ТОП 10:

Методика и техника интервьюирования



Интервьюирование, как и другие методы опроса, предста­вляет собой технологию, включающую в себя следующие этапы:

— подготовка интервью, включая общую и конкретную подго­
товку;

— начало;

— основная часть;

— завершение;

— обработка результатов.

Методические принципы интервьюирования можно разде­лить на базовые (универсальные) и специфичные. Последние представляют собой модификации этой методики применитель­но к различным типам исследовательских задач. В данной главе будет подробно описана базовая методика, включая все ее этапы: от подготовки интервью до обработки его результатов. В следу­ющих главах будут описаны некоторые модификации данного метода опроса.

Подготовка интервью (общая)

Подготовку интервью принято разделять на общую и кон­кретную. Под общей подготовкой понимается подготовка к ин­тервьюированию вообще, а под конкретной — подготовительная работа к проведению интервью с конкретными респондентами по заранее определенной теме.

Общая подготовка к интервьюированию по сути равно­сильна подготовке квалифицированных интервьюеров. Профес­сиональные качества интервьюеров, специализирующихся на


проведении глубоких интервью, в ряде аспектов отличаются от профессиональных качеств интервьюеров, проводящих фор­мализованные интервью. Главное отличие заключается в том, что при проведении глубоких интервью интервьюеры долж­ны обладать высокой профессиональной подготовкой, тогда как при проведении формализованных интервью образование и профессия интервьюеров практически не имеют значения.

Профессиональные качества интервьюеров

Качества хорошего интервьюера складываются из: 1) его ин­дивидуальных способностей, 2) владения методикой, 3) со­циологической подготовки и 4) подготовки в той предметной области, которая исследуется с применением глубоких интер­вью. Названные группы качеств находятся в определенной за­висимости, взаимно дополняя и усиливая друг друга.

Индивидуальные способности — это набор качеств, врожден­ных или социально приобретенных, присущих человеку вне зависимости от его профессиональных навыков. Как и в боль­шинстве других профессий, способности к интервьюированию колеблются в человеческой популяции в очень широких пре­делах. По наблюдению автора, есть люди, практически неспо­собные стать хорошими интервьюерами. Обучение методике им помогает мало, так как они, невзирая на полученные теорети­ческие знания, на практике продолжают реализовать присущие им стили беседы, противоречащие методическим принципам ведения интервью. Наряду с этим есть люди, обладающие высо­кими способностями к интервьюированию, поскольку их есте­ственный стиль общения оказывается близким к наработанным поколениями социологов методическим принципам проведения глубоких интервью.

Существование различий в индивидуальных способностях к интервьюированию ставит задачу разработки тестовых мето­дик профессионального отбора интервьюеров. Принципы раз­работки таких методик хорошо известны. На первом этапе их создания разрабатывается профессиограмма, т. е. эмпирически верифицированный набор личностных качеств, необходимых для успешного овладения данной профессией. На втором этапе



Глава 3. Методика и техника интервьюирования


§ 1. Подготовка интервью (общая)



 


для количественного измерения этих качеств разрабатывается тест. В западных странах подобные тесты разработаны, одна­ко в России, насколько нам известно, они на данный момент не адаптированы.

В методической литературе описаны различные типы ин­тервьюеров. Хороший интервьюер характеризуется выражением «дать-и-взять», которое означает, что при проведении беседы он должен уметь не только получить от респондента требуемую информацию, но и дать ему взамен чувство морального удовле­творения. Известно, что хорошо проведенное интервью обладает своего рода терапевтическим воздействием на личность опраши­ваемого: снимает тревогу, помогает принимать решения, повы­шает самооценку и т. д. (на этом основано широкое применение интервью в психотерапевтической практике). Способность вы­звать данный психологический эффект и воспользоваться им для получения более полной информации считается основным качеством хорошего интервьюера.

Перечень типов плохих интервьюеров, судя по литерату­ре, достаточно обширен. В него включаются: интервьюеры-«миссионеры», стремящиеся вместо получения информации довести до опрашиваемого какую-либо идею; «моралисты»; «ветреники» (несерьезные); властные; тревожные; сентимен­тальные; действующие по шаблону. Этот список, вероятно, может быть продолжен. В частности, по наблюдению автора, есть люди, которые органически не могут терпеть, когда мне­ние респондента не совпадает с их собственным. Такие люди вряд ли смогут стать хорошими интервьюерами. Насколько мож­но судить, перечисленные выше стили неправильного ведения интервью в большинстве случаев предопределены личностны­ми качествами опрашивающих, поэтому они трудно поддаются корректировке.

Владение методикой,в отличие от индивидуальных способ­ностей, приобретается путем обучения. Роль обучения в под­готовке интервьюеров исключительно велика. Это показывают, в частности, результаты проводившегося в США специаль­ного эксперимента, суть которого сводилась к следующему. Группе людей, не получивших специальной подготовки в обла­сти интервьюирования, было предложено провести несколько


глубоких интервью на заранее заданные темы. Как и следовало ожидать, качество интервью, проведенных участниками экспе­римента, существенно различалось в соответствии с различиями в их индивидуальных способностях. Затем участники экспе­римента прошли интенсивный курс обучения, после чего им вновь было предложено провести интервью. Результат обучения был таков: качество интервьюирования существенно возросло у всех, кто прошел обучение, но в наибольшей степени оно повысилось у тех, кто еще до обучения проявил максимальные способности к этой работе. Сказанное означает, что подготов­ка квалифицированных интервьюеров должна включать в себя профессиональный отбор наиболее способных людей с после­дующим их обучением.

Обучение интервьюеров, как и всякое профессиональное обучение, должно строиться на сочетании теории и практики. Для теоретического обучения необходимы учебники, методи­ческие пособия и лекционные курсы. Практическое обучение осуществляется путем проведения специального тренинга, о ко­тором будет сказано ниже.

Социологическая подготовкаважна по меньшей мере в трех отношениях. Во-первых, каждый интервьюер должен хорошо усвоить известный методологический принцип анализа без оце­ночных суждений. Применительно к практике интервьюирова­ния этот принцип означает оценочную нейтральность слушания. Во-вторых, социологическая (в первую очередь теоретическая) подготовка делает возможным правильное понимание высказы­ваний респондентов, особенно в тех случаях, когда интервью­ер и опрашиваемый принадлежат к различным субкультурам и разным профессиональным областям. В-третьих, указанная подготовка развивает способность интервьюера к фиксации и развитию релевантных тем, что является одной из главных предпосылок успешного проведения интервью.

Подготовка в предметной области исследованияозначает, что при проведении интервью в сфере экономики от интервьюера требуется квалификация экономиста, в медицине (например, при сборе детализированных анамнезов) — медика, при отра­ботке технологий — технолога, при изучении эмоциональных



Глава 3. Методика и техника интервьюирования


§ 1. Подготовка интервью (общая)



 


реакций — психолога и т. д. Особенно часто потребность в пред­метной квалификации интервьюеров возникает в прикладных и междисциплинарных исследованиях (к последним можно от­нести такие области, как экономическая социология, социоло­гия медицины и др.). Предметная подготовка, как и общесоцио­логическая, повышает способность интервьюера к правильному пониманию опрашиваемых и к отбору релевантных тем.

Названные выше четыре группы качеств обладают свой­ством взаимно усиливать друг друга и в то же время отча­сти являются взаимозаменяемыми. Наивысшей квалификацией обладают интервьюеры, обладающие всеми четырьмя качества­ми. В то же время в практической работе достаточно эффективно могут действовать люди, обладающие лишь некоторыми из них. В частности, замечено, что люди с высокой предметной квали­фикацией в пределах своей области компетенции могут успешно проводить интервью даже без знания методов опроса. Социоло­гическая квалификация способствует быстрому усвоению мето­дики глубокого интервью. Наконец, профессиональный отбор людей, обладающих способностями к интервьюированию, и их обучение позволяют в относительно короткие сроки подготовить интервьюеров, которые могут успешно справляться со своими обязанностями. Учитывая, что люди, обладающие высокой со­циологической или предметной квалификацией относительно редки, формирование из них штата интервьюеров часто являет­ся нецелесообразным. В практической работе можно включать в состав исследовательских групп интервьюеров средней квали­фикации, прошедших курс обучения методике, оставляя за ис­следователями высшей квалификации общее и методологичес­кое руководство исследованиями, а также проведение наиболее ответственных или сложных интервью.

Практическое обучение интервьюированию

Процесс практического обучения интервьюированию — это по существу процесс фиксации и осознания ошибок. Хотя чи­сло видов ошибок, допускаемых интервьюерами, очень велико, основная их часть может быть сгруппирована в три типа:


 

— ошибки, нарушающие психологический контакт интервью­
ера и респондента, в результате которых респондент «замы­
кается в себе»;

— ошибки, влекущие за собой искажение сообщаемой ре­
спондентом информации, в результате которых респондент
сообщает не то, что думает, что-то скрывает и т. п.;

— ошибки, влекущие за собой представление нерелевантных
(не имеющих отношения к цели интервью) сообщений. Та­
кие сообщения могут быть правдивы, развернуты, значимы
для респондента, но они не продвигают интервьюера к цели
исследования.

Следует оговорить, что в некоторых случаях действия ин­тервьюеров, влекущие за собой названные последствия, бывают сознательными, т. е. введенными в действие с той или иной методической целью. В качестве примера может быть упомя­нут тип «жесткого» интервью, в котором интервьюер, желая получить необходимую информацию, сознательно идет на риск ухудшения психологического климата и даже возможного отка­за респондента продолжить беседу. В качестве другого примера можно указать на сознательное допущение развития нереле­вантных тем, чтобы респондент «разговорился». Ошибками, следовательно, следует считать только такие действия, которые, удовлетворяя одному из названных выше критериев, являются незапланированными и не имеют ясно осознаваемой интервью­ером методической цели.

Практическое обучение навыкам ведения интервью может быть индивидуальным или групповым. Оба метода могут соче­таться, однако их описание следует дать отдельно.

При индивидуальном обучении источником сведений об ошибках могут быть либо опытный интервьюер, либо респон­дент. Пробные интервью, проводимые начинающим интервьюе­ром, желательно записывать на диктофон, после чего они могут стать предметом прослушивания и критического разбора с уча­стием начинающего интервьюера, преподавателя и, возможно, респондента. Опытный интервьюер, как правило, замечает боль­шую часть ошибок, допущенных его начинающим коллегой и, что особенно важно, может дать квалифицированное разъяс­нение, в чем именно состояла ошибка. Вместе с тем даже



Глава 3. Методика и техника интервьюирования


§ 1. Подготовка интервью (общая)



 


опытный интервьюер порой может лишь догадываться о под­линных чувствах и мыслях респондента. Из этого следует, что важным источником сведений об ошибках может являться сам респондент. Трудность здесь заключается в том, что респондент, не обладающий социологической квалификацией, не в состо­янии четко осознавать и квалифицированно характеризовать ошибки интервьюера. Один из возможных путей преодоления этой трудности заключается в том, что роль респондента может играть специалист-социолог. Второй путь заключается в со­вместном прослушивании записи интервью, в котором участву­ют все три участника процесса обучения. В ходе прослушивания квалифицированный интервьюер, наряду со своими коммента­риями, задает респонденту вопросы, касающиеся его реакций на действия обучающегося интервьюера.

Наряду с пробными интервью целесообразно использова­ние фонетического тренажера, в котором фонограммы интер­вью, проведенные неопытными исследователями, сопровожда­лись бы параллельным текстом с разбором допущенных ими методических ошибок. Разработка российской версии такого тренажера является давно назревшей необходимостью, однако на данный момент эта работа еще никем не осуществлена.

Наряду с индивидуальными существуют групповые формы обучения, причем некоторые авторы считают их более эф­фективными. При групповом методе тренинг осуществляется в группах численностью в 15-20 человек. Группы состоят из обу­чающихся и руководителя, который должен быть высококвали­фицированным специалистом. Желательно, чтобы в составе обу­чающихся были как полные новички, так и лица, уже имеющие определенный опыт интервьюирования, но стремящиеся повы­сить свою квалификацию. После кратких теоретических разъяс­нений обучение производится путем проведения учебных интер­вью между членами группы, критических разборов и дискуссий, наблюдений и практики. Каждому обучающемуся дается воз­можность практически проводить интервью, рассказывать о сво­их успехах и неудачах, описывать успехи и неудачи своих коллег в такой обстановке, которая обеспечивала бы им чувство психо­логической безопасности. Обучающийся должен знать, что даже самые неудачные его попытки не будут выглядеть смешными


и что самые грубые его ошибки вызовут желание помочь, а не об­винения в полной некомпетентности. Он должен быть уверен, что его понимают и принимают коллеги, как новички, так и «корифеи», которые хотят сами научиться чему-то на основе его опыта и помочь ему приобрести профессиональные навыки.

К числу методов группового обучения относится метод ра­зыгрывания по ролям. При использовании этого метода один из членов группы играет роль респондента, идентифицируя себя с каким-либо конкретным человеком, которого он знает, и отве­чает на вопросы интервьюера исходя из этой роли. Другой член группы играет роль интервьюера, остальные наблюдают. Ко­гда разыгранное интервью заканчивается, организуется общая дискуссия и обсуждаются методы, которые использовал интер­вьюер, его ошибки и методические находки, а также проблемы, вызванные поведением респондента.

Тот, кто исполняет роль интервьюера, может в большей сте­пени осуществлять самонаблюдение, чем это было бы в ситуации реального интервью. Но и обучающийся много получает, испол­няя роль респондента. Он воспринимает ошибки интервьюера, который не смог получить информацию там, где это было потен­циально возможно, и понимает, в каком месте использование интервьюером тех или иных вопросов поставило его, как респон­дента, в затруднительное положение либо вызвало раздражение.

Анализируя свои реакции на то, как их интервьюиру­ют, и непосредственно испытывая влияние различных стилей интервьюирования, обучающиеся повышают чувствительность к реакциям респондентов. Тем временем стажеры-наблюдатели, смотрящие этот «спектакль», могут заранее планировать, как они сами будут избегать ошибок в собственных интервью.

Опишем более детально методику тренинга в форме ра­зыгрывания по ролям в соответствии с рекомендациями Кана и Кеннела. Человек, играющий роль интервьюера, подгота­вливает свою роль, продумывая цели и результаты, которые он рассчитывает получить во время интервью. Человек, выбранный на роль респондента, получает описание типа ситуации, которая будет разыграна. Затем он покидает группу и обдумывает свою роль в деталях, в то время как интервьюер продумывает свою роль. Для того, чтобы придать достоверность разыгрываемому



Глава 3. Методика и техника интервьюирования


§ 2. Подготовка интервью (конкретная)



 


интервью, ситуация и роли должны находиться в сфере социаль­ного опыта его участников. Роль, которая дается респонденту, должна быть такой, чтобы он легко мог себя с ней идентифи­цировать. Остальные члены группы наблюдают: они получают инструкции сконцентрироваться на процессе, отмечать приме­ры удачных и неудачных методических ходов. Иногда бывает полезно, чтобы некоторые из наблюдателей уделяли особое вни­мание респонденту, а другие — интервьюеру. Само интервью должно быть не слишком долгим — 10-15 минут. Это обес­печивает достаточный материал для обсуждения, не перегружая группу. Затем наблюдатели сообщают о своих находках. Респон­дент сообщает, как он себя чувствовал, на что он реагировал негативно, в каких случаях информация, которую он готов был предоставить, не была от него получена и почему. Интервьюер объясняет, почему он совершил то или иное действие, в ка­кие моменты он чувствовал себя хорошо в своей роли, а когда нуждался в помощи.

Функция инструктора в группе достаточно важна. Как более опытный интервьюер, он отмечает те моменты, которые мог­ла пропустить группа, связывает опыт, приобретенный в ходе тренинга, с общими принципами интервьюирования и вооду­шевляет участников на исполнение ролей.

Дискуссия должна концентрироваться вокруг следующих вопросов:

— что думают респондент, интервьюер и наблюдатели об уча­
стии каждого, исполняющего роль;

— почему респондент и интервьюер делали то, что они делали;

— какие вопросы должен был задать интервьюер, как реагиро­
вал на них респондент, каковы были свидетельства, говоря­
щие об искажениях, как они могли бы быть предотвращены.

По мере того как обучающиеся становятся все более чув­ствительны в слушании, они бывают удивлены, как много они начинают слышать из того, что раньше «не слышали».

Подготовка интервью (конкретная)

Конкретная подготовка интервью включает в себя приня­тие решений по ряду ключевых вопросов исследования. К числу


таких вопросов относятся: выбор респондентов, составление во­просника, определение времени и места интервью, определение способа записи.

Выбор респондентов

Число респондентов в исследовании обычно определяется его целями, а также финансовыми возможностями исследовате­ля. Наличие финансовых ограничений часто заставляет иссле­дователя сокращать до минимума число интервью, в связи с чем должна возрастать точность их «прицела».

В исследованиях, проводящихся методом глубокого интер­вью, обеспечение репрезентативности выборки в общепринятом смысле этого слова является невозможным, поскольку опросить этим методом 1 500 человек, как правило, нельзя не только из-за финансовых ограничений, но и потому, что результаты такого опроса будут представлять собой около 50 тыс. стра­ниц текста. Одно только чтение такого массива может занять у исследователя более года (из расчета 100 страниц в день).

Неприменимость статистических методов формирования выборки требует применения иной стратегии поиска респон­дентов. Описание этой стратегии начнем с количественной стороны данного вопроса. При проведении исследования мето­дом глубокого интервью вряд ли целесообразно увеличивать выборку свыше 100 человек, поскольку в этом случае при средней продолжительности интервью около часа, объем тек­стовой расшифровки результатов опроса составит около 2 500 машинописных страниц. Думается, что такой объем материала определяет естественный верхний предел числа респондентов, охватываемых исследованием. Что же касается минимальной величины выборки, то следует указать, что в некоторых случаях опрос одного-единственного знающего эксперта может прине­сти настолько исчерпывающую информацию, что последующие интервью с другими респондентами дают лишь минимальные приращения знаний. Продолжительность интервью с такими экспертами может составлять десятки часов, а объем тексто­вой расшифровки — сотни страниц. Таким образом, величина



Глава 3. Методика и техника интервьюирования


§ 2. Подготовка интервью (конкретная)



 


выборки при проведении глубоких интервью может колебаться в диапазоне от одного до (ориентировочно) ста человек.

В том случае, если совокупность обследуемых индивидов рассматривается как однородная, наиболее целесообразная чи­сленность респондентов составляет около 20 человек. Эта цифра определена из практического опыта различных исследователей, включая и автора данной книги. В качестве примера укажем, что французский социолог Ален де Вульпьон, специализирующий­ся на методе глубокого интервью, в начале 90-х годов сообщил на семинаре в Российской академии наук, что при проведе­нии обследований он первоначально опрашивал по 50 человек, но затем убедился, что вполне достаточно и 20.

Названная численность респондентов является достаточной для того, чтобы на основе их ответов сформировать развитую (хотя и неточную с количественной точки зрения) типологи­ческую картину, которая в зависимости от целей исследования может стать либо его конечным результатом, либо отправным пунктом для дальнейшей работы.

При обследовании методом глубокого интервью однород­ной и не образующей социальной структуры совокупности ин­дивидов могут использоваться различные принципы отбора ре­спондентов, в основном аналогичные методам формирования выборки при проведении количественных опросов.

Простой случайный отбор.Этот метод применяется в тех случаях, когда в опросе необходимо зафиксировать естествен­ный разброс мнений или представлений респондентов. При этом ставится задача определения не частоты встречаемости различных систем представлений (хотя в грубом приближении удельные веса видны даже при выборке в 20 человек), а типоло­гическое описание самих этих систем и их внутренней логики. Метод простого случайного отбора применяется также в тех случаях, когда предварительные знания об объекте исследова­ния настолько малы, что нет возможности применить более целенаправленные методы.

Метод формирования равных по численности квот(внутри квот сохраняется принцип случайного отбора). Применение этого метода целесообразно в тех случаях, когда известны основ­ные параметры и значимые для исследования характеристики.


Метод «снежного кома».Как известно, данный метод при­меняется в тех случаях, когда необходимо составить выборку из представителей рассредоточенного меньшинства, не обладаю­щего формально фиксируемыми признаками, либо не значаще­гося ни в каких списках или картотеках. По сути, данный метод представляет собой модификацию социометрического опроса: у респондентов спрашивают, не знают ли они людей, подходя­щих по тем или иным признакам для включения в выборку. Этот метод эффективен, в частности, при проведении экспертных опросов, когда список экспертов пополняется, исходя из ре­комендаций самих опрашиваемых. Он с успехом применялся в области социологии, науки для поиска наиболее эффективно работающих ученых, в производственной социологии — для поиска наиболее компетентных работников, являющихся, как правило, и ценными информаторами, и т.д. Возможные фор­мулировки вопросов в этих случаях таковы: «С кем еще Вы посоветуете поговорить?»; «С кем можно поговорить на такую-то тему?»; «Кто является наиболее компетентным специалистом в такой-то области?».

Метод фильтрующего опроса.При использовании этого ме­тода проводится количественный опрос, в рамках которого вы­являются респонденты, соответствующие определенным рекру-тинговым критериям. Далее из числа этих респондентов отби­раются кандидатуры для проведения глубокого интервью.

В тех случаях, когда исследуемый объект представляет со­бой не бесструктурную массу, а структурированное социальное целое с присущим ему набором взаимодействующих ролевых и статусных позиций, принципы формирования выборки до­полнительно усложняются. Как правило, в этом случае увели­чивается и объем выборки, зачастую доходя до указанного выше ориентировочного верхнего предела в 100 человек. В качестве примера объекта первого типа может быть названа аудитория средств массовой информации, а второго типа — производствен­ное предприятие или организация. Неформальные сообщества, в которых имеется разделение статусов и ролей, относятся к объ­ектам второго типа.

Описание принципов отбора респондентов при исследо­вании структурированных социальных объектов целесообразно

9 Зак. 9



Глава 3. Методика и техника интервьюирования


§ 2. Подготовка интервью (конкретная)



 


начать с описания типов респондентов. Эти типы отражают не личностные различия между ними, а характеризуют те ви­ды информации, которые они могут предоставить. С точки зрения организации исследования Р. Горден выделяет три типа респондентов: ключевые информаторы, специальные респон­денты и типичные представители.

Ключевые информаторы.Это тип респондента, который пре­доставляет информацию, касающуюся стратегических проблем исследования. Такой информатор не обязательно является чле­ном исследуемой организации, но он должен быть хорошо ин-формиройан о ее делах. Ключевые информаторы представляют, в частности, общие сведения о структуре организации или со­общества, помогают в достижении сотрудничества, выявлении и «доставании» респондентов и т. д. Такие люди совершенно необходимы во враждебных и закрытых сообществах. Функция ключевых информаторов — помочь исследователю в достиже­нии общей ориентации на начальных этапах его работы.

Специальные респонденты— это люди, которые предоста­вляют информацию, непосредственно касающуюся проблемы исследования. Они бывают выбраны потому, что занимают единственные в своем роде ролевые позиции в сообществе, группе или организации. В качестве примера таких респонден­тов могут быть названы руководители функциональных служб предприятия (планового отдела, бухгалтерии и т.д.). Поскольку названные должности имеются на предприятии в единствен­ном числе, у исследователя нет возможности составить из них выборку, и он при любых обстоятельствах должен довольство­ваться результатами единичного опроса. Беседы со специаль­ными респондентами дают возможность взглянуть на пробле­мы организации со специфичных углов зрения, обусловленных их ролевыми позициями. Они могут также дать информацию о мыслях и действиях, обусловленных их положением, о своих наблюдениях, о мыслях и действиях других людей, какими они видятся с их точки зрения и т. д.

Типичные представители— это представители социальных групп или демографических популяций. Типичного предста­вителя зачисляют в выборку потому, что он «такой же, как


другие», т. е. не имеет ярко выраженных отличий от других представителей данной социальной группы. В отличие от пре­дыдущих типов респондентов, занимающих уникальные ролевые позиции, типичные представители выбираются из однородной неструктурированной совокупности. Применительно к произ­водственным организациям такие совокупности образуют пред­ставители массовых профессий (рабочие различных специально­стей, мастера, технологи и т.д.). Данный тип респондентов, как правило, опрашивается не в единственном числе. Из них форми­руют определенную выборку, которая представляла бы диапазон различий в мнениях соответствующей категории людей. В це­лях обеспечения сопоставимости ответов всем членам выборки должны задаваться одни и те же вопросы. При опросе методом глубокого интервью объем выборки должен составлять около 20 человек (как и для других неструктурированных совокупностей). Типы респондентов могут выделяться также на основе их ролевых позиций и личностных черт. Описываемые ниже типы не образуют целостной типологии, но помогают исследователю лучше ориентироваться при выборе респондентов.

Высокое или низкое положение в иерархииопределяет сферу компетенции респондентов и систему их представлений. Ре­спонденты, занимающие высокий пост, могут гораздо лучше, чем люди с более низким служебным положением, предоста­вить сведения об организации в целом и о ее отношениях с другими организациями. Люди, занимающие более низкое положение, обычно плохо осведомлены об этом, но они имеют преимущество в освещении частных вопросов, касающихся их непосредственной деятельности. Существует ряд аспектов, в ко­торых свидетельства людей, занимающих низкое положение, заслуживают большего доверия, чем мнения их начальников. В частности, если целью исследования является оценка субъ­ективных умонастроений рядовых работников, целесообразней опросить хотя бы нескольких его представителей, чем пытаться получить всеохватывающую оценку на основе опроса предста­вителей высшего звена управления. Этот факт был подтвержден многими исследованиями. В частности, в США было проведено исследование, которое показало, что рядовой состав служащих на подводных лодках был намного точнее в оценке морального

9*



Глава 3. Методика и техника интервьюирования


§ 2. Подготовка интервью (конкретная)



 


климата экипажа, чем офицеры. Сходные различия неоднократ­но выявлялись и в отечественных исследованиях.

Существует ряд причин недостаточной информированности людей, занимающих высокое положение. К их числу может относиться стремление руководителей не замечать свидетельств неудовлетворительного положения дел, играет роль и эффект сокрытия информации со стороны рядовых работников и т. д.

Противостоящие или конфликтующие ролевые позиции.Во всех сложных организациях либо системах организаций суще­ствуют лица или группы лиц, мнения которых о проблемах организации сильно различаются и порой бывают прямо про­тивоположны друг другу. Иногда подобные различия детерми­нируются индивидуальными различиями в психологии респон­дентов, но в данном случае речь идет о несовпадениях мнений, детерминированных ролевыми позициями в организации. Такие несовпадения или конфликты могут порождаться либо различ­ными должностными уровнями в вертикальной иерархии, либо различиями функциональных ролей по горизонтали. В отноше­ниях по вертикали подобные эффекты ярко проявляются в том, что работники вышестоящих звеньев правленческой системы обычно были склонны указывать на недостаточную энергич­ность и низкое качество работы нижестоящих звеньев, тогда как нижестоящие упрекали вышестоящих в неадекватности и не­оперативности принимаемых ими решений. В исследованиях отношений по горизонтали часто выясняется, что опрашивае­мые работники обычно достоверно (и даже с некоторым пре­увеличением) описывают возникающие в их работе трудности, порождаемые недостатками в работе смежных подразделений, но наряду с этим имеют тенденцию скрывать или преуменьшать недостатки в собственной работе. Наличие подобных противо­речий ни в коем случае не является помехой для проведения исследования. Напротив, подобные различия в мнениях позво­ляют исследователю корректировать информацию, сообщаемую каждым респондентом в отдельности, и на этой основе создавать объективное (сводное) описание изучаемой проблемы.

Активный и пассивный типы респондентов.Тот, кто более ак­тивен в делах сообщества, обычно и более сведущ. По этой при­чине активисты являются хорошими информаторами, особенно


на первых этапах исследования. Активисты обычно являются людьми контактными, разговорчивыми, легко воодушевляются беседой. Преимуществом является также то, что практически не требуется проводить специальную работу по их выявлению. Но следует иметь в виду, что и среди людей внешне пассивных могут находиться очень хорошие наблюдатели, которые по раз­ным причинам редко участвуют в событиях (например, потому, что не разделяют взглядов активистов). Учитывая, что опрос только активистов может породить определенный сдвиг в по­лучаемой информации, поиск хороших информаторов из числа пассивных членов сообщества является важной задачей иссле­дователя.

Незаурядные люди как особый тип респондентов.Незауряд­ными людьми в данном случае называются те, кто выделяется из общей массы своим умом и способностями, а также профес­сиональными достижениями. В качестве респондентов незауряд­ные люди обладают следующими важными для исследователя чертами. Во-первых, они обладают значительными рефлексив­ными способностями и, опираясь на свой практический опыт, могут строить достаточно сложные и развитые системы взгля­дов, зачастую практически готовые для включения в систему научного знания. Во-вторых, незаурядные качества таких людей часто проявляются в своего рода бесстрашии, т. е. в способ­ности в резкой форме говорить правду и ничего не скрывать. В-третьих, высокая компетентность и готовность вести бесе­ду о своей профессии часто положительно коррелируют между собой. Иными словами, незаурядные люди зачастую охотно го­ворят о сфере приложения своих способностей, что облегчает задачу интервьюера.

Поиск незаурядных людей в практическом исследовании достаточно прост: если они есть, то обычно их хорошо знают в профессиональной среде, сообществе или организации. Опрос незаурядных людей — это практически беспроигрышный ход для исследователя, потому что таким способом он с минимальными затратами может получить обширный и чрезвычайно ценный материал. Вместе с тем, следует иметь в виду, что незаурядные люди со свойственным им оригинальным мышлением могут



Глава 3. Методика и техника интервьюирования


§ 2. Подготовка интервью (конкретная)



 


отличаться по своим представлениям от «обычных» коллег, что создает опасность сдвига в получаемой информации.

Члены группы и посторонние.При обследовании группы, со­общества или организации не обязательно ограничивать опрос только членами этой организации. Ориентация на опрос толь­ко членов сообщества зачастую предопределяет узость и своего рода «ведомственность» исследовательского подхода. Член орга­низации («свой») скорее всего лучше знаком с деталями, но его взгляд может быть узок или специфичен.

Опрос посторонних часто бывает полезен для получения взгляда со стороны. Разумеется, речь идет о таких «посторон­них», которые в достаточной мере осведомлены либо об орга­низации в целом, либо об отдельных аспектах ее деятельности.

Посторонние могут быть дружественны, беспристрастны или враждебны. Мнения как первых, так и последних мо­гут нуждаться в проверке или коррекции, однако это отнюдь не исключает наличия в их высказываниях ценной информа­ции или наблюдений. Посторонний может быть членом иной организации либо субкультуры. В этом случае он может иметь взгляд на предмет, который никогда не придет в голову «своим». В качестве примера укажем, что при исследовании субкульту­ры «люберов» в 1987-1988 годах, весьма ценным респондентом оказался хиппи, живущий в Люберцах.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.023 с.)