И практике психологической помощи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И практике психологической помощи



Нынешний этап развития теории и практики психологической помощи в

республиках бывшего Советского Союза представляет собой настолько

стремительно и разнопланово развивающееся психологическое простран

ство, что поневоле приходится констатировать: легче дать краткое описа

ние новейшей истории развития психологической помощи, чем обобщить и

отрефлексировать все возникающие направления и течения, школы и

школки психологической практики.

Тем не менее, мы считаем возможным отметить, как нам представляется,

характерные черты современных отечественных подходов к психологичес

кой помощи, основываясь на отрефлексированном и систематизированном

концептуальном аппарате и опыте психологии и психотерапии ХХ века. Та

ких черт тенденций несколько. Причем они развиваются как в содержа

тельных (предметных), так и в методологических и психотехнических ас

пектах.

Во первых, следует отметить несомненный факт возобновления, восста

новления и становления на отечественной почве как прерванных, так и не

существовавших традиций, соответствующих основным психотерапевти

ческим парадигмам (психодинамический подход, гуманистическое направ

ление, трансперсональная психология и т.п.), хотя и несущих на себе вы

раженные черты эпигонства, но осуществляющихся в корректном научном

и культурном обрамлении.


 

 

Истоки и общее направление развития


 

 


 

Во вторых, развитие — по большей части на американизированной основе

или же на классической, павловской*, — наиболее близких и привычных

нам традиций поведенческой психотерапии и ее когнитивно ориентиро

ванных ответвлений (“нейролингвистическое программирование”, эриксо

новский гипноз, “кодирование” по методу А. Довженко и т.п.).

В третьих, восстановление отечественных подходов к психологической по

мощи человеку, сформировавшихся на основе духовных традиций русского

Православия и классической русской философии.

В четвертых, отчетливо проявляющаяся тенденция к собственно научной

рефлексии как теории, так и практики оказания психологической помощи.

Тенденция, идущая от традиционно мощной гносеологической традиции в

советской философии и основанная на концептуальном аппарате и методо

логии современной науки.

Кроме того, устойчивую, не прерывавшуюся в течение всех десятилетий

государственного социализма, традицию оказания психологической помо

щи в русле медицинского психотерапевтического вспомоществования про

должают известные врачи психиатры и психотерапевты.

К этому следует добавить хорошо известный факт интенсификации про

фессиональной подготовки школьных психологов, а также так называемых

практических психологов, ориентированных на оказание психологических

услуг учреждениям народного образования, семье, предназначенных для

работы в социально психологических бюро и службах занятости, на пред

приятиях и т.п. Не будет преувеличением отметить, что за последнее деся

тилетие в республиках Содружества, по существу, появился весьма много

численный, пусть и не вполне квалифицированный, но явно профессио

нально мотивированный слой специалистов, заинтересованных в оказании

психологических услуг: от психодиагностики школьников до управленчес

кого консультирования директоров фирм и предприятий.

Каковы же преобладающие подходы и установки в профессиональной дея

тельности отечественных практикующих психологов, как они отражены в

новейших публикациях?

На основе анализа публикаций последних лет представляется возможность

сформировать основные принципы работы психолога практика:

 

*В последние годы в отечественных средствах массовой информации широко рекламирова

лись исследования И. В. Смирнова и его коллег, связанные с воздействием неосознаваемой

семантики субсенсорных сигналов на смысловую (категориальную) мотивационную и, в ко

нечном итоге, поведенческую структуру человеческой активности. Соединив компьютер с

полиграфом и вычленив несколько десятков физиологических реакций на нейтральные и

значимые, но в равной мере неосознаваемые сигналы стимулы (звуковые и зрительные),

исследователи пришли к выводу о возможности переструктурирования психобиологически

ми методами субъективной семантики индивидуального сознания, в частности, неадекват

ных (патологических) установок, что представляет собой модернизированный вариант мо

дификации поведения.


 

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.005 с.)