ТОП 10:

Научный консультант серии Е.Л. Михайлова



 

ISBN 5 86375 040 5

 

© 2001 А.Ф. Бондаренко

© 2001 Независимая фирма “Класс”, издание, оформление

© 2001 Мастерская таф, дизайн обложки

 

 

Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству “Независимая фирма “Класс”. Выпуск про

изведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.

 

www.kroll.igisp.ru

Êóïè êíèãó “Ó ÊÐÎËß”


 

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

 

Психологическая помощь — емкое понятие, содержание которого включает в себя

многообразие теорий и практик, варьирующихся от специфического применения

такого метода социологических обследований, как глубинное интервью, до много

образных техник социально психологического тренинга, понятий и методов, восхо

дящих к медицинской психотерапии, без которых тонкая живая ткань отношений

психолога консультанта и его клиента может легко разрушиться, а сама психологи

ческая помощь — превратиться то ли в морализаторство, то ли в простое выраже

ние сочувствия. Не вызывает сомнения, что способность сочувствовать и сопере

живать — столь же необходимый дар для специалиста в области консультативной

психологии, как для музыканта — музыкальный слух. Однако так же несомненно,

что одной этой способности недостаточно для решения многочисленных и много

образных проблем, ежедневно возникающих в деятельности психолога практика в

его двух основных ипостасях, оформившихся в последние годы на отечественных

просторах: школьный психолог (психолог наставник) и психолог консультант. По

этому свою основную задачу автор видел в том, чтобы показать студенту, специа

лизирующемуся в области психологического консультирования и психологической

помощи, весь спектр проблем, методов и требований, предъявляемых к специалисту

в данной области. Причем, не ограничиваясь простым описанием процесса, обра

титься к разнообразному социально культурному, историческому контексту воз

никновения соответствующей профессии, глубоко и всесторонне проанализировать

сложившиеся традиции и намечающиеся перспективы деятельности, связанной с

психологической помощью личности и сообществу. И уже исходя из обобщенных и

дифференцированных тенденций, дать описание конкретных проблем, практик и

нормативных требований, каковыми последние представляются на сегодняшний

день применительно к личности и деятельности специалиста, профессионально за

нятого в области психологической помощи.

Предлагаемое учебное пособие предназначается в первую очередь для студентов

факультетов психологии университетов и других высших учебных заведений, спе

циализирующихся в области психологической помощи. Но оно может оказаться по

лезным и широкому кругу других специалистов смежных профессий — врачам

психиатрам, учителям, священникам, да и просто любому интеллигентному челове

ку, поскольку наиболее полно и стройно представляет всю систему научных зна

ний, практических требований и умений, охватывающих теорию и практику психо

логического консультирования. Вместе с тем хорошо известно и другое: теория и

практика психологической помощи, в особенности на просторах бывшего Союза, а

теперь Содружества, не то что далека от окончательного становления, но, попросту


 

 


 

 

Психологическая помощь: теория и практика


 

говоря, делает первые шаги как в смысле социальной институционализации, так и

в смысле научного и прикладного оформления в самостоятельную область социаль

ной практики и, соответственно, в отдельную профессию.

Поэтому пойти традиционным способом, т.е. просто изложить некоторые “даннос

ти”, как принято при написании подобных книг, вообще не представлялось воз

можным. Невозможно ограничиться простой констатацией состояния дел еще и по

тому, что сама профессия в нашем случае требует от своего представителя прежде

всего вполне определенной личной работы: проработки собственных эмоциональ

ных и смысловых проблем, овладения определенной культурой самоанализа и лич

ностной рефлексии, осознания в возможно более полном объеме своих собствен

ных личностных, нравственных, культурных, когнитивных и глубинных (“само

стных”) ценностей, без соотнесения с которыми практика психологической помо

щи не может быть профессиональной. В самом деле, трудно и даже невозможно

представить себе профессионального психолога консультанта незрелым, не спо

собным интегрировать в себя многообразные ценности мира, обремененным соб

ственными личностными или экзистенциальными конфликтами, навязывающим

свою концепцию мира клиенту...

Ясно, что подобная личностная работа не может осуществляться по учебному посо

бию, даже по самому совершенному, поскольку требует принципиально иного спо

соба обучения, а именно: опыта проживания собственного бытия в непосредствен

но личностном общении и анализе.

Для того чтобы облегчить эту работу, сделать ее возможной, и предназначается

наша книга.

Настоящее учебное пособие написано на основе многочисленных авторских курсов

лекций, психологических школ, обобщения собственных исследований, достижений

и трудностей в практике оказания психологической помощи, а также с учетом всей

доступной как отечественной, так и зарубежной литературы по этому вопросу.

В понимании смысла и специфики психологической помощи автор обязан общению

с близкими и далекими коллегами и друзьями, среди которых особый след остави

ли Карл Роджерс, Карл Витакер, Роберт Янг, А. Е. Алексейчик, Б. С. Братусь,

Ф. Е. Василюк, И. В. Дубровина, Ю. Н. Емельянов, А. Ф. Ермошин, А. В. Зинченко,

Г. Л. Исурина, А. А. Леонтьев, Э. Лауренайтис, М. Мейгас, О. М. Лобач, В. Ф. Петрен

ко, Т. С. Яценко и многие, многие другие, чей бесценный опыт и сердечную теплоту

автор надеется передать своим коллегам и последователям.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Наука и жизнь... Почти что архетипический образ чудаковатого профессора, отго

родившегося в заваленной ретортами и фолиантами лаборатории от живущего сво

ей жизнью мира, все еще бытует в человеческом сознании. Но все мы, люди, имею

щие отношение к научным занятиям, хорошо помним: с некоторого времени “ман

дарины духа натолкнулись на плотность собственного тела”. С тех пор как наука

утратила свой просветительский статус, а ученый — возможность независимого


 

 

Предисловия


 

 


 

индивидуального исследования действительности, особой — и профессиональной,

и личностной, — его задачей становится самоопределение в отношении к окружа

ющему миру, рефлексия собственной этической, социальной и ценностной пози

ции. В особенности это относится к профессиональной деятельности и личностно

му развитию практикующего психолога.

Дело в том, что по своему объективному содержанию деятельность практикующего

психолога, психолога психотерапевта не может не реализовать в некотором смыс

ле проектное, психотехническое, а в перспективе — и социотехническое — отно

шение к миру. Что бы ни делал психолог психотерапевт, оказывая психологичес

кую помощь, он в конце концов способствует восстановлению или выстраиванию

некой изначально предполагаемой, а возможно, в идеале и полагаемой целостности

индивидуального способа бытия, возвращая ему достоинство самоценности. Однако

испытание этого достоинства и, так сказать, установление его не мнимой, не иллю

зорной, но подлинной значимости означает дальнейшее осуществление себя в

мире, т.е. целе и смыслополагание, реализацию замыслов и проектов как в отно

шении себя самого, так и в отношении мира, с которым человек находится в слож

ной и неразрывной связи. Изменяя себя, изменяешь вселенную. Жизнь в семье, в

группе, в ситуации, в социуме, в культуре, в эпохе, во времени, в себе самом — все

эти измерения человеческого бытия так или иначе включены в теорию и практику

психологической помощи.

Работая над вторым изданием этого учебного пособия для студентов, специализиру

ющихся в области практической психологии и психотерапии, я прежде всего попы

тался углубить именно историко культурный контекст деятельности отечественно

го практикующего психолога. Кроме того, я посчитал возможным расширить круг

представлений о масштабах и ответственности психолога психотерапевта, а также

отметить нравственные и социальные аспекты этого, смею полагать, вечного вида

профессиональной деятельности. Отсюда некоторая проблемность и, возможно, дис

куссионность обновленного содержания, цель которого — способствовать развитию

экзистенциально углубленной и социально ориентированной профессиональной

рефлексии. Текст учебного пособия снабжен ссылками на новые и новейшие источ

ники, содержит описание реальных случаев из консультативной и терапевтической

практики автора, а также ряд наблюдений и обобщений, относящихся к общему кон

тексту работы русского психолога.

 

 

Александр Бондаренко,

март 1999, Киев

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ

Психологическая помощь как вид практики имеет самое прямое отношение к про

блеме смысла. Смысл, как известно, означает таинственное, подчас туманное, по

гречески µõóôéêïæ. Не потому ли, что смысл можно выдумать, чем занимаются бо

гословы и философы? Или изобрести, в чем преуспевают идеологи и демагоги? Или


 

 


 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.169.76 (0.012 с.)