже обязан принимать эту точку зрения (нам еще тоже придется

К ней обратиться), однако там, где речь заходит об общих закономерностях

Функционирования нультуры и общества, начинает сказываться

Ограниченность такого подхода, мешающая теоретическому осмыслению

Героики как особого историко-культурного феномена.

Для такого осмысления следует на время отрешиться от частностей

и обратиться I{ идеальной, в действительности не существующей картине

Этого феномена, обращая особое внимание на структурные связи его элементов.

Несомненная искусственность атой I{артины не должна нас смущать

И по рождать недоверие к получаемым выводам - в конце концов,

не только точные науки стоят на идеальны~ моделях, но и история без

Их применения превращается в россыпь никак не связанных между собой

Необъяснимых фактов.

Существование любой системы, в том числе и общества, определяется

ДиаJlектичеСIШМ единством ПОJIЯРНО противоположных, противоборствующих

Тенденций - организации, стабильности, самовоспроизводства и

Изменчивости, разрушения, развития. Всякая социальная структура

Вне зависимости от своих масштабов возникает как резуJlьтат упорядочения

Тем или иным путем социального хаоса и утверждения на всех уровнях

Соответствующих норм общежития. ПОСКОJlЬКУ для общества как целого

Разделы 1 и 11 написаны А. О. БОЛl.шаковым, раздел 111 -- А. Г. Сущевским.

Раздел IV - совместно.

порядок преДпочтительиее хаоса. эти перемены, к каким бы ПОС.1е,1СТНИ·

ям они в дальнейшем ни привели. расцениваютея им ию, б;И\l'О (неизбежное

ущемление интересов от~елыIхx групп 11 ('лоеп !Н' в еч(>т), Вступив

ПоеJIС этого в период аре.'10СТИ, С(Щllальная структура етаби.1ИЗИРУетея,

а BJlaCTb оказываетея все более и более СЮIОННОЙ к IJ(Ц;{РРЖilНИlО

st at,\lS qtlo, к воспроизводетву существующих отношений, ;~T:l ИС "ус("тнен,

но по)щерживаемая стаби.1 ыюеТI) ветупаст в ПРОТИllоречир С НРоn\ О:ОВЮстью

Дальнейшего развития, так что 11 обще('Тllе ВОЗНlIкают ННПРЮН('НIIН.

которые 11 КОlще НОНЦОII ведут 11 ааllиеимости от жест"оети 1I.'laCTIIbl.\ и соЦllальных

СТРУ"ТУР " IIХ иамененшо или раарушению, Верх берет ТРIЦРliЦIIЯ

иамеНЧИIIОСТИ, П[lоБИlIюотея первые ростки НОIIОГО. о('.но(iО;{lIlIшргоея

от 0"08 стабильности. а аатем :ITO пеРlIонвчаJl"НО хаОПI'IНО(> НОВОС оргнНllауется.

IНIOДится 11 опредеJ)е)шыр рВМЮI, структурируется, IIаЧlIнаетел

Новый ниток развития общества,

Можно CKaaaТl). что эти Дllе тендеfЩИИ воплощаются 11 "У:II.ТУРНОМ гppo~

и 11 ГРIЮР, I\ЗЯТЫХ 8 ЧИС,ТО:\1 ВП;:J;е, «Чистый)) I\УJ/I)ТУРНЫЙ герой IH'PI';{a творец.

органиантор П(JИРОДНОГО (п мифf') Jf СUJщадt.НОI'О :-'НОСН, o;r;{J'O;{f'TPJlb

.1IодеЙ, «Чистый» герой ._- не сu;цающий ничего I:ТИХНЙНЫЙ ('ОКРУШlIте:IЪ

Существующего, не ПРllанающий никвних норм Н поэтому аачастую OJHIt'пый

ДЛИ окружающих, ДеНТIШЫIOСТЬ «ЧlIстогm> КУJIhТУ[ШОJ'О п~роя осмые.1I)

11на. нанраВJlена на ;\О('ТИIIНШИ(' OIlpeJIeJIeHHOI'O реауш)татв, П(ЦIШГ

«ЧИСТОI'(») героя с,;Iучаен, не прееледурт IIIfh:аЮIХ I\елей "роме ра"Р~'ШРIIИН

как таконО1'О, я в.'! яется ('а~[(щеIlНЫМ поетуп"ом ради ПО('ТУПh:а, I\'Y:Il)TYPпым

героем lIоатому часто оканъшается му:\рец. рааУМIIЫЙ IIраllите.'II>. :lаJ<

онодатеЛh, а героем _. ВОИН В IIlИРОКОМ ('.MbIC.'IP (';10 на , Та" 11:\1 of)paaoM.

*ЧJf(~,тые) гсрой и куш)турный герой- фигуры В:НiИМО(;lIиаНIIНЫf' (поэт()ыу

11 мифе они чнето состанляют пары). НО по сути СНOt!й антаГОНИ!:ТIIЧНЫС 2,

Рааумеетея. 11 ~(еЙСТlIителыIOСТИ TII.КOt! рнаде:lение i(O "ОНI\<I 11 11 IШI';(II

не иыдержинаетсн, IIfЮТlIIIОПО;)ОЖНОСТИ схо;(ятсн. IJ лrирОIIЫС ФIJ.~II.ЮIОР и

литература ;1ают широ"ий с.пеf(ТР ('очетаний и О;\IНШ :ШЦР Чf'рт I~Y:II.TYPного

герон II ГI:!РОЯ, та" что J'оворип, мmюНо JIИШТ> О ПIJl'оti.lаДНШI\I 11 нашДОМ

)шнкре'ГНО:\1 С:lучае ,шбо ОДIlИл., :lIfбо ,{Р~ТИХ начеСТII, ;ITO IIJIО:Шl' естественно,

ибо ЖШIНl) нсиамеРllМО богачр .1юбоЙ eXC:\fbl, /\у.lI)ТУРIlЫЙ l'ероЙ.

ИСlч\еJIO ориентированный на ПОРНДО". на ;J1'вш' еО;lIцанин IIРII:iбежно

онааыввнтсн борцом е сидами хаоса и и реаультнтс обретает [н'рты I'CPOH;

поступки )'ерuя. (~ю.ш 110 cl:'fie оеепо:н)аны(>, рнсчищ3l('Т место ;(:111 БУi\УЩeJ'()

соаи;~аIlИН. могут БЫТI. ИСПО:lh:Jонаны /Ю fiJIII.ГО. И это "б:JИжаеl' 1'1'0 (' "Y.'Iloтурным

гepoe~{ з, СБJlllжение lIызываf'l'СН еще и тем, '11'0 11 I'(~РОЙ. Н "У,11)'

турный герой :\ей\,тнуIOТ в особых OfiCTOHTe.1 M~THax. of):la;(aIOT I;<\ЧРСТII3МИ,

отсутствующими у обычных ,;уюдей, l'онершанJТ ПО('1'УIШИ, HPIIO;CMO,KHbIl'

;\JlЯ ВСРХ O('.TIIJlblJbIX, Нн"онвц. В жнани нет 11 не ~Ю;НРТ i'iblТJ. llOC;JPlIIНIHTI':J {,НО

l'epml'le"'I'Or() характера. I'посоf)но)'() то.1ЫШ 1111. раарушеНllе. "а" ие'f'

\f 1Н! может fih1ТJ. харант()ра нnсо:тютно оргаlIи;\оваIllIOI'О, lIРJlJlО~'нщеJ'(,

ТОДЫ«(I IIOJI bllY, Так воаниннет УНИllеРС(J.'lьное понятие Tjr)(tJ~. ТОЧНО отриЖ81Ощер

I~ЛОifПIУЮ ПРJlРОДУ герон l! "у.1ЬТ~·IНЮГО "РРОВ, по CflBt'IHlIPIIHO

Пf.'ЩНlГО:ЩО(J, "()I'ДИ PP'II .. JcteT () ('TPYI,TypHblX характрри(;'Пш"х (HHIIIJIIMep,

2 Между 11зuимоотрицающими к у.lbTyplIbllooI l'ероеч и П1{ЮСМ СТОК1 фигура "pllf(·

стерн.. 80п;mщаЮЩ1JЯ paBHflf! НРIlРИЯТllе оБЩРСТRШI 'ШК Ч})('ЗМ',рноii ОIН'/l.НИ;lаЦlIIJИНОЙ

же(',ТJ<ОС1'И, TIJK 11 РIJаl'ула стихийноеТII, Отрицая оба аПI IIО;IIОС1I, ЧJИКСТ(~I' ypaIlH()H~шивает

щютипоположности и М"Ш1lf'Т УСИJ\(~НИЮ каждой 11'1 IIИ:\,

И Например, ГЮIьгаМС[[J юш Тесрй лвллютен f{ б:IaГОДРТЩI/.ю.rми IIjНIRIfТ(';{ЯМИ,

• неустрашимыми ВОИJIlIМИ, Но вер iI(f! "римеча'reJll.но, '1'ГО и У НИХ <lTH ФУIfJ<ЩIМ ре;!,

1!()JI(!Hbl ХРОН(I.'10гически ,. тем и JlРУГИМ ОДНОПРU:W""ПО быть неооа:wожr.о, ,

В нзшей общепринятой терминологии ку.'1ьтурпый герой выглядит частвым

Случаем героя, что пе соответствует истине). Поэтому предстанляется

разумным, говор" о сущностной основе рассматриваемых фигур, о «чистом

Кудьтурном герое» и «ЧИСТиМ» l'epoe, отказываться от этих названий,

Заменяя JlХ, по анаЛОl'ИИ с трикстером, функциональпьн.ш терминами

«конструктор* 11 «деструктор». Не следует забывать, что в дальнейшем мы

Будем иметь n виду именно такого героя-деструктора.

Как бы ни ВИДОlIзменялсл облик герон, его важнейшие черты все же

Сохраняются обязательно. Прежде всего, оп ориеНТIIрован на разрушение

И даже еСJIИ творит блзго, то главным образом через Уllllчтожеlше чеголибо

Вредного. Позтому совершенно естественно, что он по самой сути

Своей явдяется борцом, смысл жизни которого состоит в одолении противостоящей

Силы. Отсюда героический характер - свободный, не стесняющий

Себя ннкакими рамками, склонный к аффектам, ЯРОСТIIЫЙ, нерасчетливый,

Ищущий не выгод, но славы. Крайним про явлением этого

Характера лвляется безумие, толкающее героя на самые не8ероятные 11

И дикие IIОСТУПJШ 4.

Теперь опредеЛIIМ, выполнение каких объективных 11 субъективпых условий

позволяет говорить о l'еРОИI\е как о явлепии в iЮIЗНИ СОЦllума.

Ус.rювиЙ таких три. Во-первых, конечно, JLCобходимо объективное внутреннее

Условие - наличие у человеRа соответствующих физических

И духовпых качеств, делающих его способным на то, что ДРУГIIМ педоступно.

Об этих качеетвах, по рождающих так называемый героический характер,

Сказано уже достаточно. Совокупность их можно YCJlOBHO назвать

Картину.

ПреДС'гавлений о герое.

С.106.

7 Wildung D. Heroell // LЛ. Вд 111. 1977. S. 1152-Н53.

f.\ Quibell '. Е. НieгaconpoHB. Pt .. 11. L., 1902. 1'1.75.

9 Bp.nedite G. ТЬе Сагпаг\'оп Ivory // JEA. 1918. У. 5. PI. 32.

10 Quibell '. Е. Hicral:.onpol s. J't. 1. L., 1001. PJ. 12, 2.

11 Petrie W. М. Е/., Qu.ibell '. Е. Naqada апд Наllав. L., 1896. Pl. 51, 7.

12 Cha"inat Е. Edfou VI. Р. 108-132; Edfou X[[I. PI. 518-533: Fairman Н. W.

ТЬе МУНI о! Horus at Edfou. 1. i/ JEA. 1935. У. 21. Р. 26-36; 'Gardiner А. Н. Horus

the ВеМеШе 1/ IEA. 1944. У. 30. 1'.23-60.

110 многочисленные намеки па него имеются в болес рашше ЭПОХИ, а содержание

Героя.

Их судьбой.

Urk. 1. S.98-108.

Исполнение.

TJrk. 1. S. 120-1J1.

Urk. 1. S. 13i-i35.

Urk. 1. S. 135-140.

Невозможно.

Отваге автор не дает.

Сама жизнь.

Еще в 1 Переходном периоде цари встают во главе войска, и зта Tpa~

New York. t937. S. 47.

30 Gri//ith. Ор. cit. PI. 13. 14. 20; Brunner. Ор. cit. S. 52-63.

человек видит самостоятельное значение, а не просто хорошо ВЫПOJшенную

Р. 305. Not. а.

3. Golenischef/. Ор. cit. Pl. 1-8.

37 Gardi"er А. Н. Ше Erziiblung де!! Silluhe und die НiгtеП~I)!К;Ысh\.е. 1,Pl, 1909.

Над Голиафом, 1 Цар. 17, 19).

Подлинная свобода 39.

Тутмоса 111 и Рамсеса IJ.

ГJlКСОССКИЙ царь.

Urk. IV. S. 1301-1304, 1310-1314.

1& Urk. IV. S. 649-652.

Ню'рады в общем списке. Примерно так же строит с)юю надпись н

TJrk. 'У. S.889-897 .

• , Budge Е. А. И'. Facsimiles of Egyptian Нieratic Papyri in НIC British Мusеl1Ш

2 Series. L., 1923. Pl. 23-·24 .

•• Gardifla А. Н. I_ate Egyptian Miscellanies. Bruxel1es. 1926. Р.26.

1.0, 1 5& = Р. Chester Beatty IV, VS., 5, 6-6, 156 = Р. Chester Beatty V,

rt., 7,4 - 7,757; ср. также Р. Sallier 1,3,5 - 3,11 58 = Р. Anastasi V, 10,

3 -11, 659 = Р. Chester Beatty V, rt., 5, /j - 5, 960). Разумеется, здесь

Определенная атмосфера.

Периода.

Царской пласти.

Ibld. Pl. 25.

{8

5~ Gardiner. Late Egyptian Miscellallies. Р. 79.

Б9 Ibid. Р.6()-·61.

60 Gardiner. Нieratic Papyri ... Pl. 24.

61 Idem. J,ate Egyptiall Miscellanies. Р. 27.

82 Idem. Tht, Chester Beatty Papyri . .м 1. L., 1931.

Ш1веЮI цареной стелой.

В историчеСfiОМ п.аане ОПlJсывасмдн распри ДОJШПJа, НО··ВНЦИМОI\[У. еоfJTBeTCTIJOIJaTh

еТОJlЮIOвенинм JlИВПЙСКJlХ уде.rrЫIЫХ IIJНli!РТР,1)ей r Тlоеле;щим

ЭфИОПСЮНl праВИТРJJем ЕJ'ппта Танутамоном 65, 110 нто rСРЫ"ЭIJО!' IJ ,-роэное

историчеСRое еобыпю ПРСi.('тан,lJСНО I! виде МН~I1\ОЙ распри, н I;ОТОРУЮ па-аа

I 11' ,

Героя, нам не удается.

Систему.

Весьма проблематичным.

70 Erichsen. W. Eine шще demotische Erzihlung. Mainz, 1956. S. 49-81.. В тот же ряд

Qитвы.

Удары.

Wiesbaden, 1985. s. 230, 232, Anm. 6.

В аффектах.

На западном берегу ФИВ.

I96i (IFAO, t. 35).

рода) и но мы были насыщены&. Монтусшхат сравнивает себя не с каким

Основ.

D Дельте?

Из коптского теиста «Романа о Камбизе& мы неожиданно узнаем о том,

ВШfяние.

IV

Mинстве.

Форм аномального поведения существует столы\o же, СI\ОЛЬКО людей,

Побеждает деструктор.

Каl\ видим, аномально действующая ЛИЧНОСТЬ - это и есть ~P(I)~.

Термин ijp(t}~ выделяет чеJlOвека по основонолагающему принципу

И природной средой.

Социума.

Однако такая жесткая организация далеко не идеальна, ибо она ока<

Времени.

А. О. Большаков, А. Г. Сущевекий







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.028 с.)