Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема первоначала в древнегреческой философии.
Милетская школа. Основатель — Фалес. Поиск первоосновы, к-рая явл. вечной. Фалес: первовещество — вода (преобразование в лед и пар — возможность бесконеч. кол-ва метаморфоз). Анаксимен — воздух (его всепроникновение — вещественная заполненность бытия). Анаксимандр — апейрон: мир возникает из апейрона и растворяется в нем; Земля — цилиндр. Гераклит Эфесский — огонь (причина всего — движение, все меняется в сторону своей противоп-ти); первым начал размышлять над проблемой познания (трудности). В мире действуют психея (мировая душа) и логос (мировой разум), это противоп. силы. Главное достижение школы — разработка идеи о мироздании. Элейская школа. Основатель — Ксенофан. Впервые в качестве первоосновы берется неконкретное: не вещество, а начало (бытие). Парменид — разделял мир на истинный (бытие - неизменно) и неистинный (мир конкретных вещей — постоянно изменяются). Зенон: движение логически невозможно; разделял чувственное (противоречивое) и рациональное (истинное) познание. Школа атомизма. Демокрит — родоначальник атомистической концепции. Атом — наименьшая частица бытия, неделима, вечна, неизменна. Из атомов состоит и душа. 2 вида познания: темное (с помощью чувств) и светлое (мышление). Результат познавательного процесса — истина. Школа пифагорейцев. Основатель — Пифагор. Первооснова мира — число, владеет вещами, моральными и дух. качествами, создает космический порядок, это прообраз энергии. В основе всего — единица (монада): Бог, мужское начало, зачаточный разум, причина истины; в геометрии - точка. Диада — неравенство, раздвоение, символ войны, женское начало; линия. Столкновение монады и диады — триада (равновесие) — священное число, треугольник. Тетраэдр — закладывает основы мира. Мы живем по правилам чисел. Пифагор первым употребил понятия «философ», «философия». Создал учение о душе.
Философское осмысление пространства и времени. Пространство и время — фил. категории, отображающие основ. формы сущ-я материи. 2 подхода: - субстанциональный (Декарт, Ньютон): п/в — особые субстанции, к-рые сущ. рядом с материальной и независимо от нее; - реляционный (Аристотель, Гегель): п/в — формы матер. объектов, несамост. свойства окр. мира; это общие принципы организации любого объекта действительности.
Пространство — форма бытия материи, к-рая характеризует ее протяженность, структурность, взаимодействие элементов во всех матер. системах. Время — форма бытия материи, к-рая характеризует продолжительность сущ-я, послед-ть изменения состояний в развитии всех матер. систем. Общие свойства: объективность, всеобщность, вечность и относительность. Различия: п. — трехмерность, в. — одномерность; п. — обратимость, в. — необратимость; п. — разнонаправленность, в. — однонаправленность. П. и в. неотделимы от материи и друг от друга. Учение Платона об идеях. Платон — ученик Сократа. Центр. учение — учение об «идеях»: - матер. мир, к-рый нас окружает и к-рый мы познаем чувствами явл. лишь «тенью» и произведен от мира идей (истинное бытие); - все явления матер. мира преходящи, идеи явл. неизменными, вечными; Учение объект. идеализма: идеи сущ. объективно, реально, независимо от всех ограничений пространства и времени. - идеи дают общую сущность вещей; - их можно систематизировать: идея кошки и идея собаки входят в идею четвероногих; - идеи — идеальный образ создания вещей; Идеи располагаются в виде пирамиды: подножие — идеи вещей, далее — идеи классов вещей, наверху — истина, добро, красота. Движение и развитие как философские категории. Движение как философская категория служит для обозначения фундаментального свойства материи существовать и проявлять себя в перемещении, взаимодействии, изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств. Механич. подход: д. — простое перемещение в пространстве. Античность: концепции абсолютного покоя (ф. элейцев) и абсолютного д. Материализм: движение материи — самодвижение, следствие противоречия между устойчивостью и изменчивостью. Новое время: появление понятий время, скорость, масса, расстояние. Количество движения — импульс. Закон сохранения движения: суммарное количество д. при взаимодействии тел не меняется. Ф. Энгельс: д. постоянно в количестве и в качестве. 5 форм д. материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Одни формы д. превращаются в другие, и этот процесс бесконечен. Формы д. переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Любой покой - тоже д., при котором не нарушается качественная специфика предмета. Покой, как и д., явл. необходимым условием развития мира. Покой относителен, а движение абсолютно. Особым видом д. считается развитие. Развитие - это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью. Под развитием в общем случае понимаются необратимые, направленные качественные изменения. Развитие бывает прогрессивным (переход от низшего к высшему) и регрессивным.
Аристотель как первый систематизатор философии и науки. Считал, что философия должна изучать нематер., самост., наиболее общие причины развития матер. и дух. миров: - наука изучает материальное, ф. — одновременно и материальное, и идеальное; - изучение идеального — конечная цель ф.; - ф. становится теологией, т.к. идеальное есть Бог; Критиковал Платона: идеи — лишь копии вещей и не отлич. от них по смыслу, сущность вещей в самих вещах. Дуалистическое учение о бытии: для сущ-я мира необходимы 2 первоначала — материальное и идеальное: - материя — пассивное начало; - форма — активное начало, первая сущность, а конечной формой всех форм явл. Бог; Душа — причина и начало чел. тела. Гносеология: - возможность познания мира; - противоп. рациональное чувственному; - различал пассивный разум (отраж. бытие) и активный разум (способный творить мир); Проблема познания в философии. Познание — процесс получения сведений о еще неизвестных свойствах природы. В процессе п. чел. реализует свои внеприродные способности. П. начинается с чувственного: ощущения -> восприятие (целостное отображение объектов) -> представления. Все чувств. п. — результат обществ. практики. Абстрактно-логическое п.: элемент. форма — понятие (несет смысл). Главный вопрос: отношение знания о мире к самому миру. Агностицизм: познание возможно лишь как знание о явлениях или собств. чувствах. Гносеология: источник познания — сущ. независимо от сознания объект. реальность. Результат любого п. — образ — идеальное обобщение сущностных отношений объекта. П. — активный процесс. Проблема п. — получение адекватных знаний или истины. Истина: абсолютная (те знания, к-рые никогда не меняются) — относительная (подчеркивает уровень знаний на сегодняшний день); объективная — субъективная.
Философские школы поздней античности. Киники. Основатель — Антисфен. Диоген. Главная проблема — смысл жизни. Выраж. настроения демократ. слоев рабовлад. общества. Основа счастья — пренебрежение к обществ. нормам, отказ от богатства, чувств. удовольствий, достижение независимости и внутр. свободы личности. Нельзя достичь абсолют. матер. свободы, но можно — духовности. 3 принципа: аскетизма (отказ от благ), аморализма (главный враг - стыд), космополитизм («я гражданин мира и государству ничего не должен»). Создали ф. разрушения личности. Все ценности даны изначально (вода, воздух, солнце). Киренаики — гедонизм: счастье — в чувств. наслаждении. Идеология рабовлад. аристократии. Эпикуреизм. Основатель — Эпикур. Главная цель ф. — счастье чел., к-рое возможно через познание законов мира. 3 вида знания: физика, каноника (учение о познании), этика. Все явления природы объяснял различ. соединениями бессмертных атомов. Учение об эманации: образы-копии, отделяясь от предметов окр. мира, воспринимаются органами чувств, вызывая ощущения-копии. Чел. — чувств. существо; главная жизненная задача чел. — достижение счастья и душевной невозмутимости.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.205.116.187 (0.015 с.) |