Vortraege und Geschichten Erweiterte Auflage 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Vortraege und Geschichten Erweiterte Auflage



Koesel 2000

Берт Хеллингер

И В СЕРЕДИНЕ ТЕБЕ СТАНЕТ ЛЕГКО

Книга для тех,

кто хочет найти гармонию в отношениях, любви и стать счастливым

Издание второе

Институт консультирования и системных решений

Издательство Института психотерапии

Москва

Перевод с немецкого: Ирины Беляковой Научный редактор: к.п.н. Михаил Бурняшев

Хеллингер Б.

И в середине тебе станет легко: Книга для тех, кто хочет найти гармонию в отношениях, любви и стать счастливым / Издание второе. Перев. с нем. И. Д. Беляковой. — М.: Институт консультирования и системных решений, Изд-во Института психотерапии, 2006. - 208 с.

Все права защищены.

Любая перепечатка издания является

нарушением авторских прав и преследуется по закону.

Опубликовано по соглашению с автором.

В этой книге Берт Хеллингер размышляет о фундаментальных категориях, определяющих человеческие отношения: совести индивидуальной и родовой, вине и невиновности, благодарности и прощении... И прежде всего - о потребности в уравновешивании, гармонии и балансе как основе любых отношений. В ней как бы суммированы многолетние исследования и очень емко и лаконично изложены базовые положения системной психотерапии Б. Хеллингера, а также терапевтические истории, в метафорической форме иллюстрирующие эти положения.

Книга будет полезна как для специалистов - психологов, психотерапевтов и других представителей «помогающих» профессий, так и для просто интересующихся читателей, которые получат возможность прикоснуться к мудрости Мастера, открыть неожиданное в знакомом и привычном и по-иному взглянуть на себя самого и свои отношения с окружающими.

ISBN 5-89939-097-2

© Koesel, 2000

© Изд-во Института психотерапии, 2006

© Институт консультирования и системных решений 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие научного редактора...........................................10

Введение....................................................................................14

Предисловие к дополненному изданию............................... 19

Вина и невиновность в отношениях.......................................21

Восстановленное равновесие.............................................23

Уклонение............................................................................24

Полнота...............................................................................25

Идеальный помощник........................................................25

Обмен...................................................................................25

Дальнейшая передача.........................................................26

Золотой мяч.........................................................................26

Благодарность......................................................................27

Принятие.............................................................................28

Вернувшись домой..............................................................29

Счастье.................................................................................29

Справедливость...................................................................29

Ущерб и потеря...................................................................30

Выход...................................................................................31

Бессилие..............................................................................31

Двойное смещение..............................................................32

Мститель..............................................................................33

Прощение............................................................................35

Второй раз...........................................................................35

Примирение.........................................................................36

Сказать «Ага!»......................................................................36

Боль.....................................................................................37

Добро и зло.........................................................................38

Свое собственное................................................................39

Чужое...................................................................................39

Судьба..................................................................................39

Смирение.............................................................................41

Порядок и полнота.............................................................43

 

Истории, над которыми стоит подумать................................45

Заблуждение........................................................................47

Любовь.................................................................................51

Ничто...................................................................................52

Вера......................................................................................54

Претензия............................................................................55

Помощь...............................................................................57

Конец...................................................................................59

Жизнь и смерть...................................................................60

Гость.....................................................................................61

Открытый дом.....................................................................63

Границы совести........................................................................65

История: Ответ....................................................................67

Вина и невиновность..........................................................67

Заданные условия................................................................69

Различия..............................................................................69

Разные отношения..............................................................71

Порядок...............................................................................71

Внешность обманчива........................................................72

История: Игроки.................................................................72

Чары.....................................................................................73

Связь....................................................................................74

Внимание и уважение........................................................75

Верность..............................................................................76

Место...................................................................................76

Верность и болезнь.............................................................77

Граница................................................................................77

Добро...................................................................................78

Групповая совесть...............................................................78

Право на принадлежность.................................................79

Уравновешивание в плохом...............................................80

Иерархия..............................................................................80

Тоска....................................................................................81

Дрожь...................................................................................82

Страх....................................................................................82

Ложный адресат..................................................................83

Искупление..........................................................................84

Решение...............................................................................85

Понимание..........................................................................85

История: Путь.....................................................................86

Истории, которые обращают...................................................87

Два рода знания..................................................................89

Пути мудрости.....................................................................91

Середина..............................................................................92

Поворот...............................................................................93

Пустота................................................................................95

Обращение...........................................................................96

Приговор.............................................................................97

Ослепление..........................................................................97

Любопытство.......................................................................98

Собрание..............................................................................98

Целое..................................................................................101

Одно и то же.......................................................................101

Понимание.........................................................................102

Полнота..............................................................................105

Порядки любви: между родителями и детьми

и внутри рода.............................................................................111

Порядок и любовь..............................................................111

Различные порядки............................................................112

Родители и дети..................................................................112

Римский колодец...............................................................113

Уважение............................................................................113

Жизнь.................................................................................114

Благодарность на заре жизни...........................................115

Отказ...................................................................................117

Особенное..........................................................................117

Добрые дары родителей.....................................................117

Принадлежащее лично родителям...................................118

Самонадеянность...............................................................119

Роковое сообщество...........................................................121

Род......................................................................................121

Родовая связь.....................................................................122

Абсолютная полнота..........................................................123

Внутриродовая ответственность........................................124

Равное право на принадлежность....................................124

Потеря права на принадлежность....................................126

Порядки любви..................................................................127

Порядки любви: между мужчиной и женщиной

и по отношению к несущему целому.....................................131

Мужчина и женщина.........................................................133

Отец и мать.........................................................................133

Желание.............................................................................134

Исполнение........................................................................135

Связь в паре........................................................................136

Ревность.............................................................................137

Плоть..................................................................................138

Basso continuo.....................................................................139

Недостаток.........................................................................140

Папин сын и мамина дочь...............................................140

Анимаианимус..................................................................141

Взаимность.........................................................................142

Следовать и служить..........................................................143

Равноправие.......................................................................143

Уравновешивание..............................................................145

Взаимопонимание.............................................................146

Переплетения.....................................................................147

Постоянство.......................................................................148

Умирание............................................................................148

Несущее целое....................................................................149

Истории о счастье.....................................................................151

Два рода счастья.................................................................153

Осел....................................................................................154

Выход..................................................................................155

Мера...................................................................................156

Два рода удовольствия.......................................................156

Невиновность....................................................................157

Долги..................................................................................157

Ход жизни..........................................................................159

Земля..................................................................................160

Уборка.................................................................................162

Прощание..................................................................:........163

Отказ...................................................................................166

Риск....................................................................................167

Праздник............................................................................168

Тело и душа, жизнь и смерть.................................................169

Тело.....................................................................................171

«Я»......................................................................................172

«Я» итело............................................................................172

Семья и душа......................................................................174

Семья и болезнь.................................................................176

Живые и мертвые...............................................................177

Искупление........................................................................179

Умереть вместо другого......................................................182

Большая Душа....................................................................184

Мир.....................................................................................184

Психотерапия и религия...........................................................187

Душа и «Я»..........................................................................189

Образ действий...................................................................189

Душа и «Я» в религии.......................................................190

Религии откровения...........................................................191

Религиозное сообщество...................................................191

Естественная религия........................................................192

Религия как бегство............................................................194

Философия и психология..................................................194

История: Пустота...............................................................196

Психотерапия и религии откровения..............................197

Умение................................................................................198

Душа и тело.........................................................................198

Роковое единство...............................................................201

Пустая середина.................................................................201

История: Круг....................................................................203

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Берт Хеллингер — особая, знаковая фигура в современной психологии и психотерапии. Открытие им природы перенятых чувств, исследование влияния на человека различных видов совести (личной, семейной, родовой), формулирование основных законов, управляющих человеческими отношениями и системами (порядков любви), создание практического инструмента для работы с людьми — метода семейной расстановки и «движений души», ставит его в один ряд с такими выдающимися исследователями человеческой психики, как 3. Фрейд, К. Юнг, Ф. Перлз, Я. Л. Морено, К. Роджерс, С. Гроф и др. Ценность его открытий еще предстоит по достоинству оценить будущим поколениям психологов и психотерапевтов.

Системно-феноменологический подход Б. Хеллингера не является очередной умозрительной теорией, а представляет собой плод его многолетней практической работы с людьми. Многие закономерности человеческих отношений, изложенные в этой книге, сначала были подмечены и проверены на практике и только потом обобщены. Его взгляды не противоречат другим терапевтическим подходам, таким, как психоанализ, юнгианский анализ, гештальт, психодрама, НЛП и др., а дополняют и обогащают их. Сегодня с помощью метода семейной расстановки можно решить такие человеческие проблемы, которые еще десять лет назад часто ставили в тупик даже самых опытных специалистов.

С какими же проблемами работает метод Хеллингера? В первую очередь с перенятыми чувствами — вытесненными, не до конца пережитыми, заблокированными или запрещенными обществом — чувствами, которые испытывали наши предки. Эти чувства хранятся в системе рода как в «банке информации» и позднее могут проявляться у детей, внуков, а иногда даже правнуков. Человек не осознает природы этих чувств, а воспринимает их как свои собственные, так как часто просто вырастает с ними, впитывает с «молоком матери». И только став взрослым, он начинает подозревать, что здесь что-то не так.

Например, у женщины в силу каких-то обстоятельств рано умер муж и она грустит по нему, но открыто не проявляет своей грусти, так как думает, что это расстроит детей. Впоследствии это чувство может быть перенято кем-то из ее детей или внуков, и внучка этой женщины, время от времени испытывающая «беспричинную» грусть по отношению к своему мужу, может даже и не догадываться об истинных корнях этого чувства.

Многим подобные чувства хорошо знакомы, они посещают нас спонтанно и не связаны с теми событиями, которые в данный момент происходят вокруг. А порой интенсивность переживаемых чувств бывает столь велика, что мы осознаем неадекватность своей реакции, но часто, увы, ничего не можем поделать, приписывая это нашему характеру. Мы говорим себе, что в следующий раз этого не повторится, но стоит немного ослабить контроль, и все повторяется опять.

Психологу или психотерапевту, если он не прошел системной подготовки, трудно понять природу перенятых чувств. А если не понимаешь причину проблемы, с ней можно работать годами. Многие клиенты, не видя результата, оставляют все как есть, подавляют мешающее чувство, но оно может появиться снова уже у кого-то из их детей. И это будет происходить вновь и вновь до тех пор, пока в семейной системе не будет найден источник и адресат перенятого чувства.

Еще одной темой, которая часто звучит в системной работе, являются противоречия между личностью и семьей (системой). Б. Хеллингер называет это работой с границами совести. Принято считать, что совесть является исключительно индивидуальным качеством. Но это не совсем так: совесть формируется опытом предшествующих поколений (семьи, рода), а человеком, принадлежащим к семье, роду, только ощущается. Совесть следит за тем, чтобы каждый член семьи соблюдал те правила, которые раньше помогали семье выжить или чего-то достичь. Однако сейчас жизнь течет очень быстро, и современная действительность требует пересмотра старых правил: то, что помогало раньше, сегодня становится помехой.

Например, совесть многих российских семей хранит «рецепт выживания» во времена репрессий. Мы помним из истории, какая судьба постигла многих ярких и неординарных личностей. В те тяжелые годы для того чтобы выжить, человек должен был не выделяться, а быть таким, как все. Тогда это было оправданно и занесено в «банк памяти» семьи в качестве правила. И за его вы-

полнением следит совесть. В наши дни тот же механизм продолжает действовать и приводит к тому, что человек не реализует себя как личность. Совесть слепо управляет нами при помощи чувств вины и невиновности, и человек из семьи, пережившей страх репрессий, будет испытывать необъяснимый дискомфорт (чувствовать себя виноватым), если он стремится реализовать себя. И наоборот, будет чувствовать себя комфортно, если не будет ни к чему стремиться. Таким образом, личностные устремления и совесть семьи могут вступать в противоречие. И если не учитывать прошлое семьи, трудно понять, почему так происходит.

Отдельно хотелось бы сказать, что Б. Хеллингер указывает доступный многим путь к духовному. Ведь освобождение от перенятых чувств равносильно окончанию борьбы в душе человека, он начинает жить своей собственной жизнью, реализо-вывать свои собственные цели. А принятие чувства смирения и благодарность родителям, своей семье и роду обеспечивают надежный тыл и позволяют использовать накопленные родовые ресурсы и энергию для реализации своих целей, что многократно увеличивает его шансы на успех. Это дает возможность исследовать новые горизонты жизни, приобретать новый опыт, открывать новые возможности. А в случае неудачи любящая семья обеспечит «тихую гавань», где можно залечить раны и восстановить силы, чтобы вновь отправиться в плаванье по безбрежным просторам жизни.

Сегодня по всему миру проводятся сотни семинаров по методу Б. Хеллингера. И в нашей стране интерес к семейным расстановкам неуклонно растет, но профессионалов, прошедших специальное обучение по этому методу, по-прежнему мало. Еще меньше опытных практиков. К сожалению, появляется все больше псевдоспециалистов, которые предлагают делать семейные расстановки, называясь «учениками» Б. Хеллингера или Г. Вебера. Делать расстановки у таких людей опасно. Расстановка, не смотря на кажущуюся простоту, задействует очень глубокие слои сознания и души. Ко мне постоянно обращаются люди с негативными последствиями подобной работы, иногда в тяжелом состоянии. Вместо разрешения проблемы человек получает ретравма-тизацию, работать с которой гораздо сложнее. Если вы решили сделать семейную расстановку, то найдите для себя сертифицированного ведущего. Узнайте где, когда, у кого и в каком объеме он обучался, попросите его предъявить документы, дающие право работы в данной области. Если вы сомневаетесь в его квалифи-

кации, то можете обратиться в Институт консультирования и системных решений (телефоны и адреса в конце книги), который на сегодняшний день является ведущей организацией, обучающей специалистов по системным (семейным, организационным, симптомным, структурным и др.) расстановкам и- системно-феноменологическому подходу Б. Хелленгера в России и вам вышлют список сертифицированных ведущих. Ведущий должен быть дипломированным специалистом (психологом, психотерапевтом, врачом, социальным работником) и пройти повышение квалификации по методу семейной расстановки в объеме не менее 150 часов только у тренеров, внесенных в список Института Хеллингера и IAG (Международное общество системных решений по Б. Хеллингеру) в институте, имеющем допуск на подобное обучение. Если ваш ведущий не может предъявить подобных документов, откажитесь от работы у него.

Если вас интересует профессиональное обучение системно-феноменологическому подходу Б. Хеллингера и системным расстановкам, то его можно получить в Институте консультирования и системных решений (г. Москва). Совместно с 1AG и Вислохским институтом системных решений (WISL), которым руководит д-р Г. Вебер, ведущий мировой специалист в области системной работы и ближайший ученик и соратник Б. Хеллингера, мы разработали и проводим длительную обучающую программу, которая соответствует всем требованиям и критериям качества 1AG. Ее проводят лучшие немецкие и российские сертифицированные ведущие с многолетним стажем практической работы.

Я надеюсь, что через несколько лет метод семейной расстановки станет более доступным для жителей нашей страны. Ведь Россия в XX веке пережила так много потрясений (Первая мировая война, революция, время репрессий, Великая Отечественная война, перестройка), которые затронули практически каждую семью. Этот метод позволяет как бы вернуться в прошлое и заново пережить те чувства, которые переживали наши предки. Он дает возможность беспристрастно взглянуть на происходившее, вернуть нашим предкам их достоинство и увидеть решение тех проблем, которые мы переживаем сейчас.

Михаил Бурняшев,

к. п. н., системный терапевт,

директор Института консультирования

и системных решений

ВВЕДЕНИЕ

Дорогие читатели!

Сначала я хотел бы пояснить, как соотносятся и как связаны между собой опубликованные здесь доклады и истории. Они являются результатом длительного развития и позволяют увидеть суть моего прежнего образа мыслей и действий.

В начале восьмидесятых я начал внимательнее приглядываться к тому, что получается, когда люди говорят, что следуют своей совести. При этом мое внимание привлекло то, что многие, ссылаясь на свою совесть, говорят или делают что-то, что унижает других, причиняет им вред. Итак, я понял, что совесть служит не только добру, но и злу. Таким образом, мне стало казаться подозрительным то глубокое уважение, с которым относятся к совести в нашей культуре. Мне стал подозрителен и тот факт, что западное просвещение остановилось перед изучением феномена совести, а многие религиозные представления, раньше внушавшие страх и ужас, как мне кажется, теперь вошли в «круг обязанностей» совести и до сих пор остаются там неприкосновенными, словно некое табу.

Со временем пришло понимание, что совесть — это что-то обычное, инстинктивное. Что ее задача, как и задача других инстинктов, — устанавливать и охранять отношения внутри определенных границ, и вне этих границ она несостоятельна. Ибо за пределами маленькой группы совесть оправдывает даже самые страшные поступки, и ее действие бывает ужасным, например, в ходе войн.

Поэтому вскоре мне стало ясно, что те священные цели, которые приписывают совести как некой моральной инстанции, есть цели одной изолированной группы, стремящейся с помощью совести обосновать свое превосходство над други-

ми группами, со всеми негативными последствиями, вытекающими отсюда для отношений между группами. Так что у меня были все основания внимательнее присмотреться к результатам влияния совести внутри группы, а также, к тому, как она влияет на отношения между группами.

С совестью тесно связаны ощущения вины и невиновности. И здесь тоже есть странность: многие дурные поступки часто совершаются с ощущением невиновности, а хорошие сопровождает чувство вины. Таким образом, для меня стало очевидно, что чувства вины и невиновности благотворны только внутри определенных границ, а невиновность и вина не тождественны добру и злу. Этим я тоже начал заниматься подробнее и обратил внимание на тот факт, что и вину, и невиновность можно переживать очень по-разному, что эти разные ощущения служат разным целям, например, связи и уравновешиванию. Их цели дополняют друг друга, но они же друг другу и противоречат, как, может быть, справедливость и любовь. Так что невиновность с точки зрения справедливости нередко становится виной с точки зрения любви, и наоборот.

В ходе исследования этих взаимосвязей постепенно возник доклад «Вина и невиновность в отношениях». Я работал над ним около года и много раз останавливался, чтобы накопить новый опыт и проверить его. Год спустя появился доклад «Границы совести», основанный на результатах этой работы. Когда я выступал с ним впервые, еще не были осмыслены многие важные контексты и до окончательной его редакции было далеко. Прорыв наступил, когда, занимаясь системными переплетениями, охватывающими не одно поколение, я обнаружил, что наряду с той совестью, которую мы чувствуем, существует еще одна, неосознаваемая совесть, которая открывается нам только в своем действии. Другим порядкам эта неосознанная совесть служит как осознанная, и часто именно тем, что следуя осознанной совести, мы грешим против неосознанной. Трагические переплетения в семье, как и многие серьезные заболевания, психозы, несчастные случаи, самоубийства и преступления, а также отрече-

ния, искупление непонятной вины и страх связаны с напряжением между осознанной и неосознанной совестью и теми более узкими и более широкими порядками, которым они служат.

Лишь когда мне стали ясны эти взаимосвязи, я смог закончить доклад «Границы совести». После этого я описал и те порядки, которые стоят за разными видами совести. Я сделал это снова год спустя в следующем своем докладе «Порядки любви».

Позже этот доклад был дополнен и расширен. В первой части описываются порядки любви между родителями и детьми и внутри рода, во второй — порядки любви между мужчиной и женщиной и по отношению к несущему целому. Здесь я показываю, как в области религии порядки любви упираются в свои границы и что на эту область их переносить нельзя.

Я говорю и о том, что хотя и чувствуется во всеобщем почтении к совести, но находится по ту сторону разных сове-стей. Кто живет в гармонии с миром, кто согласен с миром таким, как он есть, тот знает, что на пользу, а что во вред, что хорошо и что плохо. Он следует этому знанию вне зависимости от того, что говорят другие, — неважно за они или против, — потому что находится в гармонии. Он спокоен в своей середине — он в равновесии: и сосредоточен, и восприимчив одновременно. И в этой середине ему легко.

Все мои доклады вращаются вокруг этой середины и туда ведут. Там мы обретаем покой, там постигаем уравновешенности и цельности.

Истории мои тоже вращаются вокруг этой середины и вокруг некоего скрытого порядка, объединяющего по ту сторону границ совести и вины то, что разъединяет.

Истории эти терапевтические. Некоторые из них пародийные. Они ломают табу, не позволяющее внимательнее прислушаться к сказкам и историям, и снимают покровы с их обманчивых или темных страниц. Вот некоторые из них: «Заблуждение», «Любовь», «Вера», «Конец» и «Два рода счастья».

Некоторые истории уже в момент их прочтения вызывают то, о чем они повествуют. Так что, возможно, уже в процессе чтения мы начинаем прощаться с тем, что прошло, и готовиться к следующему свершению. К таким историям относятся «Открытый дом», «Поворот», «Понимание», «Прощание», «Праздник».

Другие истории росли вместе со мной, и я рос вместе с ними. Они доходят до самых дальних уголков нашей души. Они берут нас с собой в путь познания, до самых его пределов, без страха и без оглядки. К этим историям относятся «Два рода знания», «Полнота», «Пустота», «Одно и то же», «Ответ», «Игроки», «Ничто».

Как и доклады, истории создавались годами. Рассказывая их, я каждый раз заново их проверял и углублял, судя по оказываемому ими действию. Для этой книги они были дополнены и иначе расположены. Так образовались три сборника: «Истории, над которыми стоит подумать», «Истории, которые обращают» и «Истории о счастье». В них на другом уровне в сжатом виде представлено, продолжено и углублено сказанное в тематических докладах. Поэтому доклады чередуются с историями.

А откуда у книги такое название? В ответ я расскажу одну историю.

Однажды старого учителя спросили: «Когда ты помогаешь другим, как же ты это делаешь? К тебе нередко приходят люди и спрашивают у тебя совета в таких вещах, о которых ты сам знаешь совсем немного. И все же после этого им становится лучше».

В ответ учитель сказал: «Если человек остановился на пути и дальше двигаться не хочет, дело не в знании. Просто он ищет уверенности там, где требуется мужество, и свободы там, где правильное ему уже не оставляет выбора. Так он и ходит по кругу.

Учитель же не поддается иллюзиям и отговоркам. Он ищет середину и там, собравшись, ждет — как тот, кто расправил паруса навстречу ветру, — пока его не достигнет то слово, в котором есть сила. И если тогда придет к нему другой, учи-

 

теля он обнаружит там, куда ему самому нужно, — это ответ для них обоих. Здесь оба слушатели». И добавил: «В середине легко».

Чтобы почувствовать легкость середины, ей надо дать время проявиться. Она раскроет свое действие, если читать эту книгу так, словно слышишь ее в своей душе.

Желаю вам в процессе чтения озарений, дарующих свободу, и той легкости, которая приходит из гармонии с серединой.

Ваш Берт Хеллингер

ПРЕДИСЛОВИЕ К ДОПОЛНЕННОМУ ИЗДАНИЮ

Мы познаем душу, с одной стороны, как принадлежащую нам, например, в нашей личной совести, а с другой — как некую силу, управляющую нами извне, например, в совести родовой. А еще, далеко за этими пределами, мы познаем ее как Большую Душу, которая не привязана ни ко времени, ни к пространству, как силу, заставляющую нас служить чему-то большему.

Хотя в более ранних докладах из этой книги уже звучало действие Великой Души, однако и в жизни, и в психотерапии я продолжал рассматривать и обдумывать его. В результате возникли доклады «Тело и душа», «Жизнь и смерть», а также «Психотерапия и религия», которые были включены в это издание. Они дополняют другие доклады и подводят к тем пределам, за которые я, пожалуй, выходить уже не вправе. И все же я приглашаю вас пройти вместе со мной до самых этих пределов.

Берт Хеллингер



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.095 с.)