Механизм макроэкономического равновесия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм макроэкономического равновесия



 

Совокупный спрос

Макроэкономическое равновесие предполагает соответствие совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (АS). На макроуровне пересечение кривых АD и АS определяет общий равновесный уровень цен (РЕ) и равновесный объем производства (QЕ).

Совокупный спрос (AD) – сумма спросов всех макроэкономических агентов на конечные товары и услуги в течение года. В соответствии с наличием четырех основных секторов в экономике, совокупный спрос можно разделить на следующие группы: С – совокупный спрос на потребительские товары и услуги; I – инвестиции; G - государственные закупки; Xn – чистый экспорт (Xn=Ex-Im, то есть разница между экспортом и импортом). Совокупный спрос складывается из суммы спросов на конечную продукцию экономики: AD=C+I+G+Xn.

Зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен графически можно представить в виде кривой, имеющей отрицательный наклон. Каждая точка кривой совокупного спроса показывает стоимость того количества конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен.

Отрицательный наклон кривой совокупного спроса не может быть объяснен эффектами дохода и замены, которые объясняют отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса. Замещение относительно более дорогих товаров более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Снижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами:

1. Эффектом реального богатства или эффектом Пигу: если уровень цен повышается, величина реальных денежных запасов снижается, люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше и сокращают величину потребления, а поскольку потребление является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса сокращается. Этот эффект можно записать в виде следующей логической цепочки: Р↑→М/Р↓→С↓→АD↓

 

Рисунок 2.1 – Кривая совокупного спроса

 

2. Эффектом процентной ставки или эффектом Кейнса: если уровень цен повышается, то возрастает спрос на деньги, растет ставка процента, сокращается величина инвестиционного спроса, а, следовательно, и совокупного спроса. Эффект Кейнса может быть представлен в виде логической цепочки: Р↑→М D↑→R↑→I↓→AD↓

3. Эффектом импортных закупок или эффектом Манделла–Флеминга. При повышении уровня цен в стране, товары данной страны становятся относительно дорогими для иностранцев. Поэтому сокращается экспорт. Импортные товары становятся относительно дешевыми, поэтому увеличивается импорт. В результате чистый экспорт сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то его величина так же сокращается. Запишем эту логическую цепочку: Ex↓; Im↑→Xn↓→AD↓

На уровень спроса влияют неценовые факторы.

 

Таблица 2.1 Неценовые факторы совокупного спроса

Личное потребление (С) Инвестиции (I) Государственные закупки (G) Чистый экcпорт (Xn)
Доходы потребителей Процентные ставки Изменение в государственных расходах Изменения в условиях внешней торговли
Ожидания Ожидания прибыли Принятие государственных программ Национальный доход в зарубежных странах
Задолженность Уровень налогов   Валютные курсы
Налоги с потребителей Технология    

Потребительские расходы определяются уровнем благосостояния потребителей. Однако по мере роста доходов предельная склонность к потреблению снижается (MPC), и рост спроса отстает от роста доходов.

Совокупное предложение

Совокупное предложение (АS) – стоимость того количества конечных товаров и услуг, которое предлагают на рынок все производители в течение года. Зависимость совокупного предложения от уровня цен в краткосрочном периоде прямая: чем выше уровень цен, тем величина совокупного предложения больше.

Если не учитывать влияние международной торговли, АS можно приравнять к ВВП:

АS = Q х Р = ВВП

Форма кривой АS может быть различной в зависимости от того в долгосрочном или краткосрочном периоде мы ее рассматриваем: горизонтальной, восходящей и вертикальной. На практике возможны различные варианты пересечения AD и АS:

1. на горизонтальном (кейнсианском) (краткосрочный период): не полная занятость, недозагрузка производственных мощностей, фиксированный уровень цен и заработной платы; экономика в стадии депрессии; движение к равновесному объему не сопровождается изменением уровня цен (Р), оно вызвано вовлечением в производство неиспользованных ресурсов, растет реальный объем производства;

2. на восходящем – происходит одновременный рост цен и ВВП, изменение цен исключает перепроизводство и недопроизводство товаров; экономика близка к полному использованию ресурсов, фаза оживления;

3. на вертикальном (неоклассическом) (долгосрочный период) – полная занятость ресурсов, максимальная загрузка производственных мощностей; предложение физически не растет, происходит его качественное изменение и денежная переоценка.

Неценовыми факторами выступают все факторы, изменяющие издержки на единицу продукции: 1) цены на ресурсы, 2) количество ресурсов, 3) производительность ресурсов, 4) налоги на бизнес, 5) трансферты, 6) государственное регулирование экономики.

При обратном смещении кривой спроса (AD) происходит эффект храповика – цены легко повышаются под влиянием совокупного спроса, но не сразу падают при его снижении.

Смещение кривой совокупного предложения (AS) влево приводит к инфляции издержек, а смещение ее вправо – к увеличению реального ВВП.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.240 (0.005 с.)