Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И практике психологической помощи↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Нынешний этап развития теории и практики психологической помощи в республиках бывшего Советского Союза представляет собой настолько стремительно и разнопланово развивающееся психологическое простран ство, что поневоле приходится констатировать: легче дать краткое описа ние новейшей истории развития психологической помощи, чем обобщить и отрефлексировать все возникающие направления и течения, школы и школки психологической практики. Тем не менее, мы считаем возможным отметить, как нам представляется, характерные черты современных отечественных подходов к психологичес кой помощи, основываясь на отрефлексированном и систематизированном концептуальном аппарате и опыте психологии и психотерапии ХХ века. Та ких черт тенденций несколько. Причем они развиваются как в содержа тельных (предметных), так и в методологических и психотехнических ас пектах. Во первых, следует отметить несомненный факт возобновления, восста новления и становления на отечественной почве как прерванных, так и не существовавших традиций, соответствующих основным психотерапевти ческим парадигмам (психодинамический подход, гуманистическое направ ление, трансперсональная психология и т.п.), хотя и несущих на себе вы раженные черты эпигонства, но осуществляющихся в корректном научном и культурном обрамлении.
Истоки и общее направление развития
Во вторых, развитие — по большей части на американизированной основе или же на классической, павловской*, — наиболее близких и привычных нам традиций поведенческой психотерапии и ее когнитивно ориентиро ванных ответвлений (“нейролингвистическое программирование”, эриксо новский гипноз, “кодирование” по методу А. Довженко и т.п.). В третьих, восстановление отечественных подходов к психологической по мощи человеку, сформировавшихся на основе духовных традиций русского Православия и классической русской философии. В четвертых, отчетливо проявляющаяся тенденция к собственно научной рефлексии как теории, так и практики оказания психологической помощи. Тенденция, идущая от традиционно мощной гносеологической традиции в советской философии и основанная на концептуальном аппарате и методо логии современной науки. Кроме того, устойчивую, не прерывавшуюся в течение всех десятилетий государственного социализма, традицию оказания психологической помо щи в русле медицинского психотерапевтического вспомоществования про должают известные врачи психиатры и психотерапевты. К этому следует добавить хорошо известный факт интенсификации про фессиональной подготовки школьных психологов, а также так называемых практических психологов, ориентированных на оказание психологических услуг учреждениям народного образования, семье, предназначенных для работы в социально психологических бюро и службах занятости, на пред приятиях и т.п. Не будет преувеличением отметить, что за последнее деся тилетие в республиках Содружества, по существу, появился весьма много численный, пусть и не вполне квалифицированный, но явно профессио нально мотивированный слой специалистов, заинтересованных в оказании психологических услуг: от психодиагностики школьников до управленчес кого консультирования директоров фирм и предприятий. Каковы же преобладающие подходы и установки в профессиональной дея тельности отечественных практикующих психологов, как они отражены в новейших публикациях? На основе анализа публикаций последних лет представляется возможность сформировать основные принципы работы психолога практика:
*В последние годы в отечественных средствах массовой информации широко рекламирова лись исследования И. В. Смирнова и его коллег, связанные с воздействием неосознаваемой семантики субсенсорных сигналов на смысловую (категориальную) мотивационную и, в ко нечном итоге, поведенческую структуру человеческой активности. Соединив компьютер с полиграфом и вычленив несколько десятков физиологических реакций на нейтральные и значимые, но в равной мере неосознаваемые сигналы стимулы (звуковые и зрительные), исследователи пришли к выводу о возможности переструктурирования психобиологически ми методами субъективной семантики индивидуального сознания, в частности, неадекват ных (патологических) установок, что представляет собой модернизированный вариант мо дификации поведения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.56 (0.006 с.) |