Самоопределение философии, ее предмет и функции. Основные проблемы философии. (потом сокращу вопрос) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самоопределение философии, ее предмет и функции. Основные проблемы философии. (потом сокращу вопрос)



Самоопределение философии, ее предмет и функции. Основные проблемы философии. (потом сокращу вопрос)

Термин философия образован из двух греческих слов — филео (любовь) и софия (мудрость).

Философия — это учение о мире в целом, об общих прин­ципах и закономерностях его бытия и познания. Философия выступает как духовно-рационалистическое освоение действи­тельности.

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

• онтология (учение о бытии);

• гносеология (учение о познании);

• человек;

• общество.

Предмет, метод и функции философии Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины. Другого мнения придерживались софисты, главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость - умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин. По Аристотелю задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.

 

Предмет: - исследование наиболее общих вопросов бытия.

- анализ наиболее общих вопросов познания; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания;

- изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества; Таким образом, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, среди них вопрос: "Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?" От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. В зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм.

Функции: Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии").

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - мораль-

но-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

сущность бытия;

• происхождение бытия;

• материя (субстанция), ее формы;

• сознание, его происхождение и природа;

• взаимоотношение материи и сознания;

• бессознательное;

• человек, его сущность и существование;

• душа, духовный мир человека;

• общество;

• общество и человек;

• природа;

• природа и общество;

• духовная сфера жизни общества;

• материально-экономическая сфера жизни общества;

• социальная сфера общества;

• общественно-экономические формации, цивилизации;

• перспективы человека, общества;

• экология, проблемы выживания;

• особенности познания;

• влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;

• ограниченность и безграничность познания;

• движение;

• философские категории;

• диалектика и ее законы;

• иные вопросы.

Проблемы которые рассматривает философия.

Главные вопросы онтологии: что существует подлинно, а что является иллюзией? Что лежит в основе мироздания? Философия ищет предельные основания бытия, онтология стремится создать картину мира, которая бы выявила его сущ­ность.

Гносеология рассматривает процесс познания. Она ставит вопросы: Как человек познает мир? Что такое истина в позна­нии? Каковы этапы познания?

В философии разделяют чувственный и рациональный этап познания. На чувственном этапе человек использует свои орга­ны чувств: зрение, осязание, обоняние, слух. Чувственное по­знание подразделяется на три формы: ощущение, восприятие, представление.

Рациональное познание опирается на рационально-логиче­ское мышление. Оно подразделяется на понятия, суждения, умозаключения.

Этика решает нравственные проблемы. Она ставит такие во­просы, как природа зла, соотношение добра и зла, свобода и свободная воля человека, добродетели, пороки, счастье и спра­ведливость, природа морали, ее происхождение и функции.

Эстетика рассматривает соотношение прекрасного и безоб­разного, возвышенного и низменного, комического и трагиче­ского.

Антропология изучает человека. В центре внимания стоят универсальные характеристики человека. Философия рассма­тривает человека как особый род существа, отличный от окру­жающего мира. Философская антропология исследует про­блемы человеческого бытия, анализирует повседневный мир человека.

 

Философское учение Платона: теория эйдосов.

Платон - философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии. Оставил после себя произведения "Государство", "Законы". Платон является основателем идеализма. Главными положениями его учения являются:

- материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; окружающий мир ("мир вещей")

-также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

- реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

- чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

- любая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи

- весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Самоопределение философии, ее предмет и функции. Основные проблемы философии. (потом сокращу вопрос)

Термин философия образован из двух греческих слов — филео (любовь) и софия (мудрость).

Философия — это учение о мире в целом, об общих прин­ципах и закономерностях его бытия и познания. Философия выступает как духовно-рационалистическое освоение действи­тельности.

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

• онтология (учение о бытии);

• гносеология (учение о познании);

• человек;

• общество.

Предмет, метод и функции философии Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины. Другого мнения придерживались софисты, главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость - умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин. По Аристотелю задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.

 

Предмет: - исследование наиболее общих вопросов бытия.

- анализ наиболее общих вопросов познания; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания;

- изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества; Таким образом, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, среди них вопрос: "Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?" От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. В зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм.

Функции: Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии").

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - мораль-

но-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

сущность бытия;

• происхождение бытия;

• материя (субстанция), ее формы;

• сознание, его происхождение и природа;

• взаимоотношение материи и сознания;

• бессознательное;

• человек, его сущность и существование;

• душа, духовный мир человека;

• общество;

• общество и человек;

• природа;

• природа и общество;

• духовная сфера жизни общества;

• материально-экономическая сфера жизни общества;

• социальная сфера общества;

• общественно-экономические формации, цивилизации;

• перспективы человека, общества;

• экология, проблемы выживания;

• особенности познания;

• влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;

• ограниченность и безграничность познания;

• движение;

• философские категории;

• диалектика и ее законы;

• иные вопросы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.86 (0.033 с.)