ТОП 10:

В СОВРЕМЕННОМ АНГЛОЯЗЫЧНОМ МИРЕ



Описание зарубежных концепций психологической помощи было бы не

полным без хотя бы краткого анализа христианской традиции психологи

ческой помощи, которая, по крайней мере в англоязычном мире, имеет глу

бокие корни, основательную научную, технологическую базу и практичес

кую основу.

К. Юнг в одной из своих книг высказал мысль, что все религии есть не что

иное, как системы исцеления психического нездоровья. В 1970 е годы эта

библейская аллюзия была отрефлексирована в США как генетическая куль

турная матрица психотерапии, в которой выделяются три основополагаю

щих истока: иудео христианский, греко романский и англо саксонский

(см. Ruesch, р. 12).

Иудео христианская традиция, которая, по мнению американского психо

лога и психотерапевта Дж. Рейша, характеризуется акцентом на принци

пах жестких моральных требований, восходящих к Торе, внесла в западную

цивилизацию десять заповедей Моисея, направленных против животного

начала в человеке, заповеди Нагорной проповеди, провозглашающей необ

ходимость нравственного совершенствования и отказ от любого посяга

тельства (агрессии) на ближнего, и к ХХ веку сумела бесстрашно и при

стально взглянуть в глубины неосознаваемого благодаря прозрениям

Фрейда.

Греко романская традиция, развивавшаяся в северо восточном Средиземно

морье, в отличие от ближневосточных семитских традиций запретов (в ча

стности, изображения божества), находила особое эстетическое наслажде

ние в воссоздании иконических и скульптурных изображений богов, бого

подобных героев. Не столько проблемы морали, сколько проблемы рассуд

ка и права, воплощенного в высших своих проявлениях в кодексах римско

го права, в идее установления самими людьми определенного обществен

ного порядка, основанного не на божественном промысле, а на человечес


 

 

Гуманистическая психотерапия, неклассические направления...


 

 


 

ком рассуждении, вплоть до провозглашения высших лозунгов француз

ской революции и идей “нового порядка” в Европе и мире в ХХ веке — та

ково влияние этой традиции с ее принципиальным приматом чувственного

и осязаемого над сверхчувственным и инобытийным.

Наконец, северная англо саксонская традиция, не являющаяся ни моралис

тской, ни законнической. Достаточно вспомнить такие факты, как отсут

ствие конституции в Великобритании, традиции английского суда широко

использовать принцип прецедента, пафос Реформации и протестантизма,

чтобы выделить общую англо саксонскую тенденцию, по словам Дж. Рей

ша, к историческому рассмотрению прошлых решений, принимавшихся од

ними людьми в отношении других, исходить не из абстрактных принципов

или постулатов, а исключительно из смысла целесообразности, из много

кратно, но безосновательно поругаемого здравого смысла. Англо саксонс

кий подход к делу состоит в том, чтобы собираться в группы, обсуждать

насущные проблемы (Британский парламент), находить компромиссы и, уж

если это не удается, бороться (см. Ruesch, с. 14—16).

Каждая из этих духовных традиций со своим видением, своей трактовкой

человека и мира налагает явственный отпечаток на весь ареал англоязыч

ной культуры. В иудео христианской традиции предполагается, что чело

век превозмогает мир, торжествует над природой благодаря моральным до

стоинствам. Греко романская традиция исходит из понимания человека как

частицы мира, подверженной его законам, из чего следует, что достоин

ство и высшая доблесть состоят в следовании неизбежному. В англо сак

сонской традиции высшее достоинство и доблесть человека в отношении к

миру состоят в том, что он торжествует над ним благодаря личному муже

ству, находчивости, умелости.

И если сообразным образу порождения первой из указанных традиций яв

ляется психоанализ с его требованиями приверженности исходным прин

ципам, отлучениями “неверных” и, соответственно, целью постичь, осоз

нать внутрипсихические конфликты, что, в общем, может сопровождаться,

а может и не сопровождаться исцелением*, если понятия “толкования”,

“освобождения”, “перенесения”, “переработки”, присущие психоанализу в

его сосредоточении на душевной жизни, несут на себе заметные черты

иудаизма и католицизма, то греко романское влияние привело к возникно

вению совершенно иной психотерапевтической культуры. Крепелин, Блей

лер, Шарко, Жане, не говоря уже о Кречмере и Юнге, подходят к человеку

вовсе не как к арене, центральное место на которой отдано поединку со

знания с бессознательным, а как к целостному природному существу, обла

дающему неотъемлемыми свойствами и качествами, которые следует при

 

*Как известно, Фрейд неоднократно подчеркивал, за исключением периода начала своей дея

тельности, что он не столько врач, сколько исследователь, в то время как Юнг, напротив,

неоднократно напоминал о себе как о враче.


 

 


 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.005 с.)