Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизм макроэкономического равновесия
Совокупный спрос Макроэкономическое равновесие предполагает соответствие совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (АS). На макроуровне пересечение кривых АD и АS определяет общий равновесный уровень цен (РЕ) и равновесный объем производства (QЕ). Совокупный спрос (AD) – сумма спросов всех макроэкономических агентов на конечные товары и услуги в течение года. В соответствии с наличием четырех основных секторов в экономике, совокупный спрос можно разделить на следующие группы: С – совокупный спрос на потребительские товары и услуги; I – инвестиции; G - государственные закупки; Xn – чистый экспорт (Xn=Ex-Im, то есть разница между экспортом и импортом). Совокупный спрос складывается из суммы спросов на конечную продукцию экономики: AD=C+I+G+Xn. Зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен графически можно представить в виде кривой, имеющей отрицательный наклон. Каждая точка кривой совокупного спроса показывает стоимость того количества конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен. Отрицательный наклон кривой совокупного спроса не может быть объяснен эффектами дохода и замены, которые объясняют отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса. Замещение относительно более дорогих товаров более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Снижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой. Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами: 1. Эффектом реального богатства или эффектом Пигу: если уровень цен повышается, величина реальных денежных запасов снижается, люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше и сокращают величину потребления, а поскольку потребление является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса сокращается. Этот эффект можно записать в виде следующей логической цепочки: Р↑→М/Р↓→С↓→АD↓
Рисунок 2.1 – Кривая совокупного спроса
2. Эффектом процентной ставки или эффектом Кейнса: если уровень цен повышается, то возрастает спрос на деньги, растет ставка процента, сокращается величина инвестиционного спроса, а, следовательно, и совокупного спроса. Эффект Кейнса может быть представлен в виде логической цепочки: Р↑→М D↑→R↑→I↓→AD↓
3. Эффектом импортных закупок или эффектом Манделла–Флеминга. При повышении уровня цен в стране, товары данной страны становятся относительно дорогими для иностранцев. Поэтому сокращается экспорт. Импортные товары становятся относительно дешевыми, поэтому увеличивается импорт. В результате чистый экспорт сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то его величина так же сокращается. Запишем эту логическую цепочку: Ex↓; Im↑→Xn↓→AD↓ На уровень спроса влияют неценовые факторы.
Таблица 2.1 Неценовые факторы совокупного спроса
Потребительские расходы определяются уровнем благосостояния потребителей. Однако по мере роста доходов предельная склонность к потреблению снижается (MPC), и рост спроса отстает от роста доходов. Совокупное предложение Совокупное предложение (АS) – стоимость того количества конечных товаров и услуг, которое предлагают на рынок все производители в течение года. Зависимость совокупного предложения от уровня цен в краткосрочном периоде прямая: чем выше уровень цен, тем величина совокупного предложения больше. Если не учитывать влияние международной торговли, АS можно приравнять к ВВП: АS = Q х Р = ВВП Форма кривой АS может быть различной в зависимости от того в долгосрочном или краткосрочном периоде мы ее рассматриваем: горизонтальной, восходящей и вертикальной. На практике возможны различные варианты пересечения AD и АS: 1. на горизонтальном (кейнсианском) (краткосрочный период): не полная занятость, недозагрузка производственных мощностей, фиксированный уровень цен и заработной платы; экономика в стадии депрессии; движение к равновесному объему не сопровождается изменением уровня цен (Р), оно вызвано вовлечением в производство неиспользованных ресурсов, растет реальный объем производства;
2. на восходящем – происходит одновременный рост цен и ВВП, изменение цен исключает перепроизводство и недопроизводство товаров; экономика близка к полному использованию ресурсов, фаза оживления; 3. на вертикальном (неоклассическом) (долгосрочный период) – полная занятость ресурсов, максимальная загрузка производственных мощностей; предложение физически не растет, происходит его качественное изменение и денежная переоценка. Неценовыми факторами выступают все факторы, изменяющие издержки на единицу продукции: 1) цены на ресурсы, 2) количество ресурсов, 3) производительность ресурсов, 4) налоги на бизнес, 5) трансферты, 6) государственное регулирование экономики. При обратном смещении кривой спроса (AD) происходит эффект храповика – цены легко повышаются под влиянием совокупного спроса, но не сразу падают при его снижении. Смещение кривой совокупного предложения (AS) влево приводит к инфляции издержек, а смещение ее вправо – к увеличению реального ВВП.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.240 (0.005 с.) |