Тема 1. Роль философии в жизни человека и общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Роль философии в жизни человека и общества



1. Специфика философских проблем.

2. Основные критерии философского подхода в выработке стратегии личной жизни, национально–государственных и общечеловеческих проблем.

3. Роль философских знаний в перестроечный и постперестроечный периоды реформирования России.

При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на такие отличительные черты философских проблем, как:

1) обращенность к мирозданию и обществу в целом в связи с необходимостью оптимального устроения социальной и индивидуальной жизни;

2) раскрытие взаимоотношений человека и мира, человека и общества, человека и культуры, обстоятельств и индивида, теории и практики;

3) поиски сверхсмысла человеческих судеб, человеческой деятельности и мировой цивилизации в целом.

Необходимо также попытаться выделить те философские вопросы, которые неизбежно должны встать перед разработчиками стратегий реформирования страны, стратегий решения личных и социальных проблем.

Литература

1. Введение в философию / Под ред. акад. И.Т. Фролова. – М., 2003. –
Ч. 1.

2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

3. Философия / Под ред. В.П. Кохановского.– Ростов н/Д, 1995.

4. Радугин А.А. Философия. – М., 1995.

5. Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия. – Ростов н/Д, 1995.

6. Каменский З.А. Философия как наука. – М., 1995.

7. Философия как мировоззрение. – М., 1990.

8. Никифоров А.С. Природа философии. – М., 2001.

9. Зимин С.М. Философия как наука и как явление культуры // Философия и общество. – 2003. – №3.

10. Цветкова И.В. Герменевтика философского текста. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. – 204 с.

11. Философское сознание: драматизм обновления. – М., 1991.

 

Тема 2. Исторические типы философии

Занятие 1

1. Культурно-исторические предпосылки рождения философии. «Осевое время» в мировой истории.

2. Основные типы духовного философского поиска в мировой культуре (западной, восточной, русской).

Занятие 2

1. Основные проявления и факторы греческого «чуда».

2. Основные черты греческой досократовской философии.

3. Антропоцентрические течения античной философии. Личность и деятельность Сократа.

4. Философские системы Платона и Аристотеля.

Занятие 3

1. Основные особенности средневековой христианской картины мира.

2. Научная революция XVII в. и становление классической научной картины мира.

3. Проблема метода познания в философии XVII в.

Занятие 4

1. Основные философские идеи просветительства XVIII в.

2. Теория познания и этика И. Канта.

3. Система и метод Гегеля.

4. Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса, его роль в истории
XX в.

Занятие 5

1. Основные особенности классических антирационалистических философских учений XIX в.

2. Основные черты русской религиозной философии конца XIX-начала XX в.

3. Судьба философской культуры в советский период.

4. Качество как философская категория. Проблема качества в современности (для спец. 340100).

При характеристике «осевого времени» можно попытаться решить вопрос о необходимости перехода человечества ко второму «осевому» времени. При подготовке ко второму занятию следует раскрыть смысл самого знаменитого тезиса греческой философии «Человек есть мера всех вещей», а также тезисов Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю», «Познай самого себя», раскрыть их значение для становления европейской цивилизации.

Отмечая основные особенности средневековой христианской картины мира, можно также указать на ее значение для становления техногенной цивилизации и гражданского общества в Западной Европе. Анализ же классической научной картины мира требует в первую очередь осмысления таких ее компонентов, как рационализм, субстанционализм, фундаментализм, эволюционизм, основных методологических тезисов Ф. Бэкона и Р. Декарта, особенно знаменитого выражения Р. Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Особую трудность представляет для студентов осмысление теории познания и этики И. Канта. Здесь важно определение таких понятий, как априорные формы сознания, категорический императив, ноумен («вещь в себе»), феномен («вещь для нас»), и раскрытие значения для мировой философии главного положения кантовской гносеологии, что не сознание сообразуется с реальными вещами, познавая их, а наоборот, вещи – с формами сознания.

Изложение главных черт системы и диалектического метода Гегеля необходимо увязать с интерпретацией смысла самых знаменитых тезисов этого классика: «Всё действительное – разумно, всё разумное - действительно», «Противоречие есть критерий истины, а отсутствие противоречия – критерий заблуждений». Можно попытаться объяснить, почему последний тезис считается одним из самых оригинальных и смелых в истории философии.

Литература

1. Введение в философию. – М., 2003. – Ч. 1.

2. Радугин А.А. Философия. – М., 1995.

3. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

4. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989.

5. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

6. Мир философии. – М., 1991. – Т. 2.

7. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. – М., 1993.

8. Тарнас Р. История западного мышления. – М., 1995.

9. Крапивенский С.Э. Осевое время как социально-философская проблема // Философия и общество. – 1998. – № 4.

10. Гриненко И.В. История философии. – Тольятти: ТГУ, 2003.

11. Методическое пособие по истории философии / Сост. И.В. Цветкова. – Тольятти: ТГУ, 2002.

 

Тема 3. Человек и вселенная

Занятие 1

1. Основные особенности классической научной картины мира.

2. Этические и праксеологические установки классической научной картины мира.

 

 

Занятие 2

1. Научные революции XX века и становление неклассической научной картины мира.

2. Антропный принцип в естествознании XX в.

3. Основные особенности неонеклассической научной картины мира.

4. Современное понимание единства мира.

При подготовке к первому занятию следует учитывать, что методология классической науки предполагала мысленную операцию отстранения субъекта от объекта: субъект находится как бы вне объекта и не оказывает на него существенного влияния. Такое понимание научности обеспечивало общезначимость знания, его независимость от субъективного произвола исследователя.

Изложение основных особенностей неклассической НКМ (научной картины мира) должно сопровождаться акцентом на той ее черте, которая именуется в философской литературе субъективностью знания, т.е. признанием того, что человек есть неотъемлемая часть изучаемой им реальности. Проявления этой черты особенно выпукло выражено в физике микромира и экологии. Неоклассическая же НКМ в основном связана с достижениями синергетики и теории систем.

Литература

1. Губин В.Д. Основы философии. – М., 1999.

2. Самохвалова В.И. Человек и судьба мира. – М., 2000.

3. Фролов И.Т. Перспективы человека. – М., 1983.

4. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.

5. Андреев Д.Л. Роза мира. – М., 1991.

6. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

7. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1983.

8. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 2003.

9. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. – М., 1995.

10. Печчел А. Человеческие качества. – М., 1985.

11. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек. Энциклопедический словарь. – М., 1999.

12. Сагатовский В. Весы Семиды и суд совести. Популярные очерки об этике и этикете. – М., 1982.

13. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? –СПб., 1994.

14. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения: В 3 ч. – СПб., 1997–2000.

15. Сагатовский В.Н. Есть ли выход у человечества? (Критика образа жизни). – СПб., 2000.

 

Тема 4. Природа человека и смысл его существования.

Проблема сознания

Занятие 1

1. Проблема сознания. Роль труда, языка и мышления в формировании и развитии сознания. Уровни сознания.

2. Проблема бессознательного. Сознательное и бессознательное.

3. Проблема идеального.

Занятие 2

1. Историко–философские основания социально–философской антропологии.

2. Духовность как основа человека, сфера его сущности, форма человеческого самосознания, самоидентификации.

3. Проблема смысла жизни. Смерть и бессмертие человека.

4. Социальный кругооборот качества (для спец. 340100).

Особое внимание следует уделить сложностям второго вопроса первого занятия. Можно поставить вопрос о причинах существования философско-психологических концепций, оспаривающих реальность бессознательного. Важно также вскрыть значение психоанализа для понимания особенностей современной культуры, технологии манипулирования массовым сознанием, для раскрытия факторов психической готовности к совершению того или иного умственного или физического действия.

Литература

1. Барулин В.С. Социально-философская антропология. – М., 1994 (Программа. Обновление гуманитарного образования в России).

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

3. Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1993.

4. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

5. Феномен человека. Антология. – М., 1993.

6. Это человек. Антология. – М., 1995.

7. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек. Энциклопедический словарь. – М., 1999.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.019 с.)