Бытие и деятельность: созерцательный и деятельностный типы мировоззрения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бытие и деятельность: созерцательный и деятельностный типы мировоззрения.



Бытие и деятельность.

Трансформация мировоззрения – это есть усложнение, углубление в связи с накопленным опытом и изменением позиции субъекта.

Н.Н. Страхов: “Категория “деятельность” намного сложнее категории “бытие”.

Бытие – объективная реальность, окружение субъекта.

Категориальный аппарат созерцательного типа мировоззрения: бытие, дух, природа, субстанция, механизм, объективная и субъективная реальность, динамические законы (законы однозначной детерминации – одна причина имеет одно безальтернативное средство), простые механические системы.

Категориальный аппарат деятельностного типа мировоззрения: деятельность, организм, организация, объективный и субъективный фактор, статистические законы (задача- определить степень вероятности конкретного альтернативного средства), сложные динамические системы, свобода, ответственность.

Исторические условия созерцательного типа мировоззрения:

1. Актуален до промышленного переворота, когда мощность воздействия человека на окружающий мир незначительна.

2. Ответственность за себя и за своих близких.

Исторические условия деятельностного типа мировоззрения:

1. Актуален после промышленного переворота в результате глобализации и индустриализации

2. Ответственность глобализируется в историческом и вселенском масштабе.

Антропный принцип в мировоззренческой интерпретации:

1. Слабый человек = наблюдатель

2. Сильный

Это соответствует созерцательному типу мировоззрения.

3. Участия

4. Финальный

Это соответствует деятельностному типу мировоззрения.

Категориальное определение деятельности

.Этимология греч-энергия

Лат.-активный, деятельный

Деятельность-фиксирует в своем содержании акт столкновения целепологающей, свободной воли человека с одной стороны и объективных закономерностей бытия с др стороны. (сущность)

-система многоаспектных и многоплановых взаимодействий индивида с предметной деятельностью, в широком смысле с окр миром (явление)

-способ отношения человека к внешн миру, состоящий из преобразования и подчинения последнего человеченским целям. Главный вид деят.- труд (смысл)

С точки зрения нем классич философии смысл деят заключается в самостановлении суъекта, вбирании субъектом и включением им в свой состав продуктов собств. Объективизации

Технократическое понимание деятельности (современный подход)-природу можно переделать, общество и человека можно проектировать.

Деятельность в общенаучном смысле- информационно-направленная активность живых систем, обеспечивающая их самоподдержание.

Деятельность в общесоциологическом смысле- любое проявление соц активности, представляющее собой способ существования соц. Действительности, возможность ограничивать осознанную деят человека от инстинктивного поведения животных.

Деятельность (органицизм и космизм) имеет общенаучный смчысл.

Быть способным к деятельности-проявление ответственности.

 

Понятие и структура деятельности

Субъект <- Результат <-Объект

СубъктàПотребностиà Ценности и Идеалы -> Интерес- >Цель->Объект

-> Условия и Средства ->

Отличия от животных

Субъект- активное самодеятельное начало

Объект- то, на что направлена деят субъекта

Цель- содержание мотива, энергия которого непосредственногог направлена на объект деятельности

Потребность- (ваше определение)

Интерес- осознанная потребность

Ценность- значимость некоторых элементов в структуре бытия для конкретного субъекта

Идеал- общезначимая высшая или абсолютная идея

Условия деятельности- элементы среды, окружающие субъекта

Средства деятельности- наличные условия, актуализированные в результате выбора субъекта

Результат- итог деятельности

 

Потребности и интересы как детерминанты человеческой деятельности.

Потребность-выражение самой природы социального субъекта,т.е. присущих ему биологических, психических и социальных свойств.

Интерес-осознанная потребность.

Как потребность осознается в интересе, зависит от ценностей и идеалов,которыми руководствуется соц субъект.

Потребность может осознаваться в интересе адекватно или извращенно. (пример,когда голодавший долго человек вместо того чтобы начать есть понемногу, наестся и лопнет).

Диалектика субъективного и объективного факторов.

Соотношения суб и об факторов – предмет современной философии. (что зависит а что нет от воли соц субъекта.

Граница подвижна.

Связующее звено между факторами-свобода,т.к. выбор приходится делать исходя из наличных условий и обстоятельств его деятельности.

Суб –об фактор –две стороны деят-ности соц субъекта.

Во взаимоотношениях суб-об факторов именно об задает рамки,ограничивающие свободу выбора соц субъекта.

Свобода – способность и возможность социального субъекта действовать в соответствии со своими потребностями и интересами на основе развитой духовности и познанной необходимости. Основное противоречие-между внутренней и внешней. внешняя –возможность соц субъекта действовать в соот со своими интересами на основе познанной необходимости (-познание законов объективной реальности) и внутренняя –способность соц субъекта действовать в соответствии со своими потребностями на основе развитой духовности (единение суб с самим собой, другими людьми и вселенной в целом)

Внешняя свобода:необходимое условие- развитая внешняя среда.Достаточное-развитый интеллект.

Внутр свобода: необходимое- развитый интеллект,достаточное-развитая духовность.

 

Свобода –ответственность.

 

Сущность и структура субъективного фактора

Субъетивный-

1) Свойственный только 1 лицу, личный

2) Односторонний, лишённый субъективности, предвзятый

Категория фактор имеет 2 смысла

1) Движущая сила как причина процесса

2) Общие условия, при которых этот процесс протекает

Категория «субъективный фактор» обозначает момент соединения деятельности человека с условиями,обстоятельствами его деятельности, на которые он призван воздействовать, использовать их для достижения своей цели. Только в том случае, когда у человека есть свобода выбора, его деятельность будет носителем субъективного фактора, т.е. субъективно влиять на ход событий.

 

Субъективный фактор-основанная на функционировании сознания, свободная и целенаправленная деятельность социального субъекта,соединяющая теоретическую

И практическую сторону общественного развития.

 

Структура многомерна.

Выделяются основные элементы психологической координаты этой структуры:

- интеллектуально- идеологический (зрелость сознания соцсуб)

-морально-психологический (зрелость волеизъявления)

-организационный (способность действовать со знанием дела)

 

В зависимости от от уровня массовости субъекта –носителя той силы, в которой проявляется субъективный фактор можно выделить целенаправленную деятельность

-человечества

-наций

Классов

-партий

-соц групп

-личностей

 

Многообразие жизнедеятельности предопределяет появление в структура таких компонентов, как:

-свободная целенапрвленная экономическая

-политико-правовая

-научная

-художественно-эстетическая

-религиозная

-философско-мировоззренческая

 

Экономич, политико-правоая и науч деят-ность способствуют развитию внешней свободы,поэтому они предопределяют количественные характеристики субъективного фактора,т.е. степень его интенсивности.дивапазон своеволия

Нарвств, эстетич и религиозная способствуют развитию внутр свободы субъета и определяют качественные характеристики суб фактора-степень созидательности или разрушительности проявлений свободы воли соц субъекта.

 

(из зеленой библии. Там есть еще классная картинка про структуру суб фактора на стр 226)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.86 (0.009 с.)