Проблема первоначала в древнегреческой философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема первоначала в древнегреческой философии.



Милетская школа. Основатель — Фалес. Поиск первоосновы, к-рая явл. вечной. Фалес: первовещество — вода (преобразование в лед и пар — возможность бесконеч. кол-ва метаморфоз). Анаксимен — воздух (его всепроникновение — вещественная заполненность бытия). Анаксимандр — апейрон: мир возникает из апейрона и растворяется в нем; Земля — цилиндр. Гераклит Эфесский — огонь (причина всего — движение, все меняется в сторону своей противоп-ти); первым начал размышлять над проблемой познания (трудности). В мире действуют психея (мировая душа) и логос (мировой разум), это противоп. силы. Главное достижение школы — разработка идеи о мироздании.

Элейская школа. Основатель — Ксенофан. Впервые в качестве первоосновы берется неконкретное: не вещество, а начало (бытие). Парменид — разделял мир на истинный (бытие - неизменно) и неистинный (мир конкретных вещей — постоянно изменяются). Зенон: движение логически невозможно; разделял чувственное (противоречивое) и рациональное (истинное) познание.

Школа атомизма. Демокрит — родоначальник атомистической концепции. Атом — наименьшая частица бытия, неделима, вечна, неизменна. Из атомов состоит и душа. 2 вида познания: темное (с помощью чувств) и светлое (мышление). Результат познавательного процесса — истина.

Школа пифагорейцев. Основатель — Пифагор. Первооснова мира — число, владеет вещами, моральными и дух. качествами, создает космический порядок, это прообраз энергии. В основе всего — единица (монада): Бог, мужское начало, зачаточный разум, причина истины; в геометрии - точка. Диада — неравенство, раздвоение, символ войны, женское начало; линия. Столкновение монады и диады — триада (равновесие) — священное число, треугольник. Тетраэдр — закладывает основы мира. Мы живем по правилам чисел. Пифагор первым употребил понятия «философ», «философия». Создал учение о душе.

 

Философское осмысление пространства и времени.

Пространство и время — фил. категории, отображающие основ. формы сущ-я материи. 2 подхода:

- субстанциональный (Декарт, Ньютон): п/в — особые субстанции, к-рые сущ. рядом с материальной и независимо от нее;

- реляционный (Аристотель, Гегель): п/в — формы матер. объектов, несамост. свойства окр. мира; это общие принципы организации любого объекта действительности.

Пространство — форма бытия материи, к-рая характеризует ее протяженность, структурность, взаимодействие элементов во всех матер. системах. Время — форма бытия материи, к-рая характеризует продолжительность сущ-я, послед-ть изменения состояний в развитии всех матер. систем. Общие свойства: объективность, всеобщность, вечность и относительность. Различия: п. — трехмерность, в. — одномерность; п. — обратимость, в. — необратимость; п. — разнонаправленность, в. — однонаправленность. П. и в. неотделимы от материи и друг от друга.

Учение Платона об идеях.

Платон — ученик Сократа. Центр. учение — учение об «идеях»:

- матер. мир, к-рый нас окружает и к-рый мы познаем чувствами явл. лишь «тенью» и произведен от мира идей (истинное бытие);

- все явления матер. мира преходящи, идеи явл. неизменными, вечными;

Учение объект. идеализма: идеи сущ. объективно, реально, независимо от всех ограничений пространства и времени.

- идеи дают общую сущность вещей;

- их можно систематизировать: идея кошки и идея собаки входят в идею четвероногих;

- идеи — идеальный образ создания вещей;

Идеи располагаются в виде пирамиды: подножие — идеи вещей, далее — идеи классов вещей, наверху — истина, добро, красота.

Движение и развитие как философские категории.

Движение как философская категория служит для обозначения фундаментального свойства материи существовать и проявлять себя в перемещении, взаимодействии, изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств. Механич. подход: д. — простое перемещение в пространстве. Античность: концепции абсолютного покоя (ф. элейцев) и абсолютного д. Материализм: движение материи — самодвижение, следствие противоречия между устойчивостью и изменчивостью. Новое время: появление понятий время, скорость, масса, расстояние. Количество движения — импульс. Закон сохранения движения: суммарное количество д. при взаимодействии тел не меняется. Ф. Энгельс: д. постоянно в количестве и в качестве. 5 форм д. материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Одни формы д. превращаются в другие, и этот процесс бесконечен. Формы д. переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Любой покой - тоже д., при котором не нарушается качественная специфика предмета. Покой, как и д., явл. необходимым условием развития мира. Покой относителен, а движение абсолютно. Особым видом д. считается развитие. Развитие - это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью. Под развитием в общем случае понимаются необратимые, направленные качественные изменения. Развитие бывает прогрессивным (переход от низшего к высшему) и регрессивным.

Аристотель как первый систематизатор философии и науки.

Считал, что философия должна изучать нематер., самост., наиболее общие причины развития матер. и дух. миров:

- наука изучает материальное, ф. — одновременно и материальное, и идеальное;

- изучение идеального — конечная цель ф.;

- ф. становится теологией, т.к. идеальное есть Бог;

Критиковал Платона: идеи — лишь копии вещей и не отлич. от них по смыслу, сущность вещей в самих вещах.

Дуалистическое учение о бытии: для сущ-я мира необходимы 2 первоначала — материальное и идеальное:

- материя — пассивное начало;

- форма — активное начало, первая сущность, а конечной формой всех форм явл. Бог;

Душа — причина и начало чел. тела.

Гносеология:

- возможность познания мира;

- противоп. рациональное чувственному;

- различал пассивный разум (отраж. бытие) и активный разум (способный творить мир);

Проблема познания в философии.

Познание — процесс получения сведений о еще неизвестных свойствах природы. В процессе п. чел. реализует свои внеприродные способности. П. начинается с чувственного: ощущения -> восприятие (целостное отображение объектов) -> представления. Все чувств. п. — результат обществ. практики. Абстрактно-логическое п.: элемент. форма — понятие (несет смысл). Главный вопрос: отношение знания о мире к самому миру. Агностицизм: познание возможно лишь как знание о явлениях или собств. чувствах. Гносеология: источник познания — сущ. независимо от сознания объект. реальность. Результат любого п. — образ — идеальное обобщение сущностных отношений объекта. П. — активный процесс. Проблема п. — получение адекватных знаний или истины. Истина: абсолютная (те знания, к-рые никогда не меняются) — относительная (подчеркивает уровень знаний на сегодняшний день); объективная — субъективная.

 

Философские школы поздней античности.

Киники. Основатель — Антисфен. Диоген. Главная проблема — смысл жизни. Выраж. настроения демократ. слоев рабовлад. общества. Основа счастья — пренебрежение к обществ. нормам, отказ от богатства, чувств. удовольствий, достижение независимости и внутр. свободы личности. Нельзя достичь абсолют. матер. свободы, но можно — духовности. 3 принципа: аскетизма (отказ от благ), аморализма (главный враг - стыд), космополитизм («я гражданин мира и государству ничего не должен»). Создали ф. разрушения личности. Все ценности даны изначально (вода, воздух, солнце).

Киренаики — гедонизм: счастье — в чувств. наслаждении. Идеология рабовлад. аристократии.

Эпикуреизм. Основатель — Эпикур. Главная цель ф. — счастье чел., к-рое возможно через познание законов мира. 3 вида знания: физика, каноника (учение о познании), этика. Все явления природы объяснял различ. соединениями бессмертных атомов. Учение об эманации: образы-копии, отделяясь от предметов окр. мира, воспринимаются органами чувств, вызывая ощущения-копии. Чел. — чувств. существо; главная жизненная задача чел. — достижение счастья и душевной невозмутимости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.205.116.187 (0.015 с.)