Анализ общей суммы затрат на производство товарной продукции.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ общей суммы затрат на производство товарной продукции.



Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

-полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;

-затраты на рубль товарной продукции;

-себестоимость отдельных изделий;

-отдельные статьи затрат.

Источники информации: "Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)", плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным

вспомогательным производствам и т.д.

Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.
Элементы затрат: материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты,топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.).
Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации.
Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.

Основные статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих, отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, коммерческие расходы.

Различают также затраты прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих и пр.). Они прямо относятся на тот или другой объект калькуляции. Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются по объектам калькуляции пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.д.). Примером косвенных расходов являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др.

В рыночной экономике издержки классифицируют также на явные и неявные (имплицитные). К явным относятся издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата рабочих, менеджеров, служащих, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных услуг, оплата транспортных расходов и многое другое.
Неявные (имплицитные) издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящихся в собственности фирмы как юридического лица. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и не отражаются в бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными. Например, фирма использует помещение, принадлежащее ее владельцу и ничего за это не платит. Следовательно, имплицитные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду.

Издержки – денежн выраж-е ресурсов, кот затрачивает предпр. для произ-ва и сбыта продукции.

Затраты – денежн выр-е тех ресурсов, кот были затрачены на произ-во и сбыт прод-ии обоснованные и необход-е по технологии изготовления продукции, работ, услуг.

Классификация затрат:

1. природные затраты: 1.1. затр живого труда 1.2. затр овеществленного труда

2. по объектам затрат: 2.1. товар, гр изделей 2.2. заказ 2.3. пред 2.4. услуга

3. по месту возникновения затрат: 3.1. предпр-е 3.2. цех 3.3. бригада

4. по способу отнесения на единицу продукции: прямые и косвенные

5. по хар-ру завис-ти от объема производства: постоянные и переменные

6. по составу затрат: простые и комплексные

7. по эк содержанию: явные и не явные

8. по степени участия в произ-ве: производственные и накладные(обслуж предпр-я)

9. по способу группировки: смета затрат и калькуляция

Существует 2 вида калькуляции: полная и частичная

Полная предусм расчет себест прод-ии продукции по отдельным статьям затрат, кот в совокупн определяют полн. издержки на прои-во и реализацию единицы продукции.

Частичная предусм учет только переменных издержек на производство и сбыт ед. прод-ии исп-ся для оц величины покрытия постоянных издержек.

Величина покрытия – часть выручки от реализ-ии прод-ии, кот идет на покрытие постоян издерж предпр-я.

Выручка – перемен. изд = величина покрытия

32.анализ динамики и структуры затрат на производство продукции ( по экономическим элементам и статьям калькуляции)

Поэлементная классификация затрат представляет собой группировку расходов независимо от места их возникновения и не отражает процесса формирования себестоимости продукции по этапам ее производства. Этим целям отвечает группировка затрат по калькуляционным статьям, которая учитывает затраты по месту их возникновения и направлению, а потому дает возможность определить уровень себестоимости по отдельным видам продукции на предприятиях с широкой номенклатурой изделий. На практике применяется следующая типовая группировка затрат по статьям калькуляции.
1. Сырье и материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов), покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера, топливо и энергия на технологические цели.
2. Расходы на оплату труда производственных рабочих.
3. Отчисления на социальные нужды.
4. Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования.
5. Общепроизводственные расходы.
6. Потери от брака.
7. Общехозяйственные расходы. (Итого – производственная себестоимость.)
8. Коммерческие расходы. (Итого – полная себестоимость.)

Перечисленные статьи затрат могут быть изменены с учетом характера и структуры производства.

По данным статьям производится калькулирование себестоимости продукции и составляются калькуляции. Поэтому данные статьи называются калькуляционными.

Каждая из статей калькуляции содержит различные экономические элементы затрат с учетом их роли в производстве. Так, например, в состав общепроизводственных и общехозяйственных расходов входят и расходы на оплату труда, и амортизация основных производственных фондов, и затраты на топливо, энергию (кроме расходуемых на технологические нужды) и вспомогательные материалы, хотя каждый из этих видов затрат представляет разные экономические элементы.

Учет затрат по месту возникновения позволяет вести его раздельно по цехам и заводу в целом.

В состав общепроизводственных кроме перечисленных включаются и непроизводительные расходы – на оплату простоев, а также недостачи и потери от порчи ценностей в цеховых складах. Учитываются эти расходы на счете «Общепроизводственные расходы» бухгалтерского учета.

Расходы по организации производства и управлению предприятием (затраты на содержание управленческого, административного персонала; амортизационные отчисления, расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений общехозяйственного назначения и др.) составляют общехозяйственные расходы и отражаются на соответствующем счете («Общехозяйственные расходы»). Отдельно ведется учет и коммерческих расходов.

Одна из особенностей рассматриваемой группировки состоит в том, что некоторые ее статьи являются комплексными, включающими затраты как живого, так и прошлого труда. К ним относятся, в частности, общепроизводственные и общехозяйственные расходы; расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования.

Группировка затрат по статьям калькуляции объединяет в группы затраты, которые характеризуются общностью назначения независимо от их содержания. Так. сумма начисленной амортизации основных фондов при распределении затрат по статьям калькуляции указывается в трех статьях (расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы), а при поэлементном распределении затрат она выделяется как один элемент.

Заработная плата промышленно-производственного персонала предприятия при распределении затрат по элементам объединяется в элемент «Затраты на оплату труда», а при постатейном – отражается в нескольких статьях (затраты на оплату труда производственных рабочих; общепроизводственные, общехозяйственные расходы; расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования и др.).

Группировка затрат по статьям калькуляции позволяет определить место возникновения расходов, роль различных факторов в изменении всей себестоимости и отдельных статей расходов, а также исчислить себестоимость единицы продукции.

Кроме группировок затрат на производство по экономическому содержанию (по элементам затрат) и по месту возникновения и направлению (по статьям калькуляции) можно построить группировки затрат и по другим признакам.

Так, по характеру связи с технологическим процессом (с объемом производства) различают основные и накладные расходы.

Основные расходы непосредственно связаны с процессом производства. Они, как правило, являются условно-переменными: их общая величина связана с объемом произведенной продукции и примерно пропорциональна ему (расход сырья на производство изделий, оплата труда производственных рабочих в соответствии с объемом изготовленной ими продукции и др.).

Накладные расходы связаны с процессами организации, управления и обслуживания производства. С объемом производства эти расходы связаны слабо, изменяются не пропорционально ему, а потому их именуют условно-постоянными. К условно-постоянным относятся затраты, абсолютная величина которых лимитируется по цеху или предприятию в целом и не находится в прямой зависимости от объема выполнения производственной программы (расходы на освещение и отопление помещений, заработная плата управленческого персонала).

Не все виды издержек могут быть прямо отнесены на конкретные виды продукции, многие из них должны быть сначала определены в целом и только затем распределены между различными изделиями. Поэтому различают прямые и косвенные расходы, выделить которые позволяет группировка затрат по статьям калькуляции.

Прямые затраты – это те затраты, которые находятся в прямой зависимости от объема выпуска изделия или от времени, затраченного на его изготовление. Выделяются три группы прямых затрат:

прямые затраты материалов – это затраты тех материалов, которые действительно составляют часть выпускаемого изделия (сырье и материалы, топливо на технологические цели);

прямые затраты труда – это заработная плата, выплаченная рабочему за действительно выполненную работу по обработке некоторого изделия;

прямые накладные расходы – это те расходы, величина которых находится в прямой зависимости от количества выпущенных изделий или от времени, затраченного на их изготовление (к ним относится, в частности, стоимость электроэнергии, необходимой для работы машин). Таким образом, прямые затраты составляют следующие статьи: сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты; топливо и энергия на технологические цели; затраты на оплату труда; потери от брака. Эти расходы могут быть отнесены непосредственно на счет тех видов продукции, на изготовление которых затрачивались это сырье, материалы и т.д.

Косвенные затраты носят более общий характер, и их уровень не всегда находится в прямой зависимости от объема производства или затрат рабочего времени. Они также подразделяются на три группы:

косвенные затраты материалов – это затраты различных побочных, но необходимых материалов, используемых в производственном процессе (смазочные масла, канцтовары, запчасти и др.);

косвенные трудовые затраты – это заработная плата, выплаченная подсобным рабочим, рабочим, занятым обслуживанием оборудования, кладовщикам, канцелярским работникам и др. Они включают также время простоев основных производственных рабочих и стоимость сверхурочных работ;

косвенные накладные расходы – это заработная плата руководства, коммерческих, административных работников, стоимость аренды, транспортных расходов, затраты на разработку новых изделий.

Косвенные расходы – это расходы по ремонту и содержанию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные, коммерческие расходы. Все эти затраты можно включить в себестоимость изделия только косвенным путем, при помощи условных расчетов, например пропорционально оплате труда производственных рабочих.

Статьи, объединяющие косвенные расходы, называют комплексными. Сумма всех прямых затрат составляет производственную себестоимость изделия. Сумма всех прямых и косвенных затрат дает себестоимость реализованной продукции.

Общая сумма затрат может изм под воздействием след факторов:

- объем выпуска прод-ии

- структура прод-ии

- уров перемен затрат на един прод-ии

-велич постоянн расходов на весь объем выпуска

33. факторный анализ затрат на рубль товарной продукции

При анализе затрат используются, в частности, такие показатели, как трудозатраты на 1 руб. продукции (зарплатоемкость), затраты по амортизации на 1 руб. продукции (амортизациеемкость), доля материальных затрат в общей сумме затрат и др.

Анализ затрат на рубль товарной продукции устанавливает прямую связь между себестоимостью и прибылью, так как разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Сумма постоянных и переменных затрат в свою очередь зависит от изменения стоимости материальных ресурсов в связи с инфляцией, переоценки основных фондов, изменения уровня оплаты труда и уровня ресурсоемкости продукции.

Затраты на рубль товарной продукции изменяются под воздействием следующих факторов:

- изменение структуры ассортимента продукции. Уровень затрат не одинаков по отдельным видам продукции, поэтому изменение удельного веса отдельных наименований в общем объеме приводит к изменению затрат на рубль продукции в целом по предприятию;

- изменение уровня себестоимости. Уменьшение затрат на рубль продукции при соблюдении режима экономии приводит к снижению себестоимости, и наоборот;

- изменение цен на сырье и материалы. Если цены растут, то увеличиваются и затраты;

- изменение отпускных цен на продукцию. Влияние вышеперечисленных факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается способом цепных подстановок по данным об издержках на производство и реализацию продукции и по данным о выпуске товарной продукции.

Результаты анализа используются при подсчете резервов роста прибыли предприятия.

 

34. анализ материальных затрат

Анализ материальных затрат является важным инструментом в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить наличие отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и выработать мероприятия по их использованию.

Прямые материальные затраты связаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы и др.). Они прямо относятся на тот или иной объект калькуляции.

При изучении динамики материальных затрат в первую очередь необходимо проанализировать наличие и структуру всех затрат на производство по их элементам

 

35. резервы снижения себестоимости

Конкурентоспособность производителя, обеспечение населения качественными товарами зависят от технологической и управленческой модернизации предприятий пищевой промышленности. При переходе к рыночным отношениям перестройка управленческих процессов является одной из основных проблем. В системе экономических показателей, характеризующих работу предприятия, себестоимость продукции занимает важное место. Себестоимость отдельных видов продукции служит основой определения продажной цены, а себестоимость всей произведенной продукции характеризует величину затрат, учитываемых при определении размера прибыли от реализации продукции. Структура себестоимости позволяет судить о доле тех или иных расходов в общей сумме затрат и таким образом ориентирует в процессе поиска резервов снижения себестоимости. Действующие в настоящее время на предприятиях методы калькулирования не позволяют точно определить действительную стоимость отдельных видов продукции, что затрудняет оценить ее экономическую выгодность. Управление себестоимостью представляет собой планомерный процесс формирования издержек производства и себестоимости как всего объема, так и единицы продукции, определения продажных цен и рентабельности как отдельных видов продукции, так и всего производства, выявления резервов экономии, снижение себестоимости и обеспечение систематического контроля за

выполнением установленных плановых (нормативных) заданий по себестоимости. Для снижения затрат большое значение имеет бухгалтерский учет и анализ по центрам затрат и по центрам ответственности. Центр затрат - это объект отнесения затрат, где аккумулируются затраты связанные с одной или несколькими функциями и определенными видами деятельности. Центр ответственности - это организационное подразделение, возглавляемое управляющим, ответственным за величину затрат. Анализ отчетных данных по центрам затрат позволяет сделать заключение о том, насколько и в каком центре ответственности высоки издержки и чем это вызвано. Управление затратами по центрам ответственности предполагает включать в смету те затраты, по которым обеспечивается нормирование, планирование и учет затрат. Выделение центра затрат по отдельным подразделениям может происходить по разным признакам: организационной структуре, оборудованию, выполняемым операциям и функциям. Система учета по центрам возникновения затрат предусматривает измерение расходов вне связи с выходом продукции. Для лучшей организации учета по местам возникновения затрат необходимо тщательно детализировать затраты, чтобы затраты, учитываемые в данном, месте являлись для него прямыми. Организация такого учета на предприятиях пищевой промышленности дает возможность усилить контроль за формированием

затрат, оперативно получать информацию об их целесообразности, а также обоснованности распределения косвенных расходов по носителям затрат.

 

36. задачи, источники информации для анализа финансовых ресурсов

в ходе проведения анализа решаются следующие задачи:

- оценка динамики и структуры показателей прибыли за анализируемый период;

- факторный анализ прибыли;

- анализ прочих доходов и расходов;

- оценка динамики показателей рентабельности продаж и капитала;

- факторный анализ рентабельности продаж и капитала;

- анализ затрат, произведенных предприятием, и оценка затрат на один рубль продукции;

- выявление резервов роста прибыли и рентабельности.

Информационное обеспечение анализа и принятие решений по финансовым результатам формируется за счет внешних и внутренних источников информации. К внешним источникам информации относят показатели, характеризующие:

- общеэкономическое развитие страны. Система показателей данной группы служит основой анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия. Это необходимо при разработке политики управления прибылью, осуществления инвестиционной деятельности, выявления резервов роста прибыли;

- конъюнктуру рынка. Система показателей этой группы является необходимой для оценки, анализа и принятия решений в области ценовой политики, привлечения капитала из внешних источников, определения затрат по обслуживанию дополнительно привлеченного капитала, формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений, осуществления краткосрочных финансовых вложений;

- деятельность конкурентов и контрагентов. Система показателей данной группы используется для осуществления оперативного анализа и регулирования отдельных аспектов формирования и использования прибыли.

К внутренним источникам относятся:

- показатели финансового учета предприятия. На основе этих показателей осуществляется анализ, прогнозирование и текущее планирование прибыли. Преимуществами показателей финансовой отчетности является их унифицированность, что позволяет использовать типовые методики анализа и алгоритмы финансовых расчетов по отдельным вопросам формирования и использования прибыли;

- показатели управленческого учета, формирующих информационную базу оперативных управленческих решений. Управленческий учет может быть структурирован:

- по центрам ответственности (центрам затрат, доходов, прибыли, инвестиций);

- по видам деятельности (операционная, финансовая, инвестиционная);

- по видам ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и нематериальных) и т.д.

 

37. Анализ динамики и структуры прибыли

При анализе динамики структуры баланса статьи актива и пассива на начало анализируемого периода принимаются за 100%, в дальнейшем определяется увеличение или уменьшение каждой статьи баланса. При анализе структуры источников баланса итоговая величина баланса на начало анализируемого периода принимается за 100%, все статьи баланса определяются как доли, как его структурные составляющие. Положительная динамика статей баланса характеризует благоприятную тенденцию изменения имущественного положения, отрицательная динамика – напротив, неблагоприятную. При этом увеличение дебиторской задолженности свидетельствует о крайне не удовлетворительном положении предприятия. Необходимо учитывать зависимость процента безвозвратности от срока дебиторской задолженности. По мнению специалистов, при 30-дневной дебиторской задолженности ожидаемый процент безвозвратности составляет приблизительно 4%, при задолженности от 31 до 60 дней – 10%, от 61 до 90 дней – 17%, от 91 до 120 дней – 26%, свыше 120 дней (на каждые 30 дней) – 4% соответственно.
Денежные средства являются наиболее ликвидной частью имущества, так как представляют собой оборотный капитал. Увеличение этого показателя в динамике не является положительной характеристикой, так как баланс отражает остатки средств по оборотной деятельности. Но одновременно можно сказать, что создание большого запаса денежных позволяет сократить риск истощения наличности и дает удовлетворить требования, заплатить штраф, расплатиться по кредиту, рассчитаться с бюджетом внебюджетными фондами. Если по данным баланса размер собственных средств выше величины запасов товаров, то это является положительным моментом, так как у предприятия хватает средств на покрытие товаров. Увеличение на конец анализируемого периода краткосрочных обязательств является отрицательной характеристикой. Причиной тому могут быть неплатежи по поставкам, несвоевременная выплата заработной платы, наличие задолженности по налогам и платежам во внебюджетные фонды. Когда в структуре актива баланса уменьшается доля внеоборотных активов, растет доля текущих активов, незначительно увеличивается доля запасов, то это верные признаки для беспокойства, свидетельствующие о потере финансовой самостоятельности предприятия, его маневренности, что сокращает финансовые возможности фирмы.

38.факторный анализ прибыли

Конечный финансовый результат деятельности предприятия, балансовая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товарной продукции (работ, услуг), результата (прибыли или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен ниже:

РБ = ± РР ± РПР ± РВН,

где
РБ - балансовая прибыль или убыток;
РР - результат от реализации товарной продукции (работ, услуг);
РПР - результат от прочей реализации;
РВН - результат (доходы и расходы) от внереализационных операций. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются также показателями выручки (валового дохода) от реализации продукции, величиной налога на добавленную стоимость.
Выручка от реализации продукции свидетельствует о завершении производственного цикла предприятия, возврате авансированных на производство средств предприятия в денежную наличность и начале нового витка в обороте средств. После вычета из выручки от реализации продукции суммы налога на добавленную стоимость и акцизов, а также затрат на производство реализованной продукции получим чистый результат (прибыль или убыток) от реализации. Прибыль от реализации может быть рассчитана по формуле

РР = NP- SP- PД,

где
РР - результат от реализации товарной продукции (работ, услуг);
NP - выручка (валовый доход) от реализации продукции;
SP - затраты на производство реализованной продукции;
PД - налог на добавленную стоимость и акцизы.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.

 

39. факторный анализ прибыли от реализации продукции

Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае изменяется под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

1. Расчет общего изменения прибыли (D Р) от реализации продукции:

D Р = Р1 - Р0,

где
Р1 - прибыль отчетного года;
Р0 - прибыль базисного года.

2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию:

D Р1 = Np1 - Np1,0 = å p1q1 - å p0q1,

где
Np1 = å p1q1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р - цена изделия; q - количество изделий);
Np1,0 = å p0q1 - реализация в отчетном году в ценах базисного года.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (D Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):

D P2 = Р0К1 - Р0 = Р01 - 1),

где
Р0 - прибыль базисного года;
К1 - коэффициент роста объема реализации продукции;

К1 = S1,0 / S0,

где
S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;
S0 - себестоимость базисного года (периода).

4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (D Р3):

D Р3 = Р02 - К1),

где
К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;

К2 = N1,0/N0,

где
N1,0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;
N0 - реализация в базисном периоде.

5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции (D Р4):

D Р4 = S1,0 - S1,

где
S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;
S1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.

6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (D Р5):

D Р5 = S0К2 - S1,0.

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (DР6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (D Р7). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

D Р = Р1 - Р0 = D Р1 + D Р2 + D Р3 + D Р4 + D Р5 + D Р6 + D Р7,

где
D Р - общее изменение прибыли.

40. Факторный анализ рентабельности реализованной продукции

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):

или

Она показывает,сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое приминение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

.

Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала ( ) или отдельных его слагаемых:собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности продаж по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:

Таким же образом производитсяфакторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

.

Факторный анализ рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

.

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности продаж и инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости ед), среднего уровня цен i) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала ( ) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде

.

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

 

41. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа.

Финансовое состояние предприятия – это важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия во внешней среде. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров.

Основными



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.50.33 (0.024 с.)